Номер 3/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Обучение инженерному бизнесу и менеджменту в Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана

ТАТЬЯНА САДОВСКАЯ,
доктор технических наук, профессор
ВЯЧЕСЛАВ АКОПОВ
доктор технических наук,
Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана


Выпускники Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана (МГТУ), известного как “кузница инженерных кадров”, занимают руководящие должности на промышленных предприятиях, в органах государственного управления, а теперь и в сфере предпринимательства. Управленческие навыки приобретались ими, как правило, в процессе трудовой деятельности или  рамках системы повышения квалификации, куда раньше направлялись специалисты, имевшие солидный стаж практической работы.

Сегодня, когда цена ошибки в условиях рыночных отношений резко возрастает, ситуация изменилась. Теперь любой производственник должен быстро ориентироваться в экономической обстановке, принимать адекватные решения или иметь возможность получить помощь квалифицированного специалиста.

В то же время приходящие на промышленные предприятия выпускники экономических вузов нередко сталкиваются с противоположной проблемой - они не всегда сразу понимают специфику производственного процесса, теряя самый дорогой ресурс - время.

Решить эту дилемму призван факультет “Инженерный бизнес и менеджмент”, созданный в 1993 г. на базе общеуниверситетской кафедры “Экономика и организация производства”.


Организация учебного процесса


Факультет дает образование по специальностям “Экономика и управление предприятиями” (с присвоением квалификации экономист-менеджер), “Менеджмент” (квалификация - менеджер) и “Инженерный бизнес” (квалификация - инженер-менеджер).

Подобная специализация не освобождает от необходимости изучать основные дисциплины, обязательные на всех инженерных факультетах. За период обучения (5 лет 6 мес.) 40% времени отводится базовым учебным курсам (математика, физика, иностранные языки, общественные науки), 40% - специальным экономическим и управленческим дисциплинам, 20% - сугубо инженерным дисциплинам. Большое внимание уделяется обучению современным компьютерным технологиям, умению эффективно использовать информационные сети и различные базы данных.

Организация обучения по новым специальностям потребовала большой предварительной научно-методической проработки. Мы исходили из того, что будущие выпускники факультета должны обладать умением анализировать производственно-хозяйственную деятельность государственного предприятия или частной фирмы в рыночной среде, формулировать стратегические и оперативные цели, вырабатывать оптимальные пути их достижения, комплексно решать различные задачи управления финансовыми, материально-техническими и трудовыми ресурсами.

Для этого были сформированы 6 кафедр: экономической теории, экономики и организации производства, логистики, менеджмента, финансов, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства, а также самостоятельная секция бухгалтерского учета. Структура кафедр формируется на секционной основе. Каждая секция специализируется на одном из научных направлений и полностью отвечает за комплекс мероприятий по разработке учебных программ и методических пособий, проведение научно-исследовательских работ по своей тематике, подготовку лекционного материала, организацию семинаров и т.д.

В качестве примера остановимся на организации работы кафедры “Менеджмент”. Она имеет пять секций: основы менеджмента, управление персоналом, стратегический менеджмент, управление научно-техническими нововведениями, информационные сети и базы данных для целей инженерного бизнеса. Каждая из них разрабатывает курсы по одной или нескольким дисциплинам. Так, секция “Стратегический менеджмент” подготовила учебные курсы “Основы стратегического анализа, управления и планирования”, “Теория и практика прогнозирования и место прогнозирования в управлении”, “Стратегия и ее роль в процессе планирования и управления”.

Многие лекционные курсы подкреплены лабораторными работами с использованием ЭВМ. Для этого на факультете создана хорошо оснащенная лаборатория. До проведения лабораторных работ по специальности студенты должны освоить курс компьютерной грамотности в объеме 30 час.

Обязательным элементом подготовки является учебная практика, по окончании которой необходимо представить на кафедру и защитить письменный отчет.

Лучшие студенты имеют возможность продолжить обучение по 7-летней программе, дающей право на получение звания магистра, а затем поступить в аспирантуру факультета, где сегодня обучается 36 аспирантов. Как правило, каждый аспирант должен внести свою лепту в развитие факультета, работая параллельно c подготовкой диссертации в качестве преподавателя, инженера или занимая какую-либо административную должность в деканате.

На факультете действует Диссертационный совет, имеющий право принимать докторские и кандидатские диссертации по специальности 08.00.28 “Организация производства”.


Экономическое образование инженеров


Новый факультет, сознавая ответственность за уровень экономической и управленческой подготовки инженеров - выпускников МГТУ, с самого начала был открыт для всех теперешних и бывших студентов, а также инженеров, окончивших другие технические вузы.

С целью учета различных интересов обучающихся используется несколько форм организации учебного процесса.

• Кафедры ведут занятия по экономическим дисциплинам на всех инженерных факультетах МГТУ и в его филиалах.

• Внедрена программа “Второе образование”, рассчитанная на заинтересованных студентов старших курсов и дипломированных инженеров. В ее рамках ведется обучение по направлению “Менеджмент”. Она рассчитана на 1,5 года и включает изучение 23 экономических и управленческих дисциплин. По окончании обучения по этой программе слушатели получают дипломы бакалавров.

• По соглашению между МГТУ и Центральными политехническими институтами Парижа и Лиона на факультете совместно с французскими преподавателями проводится обучение студентов старших курсов и инженеров по двухгодичной программе “Менеджмент в промышленных системах”. В течение первого года слушатели овладевают французским языком, а в течение второго слушают лекции французских специалистов по тем же курсам, которые изучают студенты во Франции. После этого предусматривается двухнедельная стажировка во Франции с посещением предприятий, практикой по ситуационному анализу и участием в семинарах. По ее окончании слушателям выдается Государственный диплом Высших инженерных школ Франции.

• На факультете разработана так называемая блочная система обучения, которая позволяет студентам старших курсов и инженерам получить второе образование в области экономики и управления на уровне предприятий. Эта система дает возможность изучать сгруппированные по законченным блокам предметы в соответствии с индивидуальными планами обучения.

Повышению уровня экономической и управленческой подготовки выпускников МГТУ призвано способствовать сотрудничество с другими профильными вузами и факультетами, в том числе зарубежными. Этой цели служит также совместная исследовательская работа с различными научными учреждениями.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz