Второй
руководящий принцип состоит
в сохранении общественного, организационного и
информационного капитала. Действительно,
стоимость предприятия как действующей
производственной единицы больше, чем стоимость
его средств производства. В то же время имеют
место положительные и отрицательные
экономические эффекты концентрации и
дифференциации производства, существуют
трансакционные и другие издержки, связанные с
использованием рыночных и нерыночных
механизмов. И все это воздействует на внешние
границы фирмы, в особенности на то, что должно
происходить внутри нее.
От принципа “чем больше, тем лучше” к принципу “малое прекрасно”
Почему МСП способны хорошо работать и
преодолевать некоторые трудности, характерные
для крупных фирм? Когда в фирме трудится много
людей, каждый из них может думать, что его вклад
очень мал, и это лишает его стимулов. В малой или
средней фирме (до 500 занятых) отдельный сотрудник
способен оценить результаты своих усилий (или
усилий своей рабочей группы). Отсюда больший
индивидуальный подъем. Кроме того, лучше видно,
что делают другие, и, таким образом,
непродуктивное поведение скорее получает
негативную общественную оценку. Еще одно преимущество МСП – меньшая
бюрократическая иерархия. Поэтому они более живо
реагируют на изменение условий (в Америке их
называют “газелями” за способность быстро
менять направление). В них информация скорее
проходит путь сверху вниз и снизу вверх, а
менеджмент отличается большей новизной и
предпринимательским подходом. Данное положение
еще существеннее проявляется в переходных
экономиках, где руководители низовых
подразделений, как правило, моложе занимающих
высшие должности в крупных организациях. Они
будут работать для будущего, а не пытаться
собирать остатки прошлого, как в некоторых
крупных фирмах. Фирмы, образованные путем отделения от крупных,
имеют, как правило, стимулы к созданию новых
потребителей и поставщиков. Они больше не
являются частями вертикально интегрированных
структур. Например, подразделение, занятое
грузовыми перевозками, отделившись от своего
предприятия, получает импульс к поиску новых
направлений бизнеса. А конкурентная рыночная
среда стимулирует инновации, так как перспектива
появления новых потребителей требует инноваций
и обучения. Практический опыт успешных реформ
(например, в Польше) указывает на решающую роль
МСП. Как осуществить отделение
Большим преимуществом переходных экономик при
понимании различий между социалистическим
предприятием и рыночной фирмой, является
возможность начать с чистого листа. В принципе
они могут отойти от чрезмерной (а потому
неэффективной) вертикальной или горизонтальной
интеграции. Нет нужды на каждой фабрике иметь
производство запасных частей, парк грузовых
автомобилей и ремонтную мастерскую, собственное
продовольственное обслуживание, печатную и
множительную службу и т.д. Кто осуществляет отделение?
Модель аренды с
последующим выкупом представляет один из путей.
Лучше начинать со среднего управленческого
звена и производственного персонала. Важно
сохранить организационный капитал хорошо
функционирующих групп (если команда распадается,
собрать ее снова очень трудно). Итак, согласно
данному сценарию, менеджеры среднего звена и
какое-то число рабочих при отделении образуют
новую компанию. Менеджер среднего звена,
становящийся высшим руководителем
отделившегося предприятия, скорее всего будет
молодым и более склонным к принятию новых
ценностей (а не к захвату всего, что можно, в
преддверии пенсии). Почему важно, чтобы в отделившемся
предприятии была собственность широкого круга
участников? Разве концентрация собственности в
руках менеджера не создает большие стимулы?
Одной из недооцененных проблем переходной
экономики является практическая невозможность
выхода из дела концентрированных собственников.
Это очень актуально для МСП с концентрированной
или семейной собственностью в
постсоциалистических условиях (имеет место даже
на Западе). Акции таких фирм, как правило, не
размещаются на фондовом рынке, во всяком случае,
момент отставки испытанного и проверенного
собственника-менеджера не самый подходящий для
их выпуска. Часто единственным покупателем может
быть конкурент, заинтересованный в ослаблении
конкуренции. Но при отсутствии рынка акций стандартная
теория – инвестируй, создавай новую стоимость и
продавай – не пригодна. Без того или иного
механизма выхода из дела контролирующий фирму
собственник-менеджер подвергнется искушению
постепенно распродать ее за наличные деньги или
“пустить в трубу”, чтобы создать себе резервный
пенсионный фонд, нанося ущерб работникам,
поставщикам, потребителям и местному сообществу. В Америке проблема перехода собственности
отчасти решается с помощью планов приобретения
акций работниками (ESOP), в том числе схем их выкупа
у уходящего собственника самой компанией в
течение нескольких лет и последующего
перераспределения среди персонала. Таким
образом, широкое распространение акций среди
работников способствует предотвращению
намерений “пустить фирму в трубу”. В соответствии с этой схемой материнская фирма
может оставаться акционером отделившегося
предприятия, но не обладающим контрольным
пакетом. Незавершенные платежи по соглашению об
аренде-покупке собственности могут
производиться отделившейся структурой в течение
нескольких лет. В обычном случае они
направляются на счета материнской фирмы, но если
та имеет просроченную задолженность банку или
другому кредитору, могут поступать
непосредственно им. Осуществляемое таким
способом отделение может служить средством
реструктуризации как активов, так и обязательств
материнской фирмы. Роль правительства
Реструктуризация на основе отделения требует
инициатив и нового образа мышления. При этом у
менеджеров и рабочих преобразуемой таким
способом хозяйственной единицы должна быть
уверенность, что выход из состава материнской
компании и превращение в самостоятельную фирму
даст им лучшую перспективу. В то же время высшие
руководители реорганизуемой “империи” должны
быть готовы к ее трансформации в более свободное
объединение мелких и средних образований,
связанных контрактными отношениями. Итак, менеджеры среднего звена вынуждены ждать,
пока высшие руководители добровольно согласятся
хотя бы на частичную самостоятельность
отдельных элементов “империи”. Здесь решающую
роль может сыграть поддержка правительства. В
его распоряжении много рычагов воздействия, в
том числе угроза силового решения проблемы
задолженности по налогам, коммунальным платежам
и заработной плате, обещание содействия в
будущем. Так, может быть выработана
государственная
программа, спонсируемая, например, ведомством
по развитию МСП. В ее рамках будет поощряться
разукрупнение фирмы, имеющей задолженность по
налогам, коммунальным платежам или заработной
плате либо “требующей” государственной
поддержки в той или иной форме, т.е. большинства,
если не всех крупных фирм. И в ситуации, когда
менеджеры среднего звена и рабочие
хозяйственной единицы удовлетворяют
определенным объективным требованиям, высшее
руководство материнской фирмы будет
обязано
добросовестно вести переговоры об организации
отделения (либо соблюсти условия дефолта,
определенные законом). Вопрос об иностранных инвесторах
Одним их
крупных разочарований
переходной
экономики оказалась весьма слабая роль
иностранных инвестиций в ускорении
трансформации. Хотя в принципе это не должно было
быть сюрпризом. Как люди в большинстве случаев не
вступают в брак в первый день знакомства, так и
серьезные инвесторы не станут вкладывать
капитал в компанию без установившихся деловых
отношений. Поэтому надежды на скорый приход
зарубежных партнеров не оправдались, а трудности
тех из них, кто поспешил это сделать, служат
уроком для остальных. Важно не только нахождение инвестиций, но и
заимствование необходимых знаний и опыта у стран
с успешными рыночными экономиками, а также
собственная открытость. Одной из значимых форм в
этом являются простые деловые связи, например
экспортная продажа изделия западной фирме или
производство продукции на местный рынок по
контракту с ней, в том числе с использованием
специализированных поставок. При такой схеме
сначала западная фирма делится знаниями, затем
может профинансировать закупку нового
оборудования в целях улучшения продукции.
Окупаемость инвестиций может быть обеспечена в
форме трансфертных цен, устанавливаемых в
процессе деловых отношений. Получив
положительный результат, западная фирма может
рассмотреть вопрос о прямой форме
инвестирования или даже о союзе. Таков
нормальный процесс –
от торговли к
инвестициям. Поэтому правительство должно
активно способствовать развитию внешнеторговых
отношений, которые в конечном счете могут
привести к инвестициям в прямой форме. Полное переосмысление корпоративного контроля
В рыночной экономике институты корпоративного
контроля эволюционировали на протяжении
длительного времени. Естественно, что они служат
желанным образцом для подражания. Однако
ожидания, что они могут быть просто
перенесены
в переходную экономику, не оправдались. Лучше
всего вернуться к основам и пересмотреть данную
проблему. В отношениях между менеджерами (агентами) и
акционерами (принципалами) первые наделены
доверительной функцией и действуют в интересах
последних. Однако, как правило, их действия
скрыты от внимания принципалов. Кроме того, они
обладают недоступной для посторонних
специализированной информацией. Отсюда
искушение поэксплуатировать свое
информационное преимущество и непрозрачность
действий, нарушить доверительную функцию и
использовать открывающиеся в силу этого
возможности в собственных интересах. Здесь важно
учитывать, что нередко агентские отношения
вырастают в длинную цепочку. Например, рабочий –
менеджер – инвестиционный фонд –
специализированная фирма – … В такой цепочке
небольшой пакет внешних владельцев акций может
оказаться контрольным и предоставить все
возможности для реализации собственных
интересов. На Западе неформальные нормы поведения
менеджеров и формальные институты
корпоративного контроля развивались в течение XX
в. Были разработаны стандарты финансового учета
и аудита, совершенствовались бухгалтерская и
аудиторская профессии, что и обеспечило
общественное доверие к применению данных
стандартов. Действительно, достигнутая степень
прозрачности дает возможность принципалам
отслеживать действия своих агентов. Важно и то,
что законодательство об акционерных обществах и
экономическая часть уголовного кодекса также
совершенствовались с тем, чтобы дать более
эффективные санкции против всяческих нарушений. Было бы упрощением предположить, что все эти
институты присутствуют и функционируют в
постсоциалистических условиях. Лучшим вариантом
могло бы стать сокращение (или разрушение)
агентских цепочек до уровня, максимально
приближающего принципалов к агентам (если не до
слияния, как в семейной фирме или малом бизнесе,
управляемом собственником). Четко наблюдать за
менеджерами могут лишь ближайшие участвующие в
деятельности фирмы стороны, например работники,
поставщики, кредиторы, местные органы власти. Их
называют “группами интереса” фирмы. В случае,
когда входящие в них лица являются акционерами,
они имеют как возможности, так и стимулы к
внимательному наблюдению за своими агентами.
Причем важен механизм осуществления наблюдения. Рассмотренные выше методы реструктуризации –
отделение от крупных фирм структурных
подразделений с членами групп интереса в
качестве акционеров – будут способствовать
также расширению собственности групп интереса и
таким образом улучшению корпоративного
контроля. Окончание в следующем номере.
*Положения, интерпретации и выводы,
изложенные в данной статье, целиком принадлежат
авторам и никоим образом не могут быть отнесены к
Всемирному банку, связанным с ним организациям,
членам совета директоров или странам, которые
они представляют. (Прим. ред.)
|