Подготовка российских
специалистов для иностранных фирмМАРИЯ СОКОЛОВА кандидат экономических наук доцент Московского государственного института
международных отношений (Университета)
Сегодня в России существует широкая сеть
организаций, занимающихся бизнес-образованием. В
его рамках можно выделить несколько направлений: во-первых, специальные отделения в вузах,
дающие возможность специалистам с техническим и
гуманитарным образованием получить диплом о
втором высшем экономическом образовании или
повышении квалификации (переподготовке); во-вторых, обучение по программам MBA с выдачей
соответствующего диплома. Как правило,
структуры, занимающиеся такого рода подготовкой,
имеют контакты с зарубежными учебными центрами,
с которыми согласуются учебные программы и
совместно выдаются дипломы; в-третьих, краткосрочные семинары
(продолжительностью от 2 до 15 дней) с выдачей
свидетельства об участии в них. Бизнес-образование осуществляется как на
платной, так и безвозмездной основе. В частности,
обучение в рамках европейской программы ТАСИС
или программ, осуществляемых Всемирным банком,
является бесплатным. Так, Институт
экономического развития (подразделение
Всемирного банка) примерно за 5 лет своей
деятельности в России и других странах СНГ
провел ряд программ в области
бизнес-образования, основными из которых
являются приватизация (методы, подготовка
предприятий к приватизации); бизнес-планирование
на приватизированных предприятиях;
реструктуризация предприятий; управление
банками; рынок ценных бумаг; оценка бизнеса и
имущества; анализ инвестиционных проектов;
управление инвестиционными проектами. Особенность деятельности института
заключается в том, что он работает не на
коммерческой основе, выделяя определенные
средства на проведение программ. Кроме того,
институт концентрируется на подготовке местных
кадров, способных в дальнейшем самостоятельно
вести преподавательскую работу по указанным
направлениям. После нескольких семинаров по
какой-либо из перечисленных тем с финансовым
участием института проведение программ
полностью передается институтам-партнерам. При
этом Институт экономического развития
продолжает оказывать им методическую поддержку
и обеспечивать учебными материалами. Иностранные компании, работающие на рынке
России, ориентируются в основном на
краткосрочные программы обучения своих
российских сотрудников. В настоящее время такие
семинары проводит большое число различных
структур, как отечественных, так и зарубежных
(наиболее известными являются около 20 из них). Следует отметить, что иностранные компании, как
правило, тяготеют к зарубежным учебным
структурам, т.е. руководители инофирм
предпочитают, чтобы их сотрудники проходили
обучение не в российских учебных центрах. В этом
случае от семинаров требуется, чтобы они
базировались на интерактивном подходе,
использовали в процессе обучения ролевые игры,
видеотренинг, кейс-стади, компьютерную технику и
т.д. Слушатели должны обеспечиваться необходимым
учебным материалом и питанием. Все это приводит к тому, что затраты на
проведение таких семинаров достаточно высоки и
стоимость обучения одного слушателя колеблется
от 100 до 250 долл. в день. Кроме того, создать базу
для проведения подобных семинаров (техническое и
методическое обеспечение, разработка курсов,
подготовка помещения и т.д.) можно лишь при
наличии солидного изначального финансирования.
Так, одна из американских учебных структур в
Москве (Центр развития деловых навыков) за первый
год своего существования освоила около 3 млн
долл. из предоставляемого ей гранта,
израсходовав их только на подготовительную
работу. Понятно, что такими финансовыми
возможностями обладают далеко не все учебные
центры и не все российские фирмы могут платить
такие суммы за обучение своих сотрудников. В деятельности иностранных учебных центров в
России имеются как положительные, так и
отрицательные моменты, влияющие на качество
предоставляемых ими услуг. К
положительным моментам
можно отнести
хорошую техническую базу, обеспечение
слушателей всем необходимым для занятий (начиная
с учебных материалов и кончая блокнотами,
ручками и карандашами), эффективную методику
проведения семинаров (ориентация в основном на
режим диалога и активное участие слушателей в
работе). Широкое использование наглядного
материала (слайды, видеофильмы и т.п.) оживляет
учебный процесс и облегчает восприятие
информации аудиторией. Данный опыт, по
возможности, нужно применять отечественным
учебным структурам. К
отрицательным моментам
относится прежде
всего изначальная ориентация на зарубежных
преподавателей и зарубежные учебные материалы.
Использование опыта других стран полезно, однако
недопустимо механически переносить учебные
разработки, например американских вузов, на
российскую почву, особенно в области
экономических наук. Кроме того, к сотрудничеству
в таких центрах нередко привлекаются далеко не
лучшие зарубежные специалисты. Как правило, это
не профессиональные преподаватели, а сотрудники
различных фирм и организаций, у которых
заканчивается контракт, но они хотят продолжить
работу в России. Практика, однако, показала, что уровень
подготовки российской аудитории настолько
высок, что иностранные учебные центры вынуждены
привлекать к сотрудничеству российских
специалистов и постепенно отказываться от услуг
своих соотечественников. Вместе с тем при
хорошей мотивации слушателей эти центры плохо
стимулируют российских сотрудников, которые
получают в 5-10 раз меньше, чем их зарубежные
коллеги, работающие вместе с ними. Что касается тематики семинаров, проводимых
иностранными учебными центрами, то в настоящее
время наибольшим спросом пользуются программы
подготовки трейнинг-менеджеров, офис-менеджеров,
менеджеров по персоналу, маркетингу и связям с
общественностью, а также семинары по искусству
продаж, личной эффективности, организации работы
в командах, ориентации на клиента, лидерству в
организации. Помимо заказа семинаров в специализированных
учебных центрах иностранные фирмы
("Эриксон", "Пепси", "Ксерокс" и др.)
имеют собственные учебные центры, где обучают
своих сотрудников. Вопросами подготовки
персонала на иностранных фирмах занимаются
специальные трейнинг-менеджеры. Сейчас такие
должности появились и в ряде российских фирм. В декабре 1996 г. в Москве по инициативе
российского учебного центра MTI (Management Training
International) прошла первая встреча
трейнинг-менеджеров фирм, работающих в России. На
этой встрече принято решение о создании клуба
(спонсором является MTI) под названием T&D Club,
который объединил трейнинг-менеджеров,
представляющих различные компании ("Эрнст энд
Янг", "Инчкейн", "Филипс",
"Кока-Кола", "Марс", "Пепси",
"Херши", "Союзконтракт" и др.). Должность
трейнинг-менеджера - новая для российского
рынка, и клуб призван помочь специалистам,
начавшим работать в этой области, найти наиболее
эффективные методы профессиональной
деятельности. |