Научная жизнь
Наука для ХХI века: новые обязательстваВ июне 1999 г. завершилась всемирная
конференция, тема которой обозначена в
заголовке. Конференции предшествовало решение
ЮНЕСКО организовать на рубеже тысячелетий
международные форумы по проблемам науки, высшего
образования и культуры с целью подведения итогов
и анализа результатов, достигнутых за прошедшее
столетие, а также подготовки к наступающему.
Первая конференция в рамках этого решения — по
проблемам культуры – прошла в Стокгольме в
апреле 1998 г., вторая – по проблемам высшего
образования – в Париже в октябре 1998 г. По инициативе Венгерского правительства
состоялась третья конференция – по проблемам
науки (Будапешт, 26 июня – 1 июля 1999 г.). Она заняла выдающееся место не только по
продолжительности и масштабам, но и по своему
значению. Присутствовали официальные делегации
стран – членов ЮНЕСКО, представители
национальных организаций – членов
Международного совета научных союзов (МСНС).
Устроители конференции пригласили около 250
ученых и исследователей для чтения лекций и
докладов. В ней приняли участие 2 200 человек, в том числе 50
официальных лиц в ранге министров, 60 президентов
академий и 15 лауреатов Нобелевской премии. В соответствии с высоким статусом научного
собрания участников приветствовали
государственные и общественные деятели. Работа проходила в рамках пленарных заседаний и
секций (Форум I: “Наука: достижения, проблемы и
вызовы”; Форум II: “Наука и общество”). В рамках конференции состоялся Форум III “К новым
обязательствам”, на котором обсуждались
обязательства по отношению к науке со стороны
правительств, политиков, международных
организаций и частного сектора, а также
обязательства научного мира по отношению к
обществу. Одобрен итоговый документ,
представленный ниже.
ТИБОР АШБОТ доктор наук, профессор, директор секретариата Венгерского комитета по системному анализу, член международного издательского и научного редакционного советов журнала
ДЕКЛАРАЦИЯ О НАУКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ(принята конференцией 1 июля 1999 г.)
ПреамбулаВсе живут на одной планете и являются частью
биосферы. Мы пришли к пониманию растущей
имманентной зависимости нашего будущего от
сохранности глобальных систем жизнеобеспечения
и всех форм жизни. Мы призываем народы и ученых
мира осознать настоятельную необходимость
ответственного использования достижений всех
областей науки для удовлетворения человеческих
потребностей и желаний, не злоупотребляя
знаниями. Мы стремимся к активному
сотрудничеству в исследованиях, проводимых
всеми науками – естественными, включая
физические, о земле, биологические,
биомедицинские и инженерные, а также
общественные и гуманитарные. Если в “Основах для
действий” подчеркиваются перспективы, динамизм,
как и потенциальные неблагоприятные эффекты,
возникающие в ходе развития естественных наук, и
необходимость осознания их влияния на общество,
в данной декларации провозглашаются
обязательства по отношению к науке, обретающей
новые задачи и ответственность. Все культуры
могут внести вклад в научное знание, имеющее
универсальное значение. Науки должны служить
человечеству и способствовать углублению
понимания каждым человеком природы и общества,
повышению качества жизни, созданию устойчивой и
здоровой окружающей среды в интересах нынешнего
и будущих поколений. Научные знания дают результаты в высшей
степени полезные для человечества. Резко
увеличилась продолжительность жизни, открыты
средства лечения многих болезней. Существенно
поднялась продуктивность сельскохозяйственного
производства во многих регионах мира, чтобы
удовлетворить потребности растущего населения.
Прогресс технологии и использование новых
источников энергии создали условия, позволяющие
освободить людей от тяжелого труда, обеспечили
нынешнее поколение широким и многообразным
спектром промышленных продуктов и технологий.
Технологии, в основе которых лежат новые
средства коммуникации, обработки информации и
вычислительной техники, обусловили появление
беспрецедентных возможностей, бросив вызов
научным направлениям и обществу в целом.
Постоянно расширяющееся научное знание о
происхождении, функционировании и эволюции
вселенной и форм жизни дает человечеству
теоретические и практические подходы к тому, что
глубоко воздействует на его поведение и
перспективы. Наряду с явными выгодами применение научных
достижений и расширение человеческой
деятельности имеют также своими последствиями
деградацию окружающей среды и технологические
катастрофы, социальное неравенство или изоляцию.
Так, прогресс науки дал возможность производить
изощренные виды оружия как обычного, так и
массового поражения. Мы пользуемся возможностью
призвать к сокращению объемов ресурсов,
выделяемых на разработку и производство новых
видов оружия, к конверсии, по крайней мере
частичной, переводу военного производства и
исследовательских мощностей на гражданские
нужды. ООН объявила 2000 г. международным годом
за культуру и мир, а 2001-й – годом диалога между
цивилизациями – в качестве шагов для
установления прочного мира; научное сообщество
вместе с другими слоями общества может и должно
играть существенную роль в этом процессе. Сегодня, учитывая вероятность беспрецедентных
успехов науки, необходимо интенсивное и открытое
демократическое обсуждение проблем, связанных с
производством и использованием научного знания.
Научное сообщество и лица, принимающие решения,
должны добиваться усиления общественного
доверия и поддержки в отношении науки с помощью
такого обсуждения. Расширение междисциплинарных
исследований, включая естественные и
гуманитарные науки, является условием решения
проблем этических, социальных, культурных,
экологических, гендерных, экономических и охраны
здоровья. Усиление роли науки в обеспечении
более равноправного, процветающего и
экологически устойчивого мира требует
долговременного соучастия всех
заинтересованных лиц и организаций,
государственных и частных, на основе развития
инвестиций с соответствующим пересмотром
приоритетов и распространения научных знаний. Большинство достижений науки распределяется
неравномерно, что является следствием
структурной асимметрии между странами,
регионами и социальными группами, а также полами.
Поскольку научное знание превратилось в
решающий фактор улучшения благосостояния,
воспользоваться им стало труднее. Бедных (будь то
люди или страны) отличает от богатых не только то,
что они владеют меньшими активами, но и то, что
они в значительной степени отстранены от
воспроизводства и применения научного знания. Мы, участники Всемирной конференции “Наука для
ХХI века: новые обязательства”, проходившей в
Будапеште с 26 июня по 1 июля 1999 г. под эгидой ООН
по вопросам образования, науки и культуры
(ЮНЕСКО) и Международного совета научных союзов
(МСНС), принимая во внимание: сегодняшнее состояние и перспективы развития
естественных наук, их социальную роль и ожидания
общества; что в XXI в. наука должна стать общедоступным
активом, несущим выгоды всем людям на основе
солидарности, что наука является могучим
средством познания природных и общественных
явлений и что ее роль возрастет в будущем по мере
лучшего понимания комплексного характера
отношений между обществом и окружающей средой; всевозрастающую потребность в научном знании
для принятия решений в общественной и частной
сферах, в том числе и важнейшую роль, которую
призвана играть наука в выработке
государственной политики и регулирования; что доступ к научному знанию для мирных целей с
самого раннего возраста является элементом
права на образование и что научное образование
есть необходимое условие развития человека,
создания эндогенного научного потенциала и
воспитания активных и информированных граждан; что научные исследования и их результаты могут
внести значительный вклад в экономический рост,
обеспечить устойчивый прогресс человечества, в
частности решить проблему бедности, и что
будущее будет более чем когда-либо зависеть от
справедливого характера производства,
распределения и применения знания; что научные исследования являются важнейшей
движущей силой развития здравоохранения и
социальной защиты и что расширение
использования научного знания имеет огромный
потенциал для улучшения качества охраны
здоровья людей; происходящий в настоящее время процесс
глобализации и стратегическую роль научного и
технологического знания; неотложную необходимость в сокращении разрыва
между развивающимися и развитыми странами на
основе повышения научного потенциала и
совершенствования инфраструктуры в
развивающихся странах; что революция в области информации и
коммуникации предлагает новые и более
эффективные средства обмена научными знаниями и
повышения качества образовательного и
исследовательского процессов; важность для научных исследований и
образования полного и открытого доступа к
информации и данным, которыми располагает
общество; роль, которую играют общественные науки в
анализе социальных сдвигов, связанных с
достижениями науки и технологии, и поиске
решений возникающих проблем; рекомендации ведущих конференций, в том числе
созванных организациями, входящими в систему
ООН, а также встреч в рамках Всемирной
конференции по проблемам науки; что в научных исследованиях и при
использовании научного знания должны уважаться
права и достоинство граждан в соответствии со
Всеобщей декларацией прав человека и с учетом
Всеобщей декларации о геноме и правах человека1; что некоторые применения достижений науки
могут иметь вредные последствия для индивидов и
общества, окружающей среды и здоровья людей и
даже нести потенциальную угрозу существованию
человечества как вида одновременно с тем, что
вклад науки в дело мира и экономическое развитие,
глобальную сохранность и безопасность является
незаменимым; что ученые несут особую ответственность за
предотвращение такого использования научных
достижений, которое является этически
неприемлемым или имеет вредные последствия; необходимость вести научные исследования и
применять их результаты в соответствии с
этическими требованиями, сформулированными на
основе интенсивных общественных обсуждений; что занятие наукой и реализация научного
знания должны учитывать все разнообразие жизни и
быть направлены на поддержание систем
жизнеобеспечения на нашей планете; что имеет место исторически сложившийся
дисбаланс участия мужчин и женщин во всех видах
деятельности, связанных с наукой; что существуют препятствия для полноценного
участия других групп, принадлежащих к обоим
полам, в том числе нетрудоспособных, местного
населения, этнических меньшинств, групп,
находящихся в невыгодном положении; что традиционные и локальные системы знаний
как динамичные проявления восприятия и
понимания мира могут внести и исторически внесли
ценный вклад в науку и технологию и что
необходимо сохранять, защищать, изучать и
поощрять это культурное наследие и эмпирическое
знание; что необходимы новые отношения между наукой и
обществом в целях решения таких настоятельных
глобальных проблем, как бедность, деградация
окружающей среды, недостаточность общественной
охраны здоровья, продовольственная и водная
безопасность, особенно в связи с ростом
населения; необходимость строгого выполнения
обязательств по отношению к науке со стороны
правительств, гражданского общества и
производственного сектора, равно как и
обязательств ученых по отношению к
благосостоянию общества, провозглашаем
следующее: 1. Наука для знаний; знания для
прогрессаНеотъемлемая функция научного поиска состоит
во всестороннем и глубоком изучении природы и
общества, наращивая новое знание. Это новое
знание обогащает образование, культуру и
интеллект, способствует техническому прогрессу
и дает экономические преимущества. Содействие
фундаментальным и проблемно-ориентированным
исследованиям важно для достижения эндогенного
развития и прогресса. Правительства, через посредство национальной
научной политики и действуя в качестве
катализатора взаимодействия и коммуникации
между всеми заинтересованными сторонами, должны
признать ключевую роль научных исследований в
приобретении знаний, подготовке ученых и
образовании населения. Финансирование научных
исследований частным сектором стало важнейшим
фактором социально-экономического развития, но
это не может исключить необходимости
государственного финансирования исследований.
Оба сектора должны действовать в тесном
сотрудничестве и дополнять друг друга в процессе
финансирования научных исследований в
долгосрочных целях. 2. Наука для мираСущность научного мышления состоит в
способности рассматривать проблемы с различных
точек зрения и находить объяснения природных и
общественных явлений, постоянно возникающих в
качестве объектов критического анализа. Таким
образом, наука опирается на критическое и
свободное мышление, являющееся неотъемлемой
чертой демократического мира. Научное
сообщество, разделяя долговременную традицию,
выходящую за рамки отдельных наций, религий или
этносов, должно содействовать, как заявлено в
Уставе ЮНЕСКО, “интеллектуальной и моральной
солидарности человечества”, являющейся основой
культуры мира. Международное сотрудничество
ученых представляет ценный и конструктивный
вклад в глобальную безопасность и укрепление
мирных отношений между нациями, обществами и
культурами, оно способно дать толчок дальнейшим
шагам в направлении разоружения, включая
ядерное. Правительства и общество в целом должны
озаботиться необходимостью использовать
достижения естественных и общественных наук и
технологии в качестве средств воздействия на
глубинные причины и последствия конфликтов.
Инвестиции в научные исследования, решающие эти
проблемы, должны быть увеличены. 3. Наука для развитияСегодня больше чем когда-либо наука и
практическое приложение ее результатов
необходимы для развития. Правительства и частный
сектор должны оказывать широкую поддержку
созданию адекватного и доступного научного и
технологического потенциала через
соответствующие образовательные и
исследовательские программы. Это неотъемлемая
база экономической, социальной, культурной и
экологически здоровой жизни. Такая задача
особенно неотложна для развивающихся стран.
Технологический прогресс требует прочной
научной основы и должен быть решительным образом
направлен на освоение безопасного и чистого
производства, повышение эффективности
использования ресурсов, выпуск экологически
безупречной продукции. Наука и технология должны
также быть безусловно ориентированы на
перспективу увеличения занятости, повышение
конкурентоспособности и обеспечение социальной
справедливости. Должны быть увеличены
инвестиции в науку и технологию, нацеленные на
решение этих задач и одновременно
способствующие лучшему познанию и сохранности
природных ресурсов планеты, биологического
разнообразия и систем жизнеобеспечения. Цель
состоит в продвижении к стратегиям устойчивого
развития путем интеграции экономических,
социальных, культурных и экологических
составляющих компонентов. Научное образование в широком смысле,
свободное от дискриминации и охватывающее все
свои уровни и разновидности, является
основополагающим условием демократии и
стабильности. В последние годы были предприняты
меры в мировом масштабе, направленные на
получение всеобщего базового образования. Важно
признать фундаментальную роль женщин в
применении достижений науки в области
производства продуктов питания и
здравоохранения и усовершенствовать доведение
до них этих достижений. Именно на такой платформе
следует строить научное образование, систему
коммуникации и популяризации науки. Особое
внимание все еще требуется по отношению к
маргинальным группам. Более чем когда-либо надо
развивать и расширять научную грамотность во
всех культурах и слоях общества, как и
мыслительные способности и навыки, а также
понимание этических ценностей, с тем чтобы
активизировать участие общественности в
принятии решений, связанных с применением новых
знаний. Прогресс науки придает особую важность
роли университетов в продвижении и модернизации
научного образования и его координации на всех
уровнях обучения. Во всех странах, особенно в
развивающихся, существует потребность в
усилении научных исследований в области высшего
и послевузовского образования с учетом
национальных приоритетов. Создание научного потенциала должно
подкрепляться региональной и международной
кооперацией в целях равноправного развития и
применения творческих способностей без
дискриминации любого рода по отношению к
странам, группам или индивидам. Сотрудничество
между странами должно отвечать принципам
полного и открытого доступа к информации,
справедливости и взаимной выгоды. При любом
сотрудничестве необходимое внимание должно быть
уделено различиям в традициях и культуре.
Развитый мир несет ответственность за
расширение партнерских отношений в науке с
развивающимися странами и странами переходного
периода. Помощь в создании критической массы
национальных научных исследований на основе
региональной и международной кооперации
особенно нужно небольшим государствам и
наименее развитым странам. Наличие научных
структур, подобных университетам, является
необходимым элементом подготовки кадров с
перспективой последующей их карьеры в
собственной стране. Подобные и другие меры
должны создать благоприятные условия,
способствующие снижению или изменению тенденций
утечки мозгов. В то же время никакие барьеры не
должны ограничивать свободного передвижения
ученых. Прогресс науки требует различных типов
кооперации, осуществляемой на
межгосударственном, государственном и
негосударственном уровнях и между ними.
Примерами являются многосторонние проекты;
исследовательские сети, в том числе сетевые
объединения Юг-Юг (между развивающимися
странами); сотрудничество научных сообществ
развитых и развивающихся стран, направленное на
решение задач, стоящих перед всеми странами и
способствующие их прогрессу; стипендии, гранты и
стимулирование совместных исследований;
программы содействия обмену знаниями; создание
научно-исследовательских центров, имеющих
международную репутацию, прежде всего в
развивающихся странах; международные соглашения
о совместном содействии, оценке и финансировании
мегапроектов и организация широкого доступа к
участию в них; международные комиссии для
научного рассмотрения комплексных проблем;
международные соглашения о содействии
послевузовскому образованию. Необходимы новые
инициативы в области междисциплинарного
сотрудничества. Международный характер
фундаментальных исследований должен быть усилен
за счет существенного расширения поддержки
долгосрочных исследовательских проектов и
проектов международного сотрудничества, прежде
всего имеющих глобальное значение. В этой связи
особое внимание должно быть уделено непрерывной
поддержке исследований. Доступ к ресурсам со
стороны ученых развивающихся стран должен
активно поддерживаться и быть открытым для всех
на основе научных заслуг. Следует расширять
использование информационной и
коммуникационной технологий, прежде всего с
помощью сетей, как средство обеспечения
свободного обмена знаниями. Следует также
проследить, чтобы использование этих технологий
не ограничивало и не нанесло ущерба богатству
средств выражения различных культур. Для решения задач, поставленных настоящей
декларацией, всем странам наряду с международной
стратегией необходимо прежде всего разработать
или усовершенствовать национальные стратегии,
институциональные структуры и системы
финансирования с целью повышения роли науки в
обеспечении устойчивого развития в новых
условиях. В частности, эти меры должны включать
разработку долгосрочной национальной политики в
области науки при участии ведущих
представителей общественного и частного
секторов; поддержку научного образования и
научных исследований; развитие кооперации между
научно-исследовательскими институтами,
университетами и промышленностью в качестве
элемента национальной инновационной системы;
создание и поддержание национальных организаций
по оценке и управлению риском, снижению степени
уязвимости и обеспечению безопасности здоровья;
стимулирование инвестиций на исследования и
инновации. Парламенты и правительства должны
быть привлечены к созданию правовой,
институциональной и экономической основы для
расширения научного и технологического
потенциала в государственном и частном
секторах и возможностей их взаимодействия.
Принятие решений и выбор приоритетов в науке
должны стать интегральным элементом общего
планирования и выработки стратегий устойчивого
развития. В этой связи недавняя инициатива
крупнейших стран — кредиторов Большой восьмерки
начать процесс пересмотра задолженности ряда
развивающихся стран послужит совместным усилиям
развитых и развивающихся стран по созданию
механизмов финансирования науки в целях
укрепления национальных и региональных систем
научных и технологических исследований. Права интеллектуальной собственности должны
быть защищены в глобальном масштабе, но и доступ
к данным и информации необходим для научной
работы и превращения ее результатов в осязаемые
выгоды для общества. Следует принять меры,
направленные на взаимно полезное усиление
защиты прав интеллектуальной собственности и
распространения научных знаний. Необходимо
учитывать соотношение между широтой охвата и
применением прав интеллектуальной
собственности, с одной стороны, и справедливым
производством, распределением и использованием
знания – с другой. Необходимо также укреплять
национальную правовую базу с учетом
специфических потребностей развивающихся стран,
традиционных форм знания, их источников и
продуктов, с тем чтобы обеспечить их признание и
адекватную защиту. 4. Наука в обществе и наука для обществаПрактика научных исследований и использования
полученных знаний должна иметь в качестве
неизменной цели благосостояние человечества, в
том числе устранение бедности, уважать
достоинство и права человека и бережно
относиться к глобальной окружающей среде, а
также в полной мере учитывать нашу
ответственность перед нынешним и будущими
поколениями. Необходимо добиться нового уровня
приверженности этим важным принципам всеми
заинтересованными сторонами. Должно быть обеспечено свободное достижение
информации относительно всех возможных видов
использования и последствий новых открытий и
технологий, с тем чтобы гарантировать обсуждение
этических проблем. Каждая страна должна принять
меры по соблюдению этических принципов в научной
практике и использовании научного знания. Они
должны включать процедуры, предусматривающие
ответственное обращение с иными мнениями и
людьми, их придерживающимися. С пониманием
организовать взаимодействие в этой области
может Международная комиссия ЮНЕСКО по этике
научного знания и технологии. Все ученые должны руководствоваться высокими
этическими нормами, для научной деятельности
должен быть установлен кодекс этики, основанный
на нормах международных документов по правам
человека. Социальная ответственность ученых
предполагает с их стороны соблюдение высоких
стандартов научной честности и контроль за
качеством своих открытий, обмен знаниями,
поддержание связей с общественностью и обучение
молодого поколения. Политические власти должны
уважать подобные действия ученых. Программы
научного образования должны включать этику
науки, а также исторические и философские
дисциплины и возможности влияния науки на
культуру. Равный доступ к науке является не только
социальным и этическим условием человеческого
развития, но также и условием полной реализации
потенциала научных сообществ во всем мире и
ориентации научного прогресса на удовлетворение
потребностей людей. Неотложного внимания
требуют проблемы, стоящие перед женщинами,
которых более половины мирового населения. Эти
проблемы связаны с трудностями продолжения
карьеры, продвижения в науке и участия в принятии
решений в науке и технологиях. Столь же
неотложного внимания требуют трудности, с
которыми сталкиваются группы, находящиеся в
невыгодном положении, препятствующие их
полноправному и эффективному партнерству. Правительствам и ученым мира следует направить
усилия на решение проблем заболеваемости и
преодоление неравенства в охране здоровья в
различных странах, а также в различных
сообществах внутри одной страны с целью
установления более высоких и справедливых
стандартов здоровья и улучшения качества
здравоохранения для всех. Средствами достижения
этой цели являются образование, использование
научных разработок и технологии, упрочение
долгосрочных партнерских отношений между всеми
заинтересованными сторонами и подготовка
соответствующих программ. Мы, участники Всемирной конференции “Наука для
XXI века: новые обязательства”, обязуемся
предпринять усилия, с тем чтобы реализовать
возможности диалога между научным сообществом и
общественностью, устранить всякую дискриминацию
по отношению к научному образованию и
достижениям науки, действовать на основе
принципов этики и сотрудничества в собственных
сферах ответственности, развивать научную
культуру и применение научных разработок в
мирных целях, способствовать использованию
научных знаний для благосостояния народов и
устойчивого мира. Мы считаем, что документ конференции “Повестка
дня науки – основа для действий” является
практическим выражением новых обязательств по
отношению к науке и может служить стратегическим
руководством для сотрудничества в рамках ООН, а
также между всеми заинтересованными в научной
деятельности сторонами на предстоящие годы. Исходя из этого мы принимаем данную Декларацию
о науке и использовании научного знания и
одобряем “Повестку дня науки – основу для
действий” как средство достижения целей,
провозглашенных в декларации, и призываем ЮНЕСКО
и МСНС представить оба документа соответственно
Генеральной конференции и Генеральной
ассамблее. Эти документы будут также
использованы Генеральной ассамблеей ООН. Цель
этой акции – дать возможность обеим
организациям выработать и включить последующие
меры в свои программы и мобилизовать поддержку
со стороны всех участников, в первую очередь в
системе ООН, для усиления международной
координации и кооперации в науке.
1Universal Declaration of the Human Genome and Human Rights.
|