Из истории управления
С.Ю.Витте и управление народным
хозяйством(к 150-летию со дня рождения)ВАДИМ МАРШЕВ профессор МГУ им. М.В.Ломоносова
Яркой фигурой, стоявшей во главе системы
государственного управления хозяйством в
России, был Сергей Юльевич Витте (1849 — 1915). Начав
службу после окончания физико-математического
факультета Новороссийского университета
(г.Одесса) с должности кассира на Одесской
казенной железной дороге, он вырос до ее
начальника, а потом министра путей сообщения,
министра финансов и председателя Совета
министров. Свою карьеру С.Витте закончил членом
Государственного совета (1906-1915 гг.). За 17 лет (с 1889 по 1906 г.) пребывания на руководящих
государственных должностях С.Витте подготовил и
реализовал более 10 крупных народнохозяйственых
реформ, в результате которых Россия совершила
скачок в своем экономическом и особенно
промышленном переустройстве и развитии.
Экономическая политика С.Витте
Находясь на высших руководящих постах, С.Витте
делал основной акцент в своей деятельности на
усилении роли государства в управлении народным
хозяйством, особенно в критических ситуациях. В
целом его экономическая политика базировалась
на двух важнейших элементах — протекционизме и
привлечении иностранных капиталов. Если первое не было оригинальным, а, по
существу, продолжало идеи И.Вышнеградского1,
то второе потребовало от С.Витте резких
изменений во взглядах, чему способствовало
успешное проведение разработанной им денежной
реформы. Еще в 1893 г., уже будучи министром
финансов (с 1892 по 1903 г.), он весьма осторожно
отзывается о привлечении иностранных капиталов,
высказывая опасение, что “русская
предприимчивость”, несмотря на таможенное
ограждение, может оказаться не в силах одолеть у
себя соперничества “иностранной
предприимчивости”. Но к концу 90-х годов С.Витте
начал выступать за интенсивное привлечение
иностранных капиталов. Основной идеей Витте было стремление приобщить
Россию к мировому хозяйству, открыть широкие
пути для промышленного развития страны,
утвердить прочную денежную систему – залог
привлечения к промышленной деятельности
капиталов и расширения сферы кредитных
отношений с Европой.
О развитии отечественной промышленности
В марте 1899 г. на совещании министров под
председательством царя обсуждался доклад
С.Витте “О необходимости установить и затем
неуклонно придерживаться определенной
программы торгово-промышленной политики
империи”, содержавший его взгляды на
перспективы экономического развития России. В
докладе он утверждал, что упомянутая политика
должна проводиться “по определенному плану, со
строгой последовательностью и
систематичностью”, ибо только благодаря этому
может быть решена “коренная не только
экономическая, но и политическая задача” –
создание своей собственной национальной
промышленности. Не отрицая наличия у населения огромных
финансовых трудностей, возникших в связи с
введением таможенного тарифа 1891 г., и
одновременно указывая на низкое качество
отечественной продукции и общую слабую
развитость национальной промышленности, С.Витте
видел решение всех проблем в “капиталах, знаниях
и предприимчивости”. Прежде всего — в капиталах,
ибо без них “нет и знаний, и нет
предприимчивости”. Россия бедна капиталами,
следовательно надо искать их за границей. При
этом он настаивал на сохранении таможенного
тарифа 1891 г., а также на том, чтобы “по крайней
мере до 1904 г.” не производилось никаких
стеснений притоку иностранных капиталов. К началу XX в. политика Витте приняла конкретный
и целенаправленный характер — в течение
примерно 10 лет догнать более развитые в
промышленном отношении страны Европы, занять
прочные позиции на рынках стран Ближнего,
Среднего и Дальнего Востока. Средства
предлагались те же — таможенная защита
отечественной промышленности и поощрение
вывоза; привлечение иностранных капиталов;
накопление ресурсов с помощью косвенного
налогообложения, казенной винной монополии и
казенных железных дорог. С.Витте критически оценивал достижения России,
признавая ее земледельческой страной. В связи с
этим он писал: “при сложившемся ныне строе
политических и экономических международных
отношений земледельческая страна, не имеющая
своей собственной промышленности, достаточно
развитой, чтобы удовлетворить главным
потребностям населения продуктами
отечественного труда, не может почитать свою
мощь непоколебимой; без своей собственной
промышленности она не может достигнуть
настоящей экономической независимости, а опыт
всех народов наглядно показывает, что только
хозяйственно самостоятельные народы
оказываются в силе проявлять в полной мере и свое
политическое могущество. Англия, Германия,
Соединенные Штаты прежде чем стать влиятельными
державами в международной политике,
напряженными усилиями и всесторонней системой
мероприятий насаждали и развивали у себя
промышленность”. По мнению Н.Бунге2, ни один из министров
финансов пореформенной России не пользовался
так широко средствами государственного
воздействия на экономику страны, как С.Витте. При
этом он не пренебрегал опытом частного
предпринимательства. Сказалось то, что на
протяжении более 10 лет он практически
реализовывал и оценивал возможности частного
хозяйства, занимая различные руководящие
должности в акционерном обществе юго-западных
железных дорог. Будучи управляющим юго-западными
дорогами С.Витте руководил 30-тысячным
коллективом и вывел это частное хозяйство из
убыточного в прибыльное.
О работе с персоналом
Уже там раскрылись его способности по работе с
кадрами. Он сумел создать такое рабочее
настроение и так умело подобрать людей, что
дорога стала творить “чудеса”. Все ее служащие
стояли друг за друга и готовы были сделать для
дороги все возможное и невозможное. Причем
стоило С.Витте в каком угодно ведомстве
встретить мало-мальски выдающегося человека, как
он немедленно устраивал его у себя. Заняв высшую
государственную должность, он использовал свои
знания и опыт (и прежде всего опыт работы с
людьми), чтобы сделать казенное железнодорожное
хозяйство страны прибыльным. С.Витте с первых же дней своей деятельности в
качестве министра путей сообщения, а вскоре и
министра финансов стал привлекать в качестве
сотрудников известных ему специалистов из
частного сектора, формируя, как теперь модно
выражаться, команду специалистов и
руководителей. Приходилось преодолевать
устоявшиеся бюрократические каноны системы
чинопроизводства. Благо, что в 80-х годах в России
серьезно обсуждался вопрос об ее отмене,
высказывались отрицательные оценки этой
системы, порождавшей массовую “узаконенную”
некомпетентность и в итоге сковывавшей развитие
производительных сил страны. В ту пору ряд ведомств в интересах привлечения
специалистов начали пополняться лицами,
переходящими с частной службы на
государственную, а следовательно, либо не
имевшими чинов, либо находившимися в чинах, не
соответствующих занимаемому положению. В этом
вопросе С.Витте имел и личный опыт. Будучи
управляющим юго-западными дорогами в момент
назначения директором департамента
железнодорожных дел министерства финансов он
имел чин всего лишь IX класса (титулярного
советника), а получил сразу чин IV класса
(действительного статского советника). Правда,
этот случай был уникальным, сугубо
персонифицированным, поскольку перевод был
осуществлен по решению Александра III. В связи с острой потребностью в профессионалах
и компетентных кадрах по инициативе С.Витте были
изданы законы, устанавливавшие вопреки “Уставу
о службе гражданской” новые правила определения
на государственную службу лиц ведомства
министерства финансов, что позволило ему на
законном основании реализовывать свою кадровую
политику. Так, он пригласил на службу
специалистов в области тарифного дела
преимущественно из управления юго-западных
дорог, часто не имевших никаких чинов и даже прав
на вступление на государственную службу. По оценкам современников и исследователей,
такой метод подбора чиновников явился успешной и
к тому же, по всей вероятности, первой в истории
российской бюрократии попыткой введения в
состав среднего чиновничества служащих
предпринимательских организаций. Став министром финансов, С.Витте в конце 1894 г.
внес представление в Госсовет, испрашивая
разрешения на прием в должности всех ведомств
министерства до V класса включительно (чин
статского советника) лиц, не имевших права на
определение на службу, но при условии наличия у
них высшего образования. Это способствовало
значительному увеличению в составе
государственных учреждений людей с высшим
образованием — с 1893 по 1896 г. их число возросло на
64% при общем увеличении штата на 6%. Оценивая
кадровую политику и реальные мероприятия
С.Витте, не надо забывать, что все они проводились
с целью сделать вмешательство государства в
экономическую жизнь страны более эффективным. Вот как С.Витте сам оценивает свои качества
руководителя: “Я имел счастье вообще, где бы я ни
служил, приглашать талантливых сотрудников, что,
по моему мнению, составляет одно из самых главных
и необходимых достоинств администраторов по
крупным делам, а по государственным в
особенности. Лица, которые не умеют выбирать
людей, не имеют нюха к людям, которые не могут
оценить их способностей и недостатков, мне
кажется, не могли бы быть хорошими
администраторами и управлять большим делом. Что
касается меня, то я могу сказать, что у меня этот
нюх, может быть природный, очень развит. Я всегда
умел выбирать людей, и какую бы должность я ни
занимал, и где бы я ни был, везде являлась крупная
плеяда талантливых и способных работников. Так
было на юго-западных железных дорогах.
Особенно же это проявилось на более обширном
поприще моей деятельности, т.е. когда я был
министром финансов в течение 10,5 лет. Все
последующие министры финансов, бывшие после
меня, как-то Плеске, Шипов, Коковцов3 – все
это бывшие мои сотрудники, которых я, так сказать,
вытащил. Также среди членов Государственного
совета есть целая серия членов, которые прежде
были моими сотрудниками на различных поприщах. В
настоящее время главные посты министерства
финансов все заняты бывшими моими сотрудниками,
а также это можно сказать и относительно частных
обществ”.
О подготовке кадров
Значительны заслуги С.Витте и в создании
системы коммерческого и технического
образования. Это первостепенной государственной
важности дело он сумел поставить на прочный
фундамент, отстранив от него всякие следы
“духовно-консерваторской опеки” и открыв
широкий простор для частной инициативы. Только
перечень открытых под эгидой департамента
торговли министерства финансов учебных
заведений показывает, как много он сделал для
народного просвещения. В начале С.Витте с целью инициирования
активности российских промышленников и
предпринимателей в учреждении и управлении
коммерческими училищами провел через Госсовет
Положение о коммерческом образовании. В
результате представители частного бизнеса стали
охотно давать на это деньги и за 4-5 лет
практически без затрат государственных средств
были открыты 73 коммерческих училища,
реорганизовано Строгановское училище
технического рисования и учреждено несколько
промышленно-художественных училищ. В заслугу
С.Витте нужно поставить и закон 1897 г. о сельских
ремесленных учебных мастерских. Развив сеть среднего коммерческого
образования, С.Витте начал кампанию по
учреждению первых в России коммерческих и
технических высших учебных заведений, “которые
содержали бы в себе различные отделения
человеческих знаний, но имели бы организацию не
технических школ, а университетов”. Под его
руководством был разработан и принят Госсоветом
устав Санкт-Петербургского политехнического
института, а затем открыты этот и еще два
института (в Киеве и Варшаве). Можно привести и другие примеры успехов
С.Витте, но и эти примеры убедительно говорят о
его выдающейся государственной экономической
деятельности.
1И. Вышнеградский был министром
финансов с 1887 по 1892 г. 2Н. Бунге был министром финансов с 1881 по 1886
г. 3Э. Плеске был министром финансов с 1903 по 1904
г., И. Шипов – с 1905 по 1906, В. Коковцов – с 1904 по 1905 г.
и с 1906 по 1914 г.
|