Подготовка специалистов по
управлению
Системный взгляд на преподавание
организационно-управленческих дисциплинИГОРЬ ДОНЦОВ начальник кафедры производственного менеджмента и маркетинга
НИНА ТОМИНА заместитель начальника кафедры Рязанский институт права и экономики Министерства внутренних дел РФ
• Необходима единая концепция системного
подхода к преподаванию дисциплин
организационно-управленческого характера • Учебный материал целесообразно изучать на
основе трех последовательных дидактических
блоков: "Эволюция науки управления",
"Методология менеджмента", "Прикладные
аспекты менеджерской деятельности"
Известно, что эффективность обучения во многом
определяется его системностью, т.е. раскрытием
существенных связей между предметом изучения и
другими отраслями знания. Показательными в этом
отношении являются дисциплины, включающие в свое
название термины "управление" и
"менеджмент". Каждая из них - это
комплексная система знаний, опирающаяся на
широкий круг научных дисциплин. Все, что связано с изучением и освоением
управленческой деятельности, в конечном итоге
направлено на достижение следующих целей: • формирование у обучаемых комплекса знаний о
содержании и особенностях процессов управления
во всем их многообразии; • развитие логического мышления относительно
объективных законов и закономерностей,
принципов организации, функционирования и
совершенствования систем управления различной
природы; • привитие навыков использования
аналитического подхода к оценке реальных
управленческих ситуаций и принятия на этой
основе эффективных решений. Можно выделить ряд составляющих, которые
должны определять преподавание как отдельных
учебных дисциплин, так и блока дисциплин
организационно-управленческого характера: • ознакомление обучаемых с историей
становления науки управления в России и за
рубежом; • обеспечение будущих специалистов
теоретическими знаниями в области
фундаментальных основ науки управления; • обучение теории и практике управления в
условиях автоматизации управленческого труда,
применения современных информационных
технологий и количественных методов оценки
альтернативных решений; • расширение знаний в области экономических
основ управления, оценки эффективности
функционирования систем управления; • раскрытие социально-психологического
аспекта функционирования трудового коллектива,
взаимодействия руководителя с исполнителями; • рассмотрение сущности и содержания
менеджерской деятельности, особенностей
становления института менеджеров в России и за
рубежом, роли и места менеджера в деятельности
организации, фирмы, предприятия. Таким образом, преподавание
организационно-управленческих дисциплин должно
проводиться с позиций системного подхода. Его
можно интерпретировать следующим образом:
исследуя процессы управления, присущие
социально-экономическим системам, преподаваемая
дисциплина, кроме свойственных только ей
законов, закономерностей и методов, должна
широко использовать методы других наук. В частности, изучение дисциплины должно
строиться на достаточном знании философии,
экономических теорий, статистики, социологии и
психологии труда, информатики. При рассмотрении
ряда вопросов предмет изучения должен
обоснованно опираться на кибернетические
представления об управлении, использовать
основные положения теории систем, теории
информации, высшей математики и ее прикладных
разделов, других естественных наук. Изучение
отдельных аспектов теоретических основ
управления должно сопровождаться привлечением
данных и обобщений таких отраслей знаний, как
право, документоведение, научная организация
труда и др.
Итак, одной из проблем обучения менеджменту в
России является концептуальное единообразие в
понимании сущности системного подхода к
преподаванию дисциплин
организационно-управленческого характера. В
формировании единого мировоззрения активную
координирующая роль может играть
Учебно-методическое объединение по образованию
в области менеджмента. Помимо выполнения функции
идеологического центра оно может заниматься
систематизацией и обобщением частных методик
преподавания организационно-управленческих
дисциплин, давать им экспертную оценку и
принимать рекомендательные решения о
целесообразности их распространения. В
Рязанском институте права и экономики МВД
РФ
пришли к убеждению, что реализация
системного подхода к преподаванию дисциплин
организационно-управленческого характера
должна основываться на дедукции - движении
знания от общего к частному, выведении следствий
из посылок. В этой связи учебный материал
строится на последовательном изучении трех
дидактических блоков. Первый - "Эволюция
науки управления", второй - "Методология
менеджмента", третий - "Прикладные
аспекты менеджерской деятельности". При этом
названия дидактических блоков - это не
названия дисциплин, а лишь обобщенные ими
дидактические элементы, которые по принципу
содержательной обусловленности могут быть
отнесены к целому ряду дисциплин, имеющих
собственные названия, но преподаваемые в рамках
данного блока. На наш взгляд, такие дидактические блоки в
указанной последовательности их изучения
обеспечивают логичную взаимообусловленность и
позволяют качественно решить основные задачи в
области подготовки управляющих для предприятий
(организаций) и фирм. Представление о том, что изучение любой
дисциплины со словом "менеджмент" должно
предваряться знакомством с эволюцией науки
управления, сложилось вопреки расхожему мнению,
что "первый миф науки управления состоит в том,
что она существует". Исследования российских
ученых в области назначения, содержания и уровня
развития науки управления (В.Афанасьева,
Г.Попова, О.Козловой, М.Бочарова) подтверждают,
что область знания с названием "наука
управления" не миф, а объективно существующая
реальность, хотя представления о ее содержании
расходятся у отдельных авторов, предлагающих
свою структуру и порядок изучения. Об этом же свидетельствует опыт обучения
менеджменту в развитых странах: конкретные
вопросы о технологии, приемах и особенностях
менеджерской деятельности в учебниках и
монографиях, подготовленных исследователями из
США, стран Западной Европы и Японии, предваряются
историческим очерком о становлении и развитии
управленческой деятельности. В качестве
примеров можно привести такие работы, как
"Энциклопедия современного управления"
Роберта М.Фалмера, "Основы менеджмента"
М.Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури. С целью систематизации различных точек зрения
на проблемы управления в Рязанском институте
права и экономики подготовлено учебное пособие
"История становления и
категориально-понятийный аппарат науки
управления", которое используется как
методическая основа для освоения дидактического
блока "Эволюция науки управления". Это
пособие отличается двумя особенностями.
Во-первых,
фундаментальные представления науки управления
тесно увязаны с системным подходом и
основополагающими положениями кибернетики,
во-вторых,
излагается история отечественной
управленческой мысли. Обращение к этапам
становления отечественной теории и практики
управления, на наш взгляд, вполне оправдано,
поскольку, например, идеи "наиболее слабого
звена" А.Богданова, "физиологического
оптимума" О.Ерманского, "административной
емкости" Ф.Дунаевского и другие являются
принципами менеджерской деятельности. Следующим этапом подготовки управляющих для
предприятий и фирм мы считаем обязательное
изучение дидактического блока "Методология
менеджмента". Вопросы о содержании учебного
материала представляются здесь менее
дискуссионными, поскольку опираются на
зарубежный опыт обучения менеджменту.
Используются учебники, изданные в последние годы
в России ("Концепция менеджмента"
З.Короткова, "Менеджмент" И.Герчиковой,
"Менеджмент" О.Виханского и А.Наумова и др.). Изучение дисциплин
организационно-управленческого характера, по
нашему мнению, должно завершаться дидактическим
блоком "Прикладные аспекты менеджерской
деятельности". Спектр дисциплин здесь
широк - "Производственный менеджмент",
"Инновационный менеджмент", "Финансовый
менеджмент", "Социальный менеджмент",
"Менеджмент информационных ресурсов",
"Маркетинговый менеджмент",
"Технологический менеджмент",
"Экологический менеджмент" и др. Представив свое видение проблем обучения
менеджменту, мы вместе с тем понимаем, что опыт
преподавания дисциплин
организационно-управленческого характера еще не
настолько богат, чтобы стать основой для
формирования
единой точки зрения
на подход к
структурированию учебного процесса в данной
области. В этой связи нам было бы интересно
услышать оценки изложенной концепции построения
учебного процесса, а также познакомиться с
практикой других вузов. Представляется, что
такой обмен опытом мог бы организовать на своих
страницах журнал "Проблемы теории и практики
управления". СПОНСОРСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЛОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ
Большинство крупнейших российских
бизнес-школ сосредоточено в Москве, в регионах же
серьезных учебных заведений в области делового
образования немного (среди городов, имеющих
сильные вузы, специализирующиеся на бизнесе и
экономике, можно назвать лишь Нижний Новгород,
Новосибирск, Иркутск, Омск). В то же время спрос
на деловое образование в регионах, особенно
на краткосрочные курсы повышения квалификации и
переподготовки, обучение основам ведения
бизнеса, сегодня очень высок. Такая ситуация
привлекает внимание многих крупных спонсоров,
финансирующих обучающие программы в России уже
несколько лет. Среди них - программа
Европейского союза технического содействия
странам Восточной Европы ТАСИС, британский
фонд "Ноу-хау ", Лондонская школа бизнеса,
Мировой банк и др.
В этом году с помощью благотворительных
пожертвований названных организаций в
нескольких региональных учебных центрах начнут
работу краткосрочные обучающие программы. Среди
них можно назвать курс обучения маркетингу
РИМА-А, составленный по программе Высшей школы
голландского города Энсхеде, адаптированный при
участии российских преподавателей. Это
стандартная очная полугодовая программа,
которая строится по принципу модульности, т.е. за
слушателем остается право выбрать обучение
по всей программе целиком или по какому-то из ее
тематических блоков. После успешной сдачи
экзамена выпускнику выдается два диплома -
российский и голландский. В 1998 г. программу будут
преподавать в Самарском экономическом
университете и Калининградской школе
международного бизнеса.
Программа соискателей инвестиций ИСКРА,
подготовленная Лондонской школой бизнеса, будет
проводиться на базе учебных комплексов
Министерства промышленности в Санкт-Петербурге,
Ярославле и Новосибирске. Ее особенность в том,
что обучение проходят представители
предприятия, которое претендует на получение
инвестиций от 500 тыс. до 10 млн долл. США. В течение 9
мес. они учатся, помимо стандартных дисциплин,
составлению бизнес-плана для своего конкретного
проекта. Затем следует конкурс, на котором эти
предложения рассматриваются потенциальными
инвесторами.
(Финансовые известия, 1997, № 23.)
|
|