Подготовка специалистов по
управлению
Системный анализ в бизнес-образованииГАЛИНА МОСКИНОВА руководитель департамента управленческих наук Международного университета, профессор, член-корреспондент Международной
академии информатизации
• Качество бизнес-образования выдвигается
на первый план • Система бизнес-образования переходит от
ориентации на потребителя своих услуг к
ориентации на удовлетворение потребности
внешней среды • В учебные программы должны быть включены
дисциплины, направленные на активное освоение
методов и технологии рационального управления,
системного анализа проблем • В ближайшей перспективе возрастает
потребность в профессиональных
менеджерах-аналитиках, что вызовет
необходимость их целенаправленной подготовки
Острый дефицит квалифицированных специалистов
по управлению привел к появлению в течение
последних пяти-шести лет многочисленных
факультетов в структуре государственного
высшего образования, разнообразных коммерческих
школ бизнеса, университетов, ориентированных на
подготовку бакалавров, специалистов, магистров в
области менеджмента. На первый план сегодня
выдвигаются вопросы
качества
бизнес-образования. Какими же критериями руководствуется
потребитель при выборе вуза? Это прежде всего
наличие сертификата программы, аккредитации
вуза; уровень профессорско-преподавательского
состава; способ организации учебного процесса
(использование новых методов и технологий
преподавания) и др. Однако следование данным критериям -
необходимое, но недостаточное условие для
сохранения статуса вуза и привлечения
потребителя. Общим для них является оценка
учебного процесса и вуза в целом изнутри самой
системы высшего образования (вуз -
потребитель
(студент).
Развиваясь по законам бизнеса,
система менеджмент-образования переходит в
следующую фазу - от ориентации на сегодняшнего
не очень искушенного потребителя ее услуг к
ориентации на удовлетворение в перспективе
потребности внешней среды в отношении
выпускников (вуз -
потребитель
(студент) -
внешняя среда). В дальнейшем
статус вуза
будет
определяться (и это начинается уже сейчас)
подготовленностью
выпускников к профессиональной работе, их
способностью выполнять свои профессиональные
задачи. Главным для вуза становится вопрос чему
учить, содержание учебных программ. n Каковы же
общие
и
специфические
требования
к выпускнику и программе обучения
по направлению менеджмента, что должно быть
общего и каковы отличия в российских и
зарубежных программах обучения, на какие стороны
теории и практики управления необходимо
обращать особое внимание? Представляется, что к числу
общих требований
можно
отнести гуманистическую направленность
обучения в условиях крайне технотизированного
мира; базовую целостную подготовку, необходимую
будущим менеджерам, поскольку это направление
образования носит междисциплинарный характер
(менеджеру приходится принимать управленческие
решения, затрагивающие, как правило, различные
сферы деятельности - экономику, политику,
технологию, право, экологию и др.); предоставление
учебными планами большого спектра современных
экономических дисциплин; широкую базовую
подготовку в области теории и практики
управления в условиях рыночной экономики, знание
различных сторон будущей профессиональной
деятельности; хорошую языковую подготовку,
свободное владение по крайней мере одним
иностранным языком (английским); владение
современными средствами информационного
обеспечения процессов делопроизводства и
управления. Специфические требования
к выпускнику
обусловлены тем, что его профессиональная
деятельность будет проходить в условиях
нестабильного экономического окружения. Поэтому
ему необходимо уметь рационально мыслить,
самостоятельно пополнять свои знания и навыки,
владеть культурой рационального управления. n Остановимся на
содержании
и
форме
обучения менеджменту. Существуют два
взгляда на современный менеджмент и,
соответственно,
два подхода
к его
освоению -
эмпирический,
ситуационный,
подход
адаптаций и аналогий;
аналитический,
рациональный,
системный. В менеджменте первый подход
реализует контур адаптации в управлении,
второй - контур самоорганизации. В обучении
менеджменту эти подходы отражают различные
способы приобретения знаний, умений и навыков
эффективного управления. Указанные подходы определились со
становлением бизнес-образования как
самостоятельного направления в высшей школе и
оформились (в 50-е годы) наиболее отчетливо в
гарвардской и слоуновской школах. Хотя споры
между их сторонниками продолжаются и по сей день,
сегодня эти школы не столь различны по сути и
получаемым результатам, поскольку каждое из
направлений вобрало в себя лучшие черты другого. Характерно, что современные последователи
обоих подходов придерживаются единого мнения
относительно
нацеленности процесса обучения
на развитие умения решать проблему. Сторонники
первого подхода (вслед за последователями
второго) согласны с тем, что обучение должно
способствовать развитию
аналитических
способностей, умения и навыков выработки
обоснованных решений управленческих проблем. В
свою очередь сторонники второго подхода (вслед
за последователями первого) признают
необходимость отработки умения и навыков
решения проблем на многочисленных примерах и
конкретных ситуациях управления. Разница в том,
как идет обучение - от
общего к частному
или
от
частного к общему. Вместе с тем имеются области предпочтительного
применения того или иного подхода. Так, в
условиях стабильной экономики в областях
менеджмента с большей степенью эмпиричности
знаний (межличностное взаимодействие при
управлении, организационное поведение и т.п.)
очевидное преимущество имеет подход адаптации и
аналогий, обучение на примерах, анализе
конкретных ситуаций (кейс-обучение). Это
подтверждается сегодняшней практикой в странах
Запада. С другой стороны, в период потрясений, когда
экономика претерпевает кризис и требуется
решение новых задач, не имеющих аналогов в
прошлом, подход адаптаций и аналогий может не
дать положительных результатов. В этих условиях
большое значение приобретает аналитический,
рациональный подход. nВ
России
ряд
специфических особенностей управления
усложняет использование в менеджменте первого
подхода и определяет целесообразность активного
использования второго. К числу этих особенностей
относятся: во-первых,
практическое отсутствие
собственного опыта управления в условиях рынка
(точнее,
в условиях, отличных от централизованной,
административно-хозяйственной системы). Опыт
административного управления во многих случаях
неприемлем, а ориентация на освоение мировой
практики управления в рыночной экономике явно
недостаточна. Эксперименты последних лет
показали, что использование этой практики не
дало ожидаемых результатов; во-вторых,
затянувшийся переходный период в
экономике, сохраняющий ситуацию "на изломе
качества". С одной стороны, это позволило
приобрести известный опыт выживания в такой
ситуации, с другой - провоцируется эффект
привыкания менеджеров к таким условиям и
сопротивления их изменению (в том числе Россией); в-третьих, переживаемый миром на стыке
тысячелетий
глобальный переходный период
требует
поиска новых нетрадиционных решений локальных и
глобальных проблем. Кроме того, в России остро ощущается
недостаток
знаний в области рационального управления,
а
во многих случаях -
их полное отсутствие.
Нет объединяющих конструктивных национальных
целей, ценностей, приоритетов, обоснованных
программ развития, ориентированных на успех, а не
на "латание дыр". Многие руководители
теряются при столкновении со сложными
проблемами. Аналитический,
рациональный подход к
управлению
требует определить национальные
ценности и приоритеты и учитывать их при
управлении. До тех пор пока отечественные
менеджеры не овладеют технологией и методами
анализа сложных управленческих проблем и
принятия обоснованных рациональных решений,
Россия будет вынуждена обращаться к западным
аналитикам со всеми вытекающими последствиями. Наконец, следует отметить
отсутствие
культуры рационального управления, которое
необходимо преодолеть как можно скорее. В период качественных локальных и глобальных
изменений практически во всех сферах жизни
менеджер любого уровня должен удовлетворять
сформулированным выше общим требованиям. Однако
не менее важны для него способности, умение и
навыки конструктивного, аналитического
мышления, владение технологией и методами
системного анализа управленческих проблем,
рационального принятия решений. Это в свою
очередь позволит эффективно приспосабливаться к
быстро меняющимся условиям. n Какой же должна быть
перспективная
ориентация в подготовке менеджеров
и
отечественном бизнес-образовании в целом? Во-первых, учитывая большие потенциальные
потребности в менеджерах, владеющих категориями,
культурой, технологией, инструментарием
рационального управления, можно говорить о
перспективности включения в программы их
подготовки курсов, обеспечивающих активное
обучение методам и технологии рационального
управления, системному анализу сложных проблем,
отработку умений и навыков их использования. Во-вторых, в условиях значительных
потребностей в профессиональных
менеджерах-аналитиках в ближайшем будущем можно
говорить о перспективности их целенаправленной
подготовки. Освоение
аналитического подхода к управлению
даст выпускнику преимущества перед теми, кого
нацеливают лишь на приобретение умений и навыков
ориентации в сегодняшних специфических условиях
с помощью кейс-ситуаций на отечественном
материале исключительно в рамках ситуационного
подхода. "Сиюминутные истины" переходного
периода быстро устаревают, а отсутствие у
специалистов базовой подготовки, в том числе в
области рационального управления, может очень
скоро негативно отразиться на уровне их
квалификации. Содержание проблем в переходной
экономике стремительно меняется, методы и
технология их анализа остаются. Кроме того, владение технологией и методами
рационального решения управленческих проблем
обеспечит выпускникам преимущества и перед теми,
кто обучается исключительно по западным
стандартным программам при активном
использовании западных кейс-ситуаций. В современной учебной литературе по
менеджменту в развитых странах основной акцент
делается на вопросы межличностных отношений,
создания и поддержания творческой атмосферы,
благоприятного климата в коллективе,
организационной культуры. На наш взгляд, это
связано с тем, что в этих странах теория и
практика управления находятся на более высокой
ступени развития. То, что сегодня еще не знакомо
многим российским менеджерам - технология и
методы разработки и реализации сложных
управленческих проблем, четкая ориентация на
будущее и т.д., для Запада азбука менеджмента,
очевидная часть общей деловой культуры,
"естественная среда" бизнеса. Поэтому
формальный перенос на российскую почву
современных зарубежных программ не закроет
брешь в нашем образовании. Искусно продуманные
западные кейс-ситуации предполагают владение не
только теорией той или иной дисциплины
менеджмента, но также методами и технологией
анализа. Без этого, как показал опыт, их
применение не обеспечивает ощутимого обучающего
эффекта и результатов. Наконец, владение технологией и методами
рационального решения управленческих проблем
умножит эффект обучения, сделает более
интересным, содержательным и конструктивным
анализ кейс-ситуаций. Таким образом,
освоение аналитического
подхода к менеджменту и его применение в
обучении при подготовке управленцев не только не
исключает, а напротив, облегчает использование
ситуационного подхода. Вопрос о содержании программ обучения
менеджеров-аналитиков требует специального
рассмотрения и выходит за рамки данной статьи.
Здесь же отметим, что значительную потребность в
таких специалистах испытывают и страны Запада, о
чем свидетельствует, в частности, процветающая
индустрия управленческого консультирования.
Существуют разнообразные способы подготовки
аналитиков - от специальных направлений в
бизнес-образовании (например, традиционное для
Запада направление Technology Management, т.е. технология
управления) до обучения технологии и
инструментарию непосредственно в ходе
консультирования при решении конкретных
управленческих проблем (например, по методу
сенектики). Системные аналитики устойчиво занимают первые
места в ежегодных рейтингах профессий и являются
наиболее высокооплачиваемыми специалистами. В
США, например, функционируют несколько тысяч
консультационных фирм, оказывающих
государственному сектору и частным компаниям
консультативные услуги в различных областях
менеджмента. Годовой оборот этой отрасли услуг
составляет миллиарды долларов, среднегодовые
темпы роста - не менее 15% в год. Что касается России, то появление в последнее
время отечественных консультационных фирм, а
также проникновение на российский рынок
некоторых крупных западных консалтинговых
компаний (Boston Consulting Group, Arthur d'Little и др.)
свидетельствуют о том, что руководители
предприятий и организаций начинают понимать
целесообразность привлечения аналитиков для
оказания помощи в управлении. Это подтверждает
вывод о том, что в ближайшей перспективе
повысится спрос на профессиональных
менеджеров-аналитиков.
Публикуя статьи Г.Москиновой и
М.Соколовой, редакция продолжает знакомить
читателей с материалами второй межвузовской
конференции по проблемам обучения менеджменту в
России, состоявшейся в МГИМО (Университете) в
январе 1997 г. Конференция была организована
коллективом кафедры менеджмента и маркетинга
МГИМО во главе с профессором И.Н.Герчиковой (см.
также №№ 3 и 5/1997 журнала "Проблемы теории и
практики управления").
|