Номер 6/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Подготовка российских специалистов для иностранных фирм

МАРИЯ СОКОЛОВА
кандидат экономических наук
доцент Московского государственного института международных отношений
(Университета)


Сегодня в России существует широкая сеть организаций, занимающихся бизнес-образованием. В его рамках можно выделить несколько направлений:

во-первых, специальные отделения в вузах, дающие возможность специалистам с техническим и гуманитарным образованием получить диплом о втором высшем экономическом образовании или повышении квалификации (переподготовке);

во-вторых, обучение по программам MBA с выдачей соответствующего диплома. Как правило, структуры, занимающиеся такого рода подготовкой, имеют контакты с зарубежными учебными центрами, с которыми согласуются учебные программы и совместно выдаются дипломы;

в-третьих, краткосрочные семинары (продолжительностью от 2 до 15 дней) с выдачей свидетельства об участии в них.

Бизнес-образование осуществляется как на платной, так и безвозмездной основе. В частности, обучение в рамках европейской программы ТАСИС или программ, осуществляемых Всемирным банком, является бесплатным. Так, Институт экономического развития (подразделение Всемирного банка) примерно за 5 лет своей деятельности в России и других странах СНГ провел ряд программ в области бизнес-образования, основными из которых являются приватизация (методы, подготовка предприятий к приватизации); бизнес-планирование на приватизированных предприятиях; реструктуризация предприятий; управление банками; рынок ценных бумаг; оценка бизнеса и имущества; анализ инвестиционных проектов; управление инвестиционными проектами.

Особенность деятельности института заключается в том, что он работает не на коммерческой основе, выделяя определенные средства на проведение программ. Кроме того, институт концентрируется на подготовке местных кадров, способных в дальнейшем самостоятельно вести преподавательскую работу по указанным направлениям. После нескольких семинаров по какой-либо из перечисленных тем с финансовым участием института проведение программ полностью передается институтам-партнерам. При этом Институт экономического развития продолжает оказывать им методическую поддержку и обеспечивать учебными материалами.

Иностранные компании, работающие на рынке России, ориентируются в основном на краткосрочные программы обучения своих российских сотрудников. В настоящее время такие семинары проводит большое число различных структур, как отечественных, так и зарубежных (наиболее известными являются около 20 из них).

Следует отметить, что иностранные компании, как правило, тяготеют к зарубежным учебным структурам, т.е. руководители инофирм предпочитают, чтобы их сотрудники проходили обучение не в российских учебных центрах. В этом случае от семинаров требуется, чтобы они базировались на интерактивном подходе, использовали в процессе обучения ролевые игры, видеотренинг, кейс-стади, компьютерную технику и т.д. Слушатели должны обеспечиваться необходимым учебным материалом и питанием.

Все это приводит к тому, что затраты на проведение таких семинаров достаточно высоки и стоимость обучения одного слушателя колеблется от 100 до 250 долл. в день. Кроме того, создать базу для проведения подобных семинаров (техническое и методическое обеспечение, разработка курсов, подготовка помещения и т.д.) можно лишь при наличии солидного изначального финансирования. Так, одна из американских учебных структур в Москве (Центр развития деловых навыков) за первый год своего существования освоила около 3 млн долл. из предоставляемого ей гранта, израсходовав их только на подготовительную работу. Понятно, что такими финансовыми возможностями обладают далеко не все учебные центры и не все российские фирмы могут платить такие суммы за обучение своих сотрудников.

В деятельности иностранных учебных центров в России имеются как положительные, так и отрицательные моменты, влияющие на качество предоставляемых ими услуг.

К положительным моментам можно отнести хорошую техническую базу, обеспечение слушателей всем необходимым для занятий (начиная с учебных материалов и кончая блокнотами, ручками и карандашами), эффективную методику проведения семинаров (ориентация в основном на режим диалога и активное участие слушателей в работе). Широкое использование наглядного материала (слайды, видеофильмы и т.п.) оживляет учебный процесс и облегчает восприятие информации аудиторией. Данный опыт, по возможности, нужно применять отечественным учебным структурам.

К отрицательным моментам относится прежде всего изначальная ориентация на зарубежных преподавателей и зарубежные учебные материалы. Использование опыта других стран полезно, однако недопустимо механически переносить учебные разработки, например американских вузов, на российскую почву, особенно в области экономических наук. Кроме того, к сотрудничеству в таких центрах нередко привлекаются далеко не лучшие зарубежные специалисты. Как правило, это не профессиональные преподаватели, а сотрудники различных фирм и организаций, у которых заканчивается контракт, но они хотят продолжить работу в России.

Практика, однако, показала, что уровень подготовки российской аудитории настолько высок, что иностранные учебные центры вынуждены привлекать к сотрудничеству российских специалистов и постепенно отказываться от услуг своих соотечественников. Вместе с тем при хорошей мотивации слушателей эти центры плохо стимулируют российских сотрудников, которые получают в 5-10 раз меньше, чем их зарубежные коллеги, работающие вместе с ними.

Что касается тематики семинаров, проводимых иностранными учебными центрами, то в настоящее время наибольшим спросом пользуются программы подготовки трейнинг-менеджеров, офис-менеджеров, менеджеров по персоналу, маркетингу и связям с общественностью, а также семинары по искусству продаж, личной эффективности, организации работы в командах, ориентации на клиента, лидерству в организации.

Помимо заказа семинаров в специализированных учебных центрах иностранные фирмы ("Эриксон", "Пепси", "Ксерокс" и др.) имеют собственные учебные центры, где обучают своих сотрудников. Вопросами подготовки персонала на иностранных фирмах занимаются специальные трейнинг-менеджеры. Сейчас такие должности появились и в ряде российских фирм.

В декабре 1996 г. в Москве по инициативе российского учебного центра MTI (Management Training International) прошла первая встреча трейнинг-менеджеров фирм, работающих в России. На этой встрече принято решение о создании клуба (спонсором является MTI) под названием T&D Club, который объединил трейнинг-менеджеров, представляющих различные компании ("Эрнст энд Янг", "Инчкейн", "Филипс", "Кока-Кола", "Марс", "Пепси", "Херши", "Союзконтракт" и др.). Должность трейнинг-менеджера - новая для российского рынка, и клуб призван помочь специалистам, начавшим работать в этой области, найти наиболее эффективные методы профессиональной деятельности.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz