Опыт подготовки менеджеров в
Московском государственном горном университетеВСЕВОЛОД ГАНИЦКИЙ доктор технических наук, профессор Московского государственного горного
университета
• Подготовка профессиональных управленцев
должна быть двухступенчатой и включать базовое
отраслевое и специальное образование • Необходим системный подход к развитию всех
ступеней высшего образования в сфере
менеджмента • Активные методы обучения, в частности
управленческий тренинг, повышают эффективность
практической подготовки менеджеров
В Московском государственном горном
университете подготовка специалистов по
организации и управлению для предприятий
нескольких отраслей промышленности
осуществляется с 1968 г. В 70-80-е годы эта работа
выполнялась в основном в рамках специальности
"Экономика и управление", в настоящее время
основная специальность - "Производственный
менеджмент". В 1996 г. состоялся первый выпуск
бакалавров менеджмента, начата подготовка
магистров этой специальности. В последние 4-5 лет
стала очевидной необходимость коренной
переработки не только методик и форм
преподавания, но и самой концепции подготовки
профессиональных управленцев. В течение почти двадцати лет - до начала 90-х
годов - функционировала хорошо отлаженная
система использования выпускников МГГУ.
Практически на всех предприятиях
горнодобывающих отраслей в структурах
управленческого аппарата существовали
подразделения по организации, методическому и
техническому обеспечению управления - отделы
организации систем управления, НОТ,
вычислительные центры и т.д. При четко действовавшей системе
государственного распределения выпускников
вузов и налаженных связях с производством не
возникало проблем с трудоустройством
подготавливаемых специалистов, организацией
производственных практик, курсового и
дипломного проектирования. Профессиональные споры преподавателей -
специалистов по управлению с технологами и
экономистами о том, кто должен непосредственно
управлять производством - инженер с
отраслевой подготовкой или универсальный
управленец, носили скорее академический
характер. На практике они всегда решались в
пользу технологов: должности директоров шахт,
объединений, заводов, как правило, занимали
инженеры-технологи, реже - экономисты. В настоящее время эта проблема обострилась по
двум причинам. Во-первых, почти повсюду на
предприятиях ликвидированы подразделения по
организации управления, профессиональная ниша
для выпускника-менеджера потеряна. Во-вторых,
назвав выпускника производственным менеджером
по специальности, мы тем самым заявляем, что он
имеет право претендовать на должность
руководителя производства, хотя для этого его
квалификации недостаточно (из-за слабой
практической подготовки). В то же время подготавливаемые в МГГУ
специалисты по менеджменту обладают бесспорными
преимуществами по сравнению с технологами и даже
экономистами. Это определяется тем, что в учебных
планах и программах данной специальности
большое внимание отведено активным методам
обучения, в частности управленческому тренингу.
В цикле специальных дисциплин широко
используются самостоятельные работы в классах
ЭВМ, включающие моделирование различных
управленческих задач и принятие решений в
сложных производственных условиях, выполнение
аналитических и экспертных диалоговых
(человеко-машинных) процедур, различное
тестирование, контроль знаний и др. В ряде
учебных курсов разработаны практикумы по
анализу конкретных производственных ситуаций,
эвристическим методам обоснования
управленческих решений. Значительная часть перечисленных форм и
методов обучения используется для развития
знаний и практических навыков управления людьми,
совершенствования управленческих отношений,
решения социально-психологических проблем
менеджмента. Еще более эффективным средством обучения,
привлекательным для студентов, являются деловые
и организационные игры, требующие, однако,
значительного времени и средств на подготовку.
Кроме того, их достаточно сложно проводить в
рамках традиционного графика учебного процесса.
Поэтому такая форма работы не получила широкого
распространения, хотя определенный опыт имеется. В течение последних лет студенты специальности
"Производственный менеджмент" в пятом
семестре слушают курс "Менеджмент", после
чего в шестом семестре выполняют курсовой проект
по этой дисциплине. Работа над проектом
организована в форме игрового моделирования и
осуществляется на протяжении всего семестра (14-15
недель). Общие затраты времени каждого
студента - 42-45 рабочих часов. Третью часть его
составляет групповая работа в рамках
обязательных аудиторных занятий, моделирующая
коллегиальные формы управления - деловые
совещания, консультации со специалистами,
выработку совместных решений, отчеты и сообщения
о промежуточных результатах работы. Основное
время (до 30 ч) затрачивается студентами на
индивидуальную разработку проектных заданий. В целом работа студенческой группы моделирует
деятельность коллектива менеджеров по
обоснованию и разработке проекта создания
малого предприятия. На первом этапе коллегиально
обосновывается профиль и вид предприятия, его
размеры и основные параметры деятельности. Затем
формируется управленческая структура, студенты
подгруппами по 5-6 человек выполняют функции
основных подразделений -
производственно-технического отдела,
маркетинговой службы, финансовой, юридической
группы, кадровой службы. Каждая группа разрабатывает план работы на
весь период и ближайшие две-три недели, после
чего каждый студент в соответствии со своими
"должностными функциями" получает
индивидуальное задание от руководителя службы и
выполняет его в установленный срок. Индивидуальная работа, а также работа в составе
малых групп (по 2-3 человека) включает сбор
информации, анализ управленческих ситуаций,
статистических материалов и обоснование
решений; проведение маркетинговых исследований,
переговоров с партнерами,
социально-экономического анализа; выполнение
финансовых расчетов и обоснований, оформление
необходимой документации. Курсовое
проектирование завершается проведением общей
6-8-часовой конференции с докладами групп и
защитой разработанных проектов на конкурсной
основе. Накопленный в МГГУ опыт использования
перечисленных форм учебной работы позволяет
рассчитывать на существенное повышение
эффективности практической подготовки
менеджеров. Вместе с тем ряд проблем требует решения. К ним
относятся: • установление рационального соотношения
между специальной технической (экономической) и
собственно организацинно-управленческой
подготовкой менеджеров; • установление пропорций между теоретической
и практической подготовкой менеджеров, а также
нахождение наиболее эффективных форм последней
(управленческий тренинг, производственная
практика, стажировка на передовых фирмах); • выработка системных подходов и принципов
взаимоувязки всех ступеней высшего образования
в сфере менеджмента (бакалавриат, подготовка
специалистов, магистратура), а также определение
социально-производственного статуса
соответствующих выпускников; • обоснование наиболее рациональной структуры
и глубины специализации в рамках единой
специальности "Менеджмент", необходимости и
степени учета отраслевой и профессиональной
направленности подготовки. В заключение отметим, что само содержание и
структура менеджмента как научно-учебной
дисциплины окончательно не сформировались, о чем
свидетельствует анализ издаваемой в последние
годы учебной и методической литературы. На наш
взгляд, проводимые под эгидой
Учебно-методического объединения по образованию
в области менеджмента межвузовские конференции
должны стать той базой, на которой может быть
обеспечено коллективное решение назревших
научно-методических проблем. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ "MANAGEMENT PRESS" (ПРАГА)
Окончание. Начало на стр.
96.
Фрейберг Франтишек. Движение наличных
денег - управление ликвидностью предприятия (3-е
расширенное издание). Freiberg Frantisek. Cash flow - rizeni
likvidity podniku (3 rozsirene vydani), 176 s. ISBN 80-85943-37-9
Опробованное руководство, основанное на
комплексном подходе к проблеме управления
финансами фирмы и их динамикой. Информация о
движении наличных денег в прошлом и будущем -
важные показатели познавательного
(аналитического) и стратегического
(прогностического) характера, применяемые в
плановой работе и при формировании бюджета.
Основное внимание уделено такому понятию, как
движение наличных денег, которое играет особую
роль при решении финансовых проблем и снижении
финансового риска. Третье издание в отличие от
предыдущих содержит ряд конкретных примеров из
практики предприятий с вариантами решений
возникающих проблем.
Трнка Павел. Наиболее часто встречающиеся
ошибки при расчете налогов и как их избежать.
Trnka Pavel. Nejcastejsi danove omyly a jak jim predchazet, 95 s. ISBN 80-85943-38-7
Основным условием успеха
предпринимательства является знание налогового
законодательства. Автор, работник финансового
управления, на основе богатого практического
опыта и знания специфики ревизионной
деятельности составил перечень наиболее часто
встречающихся нарушений налогового
законодательства. Все рассматриваемые проблемы
представлены в двух аспектах: как они решаются
плательщиком (и в чем заключается обычная ошибка
таких решений с учетом действующего
законодательства) и как следует правильно
поступать в каждом конкретном случае.
Ионаш Иржи. Экономическая трансформация в
Чешской Республике. Макроэкономическое развитие
и экономическая политика. Jonas Jiri. Ekonomicka transformace v
Ceske Republice: makroekonomicky vyvoj a hospodarska politika, 208 s. ISBN 80-85943-22-0.
Книга советника исполнительного директора
Международного валютного фонда является
целенаправленной попыткой проанализировать
развитие экономики Чешской Республики в 1991-1996 гг.
Рассмотрены основные недостатки системы
центрального планирования и альтернативные
подходы к трансформации экономической системы.
На основе детальных эмпирических данных
проанализирована действительная динамика
производства подукции и спроса на нее, занятости
населения, инфляции и внешней торговли.
Проведено сравнение динамики
макроэкономических показателей в Чешской
Республике и других стран с транфомируемой
экономикой.
|
|