Номер 6/02 Главная Архив К содержанию номера

Управление персоналом и подготовка кадров


Университетский менеджмент: опыт Мюнхенского технического университета

ВОЛЬФГАНГ А. ХЕРРМАНН
профессор, президент Мюнхенского технического университета
ЛЮДВИГ М. КРОНТАЛЕР
доктор наук, канцлер Мюнхенского технического университета
(Германия)


• Основными принципами университетского менеджмента являются управляемость системы и профессионализм администрации
• Университет должен сам определять уровень научного развития, что наряду с профессиональным суверенитетом требует высокой гибкости
• Для обеспечения конкурентоспособности университету необходимо
не только анализировать “рынок сбыта” специфических услуг,
но и “формировать спрос” на них

Под крышей любого университета приходится решать множество задач, между которыми существуют постоянные напряженные отношения. При ограниченных бюджетных средствах необходимо оптимально финансировать все факультеты и лаборатории с тем, чтобы обеспечить высокий международный уровень их работы. Университетам надо выдерживать конкуренцию других высших школ. Кроме того, они должны быть готовы к изменениям, а в изменившихся условиях к переосмыслению самой системы “университет” и принятию комплекса мер по ее перестройке. В этом случае стабильность и гибкость университетского менеджмента также находятся в состоянии перманентно напряженных отношений.

Очевидно, что решать эти и прочие многочисленные задачи призван профессиональный менеджмент. Но подавляющая часть университетских практиков встречают такой вывод с нескрываемым скепсисом. Они отмечают, что действительно нужно приложить колоссальные усилия, чтобы проникнуть в сложность университетских структур, принципы их функционирования и связи между ними, быть готовым вскрывать собственные недостатки, коллективно разрабатывать концепции альтернативных систем управления и осуществлять их. Однако ситуация усугубляется тем, что все это должно быть не на бумаге, а в тесном общении с людьми.

Мюнхенский технический университет считается одним из реформаторских вузов Германии. На его примере рассмотрим критерии успешного менеджмента крупного государственного университета и проанализируем принципы и пути современного управления высшей школой.


Принципы университетского менеджмента


Первейшей предпосылкой менеджмента является управляемость системы. Если университет понимать как конгломерат независимых людей, интересы которых могут быть прямо противоположными, то об успешном менеджменте не может быть и речи. Истинная сила университета покоится на коллективизме, общности учащихся и обучающих, общих научных корнях, выходящих за пределы отдельных дисциплин, на осознанном сплочении науки, технических и административных услуг. Поэтому сегодня как никогда важно соответствие между индивидуальной и корпоративной автономией, что позволит полностью использовать сильные стороны системы “университет”. Прежнее организационное разнообразие в этом плане неприемлемо. Нужно понимать, что величина современных университетов требует иных управленческих структур по сравнению с другими вузами, имеющими явно меньшие размеры.

Стремление к созданию жестких управленческих структур регулярно наталкивается на нарушение принципа демократии. Подходя к этому принципу здраво, можно утверждать следующее: во-первых, университет, будучи государственной организацией, юридически относится к сфере исполнительной власти, а потому должен строиться на иерархических, а не демократических принципах; демократически он должен быть только легитимирован. Во-вторых, нельзя ставить знак равенства между демократией вообще и базисной демократией: чем крупнее демократически устроенное образование, тем вероятнее ориентация его структуры на представительную демократию, чтобы эта организация была управляемой. Поэтому нет ничего противоречащего ни праву, ни обычаям в поисках новых организационных форм, которые делают современные университеты управляемыми и одновременно устанавливают столь необходимый баланс между корпоративной и индивидуальной автономией.

Профессионализм менеджмента предполагает наличие определенных способностей, которые приобретаются в ходе обучения. Надо иметь в виду, что университеты в связи со сложностью их структур и большими размерами, крупными государственными средствами, предоставляемыми им, и огромным значением для общества и экономики должны сегодня управляться по-иному, чем раньше. Управлением университетами следует заниматься профессионалам, а не любителям. Только тогда университеты окажутся на уровне возросших к ним требований. К сожалению, ответственный подход к общему управлению главными задачами по обучению и исследованиям, стимулированию молодых специалистов, трансферу технологий и знаний все еще не считается необходимым. Опыт ведущих мировых университетов показывает, что ключом к успеху является понимание президентом или деканом академических управленческих задач как основных в своей работе.


Пути и цели Мюнхенского
технического университета


Профессиональный менеджмент не есть самоцель, но является ценным и непременным средством для последовательного и успешного достижения стоящих перед университетом целей. В центре всей университетской деятельности должна находиться все же наука, а не структуры, процессы, инструментарий, менеджмент. Задача последних заключается “лишь” в создании таких рамочных условий, которые освобождают ученых от чуждых для науки задач, стимулируют творческую активность и самодисциплину, мобилизуют научные силы на достижение общей цели на индивидуальном и корпоративном уровнях.

Профиль и цели

Мюнхенский технический университет представляет собой международную высшую школу, в обязанность которой входит приобретение, сохранение, передача и применение знаний. Академическое обучение является отображением научного уровня преподавателей и ученых этой высшей школы. Технический интеллект, профессиональная независимость, культурная чуткость и социальная компетентность выступают в качестве равноценных, взаимосвязанных целей академического образования. Основу университета составляют три направления – естественные науки, техника и медицина, каждое из которых служит своеобразной инстанцией для передачи методически обоснованных и практически ориентированных знаний, отражающих высшие достижения научно-технического прогресса, сфокусированного на высоких технологиях и “науках о жизни”. Важное значение имеет интеграция высшей школы в общество, которое на первый план ставит правильно понимаемую, т.е. критически осмысливаемую пользу науки и техники для людей и прогресса стран, где они проживают.

Таким образом, университет следует воспринимать как ответственный, дееспособный учебный концерн, который свои цели тесно увязывает с потребностями государства, экономики и общества, так же как и с прогрессом науки и интересами работающих на предприятиях ученых и инженеров.

Принципы развития
и управления высшей школой

Мюнхенский технический университет признает конкуренцию в качестве принципа развития и управления высшей школой. Конкуренция стимулирует качество и производительность, порождает многообразие, стабилизирует всю систему “высшая школа”. Она требует высокой степени автономии, так как лишь те, кто обладает широким диапазоном действий, в состоянии нести полную ответственность за свою позицию в конкурентной борьбе. Ответственность должна распределяться со всей определенностью и возлагаться не на “анонимные” органы, а на конкретных лиц. Этот принцип личной ответственности требует тесной увязки с компетенциями и полномочиями оперативных органов (правление высшей школы, деканы), которые должны быть легитимированы соответствующим образом и в свою очередь подотчетны контрольным органам.

Управленческие и организационные структуры

На оперативном уровне ответственность возлагается на членов правления университета и деканов. Особенно большое значение имеет их ресурсная компетенция. По принципиально важным вопросам деканы работают вместе с правлением, входя в его расширенный состав. В остальном сферы ответственности деканов разграничены, при этом определяются цели и правила сотрудничества, а также порядок отчетности. Деканы избираются непосредственно всеми членами факультета. Выдвигаемые кандидатуры подлежат одобрению правлением университета, поэтому де-юре они независимы от совета факультета – органа, ведающего надзором и учебными делами факультета. Вместе с тем этот орган и административный совет могут сместить декана при веских на то основаниях квалифицированным большинством (2/3 голосов).

Правление университета избирается административным советом, а президент и канцлер назначаются министром правительства земли Бавария. Сенат и совет высшей школы могут сместить президента и вице-президентов также квалифицированным большинством. Срок пребывания президента университета в должности составляет шесть лет (возможны перевыборы еще на один срок), а вице-президентов и деканов – три года. Сенат (очень ограниченный по составу) как орган внутреннего надзора, в ведении которого находятся главные академические задачи, избирается из сотрудников университета без пропорционального распределения голосов по факультетам. Совет университета в качестве органа внешнего надзора, ведающего вопросами стратегии, предлагается самой высшей школой и утверждается министром по науке и исследованиям земли Бавария.

Все остальные органы в университете, включая университетское собрание, упразднены. Это обстоятельство – важный вклад в разгрузку вузовского самоуправления, но в то же время требует от действующих органов, особенно оперативных, высокого уровня профессионализма, так как в управлении университетом задействован немногочисленный персонал. Решающее значение здесь приобретает надежная передача информации и активная внутренняя коммуникационная структура.

Инструменты управления высшей школой

Фундаментально важным является конструктивное и доверительное сотрудничество немногочисленных органов управления, а также тщательное совместное планирование. План развития университета (последний одобрен 1 марта 2000 г.) разрабатывается правлением в расширенном составе, принимается административным советом и окончательно одобряется земельным министерством.

Для планирования необходима соответствующая база данных, которую должна обеспечивать надежная информационная система, особенно учета издержек и оценок достигнутых результатов. В Мюнхенском техническом университете для этих целей используется (с 1 января 2002 г.) система SAP/R3 со всеми важными модулями. Она спроектирована с расчетом на потребности канцлера университета в терминах бухгалтерского учета. Намечено расширение системы с целью обслуживания других элементов управления (управленческие услуги, студенческая администрация, организация экзаменов и пр.).

Бюджет рассчитывается в зависимости от достигнутых результатов и нагрузок. Базой является соответствующая параметризированная система распределения средств. Она учитывает с различными весовыми значениями количество обучающихся в регулярные периоды занятий, число выпускников и их рыночную привлекательность (данные на основе опросов работающих выпускников университета), а также результаты научных исследований и продвижение молодых ученых (полученные средства на исследования из третьих источников, повышение по службе, присуждение ученых степеней). С помощью этих данных устанавливаются стимулы, помогающие повысить релевантные для университета показатели работы по всем научным направлениям.

Однако указанная параметрическая система распределения средств может служить лишь в качестве одной из рациональных распределительных баз, так как она консервативна из-за своей ориентации на прошлые результаты и учитывает в большей степени количественные, а не качественные показатели. Такая система нуждается в дополнении, чтобы действительно стать прогрессивной, ориентированной на качество, позволяющей исчислять средства на необходимые для развития работы, которые еще не зарекомендовали себя как параметры успеха.

В этой связи в университете внедрена система академического контроллинга, с помощью которой достигнута увязка ресурсов с целевыми установками. При этом ставились различные качественные цели, которые идентифицировали профиль университета (например, интернационализация, установление новых акцентов в обучении, организация новых учебных курсов и т.п.) и помогали укреплению его позиций в конкурентной борьбе. Право инициативы принадлежит правлению университета, а также факультетам, от которых постоянно должны исходить конкретные содержательные предложения. Согласование целей охватывает точно определенные и измеримые цели, сметные расходы и временные графики, этапы научно-исследовательских работ, регулирование конфликтов и санкций. Для гарантии высоких стандартов целевые установки принимаются правлением университета в расширенном составе. Административные функции также выполняет правление. С помощью инструмента согласования целей стимулируется научная конкуренция внутри самого университета, побуждается творческая инициатива и гарантируется качество труда.

Согласованию целей (на совершенно другом уровне) служат также институализированные обсуждения, которые были введены в практику университета несколько лет назад.

Постоянное научное обновление и гибкость

Университет обязан содействовать научно-техническому прогрессу. Дело чести каждого университета самому определять высший уровень научного развития, а не только адаптироваться или воспроизводить его. Это требует наряду с максимумом профессионального суверенитета также и высокой степени готовности и способности к изменениям, т. е. гибкости. Гибкость необходима не только в рамках отдельных учебных предметов, но и в отношениях между ними, так как наибольший потенциал развития кроется в точках пересечения классических дисциплин. Обычно именно в этих местах нет представителей институциональных интересов, которые из собственных побуждений следили бы за междисциплинарным развитием. Поэтому первоочередной задачей дальновидного и квалифицированного правления университета является именно “забота” о подобных точках пересечения.

Решение этой задачи должно обеспечиваться компетентными внутренними и внешними консультациями, сопровождаться активными поисками и поддержанием контактов с лучшими в мире университетами, а также проведением внутренних диалогов. В качестве инструментов здесь можно назвать разного рода оценочные методы и системы стимулирования (например, целевое финансовое стимулирование междисциплинарной активности). Однако злоупотреблять этими вспомогательными средствами нельзя, иначе они потеряют свою остроту и приведут к увлечению собственно оценочными мероприятиями.

Готовность и способность к изменениям требуют большой гибкости в отношении используемых ресурсов. Это означает, что университет должен избегать долгосрочных специфических обязательств, располагать свободными и достаточными ресурсами, чтобы с их помощью можно было финансировать новые разработки. К сожалению, рамочных условий для столь гибкого управления университетами в Германии из-за весьма жесткого общественно-правового бюджетного регулирования уже давно нет. Поэтому Мюнхенский технический университет перешел к политике поиска внешних партнеров, которые благодаря совпадению интересов готовы предоставить средства для промежуточного финансирования затрат по срочным мероприятиям развития, которые не могут быть профинансированы из бюджетных средств. В рамках кампании по поиску средств за два последних года было изыскано почти 100 млн марок (на 5-10 лет), что также является результатом гибкой политики университета.

Административная поддержка

С переходом на новую “философию предпринимательства” перед администрацией встают новые задачи в отношении управленческих услуг. Управление кадрами и финансами направлено прежде всего на факультетский уровень и процессы. Тем самым администрация университета ориентируется на потребности своих “клиентов”, предлагая полный комплекс услуг по кадровым или бюджетным вопросам силами одной команды, обслуживающей определенный факультет. Одновременно на субсидиарной основе происходит формирование на местах небольших функционально ориентированных административных единиц (так называемых бюро факультетского сервиса), чтобы оказывать декану поддержку в решении менеджерских задач. Бюро факультетского сервиса разгружают кафедры от административных задач, освобождая научный персонал, используемый прежде на административной работе.

Университетский маркетинг

Для обеспечения долгосрочной национальной и международной конкурентоспособности университет последовательно ориентирует свою деятельность и специфические услуги на релевантные для высшей школы “рынки сбыта”, а также на их активную обработку. Имеется в виду не только заблаговременный анализ рынка с расчетом на удовлетворение его потребностей, но и “формирование спроса”, т.е. развитие и активизация в экономике и обществе непрерывной потребности в специфических услугах университета.

Такая постановка цели требует постоянной оптимизации профиля и пересмотра приоритетов, ориентирует на научное развитие и хозяйственный спрос. Рыночная ориентация уже давно является естественной нормой для сферы трансфера знаний, методов, технологии, а также для прикладных научных исследований и разработок. Чтобы оптимально поддерживать эти области бизнеса, образована специальная компания TUM-Tech GmbH, с помощью которой расширены деятельность по переподготовке и повышению профессиональной квалификации кадров, научный консалтинг (особенно в отношении сетевых организаций), оперативный технологический трансфер, связи с заказчиками проектов, источники средств, а в целом планомерная рыночная реализация университетских компетенций. Цель компании состоит в создании условий для более производительной работы в точках пересечения интересов общественно-правовых органов и частных хозяйственных предприятий, чтобы обеспечить непрерывное внедрение научных ноу-хау в существующую продукцию, процессы и услуги. Дальнейшее образование близких к университету, но не типичных для него учреждений в конкурентоспособных организационных формах является радикальной мерой для достижения им стратегической цели научного лидерства.

Сегодня университет работает также над профессионализацией уже действующих сетей, данные по которой используются в качестве важной информационной базы для принятия решений и разработки скоординированной маркетинговой концепции на основе широких научных дебатов, формирующих профиль университета. Цель этой концепции должна заключаться, в частности, в выявлении новых источников финансирования.

***

Скорость развития университетов в условиях международной конкуренции резко возросла. Принципиальную адаптацию и корректировку курса требуется проводить все чаще, если университеты намерены сами определять уровень научного развития. Университетский менеджмент должен быть в состоянии постоянно осуществлять необходимые изменения, для чего надо видеть перспективу, принимать соответствующие решения, обладать твердостью и одновременно гибкостью. Проверенного пути, общих рекомендаций для всех университетов на этот счет нет, имеются лишь более или менее хорошие примеры и стимулы. Каждый университет должен искать собственный путь.


Статья публикуется с любезного разрешения швейцарского издательства “Пауль Хаупт”.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz