Номер 5/03 Главная Архив К содержанию номера

Учреждение бизнеса (фирмы, предприятия)

АШОТ ХАЧАТУРЯН
доктор экономических наук
КУРТ РУДОЛЬФ
доктор экономических наук
Международный научно-исследовательский институт проблем управления


Поиск финансовых ресурсов
и разработка финансового плана

При любом учреждении бизнеса (фирмы, предприятия) требуется вложение капитала, который не всегда имеется в распоряжении учредителя. Финансовые инвесторы, в том числе и частные банкиры, прежде чем предоставить заем хотят ознакомиться с планом не только предпринимательской деятельности, но и финансовым. Последний в бизнес-плане является самым зависимым от различных параметров. Какой размер капитала необходим, определяется из концепции предпринимательской деятельности. Прогнозы по поводу того, как будет изменяться объем оборота, зависят от правильной оценки и учета данных, характеризующих рынок. На образование прибыли (убытков) влияет правильность оценки факторов, способствующих успеху намечаемого бизнеса.

Потребность в финансовых средствах всегда является величиной, зависимой от всех деловых планов проекта. Начинать воплощение проекта надо исходя не из располагаемых денежных средств, а из потребности в финансах на основании деловых планов и поставленных задач. Если же концепцию предпринимательской деятельности поставить в зависимость от финансовых возможностей, то можно оказаться в сложном положении. К сожалению, в жизни часто происходит так, что хорошие предпринимательские идеи не реализуются вследствие именно этой ошибки. Однако каждый представленный проект, который хорошо продуман, обоснован и содержит ожидание реальных прибылей, может быть также и профинансирован, но при определенных обстоятельствах очень трудно, а порой и невозможно, получить соответствующие финансовые средства.

Для финансового планирования существуют различные вспомогательные средства. К ним относятся специально для этого приспособленное программное обеспечение и программы типа электронных таблиц, с помощью которых составляются таблицы.

Потребуется, как правило, несколько таблиц. Детальная информация заносится в приложение к бизнес-плану, обзорные таблицы приводятся в описательной части и при необходимости снабжаются более подробными комментариями и разъяснениями.

Финансовое планирование предпринимательской деятельности должно охватывать временной отрезок не менее двух ближайших лет, еще лучше – пяти лет. Целесообразно проводить расчеты, относящиеся к финансовому планированию, в различных временных масштабах: так, планирование первого года хозяйственной деятельности проводится в месяцах, второго и третьего – в кварталах, четвертого и пятого – в полугодовых периодах. Обзорная таблица включает годовые показатели.

Вопросы, отражаемые
в финансовом планировании

В описательной части бизнес-плана должна быть его базовая финансовая информация, в частности, ответы на следующие вопросы:

каким образом обеспечивается финансирование бизнеса (фирмы, предприятия);

какие общие инвестиции задействуются на момент начала предпринимательской деятельности;

какие размеры месячных списаний с баланса требуются на основании этих инвестиций;

как выглядит планирование оборота, счет прибыли и убытков в планировании ликвидности;

какова величина издержек на учреждение бизнеса и на внедрение продукции на рынок;

насколько велико бремя ежемесячных постоянных расходов в первые два года;

какова ожидаемая величина колебаний переменных расходов и ежемесячных затрат при открытии бизнеса.

Чтобы иметь возможность контролировать финансовый бюджет, требуется раздельное ведение частного счета и взаимных расчетов в хозяйственной деятельности. Выбор банка с учетом того, что сегодня пакет предлагаемых банковских услуг практически унифицирован, зависит от степени его надежности и доверия.

В идеальном варианте учреждаемый бизнес может быть полностью профинансирован из собственных средств. В общем же случае для этого нужна некая доля заемного капитала. Среди коммерческих банков Германии, например, принято при наличии перспективной и застрахованной коммерческой идеи брать на финансирование до 60% необходимого капитала. Если начинающий предприниматель выполнит требования, выдвигаемые для получения средств из фонда поддержки предпринимательства, то он может воспользоваться специальным кредитом на льготных государственных условиях. Тогда доля заемного капитала достигает 85%. Стартовый капитал бизнеса (фирмы, предприятия) состоит, таким образом, из собственных средств, заемного капитала и государственных субсидий.

Планирование финансирования

План по финансированию начинающего предпринимателя, называемый также планом обеспечения потребности в капитале, выглядит следующим образом.

1. Инвестиции:

в основные средства;

в оборотный капитал;

2. Специфичные расходы, связанные с фазой учреждения бизнеса:

консультации юристов, налоговых экспертов, специалистов по предпринимательской деятельности и др.;

подготовительное обучение к началу самостоятельной предпринимательской деятельности;

расходы на поиск литературы, поездки и т.п.;

регистрационные сборы;

выплата вознаграждения маклеру за поиск помещений в аренду;

разработка логотипа фирмы и материалов для презентации;

проведение стартовой рекламной кампании.

3. Резерв ликвидности:

на затраты начальной фазы текущей хозяйственной деятельности (в 3-6 раз больше постоянных расходов);

на личное жизнеобеспечение (в 3-6 раз больше ежемесячных расходов).

Понятие «финансирование» отличается от понятия «инвестиции». Первое подразумевает ответ на вопрос «Откуда поступят денежные финансовые средства?», второе – «Для чего использованы эти финансовые средства?».

Финансирование представляет собой процесс получения капитала, целевым предназначением которого является инвестирование в бизнес. (Капитал отражается на пассивной стороне финансового баланса в качестве собственного или заемного и обозначает происхождение средств.) Кроме того, на предприятии имеются имущественные ценности (они оказываются на активной стороне баланса как основной и оборотный капитал, показывая, как используются средства). В широком смысле слова под финансированием понимают заимствование капитала, а под инвестициями целевое использование привлеченного капитала. Способ его использования устанавливается при принятии решения об инвестициях.

В зависимости от запланированного вида хозяйственной деятельности каждое предприятие нуждается в определенных предметах, а иногда также в сооружении зданий. Естественно, что различаются и объемы инвестиций. Принятие решения оправдано, когда создается возможность либо для производства, либо для его улучшения, и в итоге всегда имеется в виду получение прибыли. Нет никакого резона в приобретении автомобиля представительского класса, если это не способствует повышению производительности предприятия. Не имеет смысла в учредительный период покупать такое число станков и промышленных установок, суммарную мощность которых не удастся полностью использовать (при необходимости позднее можно осуществить дополнительные вложения). На вопрос, принесут ли инвестиции выгоду в каждом конкретном случае, ответить очень трудно.

Выгодность инвестиций определяется в результате расчета предполагаемой прибыли или очевидного превышения величины поступлений над расходами.

В начальной стадии бизнеса следует осуществлять только необходимые инвестиции. Проверяется также целесообразность такой альтернативы инвестициям, как лизинг. Следует увязать объемы вложений с финансовым бюджетом, учитывая возможность получения оборудования, бывшего в употреблении, или аренды части оборудования.

С точки зрения права договор о лизинге как недвижимомого, так и движимого имущества фактически является арендным и по сравнению с покупкой средств производства может быть более предпочтительным. Различают операционный лизинг, когда договор заключается на короткий срок, и финансовый, который в течение оговоренного срока аренды не подлежит расторжению. В течение основного срока аренды лизингодателю выплачиваются ставки арендной платы в зависимости от срока действия договора. В ее размер входит также стоимость износа. Может быть достигнута договоренность о лизинговом пакете с полным сервисом, который включает более широкий комплекс услуг со стороны лизингодателя (например, полный менеджмент транспортным парком). По окончании договора аренды предмет лизинга должен быть возвращен лизингодателю или при заранее согласованной опции продажи перейти в собственность арендатора по остаточной стоимости.

Преимущества лизинговой операции:

происходит без немедленной потери ликвидности;

досрочное снижение налогообложения;

обеспечение высокого технического уровня;

появляется надежная основа для проведения калькуляционных расчетов;

существующие кредитные линии проведения лизинговой операции не затрагиваются.

Недостатки лизинга:

повышенные постоянные расходы;

долгосрочные обязательства по договору;

высокие дополнительные расходы.

Способы финансирования

Для обеспечения платежеспособности капитал для ведения бизнеса может поступать из внешних источников (внешнее финансирование) или из внутренних в результате предпринимательской деятельности (внутреннее финансирование).

Внешнее финансирование. В этом случае различаются самофинансирование и финансирование из заемных средств. Привлечение собственного капитала в сравнении с привлечением заемного имеет несколько преимуществ. Нет необходимости осуществлять обратную выплату и нет временных ограничений. Он не снижает ликвидность и, кроме того, служит имущественным обеспечением при взятии займов. Чем больше доля собственного капитала, тем выше кредитоспособность субъекта хозяйственной деятельности и соответственно тем легче можно получить заемный капитал. И, напротив, для заемного капитала существуют твердые обязательства по его возврату в виде долей и выплаты процентов за кредит.

Однако при последовательном привлечении собственного капитала необходимо обращать внимание на то, что прием других компаньонов с целью увеличения доли собственного капитала может привести к изменению соотношения прав участия других партнеров в управлении и принятии решений.

В случае финансирования из заемных средств речь идет о привлечении средств путем получения банковских кредитов или кредитов, предоставляемых поставщиками. Что же касается последних, то здесь не имеется в виду кредит в его классическом понимании. Он возникает вследствие уточнения сроков платежа партнером по сделке. Сроки платежей многократно могут меняться без заключения при этом каких-либо соглашений. Такое поведение, конечно, отрицательно сказывается на реноме и рейтинге надежности соответствующего предпринимателя (фирмы, предприятия).

Внутреннее финансирование предполагает получение свободного капитала благодаря предпринимательской деятельности. Образование свободных денежных средств может происходить в процессе обычного производства товаров и услуг (доходы с оборота) или путем совершения сделок, не относящихся к основной деятельности предприятия, например в результате продажи основных средств.

Вопрос о том, идет ли речь о финансировании из собственного капитала или заемного, зависит от цели применения ликвидных средств.

Формой финансирования из собственных источников было бы, например, использование резервных фондов.  Они, как известно, образуются для неопределенных обязательств, на случай возможных убытков по текущим сделкам и затрат, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием. Если же эти средства пойдут на другие цели, то говорят о финансировании заемным капиталом из собственных источников.

Типичный случай финансирования из собственных источников происходит в результате накопления капитала на фирме. Основой этого накопления могут быть амортизационные и резервные отчисления или скрытые резервы.

Посредством амортизационных отчислений учитывается снижение стоимости основных средств в процессе эксплуатации. Амортизационные отчисления уменьшают величину прибыли и тем самым величину налогообложения. В результате на фирме возникает избыток ликвидности, который предназначен для приобретения новых основных средств взамен изношенных.

Фирма не обязана производить распределение полученной прибыли в полном объеме, но может ее направить на образование резервных фондов для различных целей.

Скрытые резервы возникают в результате «балансовых трюков», которые тем не менее могут быть вполне законными операциями, снижающими сумму выплат налогов. В результате экономии на налогах также возникают резервы ликвидности.

Финансирование из внешних источников является самой важной составляющей начальной фазы работы предпринимателей.

Виды кредитов

В большинстве случаев кредиты для  поддержания платежеспособности носят краткосрочный характер. Если же они служат для инвестиций в основные средства, то вложения являются долгосрочными.

Краткосрочные и среднесрочные кредиты:

контокоррентный, или по текущему счету – оборотного капитала, сезонный и промежуточный (заем);

ссуда под залог движимого имущества и прав собственности (под залог);

учетный (под учтенные векселя, при котором банк начисляет проценты на сумму векселя, подлежащую выплате до истечения его срока);

авальный (на покрытие гарантируемого обязательства клиента, при котором банк предоставляет свою репутацию в рамках поручительства или гарантии).

Инвестиционные кредиты:

на приобретение основных средств;

на приобретение оборудования;

на покупку или строительство недвижимости.

Специальные кредиты (ссуды в рамках федеральных и региональных программ предоставления кредитов начинающим предпринимателям).

Доступ малого бизнеса
к финансово-кредитным ресурсам

По мнению большинства российских предпринимателей, дефицит финансовых ресурсов является одной из самых острых проблем для малого бизнеса.

Для начинающих предпринимателей эта проблема преломляется прежде всего в поиск стартового капитала.

Говоря о составе источников финансирования для малого бизнеса, надо иметь в виду, что в России он ориентирован прежде всего на внутренние источники:

собственные средства;

реинвестирование доходов малого предприятия;

дополнительные вложения средств владельцев.

Наиболее естественный для рыночной экономики источник средств – банковский кредит – широкого применения в России еще не получил. Как показывает опыт, гораздо чаще в этой сфере используется так называемый частный кредит – средства частных лиц, фирм, организаций, предоставляемые как полуофициальными, так и нелегальными путями.

Малые предприятия ограниченно прибегают к банковским кредитам из-за высоких процентов, ограниченности сроков кредитования и предвзятого отношения банков к малому бизнесу.

Платежеспособность малого предприятия в огромной степени зависит от платежеспособности обслуживающего его банка. Банковский кризис усугубил финансовое положение малых предприятий. Обострилась проблема неплатежей, приведшая к росту дефицита оборотных средств. Недоверие к банкам вызвало увеличение наличного оборота. Еще одной проблемой стали задержки налоговых платежей, связанные с несвоевременным перечислением банками платежей в бюджет по поручению клиентов. Как следствие, возникают претензии со стороны налоговых органов, которые считают непоступление средств в бюджет виной конкретного предприятия независимо от того, способен ли банк осуществить платеж. Поэтому надежность банка должна быть более важным критерием его выбора, нежели возможность получения кредита.

Одной из причин отказа банков в предоставлении кредитов малому бизнесу является недостаточная обеспеченность этих кредитов. При рассмотрении заявки банки заранее «закладываются» на невозврат кредитов и стремятся гарантировать отдачу средств от реализации залога.

Наиболее распространенными видами залогов при получении банковского кредита для малого бизнеса являются:

залог имущества (более половины всех видов обеспечения);

гарантии поручительства и депозиты третьих лиц (более четверти случаев);

залог ценных бумаг (государственных и корпоративных).

Для преодоления упомянутых трудностей в странах с развитой экономикой широко разработаны специальные программы кредитования малого бизнеса (особенно выделяется здесь Германия).

Подобные программы применяются особенно часто в отношении таких фирм, для которых пороговые барьеры слишком высоки уже в силу характера их деятельности. К ним обычно относятся стартовый бизнес, инновационное малое предпринимательство и микрофирмы. Коммерческие банки даже в странах с развитой рыночной экономикой едва ли могут выступать в качестве инициаторов этих программ, предпочитая более выгодные и менее рискованные операции. Эту роль берут на себя специальные кредитно-финансовые институты (фонды), за счет чего диверсифицируются риски и издержки и становится возможным заинтересовать как коммерческие банки, так и малые предприятия в участии в таких программах.

Специальные программы кредитования малого бизнеса, в том числе и действующие в настоящее время в России, имеют следующие особенности:

во-первых, их источником являются, как правило, внешние по отношению к малому бизнесу финансовые ресурсы (бюджетные средства, средства, получаемые по линии международных финансовых организаций, реже капитал коммерческих банков);

во-вторых, обязательным условием участия в указанных программах является возвратность и платность предоставляемых кредитных ресурсов (в отличие от программ некоммерческого характера);

в-третьих, эти программы носят целевой характер – например, расширение оборотного капитала микрофирм или пополнение основного капитала;

в-четвертых, крупные программы, как правило, имеют стандартный организационный механизм.

Отличие таких программ, реализуемых в российских условиях от распространенных в мировой практике, в том, что в России они, как правило, используются (во всяком случае на данном этапе) не для налогово-гарантийного обеспечения схем кредитного финансирования, а для прямого финансирования малого бизнеса путем предоставления кредитных линий.

В России действует несколько таких программ, осуществляемых в основном зарубежными кредитными институтами. Наиболее крупными являются две программы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) – микрокредитования и кредитования малых предприятий.

Первая нацелена на снижение лимитов финансирования, устанавливаемых коммерческими банками для заемщиков. Микрофирмы обычно не в состоянии предоставить залог требуемой величины либо запрашивают слишком «маленький» кредит – ниже той суммы, начиная с которой использование традиционных кредитных технологий делает предоставление кредита рентабельным для банка.

Вторая в основном успешно преодолевает эти лимиты, так как нижнего предела по размерам кредита практически нет, а верхний составляет 25-35 тыс.долл., залогом служит любое ликвидное имущество на сумму, эквивалентную размеру кредита плюс процент по сделке. В рамках данной программы кредиты выдаются главным образом торговым предприятиям с численностью занятых до 20 человек.

Программа ЕБРР по кредитованию малого бизнеса рассчитана на предприятия с численностью занятых до 50 чел. и направлена на поддержку в первую очередь фирм в реальном секторе, испытывающих потребность в привлечении долгосрочных (до 2-3 лет) кредитов на пополнение основных средств, в том числе приобретение объектов недвижимости производственного назначения. Поэтому и лимит кредитования здесь выше – до 125 тыс. долл., и ставки по кредитам несколько ниже, чем в программе микрокредитования (до 25% годовых в валюте, до 70% – в рублях).

Во всех остальных отношениях (механизм действия, стратегия развития и т.д.) данная программа напоминает программу ЕБРР по микрокредитованию. Столь же высока и эффективность ее действия: невозвратов кредитов нет, доля просроченных кредитов не превышает 1%. В немалой степени это обстоятельство объясняется тем, что до 40% клиентов российских банков – агентов ЕБРР, обращающихся за кредитами на пополнение основных средств, ранее уже участвовали в программе микрокредитования, т.е. обладают определенной кредитной историей, знакомы с требованиями ЕБРР, являются относительно успешными малыми предприятиями.

Помимо указанных в России действует еще несколько специальных программ кредитования малых предприятий, осуществляемых в рамках международного содействия реформам.

Финансовая поддержка малого бизнеса федеральными и региональными органами

Особый канал доступа к финансовым ресурсам предоставляют государственные и иные структуры, в частности один из основных – участие в госзаказе.

Федеральные и региональные власти при формировании и размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд должны предусматривать квотирование не менее 15% объема госзаказа для размещения среди субъектов малого предпринимательства.

Порядок и правила проведения конкурсов на размещение государственных заказов обычно предусматривают:

разработку условий конкурса, оформление их в виде конкурсной документации;

публикацию в печатных средствах массовой информации извещения о проведении конкурса;

подготовку поставщиками предложений на поставку продукции в соответствии с требованиями и условиями, установленными в конкурсной документации;

оценку конкурсных заявок и присуждение государственного (муниципального) контракта тому поставщику, который предложил наилучшие условия;

заключение государственного контракта.

Каждый этап проведения конкурсов строго регламентирован вплоть до содержания отдельных документов и порядка их разработки.

Конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В закрытых конкурсах могут участвовать только те поставщики, которых пригласил государственный заказчик.

Среди основных проблем участия в государственном заказе можно выделить следующие:

низкая доступность информации о размещении заказа или условиях его размещения (конкурсной документации);

высокие требования к квалификации поставщика;

отсутствие ценовых преференций для поставщиков – субъектов малого предпринимательства или неясные механизмы реализации этих преференций;

большой объем заказа или его частей, превышающий возможности малого предпринимательства по его поставке (выполнению);

сложность (комплексность) объекта закупки, не позволяющая субъектам малого бизнеса выполнить заказ в полном объеме.

Участие в государственном заказе требует от предприятия как минимум следующего:

желания работать с органами государственного управления;

наличия информации о проводимых государственных закупках;

знания и понимания действующего законодательства в области государственного закона;

знания правил и процедур размещения государственного заказа (процедур проведения конкурсов).

Конкурсная документация – основной документ, определяющий порядок проведения конкурса. Первое, на что следует обратить внимание, – перечень поставляемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и требования к ним. Именно на этом этапе становится понятно, удастся ли выполнить заказ.

Далее следует изучить требования к квалификации (опыту работы), которые предъявляются организатором конкурса. В большинстве случаев, если поставщик не удовлетворяет этим требованиям, его предложение не рассматривается и получить государственный заказ он не может.

После этого следует определить перечень документов, которые требует организатор конкурса в составе предложения (конкурсной заявки). Здесь могут потребоваться копии устава, бухгалтерских балансов за несколько лет, справки из налоговой инспекции, другие документы. На сбор этих документов уходит много времени, а их непредоставление или ошибки в документах могут служить основанием для отклонения конкурсной заявки.

Как правило, организаторы в качестве гарантий серьезности намерений поставщика требуют предоставления банковских гарантий на сумму до 3% предполагаемой цены государственного контракта. Если гарантии нет, как правило, конкурсная заявка отклоняется.

Следует также очень ответственно отнестись к формированию коммерческого предложения, в частности к определению цены. Нужно помнить, что конкурс способствует росту конкуренции между поставщиками, поэтому цены и другие важные показатели контрактов обычно бывают ниже среднерыночных (считается, что правильно проведенные конкурсы позволяют снизить цену на 5-15%). Важно помнить, что после подачи конкурсной заявки у поставщика нет никаких возможностей по изменению цены и других условий конкурсной заявки.

Условия конкурса обычно подразумевают, что предложения поставщиков (конкурсные заявки) должны быть предоставлены организатору конкурса до истечения определенного срока. Опоздание может служить основанием для отклонения конкурсной заявки.


Продолжение. Начало см. Пробллемы теории ипрактики управления. – 2003. – №4.

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz