Подготовка специалистов по
управлению
В ноябре 1996 г. ассоциированным членом
Главной редакции международного журнала
“Проблемы теории и практики управления”
стала Международная кадровая академия
(Украина), созданная в 1992 г. в Киеве. С 1994 г.
она является членом Европейской сети
национальных информационных центров по
академическому признанию и мобильности ЮНЕСКО и
Совета Европы, а в 1996 г. получила статус
международной общественной организации. Президент Международной кадровой академии -
Георгий Щекин, кандидат психологических и доктор
социологических наук, профессор. В 1996 г. в
Киеве вышла в свет его монография “Теория
социального управления”, где предпринята
попытка комплексного освещения проблем
социального управления с философских,
социологических и психологических позиций.
Учитывая большой интерес к этим вопросам
специалистов, преподавателей и студентов,
занимающихся данной проблематикой, редакция
сочла целесообразным опубликовать фрагмент
монографии, где предложен системный подход к
управлению социальными системами, даны
дифференцированные определения основных
понятий управления и его классификация.
Социальное управление как система
ГЕОРГИЙ ЩЕКИН кандидат психологических наук, доктор социологических наук, профессор, президент Международной кадровой
академии (Украина)
Современную
науку управления
принято
разделять на два уровня знаний. Первый
представлен
теориями социального управления,
являющимися частью более общих
политико-экономических и социально-философских
концепций, объясняющих механизм
функционирования общества на различных
исторических этапах. Второй более конкретен и
обеспечивает научно-методическую базу для
выработки практических рекомендаций по
рационализации труда и совершенствованию
управления в виде прикладных
теорий
организации и управления. Оба уровня
основываются на фундаментальных законах и
закономерностях общественного развития и
социального управления, а также конкретном
историческом опыте, отражающем изменения
мирового менеджмента. Фундамент научного менеджмента заложен
трудами М.Вебера, Ф.Тейлора, А.Файоля, Г.Эмерсона,
Л.Урвика, Э.Мэйо, П.Дракера, Г.Саймона, А.Этциони,
Л.Берталанфи, Р.Майлза. Их работы послужили
исходной точкой для практических разработок в
области “гуманизации труда” и новых форм
организации социального управления, а также
стали основой специальной управленческой
функции, названной
управление персоналом,
или (что более верно)
управление человеческими
ресурсами.
Современное управление и его классификация
С научной точки зрения
управление - это
направленная координация и организация
объекта
управления. Данная сфера деятельности возникла в
ходе разделения труда. С ее помощью человек
воздействует на технологические, экономические
и социальные процессы для достижения
определенных целей. Управление многообразно. Характеризуя
окружающий мир, исследователи выделяют три
компонента - неживую природу, живую природу и
человеческое общество. Это позволяет дать
укрупненную
классификацию
процессов
управления по его основным классам: • процессы управления в неживой природе (в
технических системах) называют
управлением
вещами, что является областью изучения
преимущественно технических наук; • процессы управления в живых организмах
относятся к
управлению биологическими
системами
и являются предметом изучения
естественных наук; • процессы управления в обществе (в социальных
системах) называют
управлением людьми
или
социальным
управлением, что относится преимущественно к
области социальных наук. Социальное управление включает два основных
подкласса -
управление индивидуальной деятельностью
человека и управление коллективной
деятельностью людей. Важнейшими
видами
социального управления являются
административно-государственное (политическое)
управление, управление социально-культурной
сферой (духовным производством), управление
материальным производством. Люди как главная производительная сила познают
и используют законы природы и общества в
процессе производства, распределения, обмена и
потребления материальных и духовных благ.
Объектами
изучения при этом выступают
социальные системы,
а
предметом -
система управления
различными сферами общества и областями
организации социальной жизни. Например,
управление общественным производством включает
процессы управления народным хозяйством,
отраслью, регионом, объединением, предприятием, а
также управление внутри каждой
социально-экономической системы. Это -
уровни
управления. В рамках социального управления выделяют две
основные его
формы - управление
материальными ресурсами и управление
человеческими ресурсами. Последнее включает
процессы управления социальным развитием,
образованием, занятостью, трудом, социальным
обеспечением и др. Это -
подвиды
социального управления. Таким образом, объектом и предметом
теории
социального управления
как науки выступают
социальные системы и системы управления ими.
Социальное управление вычленяется из имеющихся
трех классов управления (техническими,
биологическими и социальными системами) и
подразделяется на следующие основные виды:
административно-государственное (политическое)
управление; управление социально-культурной
сферой (духовным производством); управление
производственной сферой (материальным
производством). Иными словами, классификация видов социального
управления соответствует классификации
основных сфер организации общества:
политическая -
область отношений национальных и
межгосударственных, власти и социальных групп;
культурная -
область духовного производства, распределения и
потребления духовных благ;
экономическая -
область материального производства,
распределения и потребления материальных благ. Каждый вид социального управления включает
соответствующие уровни (организация -
регион - отрасль - государство) и основные
формы (управление материальными и управление
человеческими ресурсами), а они в свою
очередь - соответствующие подвиды управления.
Классификация (типология) управления
представлена на рис.1. Понятия
менеджмент, администрирование,
руководство
относятся только к классу
социального управления и в этом смысле понятие
менеджмент
тождественно понятию
социальное управление.
Различают три основных вида менеджмента:
социально-политический, социально-экономический
и социально-культурный. Понятие
администрирование
наиболее полно
соответствует понятию власть, поскольку их
основная функция состоит в определении политики
той или иной социальной системы, а понятия
руководство
и
менеджмент
больше относятся к
непосредственному управлению людьми,
практической организации объекта социального
управления. Иными словами, понятия менеджмент,
управление, администрирование и руководство
могут рассматриваться как в широком, так и в
узком смысле, что наглядно показано в таблице. В наиболее общем виде процесс социального
управления можно разделить на две составные,
взаимообусловленные и взаимосвязанные части:
административную, областью которой является
разработка и определение политики (как системы
целей, задач и путей их решения), и собственно
управленческую
(оперативную, исполнительскую, направленную
преимущественно на технологическую и
техническую организацию объекта управления). Связующее звено между двумя частями единого
процесса социального управления -
непосредственное
руководство людьми,
обеспечивающее, с одной стороны, разработку и
постановку задач, а с другой - их принятие и
выполнение. В таком понимании менеджмент
выступает как объединяющее понятие всего
социального управления, включая его составные
части, уровни и звенья (рис.2). В соотношении понятий
власть
и
управление
второе занимает подчиненное положение,
поскольку власть отождествляется прежде всего с
администрированием, т.е. политической,
руководящей функцией, а управление (в узком
смысле) - с исполнительской, оперативной. Таким образом, менеджмент является процессом
планирования, организации, мотивации и контроля,
направленным на разработку и достижение целей
социальной системы через других людей. Власть
представляет собой центральное, организационное
и регулятивно-контрольное начало всякой
административной деятельности и обладает
универсальным свойством всеобщности, т.е.
способностью проникать во все виды и формы
человеческой деятельности, возникая из самой
логики отношений между людьми или социальными
группами, обществом и его частями, т.е.
субъектами, наделенными сознанием и волей. Общие
организационные, регулятивные и контрольные
функции власти (экономической, политической,
духовной) конкретизируются в различных видах
управленческой деятельности, обеспечивающих
реализацию поставленных задач и целей.
Объект и субъект социального управления
Каждый класс и вид управления предполагает
глубокое знание как объекта, так и субъекта
управления. В социальном управлении
объект
одновременно выступает и его субъектом, так как и
в том и в другом случае речь идет о людях и
составляемых ими социальных общностях. Каждый
человек имеет определенный пол, возраст,
способности, темперамент и характер, что находит
отражение и в характеристиках соответствующих
социальных систем. Например, исследования,
проведенные голландским ученым Г.Хофстеде,
показали, что европейские страны отличаются друг
от друга по этно-психологическим параметрам. Основные понятия науки управления
Понятия
| В широком смысле
| В узком смысле
| Управление
| Вся система классов, отношений и явлений
управления в природе и обществе
| Технологическая организация объекта
управления
| Менеджмент
| Всеобщий принцип социального управления;
власть и искусство управления людьми
| Управление производством, деятельность по
организации достижения поставленных целей
| Администрирование
| Административно-государтвенное
управление; социально-политический менеджмент
| Разработка и постановка целей, определение
политики организации
| |