Проблемы управления на
рубеже столетий
3-5 ноября 1997 г. в Государственной академии
управления имени С.Орджоникидзе состоялась
международная научная конференция "Наука
управления на пороге XXI века". Традиционная
ежегодная конференция в ГАУ проведена совместно
с Московской специализированной выставкой "Управление-97: методы, средства, технологии". Ее работа проходила на пленарном заседании и в
четырех секциях -
"Теоретико-методологические проблемы науки
управления", "Государственное и
муниципальное управление", "Управление
персоналом", "Управление и экономика в
переходный период". Всего было представлено
около 150 докладов и сообщений, охватывающих
следующие проблемы: развитие управленческой
мысли - тенденции и концепции; интеграция
знаний в управленческой деятельности;
социология и кадры управления; моделирование и
информационные технологии; государственное и
муниципальное управление; управленческий
консалтинг и аудит; культурные традиции общества
и управления. Вниманию читателей предлагается обзор
материалов конференции и ряд докладов.
Наука управления на пороге XXI векаПленарное заседание открылось докладом
академика РАЕН
Б.Мильнера, который сделал
обзор коренных изменений, происходящих в сфере
управления. Для России они имеют особое значение,
так как здесь идет смена социально-экономической
системы; новые требования выдвигают рыночные
отношения, предпринимательская активность и
переход к разнообразным формам собственности;
нарастают темпы и масштабы революционных
изменений в технологической базе производства;
кардинально меняются функции и методы
государственного регулирования и управления;
требуется решительная смена стереотипов
мышления, сложившихся в течение многих
десятилетий. Подчеркнув, что в России переход к эффективному
управлению на научных принципах не только
необходим и возможен, но и становится главным
средством осуществления экономических реформ,
докладчик рассмотрел общие условия в
производстве и социально-экономической сфере,
сложившиеся в странах со зрелой рыночной
экономикой, и выделил ряд направлений и
концепций, в соответствии с которыми развивается
наука и практика управления. Во-первых, это
реинжиниринг, т.е.
перестройка на современной информационной и
технологической основе организации
производственно-хозяйственной деятельности и
управления. Во-вторых,
концепция внутренних рынков
корпораций. Речь идет о перенесении
закономерностей и принципов рыночного хозяйства
во внутреннюю деятельность компаний. Такие
революционные преобразования должны охватить
все подразделения - линейные, функциональные,
маркетинговые и даже аппарат высших
руководителей. Эти подразделения становятся
автономными звеньями, которые покупают товары и
услуги внутри фирмы и вовне и объединяются
едиными информационными сетями, финансовыми
системами и предпринимательской структурой. В-третьих,
теория альянсов
(ассортивных
форм организации и управления). Интеграционные
процессы в управлении, ориентированные на более
эффективное использование всех видов ресурсов (и
в первую очередь научно-технических,
инвестиционных и финансовых), приводят к
появлению многообразных форм горизонтального
объединения организаций. В-четвертых,
концепция измерителей
эффективности управления. Во многих случаях
нефинансовые измерители лучше свидетельствуют о
достижениях организаций, перспективной
эффективности управленческих моделей, чем
текущие финансовые показатели. Такими как бы
неосязаемыми критериями оценки выступают
интеллектуальный капитал, удовлетворенность
потребителя, влияние коммуникаций, полнота и
комплектность использования информационных
технологий. Далее докладчик остановился на современном
состоянии сферы управления в России. Отметив
наличие глубокого и беспрецедентного
управленческого кризиса, Б.Мильнер особо выделил
кризис человеческих отношений, который
нарушил принципы стимулирования,
ответственности и дисциплины, четкости
исполнения принятых решений, строгого контроля и
санкций, корпоративной этики. Сложившееся
представление о якобы вторичности управления, по
его мнению, свело проблемы руководства
хозяйственными процессами к предельно простым
связям и отношениям, примитивному пониманию
многосложных объективных процессов, практически
подменило гибкое и нормативное регулирование
импульсивными мерами по "тушению пожаров". Именно на уровне субъектов хозяйствования,
подчеркнул докладчик, обнаруживаются все
негативные последствия плохо налаженной,
неупорядоченной, малоэффективной системы
управления. Разрушительное воздействие на
поведение предприятий оказывают такие
проявления управленческого кризиса, как
отсутствие разграничения и неупорядоченность
прав и ответственности собственников и
руководителей; дезорганизация связей между
властью и хозяйственными субъектами;
необеспеченность правовой защиты договорных
отношений; рассогласованность внутренних
управленческих структур; бесхозность
предприятий, находящихся в государственной
собственности; расстройство системы заказов и
закупок продукции для государственных нуж, и
многое другое. Именно поэтому, сказал Б.Мильнер, в преддверии
XXI в. на первый план преобразований выходит
микроэкономика с ее двумя основополагающими
инструментами - эффективным управлением и
цивилизованным предпринимательством.
Применительно к России с ее многообразным
историческим опытом и огромным ресурсным и
производственным потенциалом долгосрочная
перспектива научного управления в условиях
рыночной экономики представляется вполне
осуществимой. n Народный представитель
Народного собрания Республики Болгария
Н.Койчев
в докладе "Государственное управление при
переходе от планового хозяйства к рыночному"
отметил, что, как показывает конкретный опыт
развитых индустриальных стран своим высоким
благосостоянием они обязаны не только
"невидимой руке" рынка по Адаму Смиту, но,
возможно, в большей мере "
невидимой руке
государства. Функции государства распространяются
практически на все сферы
социально-экономической жизни. Оно
устанавливает нормы и правила экономических
отношений, а при необходимости непосредственно
вмешивается в них. Сегодняшние неудачи в
реформировании экономики Болгарии обусловлены
прежде всего неудовлетворительным
государственным управлением1. n Доклад профессора Высшей
федеральной школы государственного управления
(ФРГ, г.Брюль)
К.Эрдмана
посвящен
германо-российскому сотрудничеству в области
подготовки кадров для государственных служб
России. Докладчик отметил, что у учебного
заведения, которое он представляет, накоплен
большой опыт переподготовки служащих,
работавших ранее в органах государственного
управления в условиях социалистической системы.
Так, после воссоединения Германии
переподготовку по специальной 11-недельной
программе прошли 14 тыс. государственных
служащих бывшей ГДР. Для оказания содействия России в переходе к
демократическому государству и рыночной
экономике правительство Германии предложило
программу "Трансформ". В результате
установлены тесные связи между немецкими и
российскими учебными заведениями, занимающимися
подготовкой и переподготовкой государственных
служащих. Эта программа имеет два направления. Одно из
них связано с организацией недельных стажировок
для членов Совета Федерации РФ в Германии, что
позволяет им лучше узнать систему
государственного управления и особенности
федеративных отношений в ФРГ, а также наладить
деловые контакты с немецкими партнерами.
Организовано три поездки, в каждой из которых
участвовало от 6 до 10 представителей Совета
Федерации. В рамках другого направления программы
"Трансформ" с российской стороны
участвует Государственная академия
управления, с немецкой - Высшая федеральная
школа государственного управления (г.Брюль).
Российские и немецкие преподаватели совместно
разработали учебную программу по
профессиональной переподготовке служащих,
включающую шесть разделов (модулей), которые
охватывают все сферы государственного
управления. Особенность этой программы в том, что
на первом этапе лекции читаются российскими и
немецкими преподавателями, а затем слушатели
проходят стажировку в Германии. Первые две группы, состоящие из работников
аппарата Совета Федерации РФ, приступили к
обучению в 1996 г. После обучения в ГАУ они в июле
1997 г. были направлены на двухнедельную
стажировку в Германию, где познакомились с
работой законодательных и исполнительных
органов власти ФРГ. По завершении учебы им
вручены российские дипломы и немецкие
сертификаты. В настоящий момент по аналогичной
программе обучается еще одна группа работников
Совета Федерации РФ. n Президент Европейского фонда
развития менеджмента
Джерард ван Шаик
в
докладе "Как подготовить менеджера XXI века"
остановился на требованиях, которые выдвигает к
профессиональным управленцам современная
обстановка. Докладчик дал прогноз изменений,
ожидаемых в сфере производства и управления в
первом десятилетии XXI в., и их влияния на облик
менеджера начала нового столетия, а также на
бизнес-образование. Хотя в разных странах, в
малых региональных компаниях и крупных
международных корпорациях задачи, стоящие перед
менеджерами, различны, некоторые ключевые
требования будут общими. Это прежде всего
высокий
профессионализм и знание рынка в сочетании с
владением современными информационными
технологиями. Далее докладчик остановился на роли лидера в
коллективе, который должен уметь адаптироваться
к быстрым изменениям рынка и личностных
ситуаций, воспринимать и применять новые формы
работы, что напрямую связано с гибкостью
интеллекта. Менеджер начала ХХI в. должен
обладать автономным, созидательным умом, быть
готовым к риску с осознанием того, насколько
далеко он может зайти в рамках структуры
корпорации, в которой работает. Анализируя состояние управления в России,
Джерард ван Шаик отметил, что страна имеет
высокий потенциал интеллектуального
(академического) образования. Это позволяет не
только использовать управленческие знания и
опыт западного мира, но сделать прорыв по самым
различным направлениям и создать нечто
совершенно новое2. n В докладе профессора
А.Филиппова
"Проблемы мотивации в управлении
ХХI века" подчеркнуто, что главным
достоянием любой компании являются люди, от
поведения которых зависит успех ее деятельности.
Надежность управления людьми в любых
организационных структурах определяется точным
установлением соотношения мотивов и мотиваций,
баланс между которыми в значительной мере связан
с пониманием типа современного человека. В настоящее время, отметил докладчик,
мир
переживает эпоху смены социального типа
человека.
Совершается переход
от человека
экономического к человеку корпоративному. В
России
же в отличие от стран с развитой рыночной
экономикой сегодня происходит обратный процесс -
переход
от человека корпоративного к человеку
экономическому. Тем не менее через некоторое
время и Россия, безусловно, возьмет курс на
развитие человека корпоративного типа. Человек корпоративный в противоположность
человеку экономическому, ориентированному
исключительно на собственный успех, создает
прежде всего для себя среду (условия), в которой
он может жить и развиваться. В целом человек
корпоративный по мотивации много сложнее,
требует более развернутого мотивационного
пространства. Кроме того, он всегда обеспокоен
своим будущим, что проявляется, например, в его
озабоченности по поводу экономической чистоты
среды обитания. Докладчик упомянул известную японскую систему
пожизненного найма, которая обеспечивает
устойчивую мотивацию человека и позволяет
охранительно относиться к его настоящему и
будущему. Сегодняшний возврат в России к
человеку экономическому является следствием
того, что человек предоставлен самому себе и,
естественно, должен полагаться только на свои
силы. Он ориентирован на достижение сиюминутного
личного успеха нередко в ущерб коллективному
делу и обществу в целом. Несмотря на то, что в недалеком прошлом, отметил
А.Филиппов, в России также была сделана ставка на
создание благоприятной среды, выступающей в
качестве важнейшего мотивационного фактора, нам
не удалось осуществить основной принцип
социалистического общества - оплата по труду.
Такое положение, по мнению докладчика, связано во
многом со спецификой русского менталитета:
практически труд в России по-настоящему никогда
не оплачивался. Реализация принципа оплаты по
труду ускорит переход от человека
экономического к человеку корпоративному. n Профессор Университета
Пассау (Германия)
Г.Шмален
в докладе
"Математические модели в науке об организации
и экономике производства" подчеркнул, что все
классические модели принятия решения являются
оптимизационными и нацелены на максимизацию
полезности и прибыли. Их недостаток, по мнению
докладчика, заключается в вынужденном упрощении
действительности при моделировании, в связи с
чем полученные рекомендации теряют практическую
ценность. Это заставляет исследователей пользоваться
компьютерными имитационными моделями, что ведет
к резкому увеличению расчетов и необходимости
использования современных вычислительных
средств. Вместе с тем благодаря компьютерным
технологиям неожиданно для многих
возрождается
и математическое мышление. С помощью данного
вида моделирования могут быть найдены
удовлетворительные решения для комплексных
сложных задач, тогда как оптимизационные модели
позволяют получать оптимальные варианты решений
только для проблем с простой структурой. Однако, отмечает докладчик, пользователи
имитационных моделей также могут встретиться с
определенными трудностями. Например, подсчеты
параметров модели эластичности цены и рекламы
связаны с необходимостью восполнять
отсутствующую информацию оценкой экспертов, что
снижает их практическую значимость. Таким образом, ввиду огромного разнообразия
фактов и взаимосвязей в реальной экономической
жизни модели принятия решений могут отразить
действительность очень ограниченно. Тем не менее
модели служат хорошим инструментом, усиливающим,
но не заменяющим интеллект человека. n В докладе проект-менеджера
Федеральной академии государственного
управления при Федеральном министерстве
внутренних дел (Германия)
Г.Шмидта
"Государственная служба накануне ХХI века:
риски, шансы, условия" отмечается
необходимость модернизации государственного
управления, что в свою очередь выдвигает общие
требования к государственной службе. На
конкретных примерах показаны риски, которым
подвергается традиционная система
государственной службы. Это прежде всего высокие
затраты; опасность ущемления общественного
благосостояния; низкая репутация в глазах
общественности, закрепившаяся за определенными
профессиями (например, военнослужащие,
полицейские). На опыте Германии продемонстрированы
практические результаты реформирования
рассматриваемой сферы с учетом указанных рисков.
Условиями эффективного функционирования
государственной службы в ХХI в., по мнению
докладчика, являются
мотивация занятых,
широкая связь с общественностью, соблюдение
этических норм. n В докладе профессора
Н.Сидорова
"Управление в социальной сфере: приоритетные
проблемы ХХI века" подчеркивается, что самые
негативные последствия реформ в России
проявились именно здесь. Вакуум образовался в
результате отсутствия правовой базы; недостатка
профессиональных знаний у работников социальной
сферы; пренебрежения социальными аспектами
деятельности со стороны руководителей
предприятий в негосударственных секторах
экономики; дефицита информации и ее асимметрии
между производителями социальных услуг и их
потребителями (здравоохранение, образование);
незнания трудящимися своих социальных прав и
обязанностей; слабой связи социальной сферы с
экономическими отношениями, экономическими
методами управления. Решение проблем в социальной сфере, считает
докладчик, должно идти через поиск новых
общественных и государственных схем, в которых
определяющую
роль играли бы социальные и культурные процессы,
а не только мотивационные. Проблемы в этом
случае будут решаться хотя бы в силу их
центрального места и значения в государстве. В докладе рассматриваются некоторые аспекты
научно-методологических и методических проблем
управления социальной сферой: выбор
национального пути социального развития России
и роль управления; системность социальной сферы
и специфика управления в ней;
предпринимательские моменты, связанные с
реализацией программы социальных реформ. n На секции
"Теоретико-методологические проблемы науки
управления" в докладе
О.Бельской
и
И.Кузьменковой
освещены теоретические аспекты организации
стратегического управления на предприятиях в
современных условиях. Доклад особо актуален в
связи с принятием Министерством экономики РФ
"Проекта типовой программы реформирования
предприятий", важнейшим направлением которой
является внедрение систем стратегического
управления. Это должно приблизить системы
управления российских предприятий к западным,
что будет, в частности, способствовать
привлечению иностранных инвесторов. Доклад
А.Топонова
посвящен конкуренции
местных властей - проблеме, редко упоминающейся в
российской экономической литературе.
Самоуправляющиеся территории существенно
отличаются по уровню оказываемых общественных
услуг и, следовательно, по налогообложению и
величине тарифов. Это делает отдельные
территории более привлекательными для
населения, что особенно важно в условиях его
миграции. В докладе
С.Шапошникова
рассматриваются
юридические, экономические, территориальные и
другие проблемы функционирования фактически
сложившегося на территории Московской области
Московского столичного региона (МСР). Исходя из
социально-экономической целесообразности и
градостроительной необходимости предлагается
официально оформить это сверхкрупное
образование как
административно-территориальную единицу, что, по
мнению докладчика, позволит достичь следующего:
сократить административно-управленческий
аппарат, повысить оперативность в принятии
решений по созданию необходимых социальных
условий для единого по своей сути населения;
поднять эффективность функционирования единого
народнохозяйственного комплекса;
усовершенствовать социально-бытовое
обслуживание единого населения центра и
территории МСР; упростить решение многих острых
проблем на подведомственной МСР территории. n На секции
"Государственное и муниципальное
управление"
представлен доклад
Е.Бражко
"Механизм реализации местного
самоуправления", где среди функций органов
местного самоуправления выделяется такая, как
продажа отдельных видов ресурсов с целью
получения финансовых средств, а также
обосновываются необходимые для этого
экономические и организационные механизмы. Доклад
М.Верниченко
посвящен юридическим
проблемам местного самоуправления в России, что
особенно важно для российской
государственности, где местное самоуправление
приобретает ключевое значение. По сути, это
вопрос о том, на каких принципах строится
российское государство - федеративных или
конфедеративных и как серьезна тенденция к его
дезинтеграции. Анализ основных принципов региональной
политики в России и конкретные рекомендации
приведены в докладе
А.Гуторовой.
Экономические и организационные проблемы,
возникающие между центром и регионами, подняты в
докладах
Л.Дробышиной
"Формирование
нового типа отношений между центром и
регионами",
Л.Жуковой
"Традиции и
новаторство местного самоуправления",
М.Корчаговой
"К истории исполнительной власти в России",
В.Лобанова
"Основные направления административной
реформы в России". Префект Юго-Восточного
адмистративного округа Москвы
В.Зотов
представил
системы стимулирования малого
предпринимательства в данном округе. Вопросам государственного управления в
области обеспечения экономической безопасности
посвящен доклад
В.Новикова,
в котором
подчеркивается, что процесс вхождения России в
мировое сообщество в качестве равноправного
члена сопровождается существенным усилением
различных взаимосвязей с внешним миром. Это в
свою очередь поможет преодолеть многие проблемы
экономической безопасности, трудно разрешимые
на национальном уровне. n В докладе
С.Гараева "Рынок
труда и кадры управления", сделанном на секции
"Управление
персоналом", поставлены проблемы
безработицы и переподготовки высвобождающихся
кадров на базе службы занятости населения. Современные представления об управлении
персоналом основаны на признании необходимости
комплексного подхода к созданию предпосылок,
обеспечивающих эффективность деятельности
работника и развитие его личности. Эта идея
заложена в концепцию подготовки специалистов в
области управления персоналом, с которой
выступили
А.Кибанов
и
Л.Ивановская.
Данная проблема обсуждалась также в докладах
Н.Балашовой
"Методические проблемы межрегионального
мониторинга напряженности рынка труда в
регионах",
В.Ефимовой
"К вопросу о новых
организационных формах управления
научно-техническим персоналом",
М.Жуковой
"Основные требования к управленческому
персоналу туристских организаций",
Е.Митрофановой
"Скрытая безработица и проблемы ее
определения",
А.Тышковского
"Ожидания
человека в профессиональном поведении". n На секции "
Управление и
экономика в переходный период
" представлен
доклад
Л.Бурмистрова, посвященный вопросам
взаимодействия кредитных институтов и такой
части финансового рынка, как рынок ценных бумаг.
В докладе
В.Дудорина
рассмотрено применение
современных компьютерных средств в налоговой
системе. Докладчик осветил передовой опыт Москвы
по использованию вычислительной системы в
налоговой службе. Анализ недостатков
действующей налоговой политики и предложения о
путях ее совершенствования с целью
стимулирования производства содержатся в
докладе
А.Зарнадзе. Проблеме развития малого предпринимательства
посвящены доклады
К.Неопуло,
В.Масленникова,
А.Третьяк,
С.Чернявского
и ряда других
авторов. Актуальность поднятых на конференции
научно-практических проблем, предлагаемые пути
их решения, широкий круг участников дискуссии
свидетельствуют о том, что традиционная
конференция в ГАУ позволила сделать еще один
шаг в деле осмысления ключевых проблем
управления, возникающих в условиях рыночной
экономики. ВЛАДИМИР РУМЯНЦЕВ доктор экономических наук, профессор, проректор ГАУ СЕРГЕЙ ЧЕРНЯВСКИЙ кандидат экономических наук, доцент
1Доклад Н.Койчева публикуется в
этом номере. 2Доклад Джерарда ван Шаика публикуется в
этом номере.
|