Отношение России к расширению ЕС скептическое, хотя она его официально
приветствует и открыто против него не возражает (в отличие от расширения НАТО).
Некоторые российские эксперты опасаются, что после этого произойдет дальнейшее сокращение
торговли со странами ЦВЕ. Однако для такого хода событий осталось немного возможностей.
Так, вступление в Евросоюз означает восприятие указанными странами его торговой
политики, а объемы его торговли с Россией возрастают. Кроме того, вновь вступившие
страны введут более низкие импортные тарифы, чем ныне действующие в ЕС (в среднем
равные 6,3%), что в целом должно оказать позитивное влияние на их торговлю с Россией.
Озабоченность появлением новых нетарифных барьеров, на мой взгляд, не вполне оправдана,
по крайней мере имея в виду дальнейшую либерализацию торговли с ЕС и предполагаемое
вступление России в ВТО. Но даже при нынешнем режиме торговли правила будут унифицированы,
что сократит издержки российских экспортеров. По некоторым другим важным направлениям
политика ЕС в отношении России также более благоприятна, чем проводившаяся некоторыми
странами-кандидатами на вступление в него. Вероятно, безосновательны опасения
России по поводу укрепления “прозападной” ориентации Украины. Так как она “выпала”
из текущих планов расширения ЕС, то, скорее всего, будет вынуждена искать более
тесные связи с Россией. По-видимому, политика ЕС по сотрудничеству с Россией в области
энергетики может существенно повлиять на ее отношения с Украиной. В то же
время некоторые опасения России по поводу отрицательных последствий расширения ЕС
имеют под собой основу. Страны-кандидаты на вступление вводят для российских граждан
шенгенский визовый режим при пересечении будущих границ ЕС (Чехия и Словакия сделали
это в 2001 г., вскоре за ними собираются последовать Венгрия и Польша). Здесь важно,
чтобы не появился новый “железный занавес” и расширение ЕС не оказало отрицательного
воздействия на приграничные регионы.
Калининград – пилотный
кооперационный проект?
Положение Калининградской области4 России – первый и самый неотложный
вызов, возникающий после расширения Евросоюза, потому что она станет российским
анклавом в нем. Точнее она превратилась в анклав после распада СССР, когда возникли
новые независимые государства Белоруссия и Литва. Это отрицательно сказалось на
ее экономическом развитии: региональный продукт на душу населения, который в 1990
г. на 4% превышал средний показатель по России, к 1999 г., по официальным данным,
упал до 60% этого уровня. Размер безработицы в области в 2000 г. достиг 15,4% (на
50% превысил среднероссийский). Официальный душевой доход домохозяйств был на 25%
ниже, чем в среднем по стране. Все это произошло несмотря на то (а вероятно,
по причине того), что область имеет статус особой экономической зоны и в последние
10 лет является объектом ряда российских федеральных программ развития. Местная
промышленность после отмены импортных тарифов почти исчезла, от нее осталось лишь
несколько предприятий пищевой промышленности, завод по сборке автомобилей марки
BMW, целлюлозно-бумажное и нефтеперерабатывающее производства. Объем прямых иностранных
инвестиций на душу населения здесь ниже, чем в среднем по России, сальдо областного
торгового баланса отрицательное. Однако процветает теневая экономика, о чем свидетельствует,
к примеру, такой факт: в Калининградской области на 1тыс. человек приходится почти
такое же количество зарегистрированных автомобилей (в 2000 г. – 208), как и в Москве
(224). Приведенные данные свидетельствуют, что несмотря на уникальное географическое
и экономическое положение, Калининград сегодня представляет болевую точку как для
России, так и для ЕС. Последний обеспокоен обеспечением “мягкой безопасности” –
нелегальной миграцией, преступностью, распространением СПИДа, ядерными отходами
и т.д. Россия же озабочена вопросами транзита, военными аспектами, а также будущими
энергопоставками в область и ее общим экономическим развитием. Долгосрочная
региональная стратегия развития (до 2010 г.), принятая правительством России в 2001
г., основывается на тесном сотрудничестве с ЕС. Правовой базой должно стать специальное
(еще не сформулированное) соглашение между этими сторонами по Калининграду – своего
рода пилотный кооперационный проект. Оно будет регулировать пограничные и экологические
вопросы, развитие инфраструктуры и туризма, принятие стандартов ЕС (ISO 9000). Россия
прежде всего заинтересована в беспрепятственном движении товаров и людей (включая
военные грузы и персонал) между Калининградской областью и остальной территорией
страны, в поддержании безвизового режима с Литвой и Польшей, получении квот на лов
рыбы в Балтийском море и участии анклава в региональных и прочих программах ЕС.
Последний до сих пор отказывался от создания специального фонда развития Калининграда
и не одобрял введения особого режима для области.
ЕС и Россия: формирование общеевропейского экономического пространства?
В “Единой стратегии ЕС в отношении России”, принятой в июне 1999 г., указывается,
что “для поддержания длительного мира на континенте важна стабильная, демократическая
и процветающая Россия, тесно закрепленная в рамках объединенной Европы, свободной
от новых разделительных линий”. Эта стратегия (она опирается на СПС) включает следующие
крупные экономические измерения – поддержку усилий России по вступлению в ВТО, создание
в будущем зоны свободной торговли ЕС – Россия и формирование единого европейского
экономического пространства. Однако идея более тесной интеграции в рамках единого
европейского экономического пространства еще туманна. В частности, переговоры о
зоне свободной торговли между Евросоюзом и Россией, которые предполагалось провести
еще в 1998 г., пока не начались. На встрече в верхах между ЕС и Россией (октябрь
2001 г.) подтверждена необходимость “содействовать стремлению к более тесному экономическому
сотрудничеству между Россией и ЕС”. На ней достигнуто согласие о разработке концепции,
которая могла бы стать основой для совместной среднесрочной и долгосрочной экономической
стратегии, вновь подчеркнута значимость будущего единого европейского экономического
пространства и принято решение, что до октября 2003 г. должны быть определены ключевые
элементы в рамках этой задачи. Более того, стороны признали, что, несмотря на новые
вызовы, расширение ЕС откроет дополнительные перспективы для развития взаимоотношений
между ним и Россией. Благодаря совместной работе в структурах, создаваемых СПС,
будут максимизированы благотворные эффекты от расширения ЕС и устранены любые озабоченности
обеих сторон. Специфическими проблемами, с которыми сталкивается Калининградская
область, должны заниматься соответствующие организации в рамках СПС (с тем, чтобы
выработать практические пути их решения). В конце декабря 2001 г. Комиссия
ЕС приняла для Российской Федерации “Страновую стратегию на 2002-2006 гг.”.
В ней вновь подчеркивается значение СПС, а также стратегическая и экономическая
заинтересованность Евросоюза в развитии России (в том числе, как моста между ним
и Азией). В документе говорится также, что “крайне желательно вступление России
в ВТО на нормальных коммерческих условиях”. Однако в нем уже не упоминаются переговоры
о зоне свободной торговли. Основная забота ЕС в настоящий момент в этом плане –
несбалансированная структура торговли, ее зависимость от энергоимпорта из России
и устранение ограничений к доступу на российский рынок. Отмечу, что проблема
вступления в ВТО (один из стратегических приоритетов российского руководства)
широко и горячо обсуждается. Это событие должно стать важным шагом в направлении
глобальной интеграции страны, оно в конечном итоге введет Россию в расширяющийся
клуб “цивилизованных” государств (на 1 января 2002 г. их было 144). Членство в ВТО
окажет большое воздействие на российское общество и экономику, будет служить дополнительным
стимулом реформ и, вероятно, подстегнет инвестиции (в том числе прямые), а следовательно,
и экономический рост. Кроме того, данная организация будет для России международным
форумом для ведения переговоров и разрешения торговых споров. Процедура вхождения
в нее (в том числе точные сроки) должна быть тщательно подготовлена, что потребует
некоторых административных расходов. В то же время, думается, что большинство опасений,
сопряженных с возможными отрицательными последствиями членства в ВТО (для некоторых
отраслей промышленности, сельского хозяйства, сектора финансовых услуг или Таможенного
союза стран СНГ), не обосновано5. Эксперты ЕС и представители российского
руководства регулярно встречаются для обсуждения вопросов, связанных с вступлением
России в ВТО. ЕС готов содействовать этому процессу. Там, где у России особые проблемы
(в части структурной адаптации, сроков осуществления программы экономического реформирования),
он согласен обсуждать временные аспекты выполнения ею обязательств по ВТО. В мае
2002 г. ЕС объявил о своей готовности признать Россию страной с рыночной экономикой.
Этот важный шаг затруднит введение различного рода ограничений и антидемпинговых
процедур в отношении некоторых товаров российского экспорта (например, стали, текстиля,
ядерного топлива), а также сотрудничества в космических технологиях. На таких
ограничениях Россия якобы теряет 2,5 млрд долл. в год6. На подобные аргументы
некоторые прагматично настроенные ученые отвечают, что, несмотря на структуру российского
экспорта и низкую конкурентоспособность ее промышленности, большая часть торговли
ЕС с Россией фактически либерализована. Средняя ставка тарифа ЕС на российский экспорт
составляет всего 1,5%, причем около 90% его вообще не подпадает под тарифы. И в
этих условиях квоты российского экспорта в ЕС используются не полностью (в частности,
на большинство текстильных изделий они реализуются только на 20%). Как следствие,
ежегодные потери России от различных импортных ограничений ЕС составляют лишь 200
– 300 млн долл.7 Это, безусловно, немалая сумма, но по отношению к экспорту
продукции обрабатывающей промышленности России она составляет примерно 1,5%.
Можно также утверждать, что требование ЕС по соблюдению технических нормативов
и стандартов, хотя вначале и сопряженное с затратами, в итоге оказывается благоприятным
для экспортеров, особенно на фоне вступления России в ВТО и ее общих усилий по модернизации8.
Евросоюз приветствует достигнутый Россией прогресс в переговорах по промышленным
тарифам и принятие нового законодательства по защите прав интеллектуальной собственности
(отмечу, что накануне вступления в ВТО она постепенно снижает и упорядочивает свои
импортные тарифы9). Однако необходимы усилия в других областях (например,
в сфере услуг), чтобы они достигли уровня, сопоставимого с правами и обязанностями,
установленными в странах – нынешних членах ВТО. Принятие Россией правил и требований
данной организации станет крупным подспорьем процессу реформ и создаст дополнительные
условия для последовательного экономического роста и привлечения инвестиций. Вступление
в ВТО также позволит России влиять на функционирование организации, особенно в рамках
нового раунда многосторонних переговоров по торговле, начавшихся в конце 2001 г.
Однако помимо многочисленных политических деклараций, программы технического
содействия ТАСИС, Северного плана действий Евросоюза на 2000 – 2003 гг. и “энергетического
диалога”, начатого в конце 2000 г., экономическое сотрудничество ЕС – Россия
не слишком активно продвигается вперед. Российская сторона также сетует, что
ее официальные отношения с Евросоюзом слабее не только, чем у стран ЦВЕ – кандидатов
на вступление в него, но и чем у многих его ассоциированных членов из Африки и Латинской
Америки. На мой взгляд, учитывая указанную выше экономическую асимметрию членство
России в ЕС (даже ее ассоциированный статус) в обозримом будущем мало вероятно.
Поэтому дальнейшие практические шаги по активизации экономического сотрудничества
должны быть направлены на создание зоны свободной торговли между Россией и расширенным
ЕС. Эти меры должно быть увязаны со вступлением России в ВТО и подписанием торговых
соглашений с другими странами СНГ, особенно с Украиной, во избежание издержек, вызванных
переориентацией торговли. Идея единого европейского экономического пространства,
предусматривающая свободное передвижение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов
между ЕС и Россией, нуждается в уточнении. Причем выстраивание современного экономического
партнерства ЕС – Россия следует начинать с реализации Северного плана действий EC,
более тесного сотрудничества в энергетике и решения проблем Калининградской области.
Универсальные слагаемые эффективного менеджмента и маркетинга
Изучение трудов крупнейших в мире бизнеса лидеров (П.Друкера,
Ли Якокки и др.) позволяет вывести универсальные, пригодные для руководителя любого
ранга принципы (методы, приемы, советы и т.п.) эффективной работы. Сжатые формулировки
этих слагаемых успеха предпринята в № 5 за 2002 г. Продолжаем их публикацию.
Cвое время нужно не просто “тратить”, а организовывать, относиться к минутам,
часам, дням так, как будто это наёмные работники. Время – это деньги человеческой
жизни, материал, из которого она сделана. Человек обладает только тем временем,
которое он использует организованно. Не заставлять работать “больше”, а учить,
как работать правильно, чтобы сделать больше, затратив меньше (энергии, материалов
и т.п.). Традиции, привычки, устоявшиеся мнения и т.п. – всё должно периодически
подвергаться сомнению. Руководитель, который создаст систему, стимулирующую
вскрытие недостатков и представление рацпредложений, будет иметь больше шансов на
успех. Для этого необходимо максимально уменьшить боязнь наказаний за ошибки, увеличить
значимость поощрений за результативные предложения и исключить возможность преследования
за критику со стороны других виновных руководителей всех уровней. Великие
бизнесмены никогда не делали того, что мог выполнить кто-то из подчиненных, распоряжения
шефа касались только стратегических вопросов. Нужно быть не диктатором и не “вседозволителем”,
а организатором. Согласно данным экспертов, нормальная чистая прибыль для
среднего бизнеса равна 14% (у кого меньше, тот не застрахован от финансовых трудностей).
Принципиально фирмы делятся на 3 вида: лидеры – 1%; последователи (перенимающие
все эффективное у других) – 20%; бездействующие (которые не утруждают себя даже
поиском и внедрением нового и эффективного) – 79%. Учитесь произносить
импровизированные речи, что позволяет приобрести хорошие навыки выступления
перед аудиторией. Участвуя в семинарах, тренируйтесь отстаивать попеременно противоположные
точки зрения. Изучение психологии и психопатологии, позволит в дальнейшем
утверждать, что эти предметы, вероятно, дают знания более ценные, нежели инженерные
дисциплины, так как в мире корпораций приходится гораздо чаще пользоваться именно
этими знаниями. Не выступайте перед клиентурой, не прорепетировав то, что
намереваетесь сказать и продемонстрировать. За исключением чрезвычайных обстоятельств,
не занимайтесь делами, укрепляя тылы, ни в пятницу вечером, ни в субботу, ни в воскресенье.
|
1Emerson, M., “The Elephant and the Bear. The European
Union, Russia and their Near Abroads”. CEPS, Brussels, 2001.
2Структура торговли Россия – ЦВЕ и Россия – ЕС сходны. С другой стороны,
торговля между ЦВЕ и ЕС более диверсифицирована, быстро растет внутриотраслевой
промышленный обмен (Havlik et al., 2001).
3ЕС, в частности, ввел ежегодную квоту на импорт текстиля из России в
размере 140 млн долл.
4Калининградская область имеет площадь 15,1Ртыс. км2 и население
Ж 950 тыс. человек (в основном русских).
5В частности, поступления в виде таможенных сборов (в 2001 г. – 18,5
млрд долл.) не обязательно сократятся, поскольку предусмотренные ВТО ставки импортных
тарифов в некоторых случаях даже выше тех, что применяются сейчас к России. См.
“Экономика и жизнь”, № 1, январь 2002 г., с. 27.
6См. речь президента Путина на Стокгольмском саммите ЕС в марте 2001
г., Moscow Times, 26 March 2001, p. 3.
7Шмелев Н. Россия и Европа на пороге XXI века, “Вопросы экономики”, №12,
2000, с. 120-134.
8Это один из аргументов, на которые опирается требование ЕС о том, чтобы
страны-кандидаты на вступление соблюдали Acquis communautaires, см. например,
ECOTEC et al. (2001).
9С 1 января 2001 г. введена четырехступенчатая система тарифов (со ставками
в 5, 10, 15 и 20%), иные ставки тарифов применяются в исключительных случаях.
|