Номер 6/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Подготовка специалистов по управлению


Системный анализ в бизнес-образовании

ГАЛИНА МОСКИНОВА
руководитель департамента управленческих наук
Международного университета,
профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации


• Качество бизнес-образования выдвигается на первый план
• Система бизнес-образования переходит от ориентации на потребителя своих услуг к ориентации на удовлетворение потребности внешней среды
• В учебные программы должны быть включены дисциплины, направленные на активное освоение методов и технологии рационального управления, системного анализа проблем
• В ближайшей перспективе возрастает потребность в профессиональных менеджерах-аналитиках, что вызовет необходимость их целенаправленной подготовки

Острый дефицит квалифицированных специалистов по управлению привел к появлению в течение последних пяти-шести лет многочисленных факультетов в структуре государственного высшего образования, разнообразных коммерческих школ бизнеса, университетов, ориентированных на подготовку бакалавров, специалистов, магистров в области менеджмента. На первый план сегодня выдвигаются вопросы качества бизнес-образования.

Какими же критериями руководствуется потребитель при выборе вуза? Это прежде всего наличие сертификата программы, аккредитации вуза; уровень профессорско-преподавательского состава; способ организации учебного процесса (использование новых методов и технологий преподавания) и др.

Однако следование данным критериям - необходимое, но недостаточное условие для сохранения статуса вуза и привлечения потребителя. Общим для них является оценка учебного процесса и вуза в целом изнутри самой системы высшего образования (вуз - потребитель (студент). Развиваясь по законам бизнеса, система менеджмент-образования переходит в следующую фазу - от ориентации на сегодняшнего не очень искушенного потребителя ее услуг к ориентации на удовлетворение в перспективе потребности внешней среды в отношении выпускников (вуз - потребитель (студент) - внешняя среда).

В дальнейшем статус вуза будет определяться (и это начинается уже сейчас) подготовленностью выпускников к профессиональной работе, их способностью выполнять свои профессиональные задачи. Главным для вуза становится вопрос чему учить, содержание учебных программ.

n Каковы же общие и специфические требования к выпускнику и программе обучения по направлению менеджмента, что должно быть общего и каковы отличия в российских и зарубежных программах обучения, на какие стороны теории и практики управления необходимо обращать особое внимание?

Представляется, что к числу общих требований можно отнести гуманистическую направленность обучения в условиях крайне технотизированного мира; базовую целостную подготовку, необходимую будущим менеджерам, поскольку это направление образования носит междисциплинарный характер (менеджеру приходится принимать управленческие решения, затрагивающие, как правило, различные сферы деятельности - экономику, политику, технологию, право, экологию и др.); предоставление учебными планами большого спектра современных экономических дисциплин; широкую базовую подготовку в области теории и практики управления в условиях рыночной экономики, знание различных сторон будущей профессиональной деятельности; хорошую языковую подготовку, свободное владение по крайней мере одним иностранным языком (английским); владение современными средствами информационного обеспечения процессов делопроизводства и управления.

Специфические требования к выпускнику обусловлены тем, что его профессиональная деятельность будет проходить в условиях нестабильного экономического окружения. Поэтому ему необходимо уметь рационально мыслить, самостоятельно пополнять свои знания и навыки, владеть культурой рационального управления.

n Остановимся на содержании и форме обучения менеджменту. Существуют два взгляда на современный менеджмент и, соответственно, два подхода к его освоению - эмпирический, ситуационный, подход адаптаций и аналогий; аналитический, рациональный, системный. В менеджменте первый подход реализует контур адаптации в управлении, второй - контур самоорганизации. В обучении менеджменту эти подходы отражают различные способы приобретения знаний, умений и навыков эффективного управления.

Указанные подходы определились со становлением бизнес-образования как самостоятельного направления в высшей школе и оформились (в 50-е годы) наиболее отчетливо в гарвардской и слоуновской школах. Хотя споры между их сторонниками продолжаются и по сей день, сегодня эти школы не столь различны по сути и получаемым результатам, поскольку каждое из направлений вобрало в себя лучшие черты другого.

Характерно, что современные последователи обоих подходов придерживаются единого мнения относительно нацеленности процесса обучения на развитие умения решать проблему. Сторонники первого подхода (вслед за последователями второго) согласны с тем, что обучение должно способствовать развитию аналитических способностей, умения и навыков выработки обоснованных решений управленческих проблем. В свою очередь сторонники второго подхода (вслед за последователями первого) признают необходимость отработки умения и навыков решения проблем на многочисленных примерах и конкретных ситуациях управления. Разница в том, как идет обучение - от общего к частному или от частного к общему.

Вместе с тем имеются области предпочтительного применения того или иного подхода. Так, в условиях стабильной экономики в областях менеджмента с большей степенью эмпиричности знаний (межличностное взаимодействие при управлении, организационное поведение и т.п.) очевидное преимущество имеет подход адаптации и аналогий, обучение на примерах, анализе конкретных ситуаций (кейс-обучение). Это подтверждается сегодняшней практикой в странах Запада.

С другой стороны, в период потрясений, когда экономика претерпевает кризис и требуется решение новых задач, не имеющих аналогов в прошлом, подход адаптаций и аналогий может не дать положительных результатов. В этих условиях большое значение приобретает аналитический, рациональный подход.

nВ России ряд специфических особенностей управления усложняет использование в менеджменте первого подхода и определяет целесообразность активного использования второго. К числу этих особенностей относятся:

во-первых, практическое отсутствие собственного опыта управления в условиях рынка (точнее, в условиях, отличных от централизованной, административно-хозяйственной системы). Опыт административного управления во многих случаях неприемлем, а ориентация на освоение мировой практики управления в рыночной экономике явно недостаточна. Эксперименты последних лет показали, что использование этой практики не дало ожидаемых результатов;

во-вторых, затянувшийся переходный период в экономике, сохраняющий ситуацию "на изломе качества". С одной стороны, это позволило приобрести известный опыт выживания в такой ситуации, с другой - провоцируется эффект привыкания менеджеров к таким условиям и сопротивления их изменению (в том числе Россией);

в-третьих, переживаемый миром на стыке тысячелетий глобальный переходный период требует поиска новых нетрадиционных решений локальных и глобальных проблем.

Кроме того, в России остро ощущается недостаток знаний в области рационального управления, а во многих случаях - их полное отсутствие. Нет объединяющих конструктивных национальных целей, ценностей, приоритетов, обоснованных программ развития, ориентированных на успех, а не на "латание дыр". Многие руководители теряются при столкновении со сложными проблемами.

Аналитический, рациональный подход к управлению требует определить национальные ценности и приоритеты и учитывать их при управлении. До тех пор пока отечественные менеджеры не овладеют технологией и методами анализа сложных управленческих проблем и принятия обоснованных рациональных решений, Россия будет вынуждена обращаться к западным аналитикам со всеми вытекающими последствиями.

Наконец, следует отметить отсутствие культуры рационального управления, которое необходимо преодолеть как можно скорее.

В период качественных локальных и глобальных изменений практически во всех сферах жизни менеджер любого уровня должен удовлетворять сформулированным выше общим требованиям. Однако не менее важны для него способности, умение и навыки конструктивного, аналитического мышления, владение технологией и методами системного анализа управленческих проблем, рационального принятия решений. Это в свою очередь позволит эффективно приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.

n Какой же должна быть перспективная ориентация в подготовке менеджеров и отечественном бизнес-образовании в целом?

Во-первых, учитывая большие потенциальные потребности в менеджерах, владеющих категориями, культурой, технологией, инструментарием рационального управления, можно говорить о перспективности включения в программы их подготовки курсов, обеспечивающих активное обучение методам и технологии рационального управления, системному анализу сложных проблем, отработку умений и навыков их использования.

Во-вторых, в условиях значительных потребностей в профессиональных менеджерах-аналитиках в ближайшем будущем можно говорить о перспективности их целенаправленной подготовки.

Освоение аналитического подхода к управлению даст выпускнику преимущества перед теми, кого нацеливают лишь на приобретение умений и навыков ориентации в сегодняшних специфических условиях с помощью кейс-ситуаций на отечественном материале исключительно в рамках ситуационного подхода. "Сиюминутные истины" переходного периода быстро устаревают, а отсутствие у специалистов базовой подготовки, в том числе в области рационального управления, может очень скоро негативно отразиться на уровне их квалификации. Содержание проблем в переходной экономике стремительно меняется, методы и технология их анализа остаются.

Кроме того, владение технологией и методами рационального решения управленческих проблем обеспечит выпускникам преимущества и перед теми, кто обучается исключительно по западным стандартным программам при активном использовании западных кейс-ситуаций.

В современной учебной литературе по менеджменту в развитых странах основной акцент делается на вопросы межличностных отношений, создания и поддержания творческой атмосферы, благоприятного климата в коллективе, организационной культуры. На наш взгляд, это связано с тем, что в этих странах теория и практика управления находятся на более высокой ступени развития. То, что сегодня еще не знакомо многим российским менеджерам - технология и методы разработки и реализации сложных управленческих проблем, четкая ориентация на будущее и т.д., для Запада азбука менеджмента, очевидная часть общей деловой культуры, "естественная среда" бизнеса. Поэтому формальный перенос на российскую почву современных зарубежных программ не закроет брешь в нашем образовании. Искусно продуманные западные кейс-ситуации предполагают владение не только теорией той или иной дисциплины менеджмента, но также методами и технологией анализа. Без этого, как показал опыт, их применение не обеспечивает ощутимого обучающего эффекта и результатов.

Наконец, владение технологией и методами рационального решения управленческих проблем умножит эффект обучения, сделает более интересным, содержательным и конструктивным анализ кейс-ситуаций.

Таким образом, освоение аналитического подхода к менеджменту и его применение в обучении при подготовке управленцев не только не исключает, а напротив, облегчает использование ситуационного подхода.

Вопрос о содержании программ обучения менеджеров-аналитиков требует специального рассмотрения и выходит за рамки данной статьи. Здесь же отметим, что значительную потребность в таких специалистах испытывают и страны Запада, о чем свидетельствует, в частности, процветающая индустрия управленческого консультирования. Существуют разнообразные способы подготовки аналитиков - от специальных направлений в бизнес-образовании (например, традиционное для Запада направление Technology Management, т.е. технология управления) до обучения технологии и инструментарию непосредственно в ходе консультирования при решении конкретных управленческих проблем (например, по методу сенектики).

Системные аналитики устойчиво занимают первые места в ежегодных рейтингах профессий и являются наиболее высокооплачиваемыми специалистами. В США, например, функционируют несколько тысяч консультационных фирм, оказывающих государственному сектору и частным компаниям консультативные услуги в различных областях менеджмента. Годовой оборот этой отрасли услуг составляет миллиарды долларов, среднегодовые темпы роста - не менее 15% в год.

Что касается России, то появление в последнее время отечественных консультационных фирм, а также проникновение на российский рынок некоторых крупных западных консалтинговых компаний (Boston Consulting Group, Arthur d'Little и др.) свидетельствуют о том, что руководители предприятий и организаций начинают понимать целесообразность привлечения аналитиков для оказания помощи в управлении. Это подтверждает вывод о том, что в ближайшей перспективе повысится спрос на профессиональных менеджеров-аналитиков.


Публикуя статьи Г.Москиновой и М.Соколовой, редакция продолжает знакомить читателей с материалами второй межвузовской конференции по проблемам обучения менеджменту в России, состоявшейся в МГИМО (Университете) в январе 1997 г. Конференция была организована коллективом кафедры менеджмента и маркетинга МГИМО во главе с профессором И.Н.Герчиковой (см. также №№ 3 и 5/1997 журнала "Проблемы теории и практики управления").

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz