Номер 4/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Формирование концепции предпринимательского управления

ВАЛЕНТИНА СМИРНОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры теории организации и управления Государственной академии управления им. С. Орджоникидзе


• Предпринимательство становится философией управления организацией
• Организация рассматривается как сообщество предпринимателей
• Поиск новых возможностей требует самоуправления

Среди новых тенденций в развитии науки и практики управления, появившихся накануне XXI в., особый интерес представляет подход, получивший название "предпринимательское управление" (entrepreneurial management).

В 80-е годы, когда крупные зарубежные фирмы осознали, что условием их выживания и сохранения выступает гибкость, заметно усилилась тенденция к децентрализации управления внутри компании, созданию предпринимательских подразделений, "центров прибыли", распространению дивизиональных структур. Помимо традиционного предпринимательства (антрепренерства) в эти годы возникло так называемое внутреннее предпринимательство (интрапренерство).


Новый подход к управлению


Сегодня управление организацией приобретает все более предпринимательский характер. Некоторые компании успешно используют отдельные элементы предпринимательского управления, другим удалось стать полностью предпринимательскими организациями.

Чем же обусловлена усиливающаяся в последнее время потребность в предпринимательском управлении? Прежде всего это связано с факторами внешнего окружения.

Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых товаров и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого количества конкурентоспособных организаций, повышение требований покупателей, увеличение объемов и скорости получения информации, новых знаний – все эти и другие изменения, происходящие во внешней среде, вынуждают организации искать иные подходы для лучшей адаптации к этим условиям.

Неопределенность, непредсказуемость и нестабильность внешней среды, глубина и скорость происходящих в ней изменений будут возрастать и дальше. Следовательно, организациям необходимо адаптироваться не только к настоящим условиям, но и обеспечить такую способность на длительный период.

Известно, что компании используют для этого различные подходы и осуществляют всевозможные изменения. Эти изменения могут носить как временный характер и обеспечивать краткосрочную эффективность, так и быть ориентированными на долгосрочную перспективу.

Например, применяя ситуационный подход в управлении, основанный на учете ситуационных факторов, воздействие на которые позволяет эффективно достичь цели, компания обеспечивает соответствие между внешней и внутренней средой организации на короткий период.

Компании, использующие стратегический подход в управлении, прогнозируют будущие изменения в окружающей среде и стремятся подготовить организацию к ним заранее, обеспечивая ее эффективную работу на более длительный срок.

Таким образом, предпринимательское управление позволяет создать организацию, способную лучше других адаптироваться к непрерывным изменениям внешней среды.


Сущность концепции предпринимательского управления


В основу данной концепции положено более широкое понимание предпринимательства. По утверждению П. Друкера, "предприимчивость – скорее тип поведения, чем личностная характеристика".1

Предпринимательство стало рассматриваться как способ мышления, стиль поведения, образ действий.

Обычно предпринимательство связывают с бизнесом, а предпринимателем называют человека, который наделен способностями генерировать деловые идеи, изыскивать возможности для создания чего-либо нового, использовать нетрадиционные пути и брать на себя весь риск и ответственность при осуществлении этих идей. Но такие люди есть не только в бизнесе. Предпринимателем можно быть в любой сфере, если проявлять инициативу, предлагать новые идеи, самостоятельно принимать нестандартные решения, находить возможности для их осуществления.

Это означает, что предпринимательство распространяется и на другие сферы деятельности, такие, как образование, наука, культура, здравоохранение и т.п. Предпринимательской может быть любая организация, как коммерческая, так и некоммерческая - университеты, правительственные учреждения, муниципальные органы власти, общественные организации и т.п. Это может быть вновь создаваемая и уже существующая организация любого размера – малая, средняя, крупная.

Определяющим здесь являются не продукты и услуги, предлагаемые организацией, не разрабатываемые технологии и организационные структуры, а стиль работы, действия, осуществляемые для поддержки предпринимательства.

Такое нетрадиционное понимание предпринимательства, на основе которого формируется концепция предпринимательского управления, получает все большее распространение. Новый подход к управлению организациями не отрицает старого, более узкого, который связывает предпринимательство только с бизнесом. Можно проследить, как за последние 20-30 лет крупные компании, работающие в сфере бизнеса, прошли путь от традиционного предпринимательства к внутреннему и, наконец, к предпринимательскому управлению (IBM, Johnson & Johnson, Microsoft и др.).


Специфика
предпринимательской организации


Главное, что отличает предпринимательскую организацию, - это поиск новых возможностей, которые имеются не только во внешнем окружении, но и во внутренней среде организации, например передача подчиненным полномочий и включение их в процесс принятия решений, формирование предпринимательского менталитета и поведения.

Предпринимательские организации более гибки и подвижны: правила, организационные структуры, ресурсы, стратегии, системы постоянно изменяются, так как служат для поддержания всего предпринимательского процесса, направленного на достижение целей организации. В одном случае это получение прибыли, в другом – реализация новых идей, инноваций, в третьем – развитие организации, в четвертом – умножение богатства общества и т.д.

Возможности возникают, исчезают, приводят к другим возможностям. Процесс этот перманентный. Поэтому предпринимательская организация должна постоянно реагировать на появление новых возможностей, изменяться и адаптироваться, чтобы успеть их реализовать. Речь в данном случае идет о самоадаптации, напоминающей биологическую регенерацию. Предпринимательский процесс как бы "биологически" воссоздается, распространяется по всей организации, повторяется автоматически. Самоадаптация отличает предпринимательскую организацию от организаций другого типа и позволяет ей эффективно функционировать в течение длительного времени. Это возможно лишь при условии, что предпринимательское мышление становится основой управления организацией, а предпринимательство – философией управления, которую можно выразить словами "меньше менеджмента, больше предпринимательства".

Несмотря на то что в предпринимательстве много непредвиденного, неожиданного и непривычного, предпринимательское управление предполагает систематическую целенаправленную деятельность по реализации функций планирования, организации, координации, стимулирования, контроля и анализа.

Особенность предпринимательского управления состоит в изменении роли этих функций. Возрастает роль предвидения, стратегического представления, меньшая роль отводится систематическому планированию, особенно в малых организациях. Организация как вид деятельности требует больших усилий, направленных на реализацию новых идей. Стимулирование направлено на поощрение инициативы, предприимчивости, новаторства. Большое значение имеет контроль над внешней средой и систематический анализ появляющихся возможностей. Контроль и анализ могут быть централизованы, но их основное предназначение – информирование о происходящих изменениях.

Важную роль в предпринимательском управлении играет лидер. Руководитель-предприниматель ведет организацию благодаря своей активной позиции. Он может эффективно управлять либо с помощью концентрации власти в своих руках, либо используя врожденное умение вести за собой, личное обаяние, харизму.

Воодушевляющее лидерство направлено на развитие творчества у людей, работающих в предпринимательской организации. Стив Джобс, один из основателей фирмы Apple, осознавая всю важность и необходимость этого, поместил великолепный рояль и машину BMW в центральном фойе штаб-квартиры компании с плакатом "Я полагаю, что людям приходят в голову великие идеи, когда они видят великие творения". Лидер-предприниматель должен обладать способностью не только видеть вещи с новой, нетрадиционной точки зрения, но и сделать так, чтобы и другие увидели их с этой стороны. Ему нужно уметь распознавать перспективу и возможности там, где другие видят лишь хаос и противоречия. Для него важно найти, распределить и удержать под контролем ресурсы, принадлежащие часто другим. Руководителю необходимо создать команду высшего руководства, которая дополнила бы его собственные навыки и способности.

Организация как сообщество предпринимателей

В концепции предпринимательского управления организация рассматривается как сообщество предпринимателей, что требует фундаментальных изменений в мышлении всех работающих в ней, и особенно менеджеров. В предпринимательской организации формируется новый тип менеджера – менеджер-предприниматель вместо менеджера-администратора.

Менеджеры должны рассматривать каждого человека, независимо от занимаемого им положения, как предпринимателя, который осознает и разделяет цель (цели) организации, имеет право самостоятельно принимать решения и распоряжаться необходимыми ресурсами и информацией.

Чтобы не упустить возможности, решения должны приниматься сразу же после их выявления. Обычно это происходит на низшем или среднем уровнях управления, которые наиболее близки к клиентам, потребителям товаров или услуг. Именно сюда необходимо передать право принятия решений и ответственность за поиск и реализацию новых возможностей.

Высший уровень управления должен содействовать децентрализации принятия решений, поддерживать менеджеров, которые способствуют этому, отдавать предпочтение людям, проявляющим инициативу и самостоятельность, обеспечивать им доступ к ресурсам и информации.

Каждый сотрудник предпринимательской организации должен на своем уровне без директив сверху работать для достижения общих целей. Менеджерам ясно, что люди, а не структура и формальные процедуры определяют деятельность организации. Поэтому принятие решений часто осуществляется по неформальным правилам. Большое значение при этом имеют профессиональные знания и личные контакты внутри организации. Принятие решений  характеризуется активным поиском, предвидением проблем, сознательным риском. Реализуются смелые решения, часто основанные на интуиции, а не на рациональном расчете. Принимая решения, работники не ищут безопасных путей, а часто рискуя идут навстречу опасности.

Люди, работающие в организации, наряду с другими желаниями стремятся ощущать себя членами того или иного сообщества. Таким сообществом, дающим его членам чувство сопричастности, может быть предпринимательская организация. Для удовлетворения потребности быть участником в организации поощряются различные формы сотрудничества, поддерживаются разного рода внутриорганизационные объединения, например малые группы. Их успешное использование в известной на рынке персональных компьютеров компании Apple подтолкнуло IBM к созданию своего варианта малых бригад (автономные трудовые отряды).

Подобные преобразования коснулись и высшего уровня руководства, где наметилась тенденция к переходу от управления одним человеком к управлению группой. В высшее руководство фирмы Intel входят три человека, заводы фирмы Siemens управляются двумя директорами. Эксперименты в этом направлении осуществляются и во многих других компаниях.

Организационная культура предпринимательской организации, ее ценности отличаются от традиционной. Для нее характерна атмосфера самостоятельности и созидания. Среди компаний, которые уделяют особое внимание  формированию такой культуры, следует назвать Hewlett-Packard, IBM, 3M. "Мы заинтересованы в независимости суждений сотрудников  и их предприимчивости. Это не один из подходов к делу, а самый главный, единственный", - утверждают руководители компании 3М.

Отношения между людьми строятся на доверии и уважении. Предпринимательство всегда связано с риском, а следовательно, с ошибками и неудачами. Поэтому в предпринимательских организациях доверие и уважение к людям должно подкрепляться терпимостью к неудачам. Неудача не должна угрожать "членству" в организации. Система контроля также должна поддерживать высокую степень доверия к работникам.

Развитие самоуправления

Поиск новых возможностей, который лежит в основе предпринимательского управления, требует самоуправления. Суть его состоит не в развитии традиционных форм демократизации управления (коллективное принятие решений, участие членов трудового коллектива в управлении и т.п.), а в передаче предпринимательских полномочий, предоставлении каждому работающему права самостоятельно принимать и реализовывать решения в рамках своей компетентности. Поэтому контроль со стороны руководства должен быть ограничен и направлен на конечные результаты. При этом предпочтение надо отдавать самодисциплине и самоконтролю.

Чтобы выявить новую возможность, необходимо располагать своевременной и соответствующей информацией. Поэтому ее новизна, скорость получения и достоверность играют ключевую роль в предпринимательском управлении. Развитие самоуправления означает возможность  получения и интенсивного обмена информацией между всеми работниками, доступ к необходимой информации, эффективные коммуникации между высшим руководством и другими членами организации. В этих целях компания Microsoft, лидер в разработке программных продуктов, успешно использует созданную систему электронной почты, по которой любой из сотрудников может напрямую обратиться к главе корпорации.

Так как при предпринимательском управлении решения часто принимаются на том уровне, на котором они и осуществляются, то самоуправление предполагает не только обмен информацией, но и перемещение ресурсов внутри организации, обеспечение ими разработчиков решений для самостоятельного использования.

* * *

Переход к рыночной экономике в России сопровождается быстрыми изменениями во всех сферах деятельности. Для того чтобы выжить и развиваться в крайне нестабильных условиях, организации должны использовать такие подходы к управлению, которые позволят им наилучшим образом адаптироваться и гибко реагировать на происходящие изменения.

Уже сейчас в России существуют примеры успешной реализации идей предпринимательского управления в бизнесе, учебных заведениях, муниципальных и других организациях, среди которых можно отметить деятельность мэрии  Москвы, возглавляемой Ю.М.Лужковым. Реконструкция МКАД, Манежной площади, открытие сети ресторанов "Русское бистро" и множество других проектов, которые выводят Москву на новый уровень, - это поиск возможностей для привлечения капитала, развития бизнеса, решения социальных проблем.


1Drucker P. Innovation and entrepreneurship. Practice and principles. – N.Y.: Harper and Row, 1985.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz