Менеджмент и
маркетинг
Корпоративное управление в ХХ веке:
история и перспективыБОРИС ШПОТОВ доктор исторических наук, ведущий научный
сотрудник Института всеобщей истории РАН
• Менеджмент зародился в крупной
американской корпорации в середине ХIХ в. • Во второй половине ХХ в. наука и искусство
управления приобрели междисциплинарный и
системный характер • Гибкость, информированность,
предприимчивость, сближение с клиентом – отличительные черты менеджмента на
пороге XXI в.Наука и искусство менеджмента, или
корпоративного управления, – одно из важнейших
достижений ХХ столетия. Это непрерывно
совершенствующийся синтез теории и практики,
анализа и интуиции, функциональных знаний и
умения руководить подчиненными, способности
плодотворно вести дела с партнерами и клиентами
и поддерживать заинтересованность сотрудников в
достижении целей компании. Иными словами,
менеджмент – главный организационный ресурс
фирмы. Создание менеджмента как совокупности методов
управления, позволяющих эффективно использовать
возможности крупной и средней компании, явилось
следующим этапом ее развития после разделения
труда и возникновения частной корпорации, т.е.
предприятия, принадлежащего нескольким лицам и
управляемого с помощью служащих. Менеджмент стал
определять успех фирм, занятых массовым
производством и сбытом. Новые импульсы развития
он получил в наши дни. Из набора стандартных
управленческих приемов, иерархической системы
контроля и жесткого деления на руководителей и
исполнителей менеджмент постепенно превратился
в гибкий механизм управления, ориентированный на
быстро изменяющееся внешнее окружение бизнеса,
максимальное удовлетворение клиентов,
применение информационных технологий,
инициативу и интеллект сотрудников, умение
работать в разнообразной культурной среде.
Первые шаги
Менеджерский тип управления появился в
середине XIX в. в быстро развивавшемся
железнодорожном бизнесе США. Крупнейшие по тем
временам корпорации данного сектора экономики
финансировались частным (акционерным) капиталом
и выполняли ряд взаимосвязанных функций, для
осуществления которых требовался штат
профессионально подготовленных служащих,
решавших как административные, так и специальные
задачи (контрольные, координационные,
технические, учетно-финансовые, сервисные).
Управление было централизованным и строилось по
иерархической схеме. К концу XIX в. менеджмент распространился на ряд
отраслей, где успех зависел от быстрой, слаженной
работы функциональных звеньев и эффекта
масштаба, – крупную оптовую и розничную
торговлю, коммунальные предприятия, телеграфную
и телефонную связь. Фирмы, использовавшие выгоды
от масштаба производства, вертикальной
интеграции, комбинаций с другими компаниями
(слияния, поглощения, холдинги и др.), создавались
в новых, капиталоемких отраслях промышленности
– нефтеперерабатывающей, химической,
электротехнической, сталелитейной,
машиностроительной и пищевой. Там
концентрировались крупнейшие предприятия и
развивалось стандартизованное массовое
производство. Менеджерское управление начиналось с низших
подразделений функциональных отделов (цех,
склад, магазин) и среднего звена (управление
самими функциональными отделами и их
координация). Снижение издержек на единицу
продукции за счет увеличения скорости и объема
поставок, производства и сбыта, а также их
скоординированности давало конкурентное
преимущество, достижение которого являлось
ключевой обязанностью менеджеров (как
администраторов, или линейных управляющих, так и
штабных специалистов, занимавшихся прикладными
исследованиями и разработками). Менеджмент становился важнейшим фактором
получения прибылей крупными компаниями.
Критериями оценки бизнеса были уже не только
традиционные показатели соотношения доходов и
расходов, но и организационной и управленческой
эффективности (грузооборот, товарооборот,
прибыль на вложенный капитал). Высшее руководство таких компаний,
первоначально состоявшее из
предпринимателей-компаньонов, становилось
профессиональным и менеджерским, т.е. отделялось
от владения капиталом. Это происходило либо в
результате крупных организационных
преобразований (например, объединений с другими
фирмами), либо в ходе создания или приобретения
предприятий людьми, не знакомыми с данным видом
бизнеса. Поскольку банкиры или торговцы не могли
сами компетентно руководить промышленным,
транспортным или коммунальным предприятием, им
приходилось нанимать менеджеров. Объединение же
нескольких компаний и создание
централизованного руководства осуществлялись
на основе обмена акциями и обладания их
контрольным пакетом. Поэтому наряду с
промышленниками в правление компаний приходили
банкиры, предъявлявшие высокие требования к
прибыли на вложенный капитал. В США раньше, чем в других странах, оформились
все “классические” структурные элементы
корпоративного управления – разграничение прав
и функций собственников и менеджеров,
иерархическая пирамида, линейные и штабные
менеджеры с четко очерченными правами и
обязанностями. Деловое администрирование стало
профессией, которой обучали на университетских
факультетах (школах) менеджмента. Первая такая
школа – Уортонская при Пенсильванском
университете – была организована в 1881 г. Первоначально менеджмент создавался
эмпирически по мере необходимости учета и
экономии ресурсов, снижения производственных
потерь и использования эффекта масштаба.
Наглядной моделью слаженности работы различных
производственных участков и эффективного
использования оборудования служили железные
дороги с их графиками движения поездов и
централизованным управлением. Так, крупнейший
американский сталепромышленник конца XIX в.
Э.Карнеги добился эффекта масштаба на
производстве использовав свой опыт
железнодорожного служащего. На рубеже XIX – ХХ вв. в США появилась система
управления работниками, основанная на
инженерных расчетах, опытах и наблюдениях (школа
научного менеджмента). Ее представители – Ф.
Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилбрет, Г.Гантт, У. Кларк, Г.
Эмерсон и др. при некоторых различиях во взглядах
и подходах были едины в том, что
производительность труда рабочего можно
существенно повысить с помощью организационных
и управленческих приемов и стимулировать
адекватным вознаграждением. Они исходили из
того, что определяющим мотивом любой трудовой
деятельности является стремление заработать. Г.
Гантт утверждал, что научный менеджмент
позволяет реализовать вековую мечту
человечества – объективно, научным путем
определить размеры справедливого (т.е.
заслуженного) дохода не только рабочего, но и
бизнесмена. Основные принципы рационального управления
промышленной фирмой как организацией впервые
сформулировал французский горный инженер и
управляющий А. Файоль в изданной в 1917 г. книге
“Общее и промышленное управление”. Ему
принадлежит заслуга определения основных
административных функций менеджера как
плановика, организатора, координатора и
контролера, что не утратило значения и в наши дни.
Общие принципы управления легли в основу
представлений об универсальных
административных задачах, будь то управление
частной компанией, государственным учреждением,
армией и даже страной. Важное значение для последующего развития
менеджмента имел вывод Файоля, что по мере
служебного продвижения управляющий
освобождается от узкоспециальных (например,
технических) навыков и обязанностей, превращаясь
в администратора широкого профиля. Опираясь на
функциональных специалистов и экспертов, такой
администратор умеет мыслить
“надфункционально” и руководить подчиненными
на нескольких участках деятельности фирмы. Фактически же у корпоративного менеджмента
было немало творцов, опиравшихся на собственный
опыт и понимавших важность эффективного
управления для получения прибыли. В США он
развивался в компаниях “Стандард Ойл”,
“Дженерал Электрик”, “Дюпон де Немур”,
“Дженерал Моторс” (в последней с начала 20-х
годов), а в Европе и дореволюционной России – на
предприятиях Круппа, Ротшильда, Нобеля, Путилова,
Морозова, Юза и других фабрикантов.
Расцвет корпоративного менеджмента
Функционализм управленческих познаний
(финансы, бухгалтерский учет, производство, сбыт
и т. п.) обусловил на первых порах повсеместную
недооценку человеческих, личностных факторов
менеджмента. Роль администраторов бизнеса
играли сами хозяева или узкие специалисты –
инженеры, техники, выпускники коммерческих школ.
Предпринимательский патернализм – добровольная
забота хозяев об условиях труда и быта рабочих,
проведение благотворительных, оздоровительных и
просветительских мероприятий – носили, как
правило, нерегулярный и произвольный характер. После первой мировой войны к решению
управленческих задач подключились психологи и
социологи. Идеи научного менеджмента,
разработанные инженерами, перестали считаться
универсальными и “единственно верными”, а наука
управления стала приобретать
междисциплинарный
характер, в которую был введен
социальный
фактор. В 20-е годы в результате “хоторнских
исследований” (проведенных на предприятии
“Вестерн Электрик” в г. Хоторне, шт. Иллинойс)
было впервые показано, что работа – это не только
способ получения средств к существованию, что
человек не всегда стремится действовать “по
законам эффективности” и что производственный
коллектив является своего рода микромиром, где
настроение и поведение индивидуума влияют на его
отношение к работе и сказываются на
производительности. Школы “человеческих отношений” и
“организационного поведения”,
у истоков
которых стояли американские исследователи М.
Фоллет, Ч. Барнард, Ф. Ротлисбергер, Э. Мэйо,
получили признание лишь в конце 50-х – начале 60-х
годов. Один из важнейших провозглашенных ими
постулатов – индивидуальность запросов и
потребностей работников и возможность их
оптимального использования. Теории мотивации,
выдвинутые крупнейшими американскими
психологами А. Маслоу, Д. Макклелландом, Ф.
Герцбергом, Б. Скиннером и другими учеными,
позволили составить более сложную картину
гармоничных межличностных отношений в
организациях. Особое значение в управленческой науке
приобрели различные
теории лидерства и стилей
руководства. Довольно быстро отказавшись от
теории особых личностных качеств лидера,
исследователи поставили в центр внимания
характер принимаемых решений. Для достижения
целей организации лидер может ориентироваться
либо на управление и контроль, если считает
подчиненных безответственными,
неисполнительными и ленивыми, либо на интеграцию
индивидуальных и коллективных целей, если
обнаруживает, что его сотрудники склонны к
творчеству, самоконтролю и ответственности
(“теория Х” и “теория Y” Д. Макгрегора). Р.
Лайкерт выделил четыре основных типа
организаций и соответствующих стилей управления
в зависимости от степени авторитарности
руководителя и вовлечения подчиненных в работу
организации. В конце 60-х годов американский психолог Ф.
Фидлер разработал “ситуативную” теорию
менеджмента, показав, что в принципе стиль
руководителя определяется конкретной ситуацией,
служебным положением, характером задания и
“духом” отношений в организации (уважением со
стороны подчиненных и умением руководителя
работать и с такими людьми, к которым он
испытывает личную неприязнь). В соответствии с
этим Ф. Фидлер выделил два типа лидера –
ориентированного на выполнение заданий и
ориентированного на человеческие отношения. Современный взгляд на лидерство и руководство
исходит из умения руководителя усиливать
мотивацию сотрудника исходя из его доминирующих
стремлений (к денежному вознаграждению, власти,
признанию своих достижений, комфорту, прочному
положению или автономности и творческому росту).
Данные установки меняются в зависимости от
возраста, служебного положения и т.д. Все более
ощутимо дает себя знать проблема приоритетности
работы или семьи (иными словами, чему больше
должен отдавать себя сотрудник – частым
командировкам и сверхурочной работе, что
способствует карьере, но наносит ущерб семейным
отношениям, или наоборот). Оптимальное решение
данной проблемы особенно важно для работников,
от настроения которых зависит качество
обслуживания клиентов. Не утратил актуальности и такой вопрос, как
делегирование
полномочий и власть руководителя. Если
руководитель не передает часть своих функций
подчиненным или не обладает каким-либо из
ключевых источников власти (информацией,
ресурсами, поддержкой влиятельных лиц и
подчиненных), то чувство безвластия (powerlessness),
считает Р. М. Кантер, заставляет менеджера
прибегать к самообороне, мелочному диктату, а
иногда приводит к его изоляции. В американских
фирмах синдрому безвластия чаще подвержены
служащие-женщины, низшие администраторы
(супервайзеры), штабные специалисты. Наука и искусство человеческих отношений
охватили и
область коммуникаций и контактов
как внутри компаний, так и с внешним окружением
(деловыми партнерами, потребителями,
государственными организациями, средствами
массовой информации). Положительный образ фирмы
стал важным инструментом повышения доверия к
ней, а следовательно, и фактором
конкурентоспособности. Наряду с гуманитарными проблемами управления
разрабатывались и вопросы
оптимального
организационного построения. Здесь, как и в
области управления людьми, происходил переход от
“абсолютных” принципов и схем к
гибкости и
ситуативности. Начиная с 50-х годов практика менеджмента
накопила значительный опыт приспособления
организационной структуры к конкретным и
изменяющимся задачам компаний. Крупный вклад в
обобщение опыта и научный анализ внесли
британские исследователи (в частности Дж.
Вудворд), показавшие связь организационного
построения с размерами фирмы, выполняемыми
задачами, численностью занятых и рядом других
факторов. Было выведено понятие “норма
управляемости”, которая зависела от сложности
организации и длины управленческих
коммуникаций. Американские специалисты
дополнили эти исследования изучением влияния
внешнего окружения на оргструктуру компаний. Усложнение внешней среды и необходимость
гибкого реагирования на новые возможности вне и
внутри фирм участили случаи перемещения центров
управления от традиционных иерархий к
руководителям проектных групп, члены которых
подчиняются двум и более менеджерам – прежним
(функциональным) и новым. Потребность в
привлечении людей и ресурсов из разных
функциональных отделов привела к появлению
матричной структуры, а самообновление компаний
на решающих участках работы вызвало к жизни
новую дисциплину менеджмента – управление
изменениями.
На пороге XXI века
Признаками передовой современной компании и
компании ближайшего будущего являются придание
иерархическим пирамидам более плоской формы за
счет “утончения” среднего управленческого
звена и развития горизонтальных связей;
глобализация бизнеса и создание сетевых
коммуникаций; ориентация на работу в командах,
проектных и целевых группах вместо прежних
постоянных отделов; организация и автономизация
разнообразных деловых центров взамен
традиционных иерархий. Развитие информационных технологий в корне
изменило методы координации и контроля, снизив
роль личного наблюдения за работой подчиненных и
бюрократических форм согласования тех или иных
решений. Новыми явлениями в организации стали
“виртуальные офисы”, повысившие
самостоятельность работников, а также
расширение участков прямой работы с клиентами
(frontline work). В вопросах вознаграждения набирает силу
тенденция стимулирования сотрудников за
реальный текущий вклад в деятельность группы,
отдела, компании. При оплате труда менеджеров и
персонала в целом возрастает значение
премирования по итогам работы, внутренних
социальных программ, автономных
“предпринимательских центров” в рамках
компаний, которые сами продают свои услуги
внутренним или внешним клиентам
(интрапренерство). Такие функции бизнеса, как снабжение,
производство и сбыт, получают новый импульс за
счет совершенствования управления цепями
поставок, что позволяет минимизировать
складские запасы; бригадные методы производства
стимулируют передачу значительной части
ответственности и принятия решений
непосредственным исполнителям (lean production);
управление всеми аспектами качества (total quality
management) означает распространение ответственности
за качество на все звенья и этапы процесса
производства товаров и услуг и доведения их до
потребителя. Индивидуализация услуг, развитие
электронной торговли, создание банков данных о
потребителях и расчеты индексов их
удовлетворенности превращают клиентов в один из
важнейших активов компании. Делая упор на долгосрочные перспективы и
максимальный учет интересов потребителей,
современная наука менеджмента подчеркивает
относительную
ценность новых методов работы фирм, которые
важно применять
системно
– с учетом
появления уравновешивающих и тормозящих
факторов. Так, увлечение расширением
ассортимента и удешевлением услуг может
привести к снижению их качества и сдаче позиций
конкурентам. Умение сбалансировать текущие
выгоды и долгосрочные перспективы, личные цели
сотрудников и интересы компании, предвидеть
спонтанное возникновение тормозящих эффектов и
развивать опережающую реакцию (активное деловое
поведение) – одно из достоинств
“самообучающейся” организации, которая,
подобно живому организму, способна
функционировать адаптивно и гибко. На протяжении ХХ в. изменялось содержание
отношений между бизнесом, государством и
обществом. В странах Запада произошло ослабление
прямого регулирования в сфере рынка при усилении
контроля в социально значимых областях (охрана
окружающей среды, сфера трудовых отношений и др.). Необходимым компонентом делового успеха стала
социальная
ответственность
менеджмента, способствующая
интеграции компаний в повседневную жизнь
общества. Речь идет об их участии в решении
насущных проблем образования, здравоохранения,
развития местных инфраструктур. В США после 60-х
годов кадровый менеджмент был приведен в
соответствие с национальной политикой в области
трудовых отношений, что имело результатом
практическое устранение дискриминации женщин и
афро-американцев в этой сфере (в последние годы
раздаются даже голоса о “дискриминации
наоборот”). В связи с растущей глобализацией бизнеса все
больше внимания уделяется кросс-культурным
взаимодействиям и управлению ими в
транснациональных компаниях, совместных
предприятиях, при заключении международных
торговых сделок и т. д. Необходимость усвоения
культурных особенностей партнеров в других
странах вместо навязывания им американских
стандартов получила признание и в США1. Американский менеджмент не универсален. Он
органически связан с особенностями
экономического развития, политико-правовыми и
социально-культурными традициями этой страны. В
его основе – индивидуальный деловой успех и
индивидуальная ответственность, формализация
управленческих структур и механизмов контроля,
рационализм и профессионализм, специализация и
инициатива, быстрота служебного продвижения и
высокая мобильность. Ради материального
преуспевания американцы готовы неоднократно
менять место жительства и работы. Это приводит к
недостаточной заинтересованности в
долговременной работе в одном и том же месте и
отсутствию таких гарантий со стороны
работодателя. Иная картина характерна для
компаний Японии, успехи которых в 70-80-е годы
вызвали на Западе интерес к менеджменту и
деловой культуре этой страны. Японские принципы управления схожи с
китайскими и корейскими, базируясь на
сочетании
коллективизма и иерархии. Принятие решений и
ответственность за их исполнение носят
коллективный характер без выраженной
индивидуальной инициативы, но указание
начальника является законом для подчиненного.
Служебное продвижение осуществляется медленно и
без узкой специализации. Отсюда вытекают
ориентация на пожизненную занятость в одной и
той же организации, преданность ей и своему
деловому окружению (группе, отделу, компании),
отношение к сотруднику как к личности, а не как к
наемному работнику, стремление развивать
гармоничные межличностные отношения и
непрерывно совершенствовать качество труда и
продукции (а не просто выполнять нормированный
объем работы за нормированное вознаграждение). Японские компании в отличие от американских
более закрыты для общественности, значительную
роль в них играют личные неформальные отношения
и неявные механизмы контроля. Менеджеры там
отдают предпочтение работе, а не досугу (для
американцев одинаково важно и то, и другое). В середине 80-х годов в США появилась “теория Z”
– модель организации смешанного типа с
использованием достоинств как американских, так
и японских управленческих принципов. Она
предполагает долговременную (но не пожизненную)
занятость; менее узкую специализацию
руководителя; медленное продвижение по
служебной лестнице; максимальное участие
сотрудников в принятии решений на основе
консенсуса (т.е. гармонизацию межличностных
отношений); сочетание формальных и неформальных
механизмов и мер контроля; индивидуальную
ответственность; отношение к занятым как к
личностям, имеющим интересы помимо работы2. Эта модель – возможный путь реализации идеи
некоторых современных теоретиков менеджмента о
соединении апробированных элементов западной и
восточной деловых культур, чтобы стимулировать
развитие чувства коллективизма, гармонии в
отношениях и преданности корпорации. Однако
эффективность подобного симбиоза достаточно
проблематична. Так, в начале 90-х годов, как
показал международный опрос, руководство ряда
крупных японских компаний заговорило о
деградации традиционных ценностей у рядовых
работников. Опыт менеджмента уходящего столетия
свидетельствует о том, что его успех базируется
как на использовании прогрессивного мирового
опыта, так и на учете национальных традиций. При
интернационализации технических и
функциональных приемов (делопроизводство,
финансовые и бухгалтерские операции,
промышленные и информационные технологии,
реклама), а также продукции массового спроса
методы управления людьми, их мотивация и
поощрение, стили руководства все же
не
унифицировались,
как не стали одинаковыми
национальные и региональные экономики, размеры и
профили предприятий и рынков, характеристики
рабочей силы. Так, современные американские
менеджеры чаще связывают успех своих фирм с
обслуживанием клиентов, германские – с
квалифицированной рабочей силой, японские – с
совершенствованием продукции3. Развитие партнерских отношений между фирмами и
растущая зависимость успеха компаний от их
репутации стимулируют развитие
этики бизнеса,
закрепленной в международных, национальных и
корпоративных кодексах и нормах делового
поведения и деловой морали. Этические принципы
имеют отношение ко всем функциям компаний,
включая рекламу, трудовые и договорные
отношения, охрану окружающей среды и
интеллектуальной собственности, использование
внутрифирменной информации, компьютерных сетей,
а также к борьбе с коррупцией. В ряде случаев
западные инвесторы увязывают возможность своих
вложений в экономику развивающихся стран с
антикоррупционными требованиями. В России и других странах бывшего СССР за годы
реформ необходимые технические приемы
предпринимательства внедрились достаточно
быстро, в то время как получившие мировое
признание нормы цивилизованного бизнеса
прививаются плохо, более того, они повсеместно
попираются. Одной из причин этого является
тотальный кризис доверия как
морально-психологической основы деловых
отношений4. *** Итак, устремляясь в XXI в., управление становится
все более динамичным и гибким. Некоторые
авторитеты бизнеса 80-х годов уже утратили свое
влияние, а факторы успеха потеряли силу.
Непреложными остаются информированность,
предприимчивость, способность к изменениям,
тесная связь целей компаний с жизненными
интересами их сотрудников, клиентов и
общества в целом. Многое будет зависеть от
развития бизнес-образования, в котором упор
должен быть сделан наряду с функциональными
знаниями на обучение методам работы с людьми и
умению руководить.
1Льюис Р. Д.
Деловые культуры в
международном бизнесе: от столкновения к
взаимопониманию. Пер. с англ. – М.: Дело. – 1999. 2Ouchi W. Theory Z. Reading (Mass.). – Addison- Wesley Publishing Inc.
– 1984. 3Kanter R. M. Frontiers of Management. – A Harvard Business Review
Book. – Boston.– 1997. – P. 217. 4Шихирев П. Н.
Этические принципы
ведения дел в России. М.: Финансы и статистика. –
1999. – С.86-124.
|