согласования решений с заказчиком и
внедрение их на объекте. Как правило,
консультанты занимаются решением нескольких
проблем. Кроме того, они должны постоянно
работать над повышением квалификации, совмещать
консультирование с научной, преподавательской и
даже производственной деятельностью. Поэтому
целесообразно предусмотреть для них
преимущественно свободный график рабочего дня. В отличие от обычных
производственно-хозяйственных организаций
работа с кадрами в МКЦ носит особый характер. Это
связано со следующими обстоятельствами: творческим характером работы, необходимостью
обновления специальных знаний и практических
навыков консультирования; организацией программно-целевых временных
творческих коллективов; учетом большого количества сотрудников,
занятых по совместительству. Особые требования обусловливают актуальность
разработки специальных приемов либо модификации
известных методов оценки и профессионального
отбора. Карьера консультанта зависит прежде всего от
сложности, качества, своевременности и
самостоятельности выполнения заданий.
Продвижение по служебной лестнице не самое
главное. Многое дает материальный стимул (в
частности премия за успешную работу), а также
профессиональное стремление к решению более
интересных и трудных задач. Результат труда консультанта оценивается по
объему деятельности. Возможна оценка по
экономическому, организационному и
экологическому эффекту. Известен принцип: оплата труда консультанта не
должна быть ниже оплаты труда консультируемого.
К сожалению, в настоящее время оплата труда
зависит зачастую не от объема выполненной
работы, а от наличия средств у заказчика. Многие
работы осуществляются практически бесплатно.
Создание МКЦ в регионах позволит несколько
выровнять перекосы в оплате за счет частичного
бюджетного финансирования. Консалтинг как профессия предполагает
непрерывное обучение, включающее в себя этапы
базовой подготовки, переподготовки, повышения
квалификации. Учитывая, что в настоящее время
консультантов в вузах не готовят, основной
формой обучения остается практика в
консалтинговой фирме после принятия сотрудников
на работу, своего рода начальная стажировка. Программа обучения консультантов должна быть
сопряжена с их личностно-квалификационной
моделью, т.е. следует предусмотреть развитие
базовых (специальных) способностей к
консультированию; повышение уровня знаний,
практических навыков в сфере консультирования;
развитие личностных качеств, способствующих
эффективной работе. Заметим, что базовые
способности проявляются преимущественно при
решении проблемных ситуаций.
Научно-методическое и информационное обеспечение многопрофильного консалтинга
Инструментарий научно-методического
обеспечения деятельности МКЦ - это по существу
комплекс методов и конкретных способов
консультирования, удовлетворяющих следующим
требованиям: научности, в основе которой лежат передовые
апробированные практикой положения; валидности, т.е. адекватности объекту и
предмету консультирования; надежности, когда в ходе практического
применения инструментария консультант должен
получить определенный результат, не зависящий от
внешних влияний; точности, предполагающей заранее заданный
допустимый уровень измерения или возможные
погрешности; легкости практического применения. Каждая проблема может решаться различными
методами (способами). Консультант должен, зная
проблему, найти все множество подпроблем
(направлений) и соответствующих консалтинговых
технологий. Каждая такая технология
определяется содержанием - соответствующими
моделями диагностики, анализа, оптимизации и
синтеза систем, расчета показателей. Информация имеет большое значение для
функционирования и управления МКЦ. На наш взгляд,
она отражает два четко выраженных вида
деятельности - внутриорганизационную
(руководство, функциональное обеспечение,
собственно консалтинг) и внешнюю (информационное
обслуживание пользователей региона -
информационный консалтинг). Схема
информационного обеспечения МКЦ приведена на
рис.3. В качестве основных информационных баз данных
предлагаются следующие: для обслуживания администрации с выделением
автоматизированных рабочих мест каждого
руководителя - генерального директора и его
заместителей по научно-методической работе,
коммерции и персоналу (на рис.3 обозначено ИБА); для функциональных подразделений по отдельным
аспектам внутренней деятельности -
маркетингу, персоналу, делопроизводству
(автоматизация офисной работы),
финансово-хозяйственной и договорно-правовой
деятельности (ИБФП); для линейных и программно-целевых
подразделений; их основу составляет
компьютеризированная (автоматизированная)
библиотека научно-методического обеспечения.
Такая библиотека включает информационную базу
учетных карт консалтинговых технологий и
поисковую систему в режиме диалога с
пользователем. В каждой карте записываются
сведения по конкретной технологии, область ее
направления, преимущества и недостатки,
содержание и последовательность процедур. Несомненно важной является автоматизация
наиболее типовых формализуемых и вместе с тем
информационноемких процедур. Их реализация
осуществляется в рамках типового
автоматизированного рабочего места. Информационные базы подсистем внешнего
обеспечения содержат различного рода сведения,
которые пользуются спросом у пользователей как в
регионе, так и за его пределами. Это база данных
информационного консалтинга (ИБКТ). Ввиду особой
необходимости функции внешнего информационного
обеспечения в структуре МКЦ целесообразно
выделить специализированное линейное
подразделение информационного консалтинга. В настоящее время региональные информационные
службы по поддержке предпринимательства
разрознены, их работа не базируется на единой
научно обоснованной концепции развития. Это
приводит к большим экономическим и социальным
потерям, отсутствию действенной пропаганды. Создание МКЦ и закрепление за ними функции
информационного обеспечения имеет большие
преимущества. Во-первых, это независимость от
администрации региона и других государственных
органов, а, следовательно, и объективность
формируемых и представляемых данных. Во-вторых,
это компетентность и профессионализм работников
структурного подразделения МКЦ. Следует считать обязанностью данного
подразделения формирование и поддержку
информационного рынка региона, изучение
потребностей предпринимателей региона как в
получении аналитической и оперативной
информации, так и консультаций в различных
сферах деятельности. Подразделение информационного консалтинга
должно быть обеспечено системой связи,
вычислительными сетями, базами данных и знаний,
системами обслуживания технических средств,
системами сбора и подготовки данных, экспертными
системами. Для этого необходимы, однако,
соответствующие правовые акты. Таким образом, для развития
предпринимательства в России нужны качественно
и количественно иные формы консалтинга,
доступные практически каждому предпринимателю и
обеспечивающие ему всеобъемлющую помощь и
поддержку. МКЦ должны предоставить широкий
спектр услуг по решению проблем
предпринимательского сектора экономики, а их
сеть в перспективе может охватить все регионы и
стать одной из основных составляющих
инфраструктуры предпринимательства. Предложенные в статье рекомендации по созданию
МКЦ уже получили позитивную оценку Министерства
экономики Республики Карачаево-Черкессия и
Республиканского фонда поддержки
предпринимательства и развития конкуренции. В
настоящее время изучаются возможности создания
МКЦ на территории Карачаево-Черкессии.
*Сокращенный вариант статьи,
опубликованной в журнале "Персонал", № 3/1996,
издаваемом Межрегиональной академией
управления персоналом (г.Киев).
ПОНЯТИЕ "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"
В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ УПРАВЛЕНИЯ*
Формирование традиционных для мира
институций, и в особенности института
ответственности, - гарант надежности
управленческой системы.
Чтобы ответственность стала нормой
государственной управленческой деятельности,
она должна быть обеспечена не только
практически, но и теоретически, с постоянным
вовлечением в процесс ее функционирования и
развития нового знания, достижений всех наук,
призванных освещать ее своим творческим
потенциалом. К таким наукам, в первую очередь,
относятся правовые науки, социология, философия
и наука управления
Например, юридическая наука дает следующую
характеристику ответственности в системе
государственного управления: "(Это)
государственное принуждение к исполнению
требований права, правоотношение, каждая из
сторон которого обязана отвечать за свои
поступки перед другой стороной, государством и
обществом. (Государственная) ответственность -
вид социальной ответственности, всегда
связанный с возможностью применения
принудительной силы государства и выраженный в
санкциях правовых норм " (Юридический
словарь. - М., 1984. - С.232).
Социология представляет социальную
ответственность как "сознательное отношение
субъекта социальной деятельности к требованиям
социальной необходимости, гражданского долга,
социальных задач, норм и ценностей, понимание
последствий осуществляемой деятельности для
определенных социальных групп и личностей, для
социального прогресса общества" (Социальное
управление: Словарь. - К., 1986. - С.367).
Философия считает ответственность
философско-социологическим понятием,
"отражающим объективный, исторически
конкретный характер взаимоотношений между
личностью, коллективом, обществом с точки зрения
сознательного осуществления предъявляемых к ним
взаимных требований" (Философский словарь. -
М., 1983. - С.469).
Приведенные понятийные характеристики
ответственности к управлению имеют
непосредственное, но не полное отношение. И в
этом состоит сущность проблемы.
Окончание на стр. 118
|
|