Подготовка специалистов по
управлению
Вопросы преподавания международного
маркетинга в российских вузахРАИСА НОЗДРЕВА доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного института
международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел РФ
• Повышение теоретического уровня базового
курса "Основы маркетинга" является
важнейшей задачей" основ маркетинга • Необходимо четкое размежевание понятий
международного и глобального маркетинга и
включение в учебный план комплекса
сопутствующих дисциплин
Развитие и дифференциация дисциплины
"Маркетинг" предполагает выделение в
учебном процессе самостоятельных курсов,
дополняющих базовый курс "Основы
маркетинга". В частности, в сетку часов могут
быть включены такие специальные предметы, как
"Международный маркетинг",
"Маркетинговые исследования",
"Стратегический маркетинг",
"Инновационный маркетинг", "Маркетинг в
сфере услуг", "Банковский маркетинг",
"Маркетинг в некоммерческой сфере",
"Маркетинг товаров производственного
назначения" и др. Преподавание этих дисциплин
сопряжено с рядом проблем и трудностей.
Остановимся на некоторых из них на примере курса
"Международный маркетинг". n Успех курса "Международный
маркетинг" связан прежде всего с уровнем
преподавания
"Основ маркетинга".
Именно на этом базовом курсе строится дальнейшее
расширение и углубление маркетинговых знаний
и навыков студентов. Поэтому от
преподавателей основного курса требуется самая
высокая компетенция. Необходимо, в частности,
корректно толковать
цели
маркетинговой
деятельности, в качестве которых выступает, на
наш взгляд, получение финансовой, коммерческой,
социальной и другой прибыли или пользы для самой
фирмы или организации. Маркетинг помогает также
в решении задач, связанных с преодолением
кризисов перепроизводства, снижением остроты
конкурентной борьбы, обеспечением стабильности
и предсказуемости развития фирмы, усилением ее
конкурентных позиций на рынке. Специфическим
средством
для достижения
этих целей, свойственным именно маркетинговой
концепции внутрифирменного управления, является
удовлетворение запросов потребителей. Возможны
и другие средства, например, при определенных
условиях развития рынка и фирмы высокий эффект
могут дать финансовая, конкурентная, товарная и
другие концепции управления. Представляется, что следует обратить внимание
на критику маркетинговых принципов управления
как с точки зрения их экономического, так и
социального содержания (в зарубежной
экономической литературе этому отводится
заметное место). Обычно отмечаются такие
недостатки маркетинга, как развитие
искусственных потребностей и демонстративного
потребления, формирование общества
потребительства, необоснованное расходование
ресурсов, ускоренное устаревание товаров и
чрезмерная их дифференциация. Повышению уровня преподавания основ
маркетинга могла бы способствовать
государственная
поддержка
подготовки и переподготовки
преподавателей и обмена опытом, более тщательный
отбор соответствующей литературы, рекомендуемой
в качестве основных учебников и учебных
материалов. Важной задачей является повышение
теоретического
уровня
дисциплины "Основы маркетинга". В
преподавании маркетинга в российских вузах
основной акцент делается на практической
стороне, в то время как теоретическая и
эконометрическая его части, имеющие особое
значение в магистерской и аспирантской
подготовке, упускаются из виду. n Для обеспечения эффективного
преподавания
международного маркетинга
нужно
четко определить его содержание и сущность
разграничив понятия "международный
маркетинг", "мультинациональный
маркетинг", "глобальный маркетинг",
"внешнеэкономический маркетинг",
"внешнеторговый маркетинг", "экспортный
маркетинг", "импортный маркетинг",
"региональный маркетинг". Кроме того,
необходимо выявить его отличия и особенности по
сравнению с внутренним, национальным
маркетингом. Целесообразно, например, решить, стоит ли
ограничивать субъекты международной
маркетинговой деятельности крупными
международными фирмами или рассматривать также
мелкие и средние фирмы; считать субъектами
международного маркетинга только фирмы,
деятельность которых распространяется на
зарубежные страны, или включать фирмы,
работающие на национальном рынке, чья
предпринимательская стратегия требует
международного подхода и учета характера
развития международной маркетинговой среды. Преподавание международного маркетинга
требует включения в учебный план комплекса
сопутствующих дисциплин - "Международные
экономические отношения", "Мировая
экономика", "Международные
валютно-кредитные отношения",
"Международные транспортные перевозки и
логистика", "Международное частное
право", "Международная реклама",
"Конъюнктура мировых товарных рынков",
"Управление транснациональными компаниями"
и др. В МГИМО все эти дисциплины представлены в
сетке часов на факультете международных
экономических отношений. Если же это оказывается
невозможным, то их рекомендуется включать как
отдельные разделы курса по международному
маркетингу и дополнять набором соответствующих
факультативов. В подавляющем большинстве сопутствующие курсы
раскрывают особенности внешней макросреды
международного маркетинга, которая приобретает
особое значение в связи с усилением ее
турбулентности. Именно изучение особенностей
международной маркетинговой среды, мировых
рынков и глобальных стратегий
мультинациональных компаний обусловливает
специфику курса "Международный маркетинг". В курсе "Международный маркетинг" важно
также подчеркнуть его значение для российских
компаний и организаций. Хотя они, как правило, не
обладают возможностью осуществлять
маркетинговую деятельность в международном
масштабе, однако довольно часто служат объектом
такой деятельности со стороны крупнейших
зарубежных фирм и должны поэтому иметь
достаточно полное представление о рычагах и
механизмах международного маркетингового
воздействия. |