Болгария: потребности
менеджеров в организации систем повышения
квалификацииАНДРЕАС ДЕРНБАХ эксперт международной консалтинговой компании
KRMG МАРИОЛА ТАМНИЦКА сотрудник компании First Telecom Bulgaria (Болгария)
Исследование, охватившее 22 компании (9 –
производственные фирмы, 13 – предприятия сферы
услуг)1, позволяет говорить о том, что в
сложной экономической ситуации большинство
предприятий озабочено исключительно решением
тактических задач. Многие руководители не имеют
финансовых возможностей для решения вопросов
организационного развития, повышения
квалификации персонала. Вместе с тем в стране
формируется система бизнес-образования на базе
национальных университетов и зарубежных
консалтинговых компаний. n Анализ полученной информации
дает основание для вывода, что на нынешнем этапе
экономических преобразований в Болгарии
основное внимание в области повышения
квалификации менеджеров уделяется приобретению
дополнительных
знаний. Для повышения конкурентоспособности
продукции и услуг большинству предприятий
требуется существенная перестройка систем
управления качеством, систем
материально-технического снабжения,
распределения и сбыта. Поэтому проблемы стиля
управления и развития внутриорганизационных
коммуникаций не являются приоритетными как с
точки зрения генеральных директоров, так и с
точки зрения менеджеров разного уровня.
Наибольший интерес сегодня представляют
программы и краткосрочные курсы, которые могут
дать конкретные практические рекомендации. Крайне нестабильная экономическая среда не
позволяет предприятиям разрабатывать
долгосрочные планы, в которых могли бы
предусматриваться специальные подпрограммы
организационного развития. Отсутствие
стратегических целей и долгосрочных задач на
всех уровнях управления приводит к тому, что
менеджеры не могут четко сформулировать, какие
знания и навыки наиболее полезны для их фирмы в
настоящее время, а какие потребуются в будущем. В
результате компания оказывается не способной
сделать обоснованный выбор программ повышения
квалификации сотрудников, форм и методов
обучения. n Международные организации
реализуют в Болгарии ряд программ, в рамках
которых фирмы могут получить возможность
бесплатной переподготовки менеджеров по
отдельным направлениям. Однако разработка таких
программ (определение набора дисциплин, выбор
продолжительности курсов, форм и методов
преподавания) проводится западными экспертами
практически без учета и анализа реальных
потребностей менеджеров в различных секторах
экономики. В этой связи целесообразно внести в
сложившуюся схему реализации программ,
финансируемых за счет международных
организаций, ряд изменений. В частности,
представляется необходимым участие на возможно
более ранних стадиях разработки программ
представителей “конечных пользователей услуг”
— руководителей предприятий, специалистов по
управлению персоналом. Кроме того, следовало бы
ввести оплату (может быть частичную) со стороны
компаний, направивших работников для участия в
программах, услуг зарубежных консультантов и
сотрудников местных центров бизнес-образования.
Отсутствие необходимости платить за учебу своих
работников, на наш взгляд, приводит к недооценке
значимости всей работы по повышению
квалификации. С другой стороны, для усиления
заинтересованности самих слушателей в
результатах обучения службы управления
персоналом должны предусматривать специальные
системы стимулирования. Вместе с тем организация и оплата программ
повышения квалификации за счет средств фирмы в
условиях нестабильной экономики таит
определенную опасность, связанную с тем, что при
неуверенности сотрудников в устойчивом развитии
своей компании они могут использовать эти
программы для приобретения знаний и навыков,
которые позволят им найти более стабильную и
выгодную работу. По оценкам менеджеров, принимавших участие в
различных программах повышения квалификации и
переподготовки, система бизнес-образования не
учитывает современные запросы руководителей
различных уровней. В преподавании по-прежнему
преобладают лекции, т.е. традиционные формы
передачи информации от преподавателя к
слушателям. В их содержании чрезмерное место
занимает теоретический материал, который
большинству обучаемых не представляется
актуальным. Можно ожидать, что с улучшением экономической
ситуации в Болгарии спрос на услуги в сфере
бизнес-образования будет расширяться. Для
повышения их качества необходимо наладить
работу по систематическому сбору и анализу
информации о реальных потребностях в этой
области менеджеров предприятий промышленности и
сферы услуг.
1Руководители значительного
числа опрошенных компаний, в том числе
подразделений ряда крупных западных фирм (Shell,
McDonalds, Kempinski Hotel), по разным причинам отказались
предоставить необходимую информацию.
|