Подготовка
специалистов по управлению
В июне 1999 г. в Москве прошел семинар,
организованный Ассоциацией развития управления
стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN)
совместно с Российской ассоциацией бизнес-образования при
содействии Европейского фонда образования,
Посольства Словении в РФ и фармацевтической
компании Krka. Были заслушаны доклады по
результатам исследования, проводившегося в 1998 г. в рамках международного проекта
“Изучение потребностей менеджеров в
организации систем повышения квалификации на
нынешнем этапе экономических преобразований в
странах ЦВЕ”, осуществляемого при финансовой
поддержке Европейского фонда образования.
Исследование охватило пять стран — Болгарию,
Польшу, Россию, Румынию, Словению. После бурного развития рынка услуг в области
бизнес-образования в начальный период реформ
произошло снижение спроса на программы
подготовки и повышения квалификации менеджеров.
Поэтому в задачу исследования входило изучение
факторов, влияющих на изменение интенсивности и
характера этого спроса, выявление различий в
восприятии менеджерами разных уровней
потребностей в повышении квалификации, а также
анализ ряда других смежных вопросов. Предлагаем вниманию читателей два доклада,
представленных на семинаре (в сокращенном изложении).
Анализ проблем в области повышения
квалификации менеджеров стран Центральной и
Восточной ЕвропыМИЛЕНКО ГУДИЧ координатор исследовательских программ Международного центра повышения квалификации
руководителей высшего звена (Словения)
Результаты сравнительного исследования
потребностей менеджеров в организации систем
повышения квалификации в странах ЦВЕ
представляют интерес для различных групп
управленцев.
Руководители предприятий
получают возможность сопоставить собственные
подходы к этому процессу с общими тенденциями в
данной области.
Специалистам по
организационному развитию и управлению людскими ресурсами
в компаниях полезна информация о
различиях во взглядах менеджеров разного уровня
относительно содержания и форм переподготовки.
Для
руководителей и преподавателей школ
бизнеса,
а также консультантов
в области
управления интересен анализ факторов,
вызывающих сдвиги в характере спроса на услуги в
области повышения квалификации менеджеров. С учетом ограниченных финансовых ресурсов было
решено в каждой стране отобрать для исследования
20 предприятий (10 из промышленного сектора и 10 из
сферы услуг). Фактически удалось собрать
подробные сведения по 79 предприятиям (41 из
сектора промышленности и 38 из сферы услуг).
Ответы представили 564 менеджера, занимающие
должности на различных уровнях управления
предприятий.
Оценка восприятия высшим руководством
компаний необходимости стратегических
преобразований
Готовность руководства предприятий
затрачивать финансовые средства и время своих
сотрудников на программы повышения
квалификации, как правило, находится в прямой
зависимости от осознания неотвратимости
грядущих перемен как в бизнес-окружении, так и в
ключевых направлениях деятельности компании.
Представление руководителей о том, какие именно
изменения окажут наибольшее воздействие на
деятельность фирмы, влияет на выбор содержания и
форм программ организационного развития.
Поэтому в ходе исследования в первую очередь
была проведена оценка восприятия высшим
руководством предприятий необходимости перемен. Для этого предлагались четыре варианта,
характеризующие положение компании и тенденции
развития бизнес-окружения: стабильная ситуация: темпы роста бизнеса
достаточно высоки, его ядро (ключевые
направления деятельности) вряд ли изменится,
важнейшие показатели предприятия находятся на
уровне, сопоставимом с конкурентами; требуются определенные улучшения:
компания, чтобы не отставать от конкурентов,
должна ставить более амбициозные цели и
совершенствовать процессы управления;
целесообразно пересмотреть направления
деятельности и провести переоценку выбранной
ранее стратегической ориентации; перемены в бизнес-окружении уже наступили:
изменения в законодательстве оказали
существенное воздействие на динамику рыночных
процессов, появились новые конкуренты,
необходимо внести коррективы в ядро бизнеса,
искать принципиально новые возможности для
роста; радикальные преобразования: портфель
компании должен быть принципиально изменен в
ответ на серьезные перемены в технологических и
экономических характеристиках отрасли. Анализ показал, что руководство компаний в
большинстве случаев недооценивает серьезность
ситуации и степень неотложности преобразований.
Исключение составили лишь российские
предприятия, поскольку эта фаза исследования
совпала по времени с августовским финансовым
кризисом 1998 г., заставившим многих из них
пересмотреть стратегию развития бизнеса и
преобразовать структуры и процессы управления. Для изучения значимости основных направлений
преобразований была разработана методика,
позволяющая оценить уровень их относительной
важности и его изменение во времени. В табл. 1
приведен пример представления результатов по
двум странам – Румынии и Словении. Менеджеры
оценивали относительную значимость для своих
компаний изменений в семи направлениях в
соответствии с “Моделью 7-S” компании МакКинси
по 5-балльной шкале (5 — наиболее высокий
приоритет, 1 – самый низкий). В целом анализ по всем странам показал, что
подход к выбору направлений изменений за
последние пять лет нельзя признать
сбалансированным. Основное внимание уделялось
собственно стратегии бизнеса, в то время как
проблемы
стиля управления и организационного развития
рассматривались в качестве
второстепенных, к решению которых можно
приступить после завершения неотложных
преобразований в области стратегии бизнеса и
структуры. При разработке программ изменения
систем управления предприятиями лишь в редких
случаях в качестве неотъемлемого компонента
включались подпрограммы организационного
развития и совершенствования управления
персоналом. В свою очередь в рамках подсистем управления
людскими ресурсами преобладала ориентация на
традиционный, ограниченный круг задач. Из всего
комплекса работ (подбор и оценка персонала,
повышение его квалификации, разработка форм
стимулирования и вознаграждения, формирование и
развитие системы организационных коммуникаций)
соответствующие службы ограничивались лишь
решением вопросов подбора и расстановки кадров.
Оценка достигнутого уровня
и предпочтительных направлений развития менеджеров
Представленные здесь выводы базируются на
анализе следующих данных: • оценок генеральными директорами знаний,
навыков и потенциала развития управленцев
разного уровня, а также соотношения между
функциями управления и “управленческими
ролями”, которые менеджерам приходится
исполнять; • самооценок менеджеров значимости в их
деятельности различных функций и ролей и
соответственно оценок потребностей в повышении
квалификации (развитии управленческих навыков и
приобретении знаний). Рассматривались такие компоненты знаний и
навыков менеджеров, как знание основных
теоретических положений и практических методов
(функциональных навыков), непосредственно
связанных с выполняемой работой; практический
опыт и умение использовать имеющиеся знания и
навыки при решении различных проблем управления
в пределах своей компетенции; личностные
характеристики (система ценностей и отношение к
делу), влияющие на стиль лидерства. Оценка названных компонентов проводилась в
каждой из стран на шести уровнях — члены совета
директоров, менеджеры высшего звена, менеджеры
среднего звена, линейные руководители нижнего
звена, специалисты, начинающие менеджеры. В табл. 2 приведен пример представления данных,
собранных на предприятиях Словении для оценки
значимости различных ролей. На основании оценок знаний и навыков можно
заключить, что, по мнению генеральных директоров,
более сильной стороной в деятельности
подчиненных им руководителей являются не
функциональные, а чисто управленческие навыки.
Кроме того, они считают, что управленческие
знания и опыт имеют большее значение, чем стиль
лидерства и личностные характеристики
менеджеров. Неожиданностью явилось то, что
специалисты
получили высокие оценки не только в области
профессиональных знаний и навыков, но и чисто
управленческих. Вместе с тем высшее руководство
компаний неохотно продвигает их на руководящие
должности (это относится и к
начинающим
менеджерам). Таблица 1
Уровень значимости основных
направлений стратегических преобразований
Направления
| Румыния
| Словения
| в течение пяти про- шлых лет
| в ближай- шие два года
| в пред- стоящее 5-летие
| в течение пяти про- шлых лет
| в ближай- шие два года
| в пред- стоящее 5-летие
| Стратегия бизнеса
| 3,87
| 4,21
| 4,45
| 2,91
| 4,8
| 4,89
| Структура управления
| 3,48
| 3,98
| 3,76
| 3,20
| 3,9
| 3,23
| Системы управления предприятием
| 3,25
| 3,94
| 4,33
| 2,91
| 3,9
| 3,77
| Подбор и стимулирование персонала
| 3,05
| 3,90
| 4,06
| 2,78
| 3,87
| 4,67
| Повышение квалификации сотрудников
| 2,74
| 3,59
| 4,06
| 2,68
| 4,0
| 4,09
| Стиль управления
| 3,44
| 3,67
| 3,83
| 2,44
| 4,0
| 4,09
| Общекорпоративные системы ценностей
| 2,86
| 3,90
| 4,24
| 2,68
| 4,51
| 4,44
| Среднее значение
| 3,24
| 3,89
| 4,06
| 2,82
| 4,20
| 4,17
| Наиболее низкие оценки знаний и навыков
характерны для
управляющих среднего звена
и
линейных руководителей нижнего звена.
Из этого
следует, что потребности в переподготовке и
развитии данной группы должны представлять
наибольший интерес для менеджеров по персоналу,
а также для школ бизнеса и профессиональных
консультантов. При оценке значимости управленческих ролей
установлено, что, по мнению большинства
опрошенных генеральных директоров, для
менеджеров среднего звена и линейных
руководителей нижнего звена наиболее важной
является роль профессионала (эксперта) в
определенной области, а наименее важной — роль
лидера. Вместе с тем на всех уровнях управления
наблюдается желание усилить значимость каждой
из ролей, что отражает общую тенденцию —
осознание руководителями необходимости
повышения эффективности менеджмента в целом, а
также совершенствования всех составляющих
управленческой деятельности. Таким образом,
потенциально существуют благоприятные условия
для увеличения спроса на услуги в области
бизнес-образования. Будут ли они реализованы,
зависит от самих бизнес-школ.
Приоритеты в области повышения квалификации
менеджеров с точки зрения управленцев разного
уровня
В ходе исследования выявлены существенные
различия между оценками значимости отдельных
компонентов управленческой деятельности
генеральными директорами, с одной стороны, и
менеджерами на различных уровнях управленческой
иерархии – с другой. Это приводит к
разногласиям при выборе содержания, форм и
методов подготовки, которые должны максимально
соответствовать запросам менеджеров. В табл. 3 приведены области, где необходимо
осуществлять программы переподготовки и
повышения квалификации менеджеров,
перечисленные в порядке убывания приоритетов с
точки зрения генеральных директоров, менеджеров
по персоналу и руководителей различного ранга
(на основании обобщения данных по обследованным
компаниям всех стран). Таблица 2
Фактическое и желаемое соотношение
значимости ролей на различных уровнях управления на предприятиях Словении (по
5-балльной шкале)
| Фактическое соотношение
| Желаемое соотношение
| профес- сионал
| менед- жер
| лидер
| профес- сионал
| менед- жер
| лидер
| С точки зрения генеральных директоров
| | | | | | | члены совета директоров менеджеры высшего звена менеджеры среднего звена линейные руководители нижнего звена специалисты начинающие менеджеры
| 3,31 4,16 3,54
3,50 4,20 3,87
| 3,83 4,16 3,45
3,12 3,31 3,45
| 3,50 4,75 2,91
2,91 2,91 3,31
| 4,11 4,54 4,35
4,39 4,68 4,20
| 4,02 4,54 4,16
4,39 3,68 4,54
| 4,25 4,82 4,06
3,87 3,59 4,11
| Самооценка менеджеров
| 3,35
| 3,40
| 3,78
| 3,59
| 3,68
| 3,59
| Таблица 3
Ранжирование областей повышения
квалификации менеджеров
С точки зрения
| генерального директора
| менеджера по персоналу
| управленцев разного уровня
| Маркетинг
| Маркетинг
| Общий менеджмент
| Управление качеством
| Управление сбытом
| Методы анализа и принятия решений
| Управление сбытом
| Навыки эффективных коммуникаций
| Иностранные языки
| Технологии, управление производственными
операциями, логистика
| Общий менеджмент
| Стиль лидерства и организационное
развитие
| Управление персоналом
| Управление качеством
| Управление изменениями
| Бухгалтерский учет и контроль
| Управление персоналом
| Финансы
| Управление изменениями
| Управление изменениями
| Компьютерные навыки
| Навыки эффективных коммуникаций
| Управление НИОКР, инновационный
менеджмент
| Управление качеством
| Управленческие информационные системы
| Технологии, управление производственными
операциями, логистика
| Навыки эффективных коммуникаций
| Управление НИОКР, инновационный
менеджмент
| Бухгалтерский учет и контроль
| Управление проектами
| Финансы
| Управление конфликтами
| Творческий подход к решению возникающих
задач
| Общий менеджмент
| Стиль лидерства и организационное
развитие
| Маркетинг
| Искусство ведения переговоров
| Управление проектами
| Технологии, управление производственными
операциями, логистика
| Связи с общественностью
| Методы эффективного распределения времени
| Бухгалтерский учет и контроль
| Методы анализа и принятия решений
| Компьютерные навыки
| Управление конфликтами
| Творческий подход к решению возникающих
задач
| –
| Методы эффективного распределения времени
| Стиль лидерства и организационное
развитие
| –
| Искусство ведения переговоров
| Управление проектами
| –
| Управление персоналом
| Сопоставление приведенных ранжирований
позволяет выявить ряд серьезных расхождений.
Так, генеральные директора и менеджеры по
персоналу по-прежнему рассматривают проблему
выбора направлений повышения квалификации с
точки зрения функциональных задач и сложившейся
системы распределения сфер ответственности
между подразделениями. В то же время подход со
стороны руководителей различного ранга более
сбалансирован, поскольку они уделяют больше
внимания общему повышению эффективности
менеджмента, совершенствованию стиля лидерства. Вместе с тем менеджеры по персоналу не включают
в перечень важнейших областей развития
управленческих знаний и навыков ряд направлений
(в частности, финансовые аспекты менеджмента и
творческий подход к решению задач), имеющих
большое значение по мнению генеральных
директоров и управленцев разного уровня. Подобные различия могут приводить к тому, что
программы повышения квалификации, разработанные
преимущественно с учетом мнений менеджеров по
персоналу, с одной стороны, не отвечают в полной
мере запросам обучаемых, а с другой – не
полностью соответствуют представлениям высшего
руководства. В результате такие программы будут
подвергаться критике “сверху” и “снизу”,
формируя негативное отношение к любым
предложениям по организационному развитию.
Поэтому школам бизнеса не следует полагаться
только на мнение служб управления персоналом.
Целесообразно проводить совместную
предварительную оценку потребностей менеджеров
различного уровня в повышении квалификации и
лишь затем разрабатывать конкретные программы
обучения.
Формы и методы повышения квалификации
Наиболее распространенными формами передачи
знаний по-прежнему остаются традиционные лекции
и семинары, однако их недостаточно, поскольку
системы переподготовки и повышения квалификации
должны способствовать формированию и
закреплению новых навыков и умений. Это может
быть достигнуто только с применением
интерактивных методов, среди которых наиболее
действенным, по мнению многих специалистов,
является метод анализа конкретных ситуаций. Наблюдается смещение предпочтений от
долгосрочных и среднесрочных курсов к коротким
интенсивным программам с быстрой отдачей. Руководители устойчиво развивающихся компаний
отдают предпочтение организации
внутрифирменных программ повышения
квалификации. В тех же случаях, когда основной
целью является приобретение новых знаний,
наиболее рациональным вариантом представляется
направление сотрудников на обучение в школы
бизнеса и университеты. Определенное влияние на выбор “поставщиков”
на рынке услуг по организационному развитию и
повышению квалификации менеджеров оказывает
техническое оснащение и качество учебных
материалов. Однако далеко не все современные
технические средства в равной степени
эффективны и популярны среди управленцев. В
числе возможных вариантов, предлагавшихся им для
повышения квалификации, последнее место
по-прежнему занимает дистанционное образование. По мнению большинства опрошенных
руководителей, наиболее эффективный вид
обучения – разработка и анализ учебных
ситуаций на примере конкретных компаний. Хотя
для школ бизнеса реализовать такой подход
достаточно сложно, они должны стремиться к
составлению индивидуальных программ по заказам
предприятий, что позволит им сохранить своих
клиентов и привлечь новых. |