Экономическая политика:
стратегия и тактика
Азербайджан: предпосылки для ускоренного развития
АГИЛЬ АЛИЕВ
доктор экономических наук, профессор,
член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана
НАТИК КАСИМОВ
доктор экономических наук
•Ранняя стадия развития рыночных отношений в Азербайджане
была формальной и плохо организованной, а в некоторых случаях приняла криминальные
формы
•Экономическая стратегия страны основана на четырех источниках роста – топливно-энергетических
ресурсах, транзитном потенциале, сельском хозяйстве и связанном с ним промышленным
комплексе
и неиспользованных ресурсах регионов
•В ближайшие годы иностранные ссуды и кредиты перестанут быть средствами финансовой
стабилизации и уступят эту функцию внутренней банковской системе
Первые годы после восстановления независимости Азербайджана в 1991 г. были наиболее
трудными для национальной экономики. Они связаны с глубоким политическим кризисом,
угрозой гражданской войны, транспортной блокадой, попытками государственного переворота
и расхищением общественной собственности. Отсутствие в этот период у исполнительных
властей конкретной, последовательной и систематической программы действий в области
проведения экономических реформ привело к тому, что остались нереализованными принятые
законы и нормативные акты, призванные обеспечить переход от системы централизованного
планирования и распределения к рыночной экономике.
Два этапа рыночной трансформации
История социально-экономического развития Азербайджана,
начиная с установления его независимости, может быть разделена на два этапа.
Первый период (1990 – 1993 гг.) характеризовался обнищанием населения,
гиперинфляцией и неконтролируемой экономикой. Неблагоприятная финансовая, денежно-кредитная
и внешнеэкономическая политика, а также влияние инфляции на макроэкономические условия
привели к тяжелым потерям в экономике и в конечном итоге к развалу финансово-банковской
системы. Разрушение торговых связей с постсоветскими республиками, а также утрата
традиционных рынков сбыта азербайджанской продукции еще более усугубило ситуацию.
Ранняя стадия развития рыночных отношений, прежде всего в торговле, услугах,
транспорте, снабжении и банковском деле, была в значительной степени формальной
и плохо организованной, а в некоторых случаях приняла криминальные формы. Во внешней
торговле из-за слабой организационно-правовой базы многие предприятия и в особенности
новые рыночные структуры продавали за рубеж ценные нефтепродукты, алюминий, хлопок
и потребительские товары по демпинговым ценам, в результате чего экономика Азербайджана
потеряла сотни миллионов долларов; кроме того, львиная доля дохода перемещена в
иностранные банки.
Меры, осуществленные в 1992-1993 гг. с целью искоренения социальной напряженности
(увеличение заработной платы в 2-3 раза, установление минимальной заработной платы,
многочисленные компенсации и т.п.), из-за несоответствия реальным возможностям и
недостаточного обеспечения экономической поддержки лишь подтолкнули рост инфляции.
В результате несбалансированной казначейской и денежной политики появились серьезные
проблемы в банковско-финансовой и внешнеторговой областях деятельности:
дефицит бюджета увеличился по отношению к ВВП с 0,1% в 1991 г. до 13% в 1994
г. и покрывался Национальным банком, что привело к огромному росту денежной массы
в обороте;
денежная эмиссия в 1992-1994 гг. составляла 40-45% доходов населения;
объем кредита в 1992-1994 гг. составлял 55-60% ВВП;
процентная ставка Национального банка в 1994 г. достигла 250%;
национальная валюта манат, которая появилась в середине 1992 г., начала обесцениваться,
и к 1995 г. ее покупательная способность снизилась в 9 раз по сравнению с российским
рублем и в 245 раз по сравнению с американским долларом;
годовой уровень инфляции в 1994 г. превысил 1600%;
товарооборот внешней торговли в 1992-1994 гг. уменьшился на 42%.
Все эти, а также иные объективные и субъективные факторы привели к беспрецедентному
спаду жизненного уровня населения и экономики Азербайджана. В конце 1993 г. Азербайджан
переживал глубокий социально-экономический кризис.
Второй период (с 1994 г. по настоящее время) – годы радикальных перемен,
приведших к макроэкономический стабилизации, реструктурированию и возрождению экономики,
улучшению условий жизни людей.
Несомненно, Гейдар Алиев, избранный президентом Азербайджанской Республики всенародным
голосованием, стал ключевой фигурой, ответственной за все социально-экономические
достижения второго периода. Он сумел обеспечить социальную и политическую стабильность,
заложить основу для дальнейших преобразований народного хозяйства. С устранением
угроз политической и экономической безопасности страны сформировался курс на безотлагательные
крупномасштабные социально-экономические реформы. Свидетельством стабильности в
стране стало подписание в сентябре 1994 г. многомиллиардного контракта с международными
нефтяными компаниями, что ознаменовало включение Азербайджана в мировую экономику.
В этот же период предприняты активные действия для восстановления сотрудничества
с основными международными экономическими и финансовыми учреждениями, чья техническая
помощь оказалась существенной при выполнении в 1995-1999 гг. трех правительственных
программ, нацеленных на укрепление макроэкономической стабильности, реструктурирования
экономики, повышения жизненного уровня людей.
Правительство приняло жесткий бюджет, взяло курс на эффективную таможенную и
социальную политику. В результате либерализации цен, активизации внешней торговли
и валютного рынка, а также ограничения участия государства в экономической деятельности
предприятий (которая включала в себя отказ от системы государственных договоров,
квот, лицензирования и т.д.) удалось замедлить падение ВВП, достичь приемлемого
уровня дефицита бюджета и нормы инфляции, стабилизировать курс национальной валюты,
приостановить обнищание населения. В целом экономическое развитие стало в значительной
степени управляться рыночными методами.
В результате этих усилий в экономической сфере произошли следующие изменения:
для преобразований во всех секторах экономики принято около 250 законов и более
700 нормативно-правовых актов;
дефицит бюджета сократился до 1-2% ВВП, прекращено его погашение за счет кредитов
национального банка;
правительственные ассигнования на социальные потребности увеличились до 50%;
процентная ставка национального банка уменьшена до 10%;
национальный золотовалютный запас равен объемам 5-6-месячного импорта страны,
что обеспечило достаточное пространство для маневра на валютном рынке;
устойчивость обменного курса национальной валюты по отношению к твердым валютам;
началась приватизации посредством денег и чековых аукционов;
проведена земельная реформа, включая передачу более 1,3 млн га сельскохозяйственных
угодий сельскому населению с правом купли-продажи;
внешняя торговля существенно либерализована, что позволило увеличить товарооборот
внешней торговли по платежному балансу, включая товары и услуги до 3,9 млрд долл.,
или в 2,5 раза по сравнению с 1994 г.;
произошли крупномасштабные изменения, по которым приблизительно 25 министерств,
государственных предприятий и объединений закрыты, образованы десятки акционерных
компаний, отменены системы квот, экспортного налога и т.д.;
проведены подготовительные работы для вступления в ВТО.
Формирование структур рыночной экономики в Азербайджанской Республике
| 1996 | 1997 |
1998 | 1999 | 2000 |
Число приватизированных предприятий и объектов* |
Всего | 6 034 | 11 798 |
14 896 | 16 904 | 18
625 |
В том числе: | | |
| | |
промышленность | 18 | 344> |
499 | | |
строительство | 2 | 38 |
190 | | |
сельское хозяйство | 1 | 44 |
106 | | |
торговля и предприятия | 665 |
1 939 | 2 809 | |
|
бытовое обслуживание | 5 140 |
9 017 | 9 306 | |
|
Число фермерских хозяйств, земельная площадь и размеры хозяйств |
зарегистрировано
хозяйств, тыс. | 3,2 | 11,6 |
22,8 | 25,6 | 36,1 |
площадь закрепленных земельных участков, тыс.га | 60,4 |
132,8 | 159,9 | 146,9 |
115,4 |
приходится земли на одно хозяйство, га | 19 |
11 | 7 | 6 |
3 |
Доля фермерских хозяйств в общем объеме производства основных видов
сельскохозяйственной продукции, % |
Зерно | 7 | 34 |
68 | 84 | 95 |
Картофель | 96 | 98 |
97 | 97 | 99,9 |
Овощи | 88 | 94 |
93 | 94 | 98 |
Скот и птица (в убойном весе) | 84 |
95 | 98 | 99 |
99> |
Молоко | 94 | 98 |
99,2 | 99,4 | 99,5 |
Яйца | 95 | 93 |
94 | 95 | 91 |
* Без транспортных средств
Источник: 10 лет Содружества Независимых Государств (1991-2000). Статистический
сборник. – М. – 2001. – С. 166-167.
Приватизация, земельная реформа и развитие частной коммерческой деятельности
(см. таблицу) облегчили рост доли негосударственного сектора в объеме ВВП
до 68% в 2000 г. по сравнению с 29% в 1994 г.; в промышленности эта доля увеличилась
до 44% (против 2,1% в 1994 г.), сельском хозяйстве – 98% (соответственно 57%), инвестициях
– 52% (39%), на пассажирском транспорте – 85,6% (14,3%), в торговле – 98% (83%),
образовании – 20%, здравоохранении – 38% и на предприятиях коммунального обслуживания
– 79%.
Инвестиции –
фактор восстановления экономики
Важным достижением стало увеличение потока иностранных инвестиций
в результате создания благоприятного инвестиционного климата. Если в 1993
г. экономика Азербайджана не получила никакого иностранного капитала, то уже в 1994-2000
гг. в страну было привлечено 5,5 млрд долл. прямых инвестиций, включая 3,3 млрд
долл. (60%) – в нефтяной сектор и 2,2 млрд долл. – на развитие инфраструктуры в
других отраслях промышленности.
Привлечение иностранного капитала было основным предварительным условием восстановления
азербайджанской промышленности, строительства, транспорта, коммуникаций и других
секторов обслуживания. За последние пять лет местные подрядные организации, победившие
во многих тендерах, выполнили по заказу иностранных компаний различных работ объемом
приблизительно 600 млн долл. В настоящее время примерно 50 тыс. жителей Азербайджана
работают на индустриальных и непроизводственных предприятиях, образованных за счет
иностранного капитала, получая относительно высокую зарплату.
В течение последних лет параллельно с иностранными инвестициями также устойчиво
росли капиталовложения из местных источников. Таким образом, в 1995-2000
гг. за счет средств из государственного бюджета, местных компаний и частных лиц
инвестиции превысили 9,7 трлн манат (2,3 млрд долл.), в том числе 52% ассигновано
на развитие отраслей промышленности, 29 – на строительство жилых зданий и предприятий
коммунального обслуживания, 9 – на транспорт и коммуникации и 10% – на строительство
объектов торговли и бытового обслуживания, учреждений культуры, гостиниц и т.д.
Либерализация внешней торговли и упрощение процедур экспортно-импортных операций
подготовили почву для ускоренного развития внешнеторговых связей Азербайджана. В
2000 г. республика торговала со 123 странами (по сравнению с 57 странами в 1994
г.), а внешнеторговый товарооборот составил 3,9 млрд долл. – в 2,5 раза больше,
чем 1994 г. Впервые достигнуто положительное сальдо внешней торговли почти 400 млн
долл.; доля внешнеторговых сделок в твердой валюте составила 67% (против 31% в 1994
г.).
Основной целью экономического курса азербайджанского правительства всегда было
повышение благосостояния людей и восстановление их утраченной веры в будущее.
За 1999-2002 гг. дефицит внутреннего потребительского рынка устранен. Увеличение
покупательной способности населения отражено в восходящей тенденции в потреблении
товаров и услуг, которые в 1995-2000 гг. в среднем составляли 14% и 4% соответственно.
За тот же промежуток реальный доход населения увеличился в среднем в 2,5 раза, а
ежемесячный заработок работающей части – в 13,8 раза, в то время как инфляция была
фактически заморожена. Другой тенденцией стало уменьшение расходов населения на
потребительские товары и бытовые услуги и увеличение на культурные и образовательные
нужды.
Однако преобразование прежней централизованной экономики в рыночную сопровождалось
ошибками и объективными социальными недостатками, в некоторых случаях вызванными
противоречивыми правовыми актами или задержками в принятии решений. Но в целом государственные
и экономические модели развития, принятые Азербайджаном, оказались жизнеспособными,
что подтверждено стабильным экономическим ростом, достигнутым страной. Это мнение
в значительной степени разделяют такие международные организации, как Международный
валютный фонд, Всемирный банк, Европейский союз и независимые эксперты.
Источники экономического роста
Азербайджан вступил в новое тысячелетие обладая всеми предпосылками
для ускоренного развития. Теперь, когда задача состоит уже не в том, чтобы просто
удержать достигнутые показатели, но модернизировать экономический комплекс, включая
его инфраструктуру, и приступить к решению важных социальных задач, страна сталкивается
с новыми проблемами.
Республика приняла экономическую стратегию, которая ориентирована на четыре потенциальных
источника роста – топливно-энергетические ресурсы, транзитный потенциал, сельское
хозяйство и связанный с ним промышленный комплекс и неиспользованные трудовые и
экономические ресурсы регионов.
Азербайджан – один из традиционных нефтегазодобывающих регионов мира. Нефтяной
сектор составляет почти 60% индустриальной структуры и включает нефтегазодобывающую,
перерабатывающую промышленность, а также маркетинг нефти и нефтепродуктов.
В настоящее время нефтедобывающая промышленность находится на пороге бума. Реальная
перспектива увеличения добычи нефти и газа преимущественно связана с развитием новых
морских залежей.
В сентябре 1994 г. Азербайджан вступил в соглашение с основными международными
нефтяными компаниями об объединенном исследовании и разработке месторождений Азери,
Чыраг и глубоководной части Гюнешли, которое назвали контрактом столетия.
Основан консорциум с участием нефтяных компаний из США, Великобритании, Норвегии,
России, Турции, Японии и Саудовской Аравии – Азербайджанская международная операционная
компания (АМОК).
Систематические усилия, направленные на соблюдение принципов демократии, правового
государства и рыночной экономики, создали благоприятные условия для привлечения
иностранных инвесторов и заключения в течение короткого времени 20 контрактов по
разведке и эксплуатации множества перспективных нефтяных залежей. Общий объем иностранных
инвестиций по этим контрактам составляет приблизительно 60 млрд долл.
С ноября 1997 г. согласно первому контракту добыто и отправлено в Европу более
12 млн т сырой нефти. Полный ежегодный объем добычи нефти вырос с 9 млн т в 2000
г. до 14,1 млн т. По оценкам зарубежных и местных специалистов, ежегодная добыча
нефти к концу следующего десятилетия достигнет 45-50 млн т, а газа – 18-20 млрд
м3.
Таким образом, развитие нефтяного сектора Азербайджана на предстоящие десятилетия
обеспечено договорами, подписанными в рамках нефтяной стратегии президента Азербайджана.
Однако, несмотря на огромное его значение для экономики страны, в настоящее время
доля нефтяного сектора в национальном ВВП не превышает 18-19%, остальная продукция
приходится на такие отрасли, как машиностроение, черная и цветная металлургия, химическая
и нефтехимическая индустрия, легкая и пищевая промышленность, производство строительных
материалов и сельскохозяйственная промышленность (последняя составляет примерно
20%).
В советское время 80-85% продукции этих отраслей в виде сырья, полуфабрикатов
и комплектующих изделий экспортировались в республики СССР. После 1991 г. спрос
на эти товары резко снизился и вследствие этого начиная с 1996 г. сократилось производство
в нефтяном комплексе и сельском хозяйстве.
Хотя в последние годы и отмечены положительные тенденции, способность производить
качественные товары ограничена устаревшим оборудованием и технологией. Поэтому перед
Азербайджаном стоит актуальная задача восстановления, модернизации и расширения
ее нефтяных секторов и обеспечения их конкурентоспособного уровня. Однако, согласно
оценкам, финансовый и технологический потенциал страны в ближайшем будущем недостаточен
для решения такой важной стратегической задачи. В этой связи правительство страны
намеревается создать благоприятную правовую и организационную среду для привлечения
иностранных инвестиций.
Адекватные экономические стимулы для движения иностранного капитала предусмотрены
специально подготовленным законодательством и нормативно-правовыми актами и инструкциями.
Поток иностранных инвестиций играет важную роль в ускорении интеграции Азербайджана.
Кроме проектов международных нефте- и газопроводов, предназначенных для обеспечения
экспорта в Европу энергоресурсов не только из Азербайджана, но и Казахстана и Туркмении,
страна максимально стремится использовать свое выгодное географическое положение,
представляющее превосходную перспективу стать центром транзита по маршруту Европа
– Кавказ – Азия. Он имеет большое значение в восстановлении исторического «Шелкового
пути», проекта, поддерживаемого 32 европейскими и азиатскими странами.
По мнению экспертов, предполагаемый транспортный маршрут будет наиболее эффективным
из всех существующих. Если, как ожидается, грузовой транзит через Азербайджан увеличится
в 8-10 раз в ближайшем будущем, это будет приносить ежегодный доход более 1 млрд
долл. Нефтепровод Баку – Джейхан и газопровод Баку – Эрзерум являются важными элементами
этой системы.
Земельная реформа дала когда-то преуспевающему азербайджанскому сельскому хозяйству
шанс на возрождение. Благоприятные природные и климатические условия страны предоставляют
этому сектору огромный потенциал для поддержания внутреннего спроса на большинство
видов продовольствия и пищевых продуктов, сырья для пищевой, перерабатывающей и
легкой промышленности, обеспечения 30% трудоспособного населения страны рабочими
местами, внесения вклада в экспортный диапазон и ускорения развития земельного рынка.
Равное развитие всех областей страны – задача, которая требует решения в ближайшие
годы. Известно, что подобная проблема является признаком слабости государства. Должное
внимание нужно уделить таким секторам, как горная промышленность, а также туризму,
чьи возможности использованы недостаточно. В настоящее время разрабатывается специальная
программа развития горных областей. Программа борьбы с бедностью также рассчитана
на вовлечение неиспользованных ресурсов областей Азербайджана.
Концептуальные направления развития промышленности, сельского хозяйства и инвестиционной
политики в ближайшем будущем будут осуществляться на фоне смягченного налогового
и денежно-кредитного режима. Умеренная инфляция (5-6% в год) и «освобождение» обменного
курса маната позволят денежно-кредитной массе увеличиться до 25-30% ВВП и таким
образом оптимизировать применение валютных ресурсов, устранить финансовые затруднения
промышленных предприятий и стимулировать отрасли, ориентирующиеся на экспорт.
Вероятный сценарий в ближайшие годы – иностранные ссуды и кредиты постепенно
прекратят быть основными средствами финансовой стабилизации, уступая эту функцию
внутренней банковской системе. Последняя, как ожидается, повернется к реальному
сектору экономики и обеспечит спрос на кредит индустриальных и сельскохозяйственных
предприятий, независимо от их формы собственности.
Приватизация крупных предприятий продолжится. Этот процесс призывает к гибкому
подходу, особенно в случаях, когда вовлечены инвестиции. Практика выдавливания из
потенциального инвестора установленной балансовой стоимости очень далека от реальности.
Стратегической задачей должны быть модернизация и реструктурирование предприятия,
создание новых рабочих мест и повышение экспортно-импортного потенциала. Эти цели
могут вполне оправдать ценовые уступки потенциальным инвесторам.
Текущая социальная и политическая стабильность в Азербайджане, его приверженность
курсу создания открытого демократического общества формируют основу для развития
страны, превращения ее в преуспевающее государство с высоким жизненным уровнем и
оптимистическими перспективами.
|