Номер 2/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Подготовка специалистов по управлению


Международные проекты в области бизнес-образования в странах СНГ: успехи и просчеты

АННА ЛЫСЕНКО
кандидат экономических наук,
директор российско-французской программы бизнес-образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ


• При разработке и реализации международных образовательных проектов должны учитываться интересы конечных потребителей
• Необходим постоянный анализ особенностей и тенденций развития местного рынка управленческой подготовки

В государствах СНГ с начала 90-х годов реализуются многочисленные проекты, предусматривающие оказание помощи в развитии бизнес-образования. Они финансируются развитыми странами (прежде всего США и западноевропейскими), а также международными организациями, в числе которых ООН, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития.

Поддержка и совершенствование управленческой подготовки являются одним из приоритетов программы Тасис, действующей с 1991 г. и ставящей целью техническое содействие странам СНГ со стороны Евросоюза. На сектор “Людские ресурсы”, включающий проекты развития бизнес-образования, приходится 12% всех средств этой программы (по своим масштабам он уступает лишь “Ядерной безопасности” (17%) и “Поддержке предприятий” (14%). Тасис финансируется на основе безвозмездных субсидий. За 1991-1996 гг. на ее реализацию было ассигновано 2,8 млрд ЭКЮ, профинансировано и начато около 2 тыс. проектов.

Значительные масштабы и неоднозначность результатов деятельности Тасис вызвали необходимость промежуточной оценки ее эффективности. В 1997 г. такое исследование провел отдел оценки Генерального директората по внешним связям Европейской комиссии, а в 1997-1998 гг. по поручению этой комиссии применительно к управленческой подготовке – Европейский фонд образования. Анализ касался результатов большого числа конкретных проектов, что позволило сделать выводы о действенности программы Тасис в целом.

Одним из важнейших вопросов, на котором сконцентрировали внимание эксперты, была ориентация проектов на удовлетворение реальных потребностей конечных получателей технической помощи и эффективное использование европейского опыта в соответствии с меняющимися местными условиями. Проекты по развитию бизнес-образования дают представление об успехах и просчетах в этой области.


Проблемы и достижения


Опыт реализации многочисленных проектов в области управленческой подготовки свидетельствует, что для достижения успеха необходимо прежде всего скрытый спрос превратить в реальный и обеспечить его удовлетворение посредством реализации правильно подобранных мероприятий. Большое значение имеет организация эффективного маркетинга новых образовательных продуктов.

К сожалению, руководство многих учебных заведений недооценивает важность данного направления деятельности. В результате далеко не все разработанные программы и курсы удается реализовать, а экономическая эффективность ряда программ остается низкой. Так, на наш взгляд, более активная маркетинговая деятельность созданной в ходе реализации проекта Тасис школы бизнеса в Воронежском государственном университете способствовала бы значительному улучшению финансовых результатов ее деятельности и расширению спектра предлагаемых курсов. В то же время интенсивная работа одной из ведущих петербургских школ бизнеса со слушателями (анализ их потребностей, поддержание обратной связи и учет мнений и рекомендаций) привела к формированию категории постоянных клиентов – организаций, регулярно посылающих  на различные программы своих руководителей среднего и высшего звена. Некоторые программы школа разрабатывает специально по их заказу и проводит на самих предприятиях.

Управленческая подготовка может быть эффективной лишь в том случае, если она учитывает потребности местной деловой среды, т.е. конечных потребителей. Знание западными консультантами европейских условий не гарантирует успеха при попытках внедрения зарубежного опыта в иной среде. Кроме того, при планировании и реализации мероприятий проектов западные эксперты иногда вполне осознанно отдают предпочтение тому, что легче осуществить, а не тому, в чем реально нуждаются получатели технической помощи.

Можно привести немало примеров такого подхода со стороны европейских партнеров. Так, в ходе реализации в Киеве одного из проектов в области финансов и банковского дела в течение ряда лет тематика семинаров, проводимых европейскими преподавателями, определялась преимущественно их возможностями, а не интересами местных сотрудников банковской сферы, которых зачастую не волновали проблемы, обсуждавшиеся в ходе занятий. Это явилось одной из причин низкой посещаемости семинаров несмотря на льготные условия участия в них.

Для избежания подобных просчетов и обеспечения эффективности мероприятий проекта необходим тщательный анализ местного рынка управленческой подготовки, его особенностей и тенденций развития. В первых проектах Тасис это не было предусмотрено, и в результате отрыв от действительности был в некоторых случаях весьма значителен.

Так, при разработке одного из самых крупных проектов “первого поколения” в области управленческой подготовки, предусматривавшего переподготовку в Европе преподавателей школ бизнеса из стран СНГ, не была учтена реальная ситуация со знанием ими иностранных языков. В результате не удалось набрать требуемое по условиям проекта число преподавателей, отвечающих разработанным критериям и владеющих немецким и французским языками. На дорогостоящей программе в Европе оказались люди, далекие от педагогической деятельности, которые не могли и не хотели в полной мере воспользоваться полученными знаниями и навыками.

Получатели технической помощи должны четко представлять не только свои текущие потребности, но и перспективные. Некоторые проекты потерпели неудачу из-за отсутствия такого предвидения, что привело к серьезным проблемам на стадии реализации.

Ошибки первых проектов в определенной мере уже учтены, и теперь значительно большее внимание уделяется детальному анализу тенденций развития рынка управленческой подготовки. Примером такого подхода может служить проект, предусматривающий содействие образовательным учреждениям в гг.Архангельске и Петрозаводске. Он начался с проведения подробного анализа местного рынка бизнес-образования и потребностей предприятий в обучении и переподготовке кадров. Результаты исследования послужили основой для уточнения остальных мероприятий.

В ходе реализации долгосрочных проектов важно иметь возможность оперативно корректировать их при изменении условий в принимающей стране.

Например, в уже упоминавшемся проекте переподготовки в Европе преподавателей для школ бизнеса в странах СНГ были предусмотрены зарубежные стажировки для руководителей тех предприятий, которые оказывают содействие центрам управленческой подготовки, сотрудничая с ними, в частности, при разработке для учебных курсов конкретных ситуаций, основанных на реальной деловой практике. При разработке проекта (1991- 1992 гг.) предлагаемая модель стажировок отвечала потребностям этих хозяйственных руководителей, однако позднее экономическая ситуация и запросы менеджеров существенно изменились, что не нашло отражения в проекте. В результате стажировки, на которые было затрачено немало времени и средств, не дали ожидаемого эффекта.

По мнению экспертов, чтобы обеспечить сторонам возможность гибкого реагирования на меняющуюся обстановку в странах СНГ, в техническом задании проекта целесообразно делать упор на формулировку конечных целей и желаемых результатов, а не на детальную разработку конкретных средств их достижения. Как показывает практика, излишне подробный и жесткий перечень мероприятий в документах проекта снижает его эффективность при изменении интересов конечных потребителей, что происходит достаточно часто на динамично развивающихся местных рынках бизнес-образования.

Необходимо также учитывать особенности конкретной ситуации, в которой находятся получатели технической помощи. В зависимости от приверженности реформам, опыта международных контактов, внутренней готовности к переменам требуются различные виды управленческой подготовки. Сопоставление реальных потребностей и возможностей имеет первостепенное значение для правильного формулирования технического задания проектов.

Примером излишне оптимистичной оценки местного рынка управленческой подготовки, перспектив его развития, гибкости получателей технической помощи может служить проект в Узбекистане с участием Левенского университета (Бельгия). Основной упор в нем был сделан на создание двух программ МВА в тот момент, когда в стране практически отсутствовал спрос на подобные программы. На формирование концепции этого проекта в известной мере повлиял успех схожего проекта в Санкт-Петербурге, в реализации которого принимал участие тот же университет. Недостаточный анализ местных особенностей привел к тому, что модель, принесшая успех в одном случае, дала противоположные результаты при ее механическом переносе в другие условия.

В зависимости от потребностей получателей технической помощи эффективными могут оказаться различные типы проектов – непосредственное обучение хозяйственных руководителей с учетом их запросов и предпочтений или институциональная поддержка учебных центров как средство разработки новых образовательных продуктов, за которые менеджеры готовы платить, и подготовки преподавателей, что обеспечит мультипликационный эффект преобразований.

К успешным проектам первого типа можно отнести проект “Производительная инициатива” – переподготовка в течение ряда лет менеджеров на предприятиях европейских компаний. Действенным оказался также ряд проектов содействия школам бизнеса в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В результате в странах СНГ появились учебные центры, устанавливающие стандарты на рынке бизнес-образования. Позитивных результатов добился региональный центр банковской подготовки в Средней Азии, проводящий семинары по темам, актуальным для банковского сектора.

Вместе с тем ряд проектов, в которых партнеры не уделяли должного внимания анализу рынка управленческой подготовки, изучению конкретных потребностей хозяйственных руководителей, работе с местными предприятиями, маркетингу подготовленных учебных программ, оказался менее успешным. Так, отсутствие анализа интересов конечных потребителей в проекте совершенствования управленческой подготовки в Молдове привело к тому, что разработанные при поддержке западных экспертов учебные курсы и программы не пользовались должным спросом. Недостаточный учет местных условий существенно снизил эффективность учебных программ для предпринимателей в Казахстане.


Необходимо изменить характер использования западных экспертов


Знакомство со структурой учебных планов и курсов, методиками преподавания, организацией самостоятельной работы слушателей, учебными материалами и техническими средствами обучения в странах Запада способствовало прогрессу технологии образования в странах СНГ. Однако сегодня становится все более очевидным, что характер использования западных преподавателей и экспертов должен быть изменен. За годы сотрудничества в области бизнес-образования подготовлено достаточно местных преподавателей, которые ведут курсы по основным дисциплинам на высоком уровне. Ряд таких курсов уже хорошо разработан. На русский язык переведены западные учебники, изданы российские учебники и учебные пособия, появились отработанные методики, учитывающие российские образовательные традиции и зарубежный опыт.

Повысились требования слушателей к содержанию и формам преподавания, его практическим аспектам, предполагающим использование реальных ситуаций из российской деловой практики. Курсы, построенные только на западном материале, не учитывающие местных реалий и не дающие ответов на актуальные для слушателей вопросы, уже не пользуются популярностью. Руководители, обеспечивающие выживание и развитие предприятий в непростых экономических условиях, не хотят изучать темы, которые не приносят немедленную пользу в их повседневной деятельности.

Образовательные потребности слушателей существенно различаются в зависимости от возраста и занимаемого положения. Если молодые работники предпочитают программы МВА или иные долгосрочные программы управленческой подготовки, дающие фундаментальные знания и навыки в избранной области, то опытные менеджеры выбирают преимущественно краткосрочные, максимально приближенные к практике курсы. Спросом пользуются основанные на анализе реальных проблем программы, состоящие из 3-4-дневных интенсивных учебных модулей, разделенных периодами от 3 до 4 недель. Такая структура курса дает возможность сочетать обучение с работой, а также оперативно внедрять полученную информацию.

С учетом изменений запросов потребителей целесообразно внести коррективы в использование западных экспертов в международных образовательных проектах. Если раньше основную нагрузку при реализации программ управленческой подготовки несли зарубежные преподаватели, то сегодня их нужно привлекать не столько для чтения базовых курсов, уже вполне освоенных местными преподавателями, сколько специализированных дисциплин, которые давали бы слушателям возможность применить полученные знания и навыки на практике.

Положительные результаты дает совместная работа западных и местных преподавателей по разработке учебных курсов и модулей, как происходит, например, в упоминавшемся проекте Тасис в гг.Архангельске и Петрозаводске. При этом зарубежные эксперты должны не заменять своих местных коллег, а помогать им.

Практика показывает, что для достижения намеченных результатов проекта необходима единая команда, реализующая общую цель. Ее формирование – одна из сложнейших задач и одновременно гарантия успеха.


Нужна конструктивная связь преподавательской
и консультационной деятельности


Сотрудничество с зарубежными специалистами может быть продуктивным только в том случае, если они имеют реальный опыт управленческого консультирования и хорошо представляют себе условия, в которых функционируют предприятия в странах СНГ.

Опыт западных экспертов целесообразно использовать в области разработки и корректировки стратегии компаний, их внутренней реорганизации и эффективного управления подобными изменениями. Соединение преподавания с консультированием может стимулировать развитие рынка управленческого консультирования, формирование которого в странах СНГ находится пока в начальной стадии. Однако нередко западные эксперты делают основной упор на теоретическую часть, не уделяя должного внимания практическим аспектам консультирования.

Что касается образовательных потребностей начинающих местных консультантов, то они очевидны – уменьшение чисто лекционных занятий (которые пока еще преобладают, поскольку найти преподавателя в этом случае значительно проще), знакомство с западным опытом практической консультационной деятельности, совместный анализ реальных проблем местных предприятий и поиск адекватных решений.

Сегодня становится очевидным, что для обеспечения успеха проектов западные эксперты должны работать не только с преподавателями, но и с местными менеджерами. Поэтому так важна интенсификация контактов между учебными заведениями – получателями технической помощи и местным бизнесом. Это стимулировало бы совместную работу над актуальными для руководителей предприятий проектами, которые могли бы иметь реальную отдачу как для предприятий, так и учебного процесса (например, в результате использования конкретных ситуаций, основанных на материале реализованных консультационных проектов). Примером конструктивной связи учебной и консультационной деятельности может служить выполнение группами преподавателей и слушателей Международного института управления в Киеве заказов западных фирм по исследованию украинского рынка и определению эффективных путей продвижения туда производимых ими товаров.

Однако, как показал анализ, во многих случаях усилия партнеров проекта концентрируются на закупке книг и оборудования и разработке учебных планов, не всегда соответствующих реальным потребностям конечных потребителей. Последнее вызвано некритическим использованием западных разработок, предназначенных для иных условий. Не умаляя важности данных видов деятельности, хотелось бы подчеркнуть необходимость более четкой ориентации на интересы потребителей программ управленческой подготовки с учетом особенностей нынешней экономической ситуации. Это требует постоянного анализа спроса и предложения на местном рынке бизнес-образования и гибкого позиционирования учебного заведения с учетом особенностей конкурентной борьбы. Представляется, что западные эксперты могли бы оказать существенную помощь в формировании стратегии учебных заведений и корректировке ее в зависимости от изменения рыночных реалий. К сожалению, далеко не все попытки такого рода приносят положительные результаты.

Так, мероприятия по разработке бизнес-планов для ряда образовательных учреждений стран СНГ, которые предусматривались в рамках одного из крупнейших проектов Тасис в области управленческой подготовки, свелись к представлению формальных отчетов, не представляющих реальной практической ценности для получателей технической помощи. Это вызвано тем, что западные эксперты, участвовавшие в реализации данной части проекта, располагая большим опытом работы в европейских условиях, не имели достаточной консультационной практики в странах СНГ. Поэтому предложенные ими рекомендации носили слишком общий характер и не учитывали местных особенностей. Кроме того, для разработки бизнес-планов необходимы совместные усилия западных экспертов и получателей технической помощи, однако на практике последние воспринимались не как партнеры, а лишь как источник необходимой информации.

Найти западных специалистов, имеющих опыт практической работы в области бизнес-образования в странах СНГ, непросто, однако они уже появились. Обмен информацией по результатам отдельных проектов, а также обмен опытом между местными и западными преподавателями, консультантами и администраторами проектов способствовал бы оперативному распространению позитивной практики и позволил бы избежать повторения ошибок и промахов. Наличие базы данных западных специалистов и организаций, положительно зарекомендовавших себя в ходе работы в странах СНГ, помогло бы при выборе подрядчиков и экспертов для будущих проектов.

По мнению аналитиков, целесообразно установить более жесткие критерии отбора для получателей технической помощи, что позволит обеспечить участие в проектах тех учебных заведений, которые действительно заинтересованы в критическом осмыслении и использовании зарубежного опыта и готовы к трудностям, связанным с управлением этим процессом.

***

Анализ реализованных в 90-е годы международных проектов в области бизнес-образования свидетельствует о том, что в целом сотрудничество оказалось вполне успешным. По данным мониторинга проектов Тасис, намечавшиеся результаты достигнуты в 80% проектов, а в 75% случаев проекты способствовали значительному укреплению потенциала получателей технической помощи.

Вместе с тем, хотя 87% проектов были реально ориентированы на интересы организаций-партнеров, потребности конечных потребителей учитывались далеко не всегда. Устранение этого просчета составляет один из важнейших резервов роста эффективности будущих проектов. Необходимо, с одной стороны, извлечь уроки из ошибок и недоработок первых проектов, а с другой – обобщить и распространить положительную практику.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Срочный перевод с немецкого на русский.
Hosted by uCoz