Номер 1/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Болгария: потребности менеджеров в организации систем повышения квалификации

АНДРЕАС ДЕРНБАХ
эксперт международной консалтинговой компании KRMG
МАРИОЛА ТАМНИЦКА
сотрудник компании First Telecom Bulgaria
(Болгария)


Исследование, охватившее 22 компании (9 – производственные фирмы, 13 – предприятия сферы услуг)1, позволяет говорить о том, что в сложной экономической ситуации большинство предприятий озабочено исключительно решением тактических задач. Многие руководители не имеют финансовых возможностей для решения вопросов организационного развития, повышения квалификации персонала. Вместе с тем в стране формируется система бизнес-образования на базе национальных университетов и зарубежных консалтинговых компаний.

n Анализ полученной информации дает основание для вывода, что на нынешнем этапе экономических преобразований в Болгарии основное внимание в области повышения квалификации менеджеров уделяется приобретению дополнительных знаний. Для повышения конкурентоспособности продукции и услуг большинству предприятий требуется существенная перестройка систем управления качеством, систем материально-технического снабжения, распределения и сбыта. Поэтому проблемы стиля управления и развития внутриорганизационных коммуникаций не являются приоритетными как с точки зрения генеральных директоров, так и с точки зрения менеджеров разного уровня. Наибольший интерес сегодня представляют программы и краткосрочные курсы, которые могут дать конкретные практические рекомендации.

Крайне нестабильная экономическая среда не позволяет предприятиям разрабатывать долгосрочные планы, в которых могли бы предусматриваться специальные подпрограммы организационного развития. Отсутствие стратегических целей и долгосрочных задач на всех уровнях управления приводит к тому, что менеджеры не могут четко сформулировать, какие знания и навыки наиболее полезны для их фирмы в настоящее время, а какие потребуются в будущем. В результате компания оказывается не способной сделать обоснованный выбор программ повышения квалификации сотрудников, форм и методов обучения.

n Международные организации реализуют в Болгарии ряд программ, в рамках которых фирмы могут получить возможность бесплатной переподготовки менеджеров по отдельным направлениям. Однако разработка таких программ (определение набора дисциплин, выбор продолжительности курсов, форм и методов преподавания) проводится западными экспертами практически без учета и анализа реальных потребностей менеджеров в различных секторах экономики.

В этой связи целесообразно внести в сложившуюся схему реализации программ, финансируемых за счет международных организаций, ряд изменений. В частности, представляется необходимым участие на возможно более ранних стадиях разработки программ представителей “конечных пользователей услуг” — руководителей предприятий, специалистов по управлению персоналом. Кроме того, следовало бы ввести оплату (может быть частичную) со стороны компаний, направивших работников для участия в программах, услуг зарубежных консультантов и сотрудников местных центров бизнес-образования. Отсутствие необходимости платить за учебу своих работников, на наш взгляд, приводит к недооценке значимости всей работы по повышению квалификации. С другой стороны, для усиления заинтересованности самих слушателей в результатах обучения службы управления персоналом должны предусматривать специальные системы стимулирования.

Вместе с тем организация и оплата программ повышения квалификации за счет средств фирмы в условиях нестабильной экономики таит определенную опасность, связанную с тем, что при неуверенности сотрудников в устойчивом развитии своей компании они могут использовать эти программы для приобретения знаний и навыков, которые позволят им найти более стабильную и выгодную работу.

По оценкам менеджеров, принимавших участие в различных программах повышения квалификации и переподготовки, система бизнес-образования не учитывает современные запросы руководителей различных уровней. В преподавании по-прежнему преобладают лекции, т.е. традиционные формы передачи информации от преподавателя к слушателям. В их содержании чрезмерное место занимает теоретический материал, который большинству обучаемых не представляется актуальным.

Можно ожидать, что с улучшением экономической ситуации в Болгарии спрос на услуги в сфере бизнес-образования будет расширяться. Для повышения их качества необходимо наладить работу по систематическому сбору и анализу информации о реальных потребностях в этой области менеджеров предприятий промышленности и сферы услуг.


1Руководители значительного числа опрошенных компаний, в том числе подразделений ряда крупных западных фирм (Shell, McDonalds, Kempinski Hotel), по разным причинам отказались предоставить необходимую информацию.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Вся информация о повышение квалификации в бизнес словаре, повышение квалификации персонала.
Hosted by uCoz