Письма в редакцию
Рынок труда и управление занятостью в
потребкооперации Республики БелоруссияЛЮДМИЛА МИСНИКОВА кандидат экономических наук, доцент
К. АНДРЕЕВ аспирант Гомельский кооперативный институт (Республика
Белоруссия)
Одна из ключевых проблем рынка труда –
наличие безработицы. На 1 июля 1999 г. в
10-миллионной Белоруссии официально
зарегистрировано 96 889 безработных, а всего с
начала года в службу занятости обратилось более
132 тыс. человек. 105 694 из них трудоустроены,
15 444 – прошли переподготовку. Уровень
официальной безработицы снизился с начала до
конца года с 1,89 до 1,71%. Количество вакансий
составило 53,1 тыс., что на 3,1% превысило показатели
1998 г. Тем не менее в среднем на одно вакантное
место в Белоруссии сегодня претендуют 2 человека. Особенно беспокоит рост безработицы среди
молодежи. Молодые люди в возрасте 16–29 лет
составляют 49,8% общей численности состоящих на
учете безработных. Высокий удельный вес
выпускников учебных заведений в структуре
безработных можно объяснить снижением роли
некогда отлаженной системы их распределения на
работу. Более половины выпускников ПТУ, средних
специальных и высших учебных заведений не могут
найти работу в соответствии с полученной
специальностью. Вызывает тревогу проблема длительной
безработицы. Так, из числа безработных, учтенных
службой занятости, 17,3% были безработными более
года, 32,5% – от 6 мес. до года. Долговременная
безработица опасна для экономики и общества,
поскольку ведет к потере стимулов к поиску
работы, утрате профессиональных навыков,
моральному износу полученных знаний. Достаточно высок и уровень скрытой
безработицы. В мае 1999 г. в промышленности в
режиме неполного рабочего времени работали 58
тыс. человек, еще 44 тыс. находились в вынужденных
административных отпусках, у 16,5 тыс. он был
неоплачиваемым. Научно обоснованная система подбора кадров и
управления трудовыми ресурсами давно
применяется в США и Западной Европе как
важнейшее средство повышения эффективности
функционирования предприятия. Учитывая реальную
экономическую ситуацию в республике, в которой
действуют предприятия сегодня, невозможно
требовать от них единовременной коренной
перестройки системы управления предприятием, в
то время как ее постепенная реструктуризация и
модернизация – наиболее оптимальный, на наш
взгляд, путь развития. Значительная роль в стабилизации положения на
рынке труда принадлежит системе потребительской
кооперации. Белкоопсоюз является крупной
организацией, существенно влияющей, особенно в
сельской местности, на экономику Белоруссии. По
состоянию на 1 января 1999 г., на предприятиях, в
организациях, учреждениях потребительской
кооперации занято 141 546 человек, основная доля
которых приходится на торговлю – 50,8%. За
последние годы наметилась тенденция к повышению
образовательного уровня работников: доля
работников с высшим образованием выросла до 8,2%
(1990 г. – 6%, 1995 г. – 7,8%) а среднее
специальное образование имеют 23,9% общей
численности работников (1990 г. – 19,9%,
1995 г. – 23,9%). Проходят обучение: заочно в
вузах 2 784 человека и 1 107 в техникумах, на
дневных отделениях в вузах 3 103 и 1 447 человек
в техникумах. Несмотря на позитивные изменения в
качественном составе кадров фактически
имеющаяся численность по-прежнему не
обеспечивает полного укомплектования штатных
должностей руководителей и специалистов,
требующих соответствующего уровня образования. Конкурентные преимущества предприятиям
системы потребительской кооперации дает работа
системы формирования трудового потенциала
отрасли, основу которой составляет
ведомственный образовательный комплекс,
включающий Гомельский кооперативный институт,
шесть учебно-производственных комплексов “ПТУ-
техникум”, два профессионально-технических
училища. Они являются поставщиками одного из
главных ресурсов, жизненно необходимых для
осуществления деятельности предприятий –
квалифицированных кадров. В связи с растущими
темпами морального износа знаний, которые по
расчетам западных специалистов составляют до 15%
ежегодно, непрерывно совершенствуется и
развивается система повышения квалификации
кадров потребительской кооперации. Новые требования к персоналу заставили
Белорусский союз потребительских обществ в
корне перестроить систему подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров. Начиная с 1993 г. в учебных заведениях
потребительской кооперации республики введен
целевой прием, осуществляющийся в соответствии с
заказами областных потребсоюзов и предприятий
Белкоопсоюза, формируемыми на основе их
потребности в специалистах и кадрах массовых
профессий. В настоящее время он увеличивается, однако все
еще не покрывает имеющуюся потребность (в 1998 г.
по кадрам с высшим образованием он составил 25%
потребности, со средним специальным
образованием – 24, рабочим профессиям – 50%).
Целевые направления выдаются организациями и
предприятиями в условиях гласности, а их
количество на выделенное место не
ограничивается. В целях обеспечения конкурсного
отбора организация должна направлять на каждое
место не менее двух абитуриентов, в противном
случае абитуриент теряет право целевого приема и
участвует в общем конкурсе по области, а с
1998 г. – в общем конкурсе по учебному
заведению (по правилам приема в государственные
учебные заведения). Кандидаты для целевого приема подбираются из
числа членов потребительских обществ, молодежи,
постоянно проживающей в сельской местности,
уволенных в запас военнослужащих, работников
потребительской кооперации и других лиц,
изъявивших желание работать в ее системе по
окончании учебного заведения и имеющих аттестат
(диплом) с отличием или хорошими и отличными
оценками. При этом обязательным условием выдачи
такого направления является совпадение места
жительства абитуриента и места нахождения
заказчика, что обеспечивает в дальнейшем его
возвращение и закрепление в этой организации. Предусмотренные в положении меры способствуют,
с одной стороны, повышению заинтересованности
предприятий и организаций потребительской
кооперации республики в выявлении реальной
потребности в специалистах, обоснованности их
кадрового заказа, эффективному использованию
специалистов, с другой стороны – укреплению
дисциплины выпускников кооперативных учебных
заведений за своевременное прибытие на работу в
соответствии с заключенными договорами. Плодотворная работа кооперации зависит от
количественного и качественного состава
руководителей и специалистов, степени
эффективности использования занятых в системе
работников. В условиях самостоятельного
планирования кооперативными организациями
численности работников необходимым шагом стало
приведение в систему на уровне районного
потребительского общества всех этапов работы по
определению обеспеченности системы
потребительской кооперации кадрами в
соответствии с требованиями к уровню их
квалификации и образования, нормативной и
дополнительной потребности в кадрах. Основная
цель определения дополнительной потребности в
кадрах – обоснование необходимости, объема и
форм подготовки специалистов с высшим, средним
специальным образованием и профподготовки в
учебных заведениях Белкоопсоюза и республики в
целом. Центральное место в системе переподготовки и
повышения квалификации руководителей и
специалистов с 1997 г. занял Институт повышения
квалификации и переподготовки кадров
Белкоопсоюза при Гомельском кооперативном
институте, через который в 1998/1999 учебном году
прошло 350 работников потребительской кооперации.
Система последовательного образования помогает
слушателям адаптироваться к новым, быстро
меняющимся условиям. Несмотря на отсутствие в работе предприятий
целостной системы управления трудовыми
ресурсами, соответствующей мировой практике, в
ответ на насущные потребности предприятий
разрабатываются и внедряются комплексы
мероприятий, логично вписывающиеся в схемы
научно организованного менеджмента персонала. Таким шагом, на наш взгляд, можно считать
разработку и внедрение единовременного
профессионального учета кадров в
потребительской кооперации, так как создание
эффективного механизма управления предприятием
невозможно без отработанной системы информации
о нем. Проведение ежегодной инвентаризации
кадров не только дает возможность более полно
учитывать индивидуальные и профессиональные
качества работников, но и определять направления
повышения эффективности использования
кадрового потенциала. Определяются наличие специалистов и
работников, имеющих высшее, среднее и среднее
специальное образование и возможности
использования их в соответствии с полученными в
учебных заведениях уровнем образования,
специальностью и специализацией, навыками и
умениями, опытом работы и личными качествами
работников, трудовым стажем. Стаж работы
рассматривается как одна из важных
характеристик труженика. В отличие, с одной
стороны, от существующей в США практики, когда
все внимание работодателей сфокусировано на
таких моментах, как уровень профессионализма,
рекомендации с предыдущего места работы, резюме
работника и др., а трудовой стаж практически
игнорируется, а с другой – от практики в Японии,
где трудовой стаж ставится во главу угла. Сегодня качество персонала во многом
определяет успех предприятия на рынке. Это
обусловливает необходимость взвешенного и
ответственного подхода к планированию трудового
потенциала отрасли. Эффективность этой работы
зависит от отлаженности системы учета кадров в
организациях потребкооперации, данные которого
используются при составлении статистических
отчетов, проведения расчетов потребности в
кадрах и определения целевого заказа на их
подготовку. Дополнительная потребность в кадрах
устанавливается как разница между потребностью,
требующей покрытия, и возможным увеличением
числа работников за счет собственных резервов.
Остальная часть потребности (дополнительная)
покрывается за счет подготовки специалистов в
учебных заведениях Белкоопсоюза и республики, а
также приглашения специалистов из других
предприятий, поиска их на рынке труда. При этом выясняются абсолютная дополнительная
потребность, соответствующая необходимости
привлечения новых работников, и относительная,
включающая как количество новых работников, так
и повышающих уровень образования работников, уже
занятых на рассматриваемых должностях. Таким образом, в потребительской кооперации
сложилась цельная система, направленная на
повышение эффективности и упорядочение
подготовки и использования выпускников учебных
заведений. |