Из истории управления
Мифы о системе научного менеджмента Ф.У.Тейлора
АЛЕКСАНДР ДЕМЬЯНЕНКО
доктор географических наук, профессор
Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН
ЛЮБОВЬ ДЯТЛОВА
кандидат географических наук, Хабаровская школа управления
•Невосприимчивость к идеям классиков может
обернуться неподготовленностью к осмысленному восприятию современной
теории
•Анализ первоисточников опровергает мифы о системе научного
менеджмента Ф.У. Тейлора
Недооценка творческого наследия Ф.У.
Тейлора, как и других классиков менеджмента начала ХХ в., характерна
для многих современных специалистов как в России, так и за рубежом.
Некоторые российские авторы, занимающиеся проблемами управления,
давая исторический обзор, избегают использовать традиционный
инструмент исторической науки – анализ первоисточника. Это приводит
к искажению представления об эволюции менеджмента и порождает
многочисленные мифы. Устранение этих мифов, уточнение неверно
понятых или намеренно искаженных концепций важно не только для
восстановления справедливости, но и для лучшего понимания теории
менеджмента и основных направлений ее эволюции.
Ф.У. Тейлор, по мнению П.Ф. Друкера, – один
из тех немногих людей, которые оказали величайшее влияние на
развитие науки, и в то же время «чьи идеи сталкивались с таким
упрямым непониманием и усердным перевиранием»1. Причин
такого положения по меньшей мере три.
Во-первых, работы Ф.У. Тейлора, как и
большинства классиков менеджмента, часто недоступны современному
читателю. В России книги Ф.У. Тейлора, Ф. и Л. Гилбертов, Г. Ганта,
А. Файоля, М.-П. Фоллет за немногим исключением не переиздавались с
20-х годов прошлого века.
Во-вторых, многие современные авторы
идентифицируют классические концепции начала ХХ в. с общепринятыми в
то время методами управления.
В-третьих, некоторые авторы хотели бы
представить более значимым свой вклад в теорию менеджмента за счет
недобросовестной критики предшественников.
Первоисточники опровергают мифы
Существует несколько широко распространенных мифов о Тейлоре и его
системе научного менеджмента, которые нетрудно опровергнуть, если
обратиться к первоисточникам.
Миф
первый<: Тейлор отрицал человеческий фактор. Его учение
базируется на механистическом понимании индивида и его места в
организации, он не признавал индивидуальных различий, лишал рабочих
возможности творчества и инициативы участия в управлении. Этот
миф можно встретить в работах как отечественных авторов2,
так и известных западных специалистов3. Приведем лишь
одну цитату: «Научный менеджмент рассматривал рабочих исключительно
как продолжение тех машин, на которых они работали. Автор теории
отказывал рабочим в праве быть людьми с собственными и разными
потребностями, способностями и интересами. Считалось, что все
рабочие ленивы и нечестны и что у всех низкий уровень развития
интеллекта»4.
Обратимся к самому Тейлору: «Крупнейшей
проблемой при переходе к новой системе [управления] является
необходимость полнейшей революции в моральном укладе»5.
Эти слова являются своего рода предостережением российским
бизнесменам и менеджерам, большинство которых верят, что переход от
советской системы управления к менеджменту может произойти без
революции в системе ценностей. Тейлор писал: «Научное управление не
может существовать, если не произойдет полной революции в психологии
рабочих, в их осознании долга по отношению как к самим себе, так и к
своим хозяевам, и такой же революции, в свою очередь, в психологии
хозяев по отношению как к самим себе, так и к своим рабочим»6.
Тейлор в работе «Научная организация труда» предупреждал также, что
«глубокое моральное изменение всего умственного склада и привычек
300 или более рабочих может быть осуществлено лишь очень медленно,
путем длинного ряда предметных уроков, в конце концов с
несомненностью доказывающих каждому рабочему громадные выгоды,
которые он может получить в случае искреннего сотрудничества в своей
работе с представителями администрации»7.
В ответ на обвинение, что научный
менеджмент превращает работника в придаток машины, бездушный
автомат, Тейлор в той же работе отвечает следующим образом (с. 99):
«Первое впечатление от подобного облегчения и упрощения работы
каждого рабочего … внушает мысль, что все это направлено на то,
чтобы сделать из рабочего настоящий автомат, деревянного человека …,
однако то же самое возражение может быть направлено и против
современной системы разделения труда вообще. Пример: современный
хирург – не узколобый человек, автомат, не просто делает разрез, а
работает в сотрудничестве с другими специалистами».
Тейлор не только отвергает обвинение, что
научный менеджмент нивелирует личность, но и указывает, что научным
может быть лишь такой менеджмент, который тренирует и обучает
работника: «Рабочие, которые работают при системе научного
управления, тренируются и обучаются совершенно так же, как самый
тонкий на свете механик обучает и тренирует своих учеников и
подмастерьев»8. Тейлор идет дальше и говорит, что рабочий
имеет право на творчество, инициативу. Но это возможно, когда
работник научился «пользоваться инструментами, созданными в
результате многолетней эволюции, которые после проверки на опыте
признаны наилучшими…, когда вы достигнете наивысшей ступени знания в
нашем искусстве, тогда изобретайте, но изобретайте лучшее, а не
худшее – вот в точности то же, что мы говорим своим рабочим при
системе научного управления».
Тейлор считал, что рабочий при научной
организации труда способен инициировать не только новшества
технологического характера, но и в сфере управления организации:
«При новом типе сотрудничества, при научном управлении всегда само
собой подразумевается, что каждый отдельный рабочий может во всякое
время обратить внимание администрации на то, что тот или иной
элемент в управлении неправилен и подлежит исправлению – и этому
протесту будет немедленно уделено должное внимание». Таким образом,
задолго до появления теорий «партисипативного управления» Тейлор
предлагал участие рабочих в управлении предприятием в качестве
средства повышения эффективности менеджмента. Он считал, что получив
такого рода сигнал, администрации следует «немедленно приступить к
тщательному научному исследованию, и это исследование должно
продолжаться до тех пор, пока не будут получены результаты,
удовлетворяющие в отношении справедливости выводов обе стороны»9.
Тейлор
подчеркивал обязанность администрации создавать соответствующие
условия: рабочий «должен пользоваться всяческим поощрением в
проектировании усовершенствований как в области методов работы, так
и орудий труда. Всякий раз, когда рабочий предлагает какое-либо
новое усовершенствование, правильная политика администрации диктует
ей необходимость тщательного анализа нового метода и в случае нужды
проведение ряда опытов для точного установления сравнительных
достоинств нового проекта и старого стандарта»10.
Тейлор понимал, что в условиях системы
научного менеджмента рабочий становится объектом научного изучения:
«При системе научного менеджмента мы производим определенное и
тщательное исследование каждого рабочего». Это необходимо для
того, чтобы каждому работнику найти «такое дело, в котором он будет
первоклассным»11. Более того, «при системе,
индивидуализирующей каждого отдельного рабочего, вместо того чтобы
грубо увольнять рабочего или понижать оплату в том случае, если он
не работает как надо, ему дают надлежащее время и помощь, чтобы
сделать его приспособленным к данному виду работы или же переводят
на другую работу, для которой он приспособлен лучше физически или
духовно»12.
Значительный исторический интерес
представляют, на наш взгляд, мнения российских авторов –
современников Тейлора о роли человеческого фактора в его
теоретических построениях. Профессор Н. Каблуков писал по этому
поводу, что «в системе Тейлора личность как таковая получает большое
значение. Не человека приспосабливают к делу, а наоборот выбирают
для данного человека подходящее дело. Тут все предполагается как
общее дело администрации завода и рабочих, и эта общность вытекает
не из чего другого, как из технико-экономических оснований
производства, из повышения производительности и доходности
предприятия, но основанной не на выжимании из рабочего большого
количества его трудовых сил, а на более правильном использовании
этих сил соответственно устройству человеческого организма,
способностям и свойствам отдельного лица. Это уже выделение и
признание личности и значения рабочего, как активного деятеля в
производстве»13.
Аналогичной точки зрения придерживался
инженер Р.В. Поляков: «Методы Тейлора дают возможность повысить
производительность мастерской, но надо иметь в виду, что лучше всего
это может быть достигнуто не только изучением работы, но изучением
рабочего…и чем больше она соответствует индивидуальным склонностям и
психологическим особенностям данного лица, тем она для него приятнее
и тем с большей охотой им совершается. В работах Тейлора есть
указание на этот психологический элемент. В большую заслугу Тейлору
и его последователям надо поставить именно то, что они громко и
определенно заявили о необходимости считаться с духовной и
психологической стороной, до сих пор совершенно не затрагиваемой в
деле заводского труда»14.
Миф второй: рабочие реагируют
только на денежное вознаграждение. Так, Д. Бодди и Р. Пэйтон
пишут: «Ф. Тейлор полагал, что единственный способ побуждения
рабочих к необходимым усилиям, т.е. выполнению стандартных заданий и
рутинных операций, – финансовые стимулы, деньги...»15.
Каково же подлинное мнение Ф.У. Тейлора по
этому вопросу? «Поощрение – это то, что дается сверх: повышение по
службе, премия, улучшение условий труда, личное уважение…
Администрация должна регулярно сообщать рабочему о его успехах…
Рабочему за открытое им усовершенствование следует оказывать впредь
полное доверие и уплатить денежную премию в награду за его
изобретательность»16. Близких взглядов придерживались и
его последователи.
Миф
третий: Тейлор не рассматривал проблему продвижения рабочего
по службе. Подобное утверждение содержится в упомянутой выше
книге Д. Бодди и Р. Пэйтона (с. 74).
Позиция же Тейлора такова: «Рабочий,
который развивается в квалифицированного специалиста и,
следовательно, может сделать благодаря этому карьеру: чернорабочий в
результате обучения может стать высококвалифицированным рабочим –
механиком – функциональным мастером и инструктором и так далее вверх
по лестнице. Этот процесс сопровождается более приятной обстановкой,
интересным разнообразием и более высокой оплатой17».
Миф четвертый: Тейлор не придавал
значения социальному контексту труда.
Обратимся к Тейлору: «На первый взгляд,
перед нами только две стороны: рабочий и предприниматель. Но мы
упускаем из виду еще и третью великую сторону – всю нацию,
потребителей, покупающих продукцию первых двух сторон и в конечном
счете выплачивающих как заработную плату рабочим, так и прибыль
предпринимателям. Права нации поэтому более важны, чем права как
предпринимателей, так и рабочих. Эта третья великая сторона должна
получить свою долю во всякой достигнутой выгоде…Автор принадлежит к
числу тех, кто верит, что третья сторона (вся нация) по мере того
как она будет ближе знакомиться с истинным положением вещей, все
более и более будет настаивать на том, чтобы справедливость была
оказана в равной мере всем трем сторонам»18.
Популяризатор идей Тейлора русский инженер Л.А. Левенстерн дал
следующую оценку системе научного менеджмента: «В таком виде
намерения автора носят характер широкой социальной реформы»19.
Миф пятый: распространение научного
менеджмента, хотя и позволило добиться повышения производительности
труда, привело к более интенсивной эксплуатации наемных рабочих,
что отнюдь не способствовало гармонии и сотрудничеству, к которым
стремился Тейлор20. Такого рода обвинения в адрес Ф.У.
Тейлора звучали почти 100 лет назад, и Россия не была исключением.
Так, статья с критикой системы Тейлора, опубликованная на страницах
«Вестника Европы» в 1913 г., содержала следующее утверждение:
система научного менеджмента «прежде всего приведет к углублению
дифференциации в среде рабочего класса, укрепит грани между
профессиями, затруднит переход от одной из них к другой». Затем
следовал тезис, что система Тейлора сокращает потребность в рабочих
руках (это же обвинение в адрес Тейлора было основным и со стороны
американских профсоюзов). И, наконец, глобальный вывод:
«Естественным последствием сочетания излишка ищущих работы и
строгости требований при отборе должно явиться углубление социальной
розни в среде рабочего класса»21.
Однако наряду с оппонентами у Тейлора были
и сторонники. В 1912 г. издательство Л.А. Левенстерна опубликовало
книгу Тейлора «Административно-техническая организация промышленного
предприятия», где издатель привел оценку его системы, данную
консультантом по менеджменту Х. Эмерсоном: «Я думаю, что постоянство
процветания промышленности может быть достигнуто только предложением
дешевого товара и что мы можем добиться этого удешевления не только
своими природными богатствами, но и согласием между рабочими и
хозяевами, широкой торговой организацией, исключением из жизни
нашего народа негодных способов и бесполезных приемов производства и
лишней траты времени – я считаю доклад Ф.У. Тейлора самым важным
трудом, когда-либо представленным в наше общество, и одним из самых
ценных сочинений, изданных в Соединенных Штатах…Тейлор указывает
систему, которая без уступок или подачек увеличивает заработок
рабочего в зависимости от удешевления производства»22.
В заключение приведем мнение о системе
научного менеджмента Тейлора, принадлежащее П.Ф. Друкеру: «С тех пор
как Тейлор стал внедрять свои принципы, производительность труда в
развитых странах увеличилась раз в пятьдесят. Этот беспрецедентный
рост и явился основой для повышения материального благосостояния и
улучшения качества жизни населения передовых стран…К 1930 г. система
научного управления Тейлора вопреки сопротивлению со стороны
профсоюзов и интеллигенции получила широкое распространение во всех
развитых странах…капитализм и промышленная революция принесли выгоды
прежде всего рабочим, а не капиталистам. Этим и объясняется полный
провал марксизма в высокоразвитых странах… Но то, что Тейлору не
воздается по заслугам, не так уж важно. Гораздо важнее другое: лишь
очень немногие действительно понимают, что именно применение знания
к процессам труда обеспечило создание экономики развитых стран,
вызвав к жизни бурный рост производительности за последние 100 лет»23.
В начале ХХ
в. Тейлор доказывал: «Жизнь, представляющая одну сплошную борьбу,
вряд ли стоит того, чтобы ее поддерживать…следует изменить самую
систему управления так, чтобы интересы рабочих и предпринимателей
стали тождественными…подумайте о том, какие выгоды это означает для
целой нации»24. В этом состояла «главная мотивационная
пружина» основоположника научного менеджмента, и в этом заключается
его ответ на один из последних мифов: «мотивационная
пружина поведения Тейлора» состояла не в великой цели, а всего лишь
в особенностях характера, отличавшегося немилосердием к окружающим,
жестокостью и откровенной грубостью»25.
Мифотворчество продолжается. Не означает ли
это, что идеи Тейлора продолжают жить? Объяснение данному феномену
еще в 1913 г. дал Л.А. Левенстерн: «Уже самый факт возникновения
ожесточенных споров о достоинствах и недостатках научной организации
показывает, что в ней заключается нечто новое – новая философия
дела»26.
1Друкер П.Ф. Посткапиталистическое общество/ Новая постиндустриальная волна на
Западе. – М.: «Academia».– 1999. - С. 87.
2Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.:
Гардарика. – 1998. - С. 45.
3 Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер. – 2000. – С.54.
4 Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – М. – СПб.: Питер. – 2003. – С. 242.
5 Тейлор Ф.У. Научная организация труда. – М. – 1925. – С. 104.
6 Тейлор о тейлоризме. - Л.-М.: Техника управления. – 1931. – С.26.
7 Тейлор Ф.У. Научная организация труда. – С. 79.
8 Тейлор о тейлоризме. — С. 140.
9 Там же. - С. 115.
10 Тейлор Ф.У. Научная организация труда. - С.102.
11 Тейлор о тейлоризме. - С.109, 129.
12 Тейлор Ф.У. Научная организация труда. - С.53.
13 Каблуков Н. Общеэкономическое и социальное значение системы
Тейлора.// Современник. – 1915.-№3.- С.25.
14 Поляков Р.В. Настоящее
положение вопроса о применении системы Тейлора. - М. - 1914. - С.29-30.
15 Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. - СПб.: Питер. - 1999. - С.70.
16 Тейлор Ф.У. Научная организация труда. - С.25 - 102.
17 Там же. - С.101.
18 Там же. - С.108 - 109.
19 Левенстерн Л. Предисловие/ Тейлор Ф. Научные основы организации
промышленных предприятий. - СПб.: Изд-во Л.А. Левенстерна. - 1916. - С. VI.
20 Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб.: Питер.- 2000. - С. 53-54.
21 В.В. Новый момент эволюции капиталистической организации
производства// Вестник Европы. - 1913. - №2. - С.302.
22 Тейлор Ф.У. Административно-техническая организация промышленного
предприятия. – СПб.: Изд-во Л.А. Левенстерна. – 1912. – С.163 –164.
23 Друкер П.Ф. Посткапиталистическое общество./ Новая постиндустриальная волна на
западе. – М.: – «Academia». – 1999. – С.90 – 92.
24 Тейлор Ф.У. Научная организация труда. – С.39.
25 Кравченко А.И. Классики социологии менеджмента. Ф. Тейлор, А.
Гастев. – СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института. – 1998. – С. 25.
26 Левенстерн Л.А. Научные основы заводоуправления. Схема научной организации
завода. – СПб.– 1913.–С. 19. |