Виртуализация как возможный
путь развития управленияХАНС А. ВЮТРИХ профессор
АНДРЕАС Ф. ФИЛИПП ассистент, руководитель проекта “Виртуальные
предприятия”
Университет бундесвера, г. Мюнхен (Германия)
• Виртуальное предприятие как временная
форма кооперации обеспечивает клиентам выгоду
благодаря оптимизации системы производства благ • В результате объединения ресурсов и
компетенций партнеров виртуальная организация
достигает синергического эффекта • На смену классическому индустриальному
обществу может прийти не информационное, а общество, не знающее границ
В теории управления определение
“виртуальный” стало ключевым. Все чаще говорят
о виртуальных продажах, банковских операциях,
фондах, фабриках и организациях. В принципе
виртуальное предприятие обладает теми же
возможностями и потенциалом, что и традиционное.
Но в то же время у него нет подобных
институциональных и структурных рамок. Такой
“квазиорганизации” можно дать следующее
определение: виртуальное предприятие – это
добровольная временная форма кооперации
нескольких, как правило, независимых партнеров
(предприятий, институтов, отдельных лиц),
обеспечивающая благодаря оптимизации системы
производства благ большую выгоду клиентам. На
базе согласованных представлений о содержании
хозяйственного процесса и явно выраженной
культуры доверия партнеры по кооперации
совместно используют свои ключевые компетенции
в форме ресурсов и способностей, чтобы добиться
результата лучше, дешевле, быстрее, гибче и с
конкурентным преимуществом в международном
масштабе. С точки зрения клиента динамичная сеть
выступает как единое предприятие, использующее
возможности самых современных информационных и
коммуникационных технологий. Можно привести примеры и более кратких
определений виртуального предприятия. Так,
немецкий исследователь К. Блейхер под
виртуальной корпорацией понимает
межорганизационное гибкое предприятие,
создаваемое на время, главная цель которого –
получение выгоды благодаря расширению
ассортимента товаров и услуг. В середине 90-х годов группа немецких и
швейцарских исследователей осуществила проект
по изучению виртуальных пионерных предприятий.
Основная его идея в том, чтобы получить
первоначальные сведения о них и определить
методологическую основу для дальнейших
исследований. Проект ориентировался на
“реальную” виртуализацию, т.е. источниками
информации служили данные о практической
деятельности виртуальных пионерных предприятий. Исследование охватило свыше 50 виртуальных
организаций в различных отраслях и странах,
причем шесть из них подверглись особенно
тщательному обследованию. Методика исследования
предусматривала личные,
полустандартизированные интервью с
предпринимателями и менеджерами высшего
управленческого звена виртуальных предприятий
Азии, США и Западной Европы. Проект был поддержан
Швейцарским обществом по организациям, которое
осенью 1997 г. опубликовало обзор “Преимущества
благодаря виртуализации”.
Реальная виртуальность и ее типы
Пространство виртуализации включает четыре
категории явлений – виртуальный рынок,
виртуальную реальность, а также внутри- и
межорганизационные сетевые объединения.
Последние охватываются одним понятием –
виртуальные
организационные формы.
Во
внутриорганизационных формах степень выражения
виртуальности как соответствие ее специфическим
признакам ниже, чем в межорганизационных формах
(см. схему). В виртуальном пространстве границы
между категориями и типами виртуализации могут
пересекаться. Под
виртуальным рынком
понимаются
предлагаемые системой Интернет
коммуникационные и информационные услуги
коммерческого назначения. Элементами
электронного рынка являются: • свободный доступ к рынку и равноправие
партнеров; • добровольное участие и подверженность
рыночных событий влиянию участников; • повышение прозрачности рынка с
одновременным снижением различий в степени
информированности партнеров. Виртуальные рынки, действующие в реальном
масштабе времени, позволяют осуществлять
торговлю, охватывающую весь мир, круглосуточно, в
результате чего теряют смысл связанные с
пространством и временем представления о рынке,
а соответствующие услуги способствуют снижению
издержек и росту эффективности торговли вообще и
сбыта в частности, а также повышению
удовлетворенности клиентов. Стержневыми словами
здесь являются виртуальные покупки, банковские
операции, обучение, виртуальные ярмарки,
виртуальные издательства, электронная торговля
и т.п. Виртуальная реальность – это имитация
реальных процессов разработок и производства в
кибернетическом пространстве, которое
одновременно является и средой, и инструментом. В
качестве инструмента она позволяет интуитивно
выстроить сложные структуры, в качестве среды –
дает возможность мысленно представить продукт,
здания, рабочие места, машины и оборудование до
того, как они обретут реальное существование.
Человек воспринимается при этом как часть
виртуального окружения, которое с помощью
комбинации пространственных, звуковых и
визуальных сигналов формирует качественно новое
понимание вещей. Путем исследования виртуальной
реальности делается попытка установить связь
между средовым и техническим аспектами
интерактивной коммуникации. Основные области
использования результатов этих исследований –
создание виртуальных прототипов, а также
виртуальное планирование труда и производства. Внутриорганизационные сети
охватывают
широкую гамму
работ на дому
и
работ с
использованием средств телесвязи,
а также
работ с применением
банков знаний
или
сетей
знаний.
Их общим признаком является
объединение в единую сеть отдельных сотрудников
с помощью современных информационных и
коммуникационных технологий. Пионерами в этой
части виртуальной организации труда являются
компании IBM, Siemens, а также крупные
консультационные предприятия и банки. В настоящее время уже работает множество
межорганизационных
динамичных сетей,
которые выходят за границы
одного предприятия: •
временная модульная сеть
объединяет
системных партнеров с явно выраженной
ориентацией на ключевые компетенции. Для такой
сети характерны низкая заменяемость партнеров,
ограниченность сроков существования,
асимметричная зависимость партнеров по сети.
Кооперация компаний Merсedes и Swatch (Smart Car)
показывает, каким образом системным партнерам
удается распределять риски по инвестициям и
добиваться намеченных результатов; • сеть для выполнения отдельных заказов
рассчитана
на мобилизацию ориентированных на проект
высококлассных ресурсов. Предусмотрена
заменяемость партнеров, сроки заказов строго
ограничены, зависимость партнеров по сети
симметрична. В земле Баден-Вюртемберг
консультационное агентство ABAG по переработке
отходов организует по заказу группы для решения
соответствующих задач. Работа сети
свидетельствует, что силами малочисленного
постоянного коллектива можно добиться
эффективного выполнения заказов даже в
государственном секторе. В Германии работает еще
несколько аналогичных виртуальных образований; •
целевые сетевые объединения
в сфере
воздушных и автомобильных перевозок,
страхования, а также в химической промышленности
показывают, каким образом с помощью виртуальной
кооперации могут быть предложены рынку “умные”
решения. Гибкие сети позволяют оптимизировать
услуги клиентам. Кооперация в таких сетях,
отличающихся высокой степенью открытости и
симметричной зависимостью партнеров, рассчитана
на предложение общих решений; •
централизованно управляемая сеть
практикуется,
в частности, компанией Nintendo. Опыт подобного
виртуального предприятия демонстрирует
возможность выживания с помощью действующей в
мировом масштабе сети с заменяемыми партнерами,
которая ориентируется на собственные ключевые
компетенции. Фирма специализируется на
координации и управлении производственными
процессами. Классическим примером использования
подобных виртуальных форм могут служить
брокерские сети с асимметричной зависимостью
партнеров. Характерны гибкость принятия решений
(типа “производить или покупать”) и
односторонняя заменяемость партнеров; |