Номер 1/02 Главная Архив К содержанию номера

Управление персоналом и подготовка кадров


Изменения в технологии и условиях хозяйствования выдвинули новые требования к функциям, задачам и квалификации специалистов
по информационным технологиям (ИТ). Предприятия, работающие сегодня
в условиях динамично развивающейся экономики, испытывают насущную потребность в профессионалах в области информационных систем (ИС), способных не только проектировать и разрабатывать эти системы,
но и управлять их инфраструктурой.
Какие функции должны выполнять специалисты по ИТ и какими навыками обладать, чтобы решать организационные задачи? На состоявшейся в МГУ имени М.В. Ломоносова 25–27 июня 2001 г. международной конференции “Развитие кадров управления: история, современность, будущее” на эти вопросы ответила Л. Прейзер, обобщив взгляды исследователей и практиков
на функционально-квалификационные требования к специалистам по ИТ, обеспечивающим работоспособность внутри- и межорганизационной технологической инфраструктуры.
Предложенные автором концептуальные схемы инфраструктурных функций
и задач имеют целью помочь компаниям в переквалификации работников, занятых в сфере ИТ, а также системе образования в пересмотре
и модификации учебных программ для подготовки следующего поколения профессионалов

О концептуальной схеме функций и квалификации специалистов по информационным системам

ЛАРА ПРЕЙЗЕР
координатор программы MBA,
заместитель декана факультета информационных систем Калифорнийского политехнического университета (США)


Одна из ключевых задач информационного обеспечения предприятия с конца 90-х годов состоит в создании и поддержании технологической основы, открывающей возможность для многофункциональных систем обслуживать потребности организационного сообщества, объединенного в сети. Такой основой является инфраструктура ИТ. По мере того как все большее число организаций зависимы от “бесшовной” интеграции технических средств, программного обеспечения, информации и средств телекоммуникации для внутренней интеграции хозяйственных функций и внешней интеграции с поставщиками и потребителями, формирование ресурсов инфраструктуры становится стратегической необходимостью.

Опрос руководителей ИС показал, что управление этими ресурсами в 90-е годы вошло в число десяти важнейших задач, стоящих перед подразделениями ИС. Однако, учитывая изменения в технологии и бизнесе, решение этих вопросов представляет сложную проблему. Один из ее существенных аспектов – наличие специалистов по ИТ и правильный набор их функций и навыков для эффективного создания и поддержания организационных инфраструктурных ресурсов. А поскольку формирование высококомпетентного персонала ИТ является ключевым фактором технологической конкурентоспособности, необходимо лучшее понимание этих потребностей со стороны разработчиков инфраструктуры ИТ.

Несмотря на то, что за прошедшее десятилетие роль специалистов ИС существенно эволюционировала от автоматизированной обработки операций до создания и управления инфраструктурой и предоставления технических, деловых и консультационных услуг, конкретные требования к их функциям и навыкам все еще определены недостаточно четко.


Определение инфраструктуры ИТ


Что собой представляет инфраструктура ИТ? Дэвенпорт и Линдер определяют ее как “часть потенциала организации, предназначенную для общего пользования. Она включает все тротуары, аллеи и магистрали, с помощью которых обрабатывается электронная информация, стандарты ее эффективного использования, навыки применения как технологии, так и информации”1.

В табл. 1 даны компоненты соответствующей инфраструктуры.

Вейлл определяет инфраструктуру ИТ как “фундаментальную основу потенциала, финансируемую и обеспечиваемую организационными подразделениями по ИС и совместно используемую множеством оперативных и функциональных подразделений. Потенциал ИТ включает как техническую, так и управленческую квалификацию, необходимую для предоставления надежного обслуживания”2.

На основе этих двух определений рассматривается инфраструктура ИТ как интегрированный набор технических компонентов в совокупности с человеческими способностями, формирующий совместно используемую основу для обеспечения внутренних и внешних деловых функций организации. Инфраструктура ИТ представляет собой сочетание двух уровней – внутри- и межорганизационного, каждый из которых состоит из четырех компонентов – технологической платформы, услуг ИТ общего пользования, человеческих способностей, структурных стандартов. Кроме того, каждый уровень характеризуется параметрами протяженности и диапазона. Концептуальная модель конкретизируется в табл. 2.

Таблица 1

Модель инфраструктуры ИТ
УровниТехнические компонентыЧеловеческие компоненты
Ключевые технологииБлоки и линии связиБазовые технические навыки
Технические возможностиПлатформы и обслуживающие программы Общие навыки работы с компьютерами и сетями
Прикладные программы для деловой сферыОбщие прикладные программы Навыки разработки и применения прикладных программ
Деловая информацияСовместно используемые данныеНавыки управления и использования информации
Поддержка бизнес-процессовОбеспечение деловых процессовНавыки конструирования и исполнения

Функции и навыки ИС-специалиста
в контексте инфраструктуры ИТ


Профессиональные роли в ИС изменились за последнее десятилетие и продолжают меняться в зависимости от динамики условий хозяйствования и в силу беспрецедентного прогресса технологии. Основными факторами этих изменений в сфере бизнеса являются глобализация и рост неустойчивости внешней деловой среды, возникновение глобального рынка труда, реструктуризация промышленных предприятий. Факторы, относящиеся к сфере технологии, включают значительное улучшение соотношения цена/качество по важнейшим технологиям; мощность базовых сетей, измеряемая миллиардами бит и дающая возможность передавать голос, текст, изображения с огромной скоростью; архитектура открытых систем; новые парадигмы разработки программного обеспечения. Будущие профессионалы ИС должны уметь действовать на пересечении бизнеса и технологии. В их задачи будет входить не только обеспечение своевременной и качественной информацией, но также и участие в инновационном процессе и повышении конкурентоспособности своих предприятий.

Таблица 2

Компоненты инфраструктуры ИТ
СтандартыТехнологическая платформа (технические средства, сети, операционные системы)Услуги, предоставляемые ИТ общего пользования (информация, прикладные программы)Человеческие способности
Внутриорганизационный уровень
Структурные стандарты по техническим средствам, сетям, прикладным программам, данным и информации

Технические (внутренние) стандарты безопасности для сетей, данных и прикладных программ
Архитектура “клиент-сервер”; локальные сети; глобальные сети; беспроводные технологии; персональные экспертные системы; универсальные/мини/микрокомпьютеры Интегрированные информационно-программные услуги:
материальные ресурсы и активы, человеческие ресурсы, финансовые ресурсы
Условия создания прикладных программ:
методики разработки, автоматизированное проектирование и создание программ, языки программирования 4-го поколения, целевые инструментальные средства, средства проектного управления, экспертные системы-оболочки
Сетевой сервис, включая персональные услуги связи для дистанционного присутствия
Услуги информационного хранения
Поставщики технологии и услуг:
управление данными, организация работы сети, разработка стандартов, разработка программ, интеграция и поддержка, обучение
Межорганизационный уровень
Технические (внешние) стандарты безопасности для сетей, данных и прикладных программГлобальные сети; беспроводные технологии; цифровые сети связиУслуги информационной супермагистрали
Системы стратегических кооперационных союзов и совместных предприятий
Электронный обмен данными
Персональный доступ к глобальным сетям

Межорганизационные услуги информационного хранения и программного обеспечения
Технические аспекты: знание национальных и международных стандартов, норм регулирования и технологий
Нетехнические аспекты: знание иностранных языков, культуры, финансовых отношений и систем защиты

Таблица 3

Должностные функции и компетенция в сфере ИС
Функции и задачи ответственного лицаКомпетенции
Поставщик услуг информационного центра: поддержка горячих линий; базовое обучение и повышение квалификации; консультирование по проблемам Управленческие компетенции:
выслушивание, наставничество, тренинг; решение проблем
Технические компетенции: знание технологий аппаратного и программного обеспечения (текущих и будущих)
Должностное лицо, отвечающее за безопасность, конфиденциальность и достоверность обработки информацииТехнические и управленческие компетенции:
знание и координация разработки и применения политики безопасности в рамках предприятия
Лидер преобразований
Интегратор различных систем в рамках компании
Управленческие компетенции:
межличностные навыки;
управление собственной деятельностью;
управление внутри и вне подразделения ИС;
концептуальные навыки;
знание производства (отрасли, организации, людей)
Интегратор бизнеса
Лидер в области эффективного использования информации и технологических ресурсов
Управленческие и технические компетенции:
знания и навыки в области бизнеса и ИТ;
навыки стратегического планирования;
навыки руководства;
навыки разработки стандартов
Связь ИТ с деловой стратегией
Разработка структурного плана инфраструктуры ИТ
Разработка, создание и внедрение компонентов инфраструктуры на основе структурных принципов
Управленческие и технические компетенции:
знание бизнеса;
навыки коммуникации;
знание технологии
Сотрудничество с менеджерами предприятия и содействие изменениям
Обучение линейных менеджеров в области технологии; обучение персонала ИС
Развитие информационных структур
Разработка и создание комплексных систем
Управленческие и технические компетенции:
знание бизнеса;
знание методик разработки и развития баз данных;
знание телекоммуникаций;
навыки проектного управления;
навыки руководства
Бизнес-консультант, руководитель НИОКР, плановик и менеджер комплексной технологической инфраструктурыТехнические и управленческие компетенции:
знание технологии;
навыки моделирования предприятия;
навыки управления
Лидерство в совместном использовании данных различными прикладными программамиТехнические и управленческие компетенции:
разработка баз данных, сетей; навыки интеграции технического и программного обеспечения;
навыки в области стратегии, организации, коммуникации
Согласование стратегии ИТ с деловой стратегией
Анализ деловой среды и управление технологическими изменениями
Технические и управленческие компетенции:
стратегическое планирование, консультирование;
навыки управления изменениями;
технические и управленческие навыки управления инфраструктурой

Таблица 4

Функции и задачи в области ИС
ФункцияКлючевые задачи
Планирование инфраструктурыРазработка генерального плана технологической структуры; определение целей и задач инфраструктуры ИТ; управление плановым процессом
Разработка инфраструктурыПреобразование генерального плана в проект компонентов инфраструктуры, важнейших для обеспечения возможности быстрого реагирования на изменение потребностей бизнеса
Организация инфраструктурыТехнические услуги: организация вычислительных мощностей (техническое и программное обеспечение)
Услуги базы данных: организация управления данными
Услуги прикладных программ: разработка прикладных систем
Услуги вычислительного центра: поддержка действующей инфраструктуры ИТ; общее совершенствование операций ИТ
Обеспечение безопасностиЗащита конфиденциальности и сохранности ресурсов обработки информации на предприятии
Интеграция функцийОбеспечение интеграции всех функциональных систем между подразделениями; решение задач в области общекорпоративных систем
ОбучениеОбеспечение подготовки персонала пользователей к работе с компонентами инфраструктуры. Обучение и повышение технической и управленческой квалификации персонала ИС
Стратегическое консультирование и стимулирование изменений Функционирование в качестве связующего звена с клиентами; помощь хозяйственным подразделениям в определении их информационных потребностей на основе деловых стратегий; помощь в осуществлении реинжиниринга

Таблица 5

Концептуальная модель компетенций в области инфраструктуры ИС
Технические компетенцииУправленческие компетенции
Внутриорганизационная инфраструктура
Знание существующих и возникающих технологий
Способности определять и проводить в жизнь стандарты инфраструктуры
Навыки, необходимые для интеграции различных систем в рамках компании
Компетенции в области разработки систем:
автоматизированное проектирование и создание программ;
экспертные системы;
реинжиниринг;
моделирование предприятия
Навыки подготовки конечных пользователей, менеджеров и персонала ИС по использованию инфраструктуры ИТ
Межличностные компетенции:
мотивация, делегирование, наставничество;
лидерство на основе знания технологии и бизнеса
Концептуальные компетенции:
решение проблем;
согласование технологии с корпоративной стратегией
Навыки управления изменениями
Навыки планирования (например, технологической структуры)
Знание бизнеса
Навыки маркетинга (например, продаж)
Навыки коммуникации (например, доведения значения ИТ до пользователей)
Политические способности
Межорганизационная инфраструктура
Знакомство с национальными и международными стандартами организации сетей и обмена данными
Компетенции в области разработки межорганизационных мощностей ИТ (например, систем электронного обмена данными)
Навыки обучения внешних заинтересованных лиц
Анализ внешней среды с точки зрения выявления конкурентных возможностей на основе использования внешней инфраструктуры
Знание внутренней и внешней деловой среды (национальной, международной)
Организация личных связей вне компании (например, с поставщиками, конкурентами, правительством)
Управление внешними отношениями (например, союзами, партнерствами)

В 1992 г. Бенджамин и Блант выделили ряд критических проблем ИТ следующего десятилетия, включая проблемы технологии, стандартов, обслуживания, экономики, программного обеспечения и управления изменениями. Так, утверждали они, в следующем десятилетии основные инвестиции компаний будут направляться на создание и поддержание инфраструктуры ИТ. Они также предсказали, что прикладные программы будут базироваться на высокоуровневых моделях бизнеса, охватывающих все предприятие, и что навыки управления изменениями займут ключевое место в квалификации профессионалов ИТ. Управление развитием инфраструктуры, ее финансированием и управление изменениями представляют важнейшие задачи, которые предстоит решать профессионалам ИТ в конце 90-х годов3. Таким образом, основные навыки создателей и хранителей технологической инфраструктуры будут носить не только технический, но и межличностный и управленческий характер.

Таблица 6

Структура компетенций в области ИТ по различным функциям ИС
ФункцииКомпетенции (навыки/знания)
Планирование инфраструктурыОбщие технические знания
Навыки управления
Управленческие знания
Технико-управленческие навыки
Разработка инфраструктурыТехнические навыки:
разработка проектов по техническому обеспечению, прикладному программному обеспечению, информации, сетям
Общие технические знания
Навыки управления
Организация инфраструктурыТехнические навыки:
создание всех компонентов инфраструктуры ИТ
Обеспечение безопасностиТехнические навыки:
разработка технических стандартов по безопасности, информационному доступу и контролю
Общие технические знания
Интеграция функцийТехнические навыки:
интеграция сетей, прикладных программ, данных
Общие технические знания
Навыки управления
ОбучениеТехнические навыки (обеспечение базовой и дополнительной подготовки)
Навыки управления
Стратегическое консультирование и стимулирование изменений Технико-управленческие навыки
Общие технические знания
Управленческие навыки и знания

Анализ более широкого круга публикаций дает дополнительное представление о функциональных и квалификационных потребностях в сфере ИС. В табл. 3 отражены сводные результаты этого анализа.

В табл. 4 структура ключевых функций и задач детализирована, а в табл. 5 дана структура профессиональных навыков для работы в области ИС.


Практическое значение функционально- квалификационных схем ИС


Выводы данного исследования имеют двоякое значение. Прежде всего, перед специалистами ИС стоят многообразные задачи по созданию и управлению технологической основой интеграции и развития их организаций. Во-вторых, для реализации своих функций как создателей инфраструктуры профессионалы ИС должны обладать сбалансированным набором компетенций в области технического и программного обеспечения. Изменения характера функций работников ИС в сочетании с ростом значения ИТ для общей стратегии организации вызывают необходимость эффективного управления и развития человеческих ресурсов ИС. Предложенные функционально-квалификационные схемы могут быть полезными для организаций в качестве рекомендаций.

Наши выводы полезны также для образовательных учреждений, занятых обучением нового поколения специалистов по ИТ. Их профессиональная подготовка развивается по различным направлениям. Одно из них - техническая специализация, требуемая для обслуживания технологической инфраструктуры компаний. Другое - более общая деловая и межличностная ориентация. В результате происходит лавинообразное увеличение объема знаний. Многообразие спектра знаний и навыков в области ИС (показанное в данной работе) означает, что не может быть единой программы обучения, пригодной для всех учащихся. Вот почему образовательные учреждения должны четко определить, кто их потребители, и целенаправленно приспособить свои учебные программы к их нуждам. В табл. 6 наша концепция конкретизирована. Образовательные учреждения могут использовать эту таблицу при структуризации учебных программ с целью удовлетворения потребностей в специализации своей клиентской базы. Они должны также постоянно анализировать свои рынки и запросы клиентов в свете важнейших профессиональных задач, стоящих перед специалистами ИС, и вносить необходимые изменения в программы. Наконец, практические работники могут использовать данные табл. 6 для разработки соответствующих должностных структур и программ повышения квалификации персонала.


1Davenport, T. & Linder, J. (1994). “Information Technology Infrastructure: The New Competitive Weapon?” Working Paper, Ernst & Young.
2Weill, P. (1992). “The Role and Value of Information Technology Infrastructure: Some Empirical Observations”, Working Paper Number 240, Center for Information Systems Research, Sloan School of Management, Massachusetts Institute of Technology.
3Benjamin, R.I. and Blunt, J. “Critical IT Issues: The Next Ten Years,” Sloan Management Review, Summer 1992.

II международная конференция
«ЕВРО – 2002"

29 ноября 2001 г. в  Москве состоялась II международная конференция «ЕВРО-2002", организованная Ассоциацией региональных банков России и швейцарской компанией “Sovereigen Finance Group”.

Участники форума – известные российские и зарубежные ученые, финансисты, государственные деятели – анализировали изменения в макроэкономике и европейской финансовой системе после введения евро, влияние новой европейской валюты на экономику России и мировые финансовые рынки. В частности, глава представительства Европейской комиссии в РФ Ричард Райт отметил, что введение с 1 января 2002 г. единой валюты в 12 европейских странах – кульминационное событие на континенте. “Евро – больше, чем просто валюта, – подчеркнул он. – Это воплощение прогресса европейской интеграции, конкретный знак строительства объединенной Европы”. Поэтому ключевая задача – создание основы для устойчивости евро. Решая ее, страны – участницы валютного союза взяли на себя обязательства поддерживать на устойчиво низком уровне инфляцию государственных финансов. Р.Райт выразил надежду, что после расширения ЕС зона евро будет включать 27-28 стран и станет одним из крупнейших мировых валютных рынков.

По словам заместителя главы представительства “Коммерцбанка АГ” в Москве Хайнриха Штайнхауэра, по фундаментальным показателям евро недооценен на 16-43% (в зависимости от методологии оценки). Но на развитие курса евро влияют и другие факторы. Главной причиной слабости новой валюты заведующая сектором Института Европы РАН Ольга Буторина называет отставание европейского валютного рынка от американского.

В свою очередь директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик Виктор Ивантер отметил, что введение евро явилось сильнейшим психологическим шоком для населения, для которого главной станет проблема: в какой валюте держать свои сбережения? Важнейшее условие решения этой задачи – стабильность в регионе. Например, большинство вкладчиков держат свои сбережения в долларах США, и это связано не столько с успешной экономикой Соединенных Штатов, сколько с политической стабильностью в этой стране. Если в Европе снова начнутся бомбардировки, то о подобной ренте не может быть и речи.

В России на ЕС приходится более 35% торговли, но лишь около 20% расчетов по договорам производится в европейских валютах. Руководитель консалтинговой группы “БФИ” Александр Хандруев считает, что будущее евро в РФ во многом связано с ходом структурной перестройки в экономике. Если сохранится высокая зависимость от сырьевого экспорта, расчеты по которому проводятся в нефтедолларах, никуда от доллара страна не уйдет.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz