Номер 1/03 Главная Архив К содержанию номера

Исследовательская функция в деятельности менеджера

РОБЕРТ МАРТИН
(США)


• Менеджер должен обладать не только организационными способностями, но и исследовательскими навыками
• Основой исследовательской практики менеджеров служат традиционные и современные теории управления
• Чтобы правильно собирать информацию, нужно сначала определить объекты исследования

Сегодня высшее образование становится стандартным требованием для менеджеров. Программы школ управления обычно включают разнообразные курсы. Чаще всего это финансы, бухгалтерия, теория управления, стратегия, международный бизнес и экономика. Хотя данная система высшего образования позволяет теоретически овладеть основами выбранной профессии, менеджеры в большинстве случаев заинтересованы в получении и более “практичных” знаний.

Прослушав стандартный набор дисциплин, они уже понимают, как планировать, организовывать, координировать и управлять. Но прежде чем менеджер сможет заняться этими проблемами, он должен иметь представление, как проводить обследование. Управление начинается с оценки внутренней и внешней среды компании, т.е. с эффективно и правильно организованной работы с соответствующей информацией. В частности, менеджеры должны знать, как исследовать социальные и экономические факторы, такие как мотивация и товарищество служащих, пожелания клиентов, эффективность собственных усилий и т.п.


Необходимые компоненты
системы обследования


Система обследований, понимаемая как одна из функций деятельности менеджера, не может быть не основана на конкретной практике. Но при этом она должна состоять из определенных стандартных шагов, улучшающих работу. Система разделяется на четыре блока операций: сбор информации, ее документирование, анализ и использование. Эти действия требуют знания традиционных и современных теорий управления (общего менеджмента, управления человеческими ресурсами, теории коммуникации, лидерства и стратегического планирования). Подчеркну, что система обследования не является их заменителем, а лишь помогает менеджерам в управлении.

Традиционные теории менеджмента выступают основой обследования. Так, научное управление направлено на стандартизацию работы организации, а в функции менеджеров входит наблюдение за деятельностью подчиненных, чтобы гарантировать соответствие стандартам. Управление человеческими ресурсами сосредоточено на мотивации служащих, а менеджеры должны постоянно быть в курсе пожеланий последних, чтобы знать, что делать для совершенствования организационной культуры.


Сбор информации


Итак, первый вопрос, который менеджеру приходится решать при обследовании: что я должен знать (другими словами, какую информацию я должен собирать)?

Чтобы правильно собирать информацию, нужно сначала определить объекты исследования. Они делятся на пять категорий, связанных с рынком, организацией в целом, отделом, в котором работает данный менеджер, служащими и собственной деятельностью. Обычно на уровне организации отслеживают лишь часть информации по этим направлениям. Естественно, менеджеры в соответствии с полномочиями могут воспользоваться такой информацией, но при этом каждый из них имеет свой список объектов обследования.

Факторы, связанные с рынком, включают валовой внутренний продукт (ВВП), конкуренцию, спрос и предложение в области интересов организации, технико-технологические новшества производства и т.д. Среди факторов, касающихся организации в целом, отмечу изделия, историю, репутацию, рыночное положение, финансы, процедуры и цели. При подготовке на должность менеджера кандидаты нередко проводят интервью, в ходе которого они должны исследовать те или иные факторы рынка и организации, чтобы выяснить свою компетентность в выбранной области. Одни элементы (например, ВВП, финансы, спрос и предложение) для более точного представления о положении дел требуют постоянного измерения. Полнота картины по другим (история компании) обеспечивается однократным сбором информации.

Для менеджеров среднего уровня важны данные, связанные с отделом – производительность, прибыль, доход, затраты, качество процессов, достижения и трудности. Кроме того, он должен хорошо знать работу подчиненных. Особое направление составляют характеристики личной деятельности – навыки, знания, способности, предложения, ожидания, достижения и трудности. Обычно менеджеры оценивают только труд служащих, оставляя в стороне собственные усилия, но если они хотят улучшить результаты, то должны стремиться и к самосовершенствованию. Для этого необходимо проанализировать требования должности, свою нагрузку, производительность, сервисные затруднения, предложения, достижения и трудности, а также оценку его деятельности служащими и высшим руководством.

Скажем несколько слов о каждом факторе работы непосредственно менеджеров. Нагрузка определяется количеством решаемых задач. Если менеджеры отслеживают занятость каждый день, то начинают осознавать тенденции в данном направлении. Измерение производительности помогает им оценить методы своей работы. Кроме того, они должны записывать личные достижения и трудности, чтобы потом, подвергнув разбору, понять сильные и слабые стороны собственной деятельности. Достижения включают обучение и успехи в работе. Все трудные ситуации необходимо подробно описывать для того, чтобы найти лучшие методы.

Сервисные затруднения происходят, когда менеджер не приходит в назначенное время или не выполняет обязательства. Важно выявить причины этого, чтобы скорректировать поведение данного сотрудника. Иногда менеджеры думают о новых методах, но не фиксируют идеи, что в корне неверно, так как стратегические изменения в организации, а также инновации очень часто зависят от их предложений. Оценки служащих и высшего руководства иллюстрируют объективные взгляды на эффективность работы того или иного менеджера.

Руководитель (лидер) – человек, который не только управляет, но и помогает, направляет и поддерживает коллег. Он должен быть терпеливым и понимающим и в то же время решительным и компетентным. Конечно, руководство трудно учить, но менеджеры это делают посредством опыта. Оценка руководства всегда очень субъективна, однако очень важна. Только со временем (накопив опыта) менеджер может научиться понимать, как верно оценивать свое руководство. Но это требует смелости, честности и дипломатии.

Средства сбора информации. Чтобы правильно осуществить сбор информации, менеджеры должны решить не только какая информация необходима, но как и когда ее собирать.

Средства сбора информации включают:

наблюдение, т.е. непосредственное восприятие предметов и явлений;

использование банка данных фирмы, а также журналов, газет и Интернета;

опрос – специальную анкету, распространенную среди определенной группы сотрудников или клиентов, чтобы выявить их мнение;

интервью. Этот метод сбора данных заключается в том, что интервьюер в большинстве случаев устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.

Для каждого объекта сбора информации менеджерам нужно выбрать самые эффективные средства.


Документация


Для фиксации количественных данных в целях выявления тенденции применяют контрольную карту. Когда обследуют качественные характеристики, используют журнал или файл. Таким образом, менеджеры имеют официальную и точную документацию. Она должна объективно отражать наблюдаемые процессы (за счет правильного выбора объектов обследования и примененного для их описания синтаксиса). Ответ на вопрос “кто виноват?” не выступает, как правило, центром исследования менеджера. Отмечу также, что документация важна не только для анализа, но и для эффективного разговора со служащими, коллегами и руководителями.


Анализ


При статистическом анализе информации, собранной при помощи контрольных карт, менеджеры чаще всего подсчитывают среднее значение той или иной характеристики обследуемого явления (фактора), стандартное и квадратичное отклонения, тенденции изменения. Сегодня эта работа значительно облегчилась и ускорилась благодаря применению персональных компьютеров. Для показа и объяснения трендов наиболее эффективны графики. Хорошим подспорьем выступает такое программное средство, как Microsoft excel, имеющее мощные инструменты для создания различных графиков, но менеджеры могут заниматься этим и вручную.

Важным элементом на этапе анализа является метод сравнения. Его проводят по отношению к предыдущим периодам, конкурентам, средней ситуации на рынке. Сравнение позволяет точнее оценить полученные результаты. Так, если компания увеличивает продажи на 10% в год, это считается хорошим показателем. Но если у конкурентов продажи выросли на 20%, то результат 10% представляется не таким уж хорошим.

Анализ качественных измерений более субъективен. Лидерам, менеджерам и служащим рекомендуется заниматься им вместе. Естественно, если имеет место личная проблема, то лучше говорить со служащим конфиденциально. В обычных же ситуациях целесообразнее анализировать информацию в группе (применяя так называемый метод командной работы).

Диалог между лидерами, менеджерами и служащими важен не только для анализа, но и для поддержания и улучшения внутрифирменных отношений. Однако по настоящему продуктивными подобные собрания могут стать только с практикой.

Групповой анализ информации является сложным процессом, поэтому при его использовании необходимо придерживаться некоторых правил. Прежде всего, нужно определить цели и задачи. Фокусирование на улучшении параметров – основной принцип анализа. Если существует проблема, то следует выяснить, каким образом обеспечивается ее эффективное решение. Кроме того, метод управления качеством рекомендует найти причину возникновения проблемы. В рамках командной работы это может принять форму поэтапной постановки вопросов (когда ответ выводит на следующий вопрос).

Например, если данные говорят, что качество продуктов ухудшилось, первый вопрос “почему?” может обнаружить, что это было вызвано технической проблемой. Второй уточняющий вопрос “почему?” может показать, что ремонтная команда не придерживалась расписания технического обслуживания. С третьим вопросом “почему?” менеджер может выяснить, что она была занята в данный момент в другом отделе и т.д. В конце концов менеджеры могут узнать, что не существует системы пересмотра и улучшения процедур, поэтому самым продуктивным решением является ее разработка и дальнейшее применение.

Направление и объект обследованияВремяСредстваДокументация
Рынок:
ВВПежемесячноиспользование данныхфайл
конкуренцияежемесячноиспользование данныхфайл
спрос и предложенияежемесячноиспользование данных файл
новшествакогда происходятиспользование данных, наблюдение файл
Организация:
изделиякогда происходитнаблюдение, общение, использование данныхфайл
историясначалаинтервью, общение, использование данных файл
репутациясначала, ежегодноинтервью, общение, использование данныхфайл
рыночное положениеежемесячно, ежегодноиспользование данных файл
финансыежемесячно, ежегодноиспользование данныхфайл, контрольная карта
процедурысначала, ежегодноинтервью, наблюдение, общение, использование данныхфайл
целисначала, ежегодноинтервью, общение, использование данных файл
Отдел:
структурасначала, ежегодно интервью, общение, использование данныхфайл
затратыеженедельно, ежемесячно, ежегоднонаблюдение, общение файл, контрольная карта
производительностьеженедельно, ежемесячно, ежегодноиспользование данныхфайл, контрольная карта
качество процессовежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно использование данныхфайл, контрольная карта
достижения и трудностикогда происходят, еженедельно, ежемесячно, ежегодно наблюдение, интервью, общениежурнал, файл
Служащие:
личная информациясначала, ежегодноинтервьюфайл
навыкисначала, ежегоднонаблюдение, опрос, интервью, общение файл
знаниясначала, ежегоднонаблюдение, опрос, интервью, общение файл
способностисначала, ежегоднонаблюдение, опрос, интервью, общение файл

Использование информации


Как уже говорилось выше, цель исследования заключается в улучшении процессов. Если фирма более или менее успешна, то обследования различных параметров ее деятельности будут чаще показывать хорошие результаты, чем проблемы. Естественно, информация о хороших результатах улучшает мотивацию служащих и корпоративную культуру. Кроме того, когда сотрудники знают о ключевых факторах успеха, они лучше понимают свою роль в организации.

Еще одна существенная функция таких обследований – обеспечение непрерывной обратной связи. Важные характеристики эффективной обратной связи включают в себя точность, быстроту, доходчивость и применимость. Менеджеры должны использовать полученную в ходе обследований информацию не только в системе ежемесячного и (или) ежегодного стратегического планирования, но и в ежедневном менеджменте.

***

Обычно менеджеры не рассматриваются в качестве исследователей, но они должны знать, как собирать, документировать, анализировать и использовать информацию для выполнения стратегического плана организации. Первым шагом в этом деле является определение объектов обследования. Основной вопрос в том, что менеджер должен знать. В приведенной таблице предложен фундаментальный список объектов исследования, но, очевидно, каждый менеджер должен откорректировать  его в соответствии с особенностями собственной работы.

Россия – Аргентина:
уроки кризисов

Окончание. Начало на стр. 58

Посол Аргентины в РФ Хуан Карлос Санчес Арнау, экс-министр финансов РФ, а ныне заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам Михаил Задорнов, экс-министр промышленности Аргентины, ректор Университета XXI века в Буэнос- Айресе профессор Карлос Эдуардо Санчес, директор ВНИИ внешнеэкономических связей при Минэкономразвития РФ профессор Игорь Фаминский сошлись во мнении, что в многоугольнике экономических целей и Россия, и Аргентина с начала 90-х годов в соответствии с указанной моделью монетаризма отдали предпочтение трем целям: стабильности национальной денежной единицы внутри страны; ее валютному курсу; борьбе за бездефицитный бюджет. Они считали, что избранная ими монетаристская концепция вполне достаточна для того, чтобы преодолеть цикличный характер воспроизводственного процесса, достичь экономического роста без существенных инвестиций, а решить проблемы занятости и увеличить благосостояние общества можно без активного вмешательства государства. Однако состояние, в котором оказались Аргентина и Россия к началу ХХI в., показало, что монетаристская доктрина проамериканского типа привела Россию к дефолту в 1998 г., а Аргентину к банкротству в 1999-2002 гг.

Главными уроками, которые вытекают из российского и аргентинских кризисов, по мысли выступающих, могут быть следующие. Во-первых, глубина финансово-экономического кризиса на 90% зависит от действий политиков. Во-вторых, чрезвычайную важность приобретают финансовые отношения между федеральным правительством и регионами. В-третьих, нужно избегать универсальных рецептов выхода из критической ситуации. В-четвертых, к сожалению, и в России, и в Аргентине недостаточное внимание уделялось социальной и промышленной политике. В результате в обществе произошло значительное социальное расслоение. В-пятых, пока в наших странах не будут созданы устойчивая политическая система и баланс, они не гарантированы от экономических потрясений и шоков.

Избежать новых экономических потрясений позволят встроенные в систему механизмы защиты в виде стабилизационных фондов или резервов в государственном бюджете. В какой-то мере эту роль могут сыграть международные кредитные организации – МВФ и Всемирный банк. Но они не в состоянии создать эффективную национальную систему предотвращения кризисов. Поэтому в значительной степени страны должны рассчитывать на собственные силы.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz