Из истории управления
Политика использования западных технологий как фактор создания
крупной индустрии в СССР
БОРИС ШПОТОВ
доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН
• Форсированная индустриализация осуществлялась в годы первой пятилетки не
только за счет мобилизации внутренних ресурсов,
но и получения западных технологий
• Финансирование заказов иностранным компаниям и сооружение объектов проходили при
отсутствии внешних заимствований
• Построенные с технической помощью западных фирм предприятия стали базой развития
отечественной промышленности, распространения передового опыта и подготовки кадров
После окончания гражданской войны руководство страны выдвинуло в качестве первоочередной
задачи восстановление и техническую модернизацию экономики. Ее решение было невозможно
без возобновления экономических связей с Западом. Этот процесс начался в годы НЭПа
(1921-1927 гг.) привлечением иностранных инвестиций с помощью концессий, главным
образом в добывающих отраслях. В дальнейшем, взяв курс на форсированную индустриализацию,
советское руководство отказалось от концессий. В ходе реализации первого пятилетнего
плана (1929-1932 гг.) использовалась техническая помощь западных компаний в проектировании
объектов и проведении строительных работ. Во второй пятилетке (1933-1937 гг.) техническая
помощь сменилась в основном закупками оборудования для расширения и модернизации
построенных предприятий, а также ввода в действие новых объектов.
Концессии как форма привлечения иностранных инвестиций
Концессии, получившие развитие в годы НЭПа и подчиненные
общей политической задаче «временного отступления» ради продолжения «войны с капиталом»,
означали передачу зарубежной фирме той или иной госсобственности (земель, лесов,
рудников, шахт, промышленных объектов и т.д.) в долгосрочную эксплуатацию. Это преследовало
цель развития соответствующего производства, добычи или промысла, их технического
оснащения, а также создания необходимой инфраструктуры (включая социальное благоустройство)
либо целиком за счет иностранной компании, либо на паях с советскими организациями.
Договоры заключались на 15, 20, 30 и более лет, чтобы окупить инвестированный
капитал. Часть доходов от концессии отчислялась в форме налогов и иногда предоплаты
в пользу государства. По истечении срока действия договора компания обязывалась
безвозмездно передать предприятие государству, которое нередко сохраняло за собой
право досрочного выкупа. По американским данным, в 1920-1930 гг. было заключено
около 220 концессионных сделок, по советским данным, в 1928 г. действовало 114 концессий.
Они учреждались, как правило, в перспективных добывающих отраслях1.
Однако нормальной работе предприятий с иностранным капиталом мешал ряд факторов:
неожиданное для концессионеров расторжение договоров, сопровождавшееся невозместимыми
потерями; невыплата компаниям полностью выкупных сумм или компенсаций; бесхозяйственность,
бюрократизм, налоговый пресс, ограничения на вывоз валюты. Требования об увеличении
инвестиций и повышении их эффективности сопровождались различными формами давления
с целью вынудить концессионеров запустить предприятие и быстрее вернуть его государству.
Провоцировались забастовки рабочих, профсоюзы предъявляли завышенные требования,
фабриковались дела о шпионаже и вредительстве (так, в 1930 г. к тюремному заключению
были приговорены администраторы крупнейшей английской концессии Lena Goldfields
по добыче сибирского золота и цветных металлов). В целом в отношении иностранцев
проводилась такая же политика ограничения, а затем вытеснения из хозяйственной деятельности,
как и к внутренним «капиталистическим элементам» города и деревни.
Свертывание НЭПа и полное огосударствление экономики привели к ликвидации концессий,
и в первом пятилетнем плане они уже не фигурировали. Лишь немногие из них пережили
1930 г., как, например, японская нефтедобывающая концессия на Сахалине, действовавшая
до начала Великой Отечественной войны и снабжавшая Японию дешевой нефтью.
Роль технической помощи
в процессе индустриализации
Первая и вторая пятилетки ставили целью создание новейших
капиталоемких отраслей – авиационной, автомобильной, тракторной, химической, машиностроительной,
электротехнической и смежных производств, а также размещение промышленности восточнее
и южнее Урала, на удаленных от границ территориях. К 1933 г. требовалось построить
и реконструировать около 1 500 крупных индустриальных объектов.
Попытки самостоятельного проектирования, а также быстрого и качественного
строительства в 20-е годы крупных, технически сложных объектов не увенчались успехом.
Неудачи постигли первый советский проект Магнитогорского металлургического комбината,
строительство моторного завода в Уфе, Челябинского тракторного завода, Свирской
ГЭС и ряда других предприятий. Стало очевидным, что дореволюционный опыт не годился
для форсированной индустриализации.
В этих условиях руководство страны приняло решение прибегнуть к технической помощи
западных компаний. Она осуществлялась по специальным договорам или включалась в
контракты о поставках оборудования. Сроки таких договоров были намного короче концессий,
а их привлекательность для зарубежных фирм гораздо выше, поскольку они не требовали
рискованных капиталовложений. В период Великой депрессии 30-х годов западные компании
особенно нуждались в заказах, и СССР получил возможность в короткие сроки овладеть
передовой техникой и производственными навыками. Оплата осуществлялась за счет валютной
выручки от экспорта (зерна, продуктов питания, леса, нефти, пушнины, цветных металлов),
продажи музейных ценностей и т.д. Правительство стремилось добиться активного баланса
в двусторонней торговле с любой страной и долгосрочного кредитования поставок.
По договору о технической помощи иностранная фирма была обязана подготовить строительный
или технологический проект с полным описанием и спецификациями оборудования, станков
и механизмов; передать советскому заказчику свой производственный опыт (технологические
секреты, патенты и др.); прислать в СССР квалифицированных специалистов для наблюдения
за строительством и пуском объекта; разрешить определенному числу советских инженеров
и рабочих осваивать производственные методы компании на ее предприятиях в ходе зарубежной
практики и командировок.
Советский заказчик должен был компенсировать инофирме затраты на изготовление
чертежей и командировки ее сотрудников, создать им благоприятные условия труда и
быта. В качестве вознаграждения зарубежная компания получала определенный процент
от сметной стоимости строительства или установленную сумму наличными. Советская
организация обеспечивала рабочую силу, сырье и материалы, а также финансировала
строительные работы. Ее специалисты работали в тесном контакте с иностранными, давали
оценку проектам, приобретали станки и оборудование согласно полученным спецификациям,
заказывая их тем фирмам, где можно было получить кредит или купить дешевле. Каждое
крупное предприятие, как правило, получало оборудование от нескольких американских
и европейских компаний.
Наряду с договорами о технической помощи использовались и другие возможности
ознакомления с промышленными достижениями Запада с целью их применения. Так, в качестве
пособий для изучения научной организации производства служили переводы и переиздания
книг Г. Форда, Г. Гантта, Ф.У. Тейлора. Зарубежные автомобили, тракторы и другая
техника демонстрировались на советских промышленных выставках. Предпринимались попытки
копировать зарубежные образцы оборудования и техники по чертежам, изготовленным
с разобранных машин (например, выпуск трактора «фордзон» в г. Ленинграде под маркой
«Красный путиловец»). Кроме того, сбор экономической и технической информации осуществлялся
через технических представителей советских отраслевых трестов («Автостроя», «Магнитостроя»,
«Тракторостроя» и др.) за рубежом. В США их действия координировал Амторг (American
Trading Corporation) – созданная в 1924 г. компания с отделениями в Нью-Йорке и
Москве. Будучи формально независимой она являлась советским торговым посредником
с информационными и разведывательными функциями, подчиняясь народным комиссариатам
внешней торговли и иностранных дел. Через Амторг оформлялись сделки и контракты
с американскими фирмами и специалистами, а также оплата их услуг.
По отечественным данным, в 1923-1933 гг. в тяжелой промышленности СССР было заключено
170 договоров о технической помощи: 73 с германскими компаниями, 59 с американскими,
11 с французскими, 9 со шведскими, 18 с фирмами других стран2. Хотя в
рассматриваемый период наблюдалось количественное преобладание контрактов с германскими
компаниями, страна нуждалась и в индустриальных гигантах американского типа. В сентябре
1927 г. при Политбюро ЦК ВКП(б) создается постоянная комиссия по техническим и научным
связям с США. Американская помощь привлекалась для строительства ГЭС, развития нефтяной,
горнодобывающей, угольной, химической, металлургической, электротехнической отраслей
промышленности, но прежде всего для массового производства автомобилей, тракторов,
авиационных двигателей и другой стандартизованной продукции3.
Такие крупнейшие в Европе предприятия, как Днепрогэс, Сталинградский и ряд других
тракторных заводов, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижегородский (Горьковский)
автозавод являлись предприятиями американского типа и происхождения. Компании International
General Electric, Radio Corporation of America, Ford Motor Company, International
Harvester, Dupont de Nemours стали ведущими зарубежными партнерами СССР.
Внедрение американских методов было признано необходимым и в капитальном строительстве.
В США проектирование происходило одновременно с рытьем котлована, разные стадии
проектных работ осуществлялись бригадным методом, вместо ручного копирования чертежей
использовались светокопировальные множительные машины. Стальные и железобетонные
конструкции подбирались по каталогам, что обеспечивало радикальное ускорение монтажа.
Крупные проектно-строительные фирмы располагали необходимым контингентом специалистов
и рабочих, а строительство было почти полностью механизировано.
Архитектор Альберт Кан, спроектировавший ряд крупнейших предприятий в США, в
том числе основной автозавод и сборочные заводы Форда, внедрил в СССР принцип типового
промышленного строительства. Его фирма Albert Kahn, Inc. осуществляла проектирование
и надзор за сооружением более 500 советских предприятий и создала в СССР школу индустриального
зодчества.
Сталинградский тракторный завод, построенный по ее проекту в 1930 г.,
был сооружен в США, размонтирован, перевезен и собран под наблюдением американских
инженеров. В его оборудовании участвовали более 80 американских машиностроительных
компаний и несколько германских фирм. Технологический проект Нижегородского автозавода
выполнила компания Форда, строительный – американская компания Austin. Теперешний
АЗЛК построен в 1930 г. по образцу сборочных заводов Форда. Прототипом «Магнитки»
стал принадлежащий компании U.S. Steel Corporation металлургический комбинат в г.
Гэри, штат Индиана. Проектированием и строительством Днепрогэса занимались американская
инженерно-строительная фирма Cooper Engineering Company и германская компания Siemens4.
Многие стройки в СССР стали «интернациональными». Так, объединение «Востокосталь»
заключило договор с американской фирмой Arthur McKee на проектирование Магнитогорского
металлургического комбината, а с германской компанией Demag – на проектирование
его прокатного цеха, еще одна немецкая фирма обязалась осуществлять буровые работы
для Магнитостроя. Объединение «Всехимпром» имело 20 договоров с компаниями США,
Германии, Италии, Франции, Норвегии, Швеции, Швейцарии.
Значительная часть советских заводов и фабрик работала на стандартном электрооборудовании
от International General Electric. Необходимые в машиностроении шариковые и роликовые
подшипники делались в СССР на нескольких крупных заводах. Московский ГПЗ-1, который
проектировала американская компания Albert Kahn, Inc., получил техническую помощь
от итальянской фирмы RIV (дочерней компании Fiat), а его управление осуществлялось
с участием шведских специалистов компании SKF.
Как отмечалось ранее, фирмы США играли ведущую роль в проектировании советских
предприятий, а примерно половина оборудования производилась в Германии в основном
по американским спецификациям. По поставкам оборудования 1-е место занимала Германия,
2-е – США, 3-е – Великобритания.
Из 170 договоров о технической помощи, заключенных в 1923-1933 гг. в тяжелой
промышленности, 37 были по разным причинам расторгнуты досрочно. По советским оценкам,
одни оказались слишком дорогостоящими, другие малополезными, третьи не укладывались
в график пятилетки. В ряде случаев отечественная производственная база была недостаточной
для использования новейших технологий или их удавалось освоить до истечения установленного
договором срока. К разрыву контракта иностранной фирмой приводило иногда увеличение
объема заданий компании без дополнительного вознаграждения (так произошло с фирмой
Arthur McKee). Споры по финансовым и другим вопросам помешали детройтской фирме
A.J. Brandt завершить техническую реконструкцию автозавода АМО в Москве. Кроме того,
многие иностранные специалисты покидали СССР до истечения контрактов, так как их
не устраивали недоброжелательное отношение к ним на местах, игнорирование их рационализаторских
предложений, плохие условия труда и быта, низкая дисциплина среди рабочих, обсуждение
ими решений инженеров и вмешательство в дела управления.
После 1933 г. использование технической помощи Запада резко сократилось, хотя
поставки оборудования для советских заводов какое-то время продолжались. Можно отметить
две причины: во-первых, успехи индустриализации – многочисленные новые и реконструированные
предприятия начали давать продукцию, при этом некоторые из них стали центрами распространения
передовых технологий и подготовки кадров; во-вторых, сокращение расходов на техническую
помощь, которые жестко контролировала Валютная комиссия Политбюро, при увеличении
ее адресности.
В годы Великой депрессии снизился и без того небольшой советский экспорт в США.
Затраты американских фирм на производство машин и оборудования выросли, а их кредитоспособность
уменьшилась. В августе 1931 г. руководство СССР «ввиду валютных затруднений и неприемлемых
условий кредитов в Америке» потребовало прекратить заключение контрактов с компаниями
США и «по возможности расторгнуть» уже имевшиеся соглашения. Заказы рекомендовалось
перенести в Европу или на советские заводы, не делая исключений даже для важнейших
строек пятилетки.
В октябре 1931 г. Валютная комиссия пошла на новое сокращение расходов, включая
выплаты компании Форда. Через год были досрочно прекращены закупки у нее автомобильных
комплектующих и прерваны переговоры с ее руководством. Средства выделялись только
на закупку оборудования для Нижегородского автозавода. В результате компания Форда
потеряла около 578 тыс. долл., так как советская сторона приобрела у нее только
половину намеченного количества комплектующих, а оборудование поставлялось по заводской
себестоимости.
В целом же советское руководство достаточно высоко оценило вклад иностранных
специалистов и рабочих в индустриализацию страны в период первой пятилетки. Многие
из них были награждены орденами и медалями. В мае 1933 г. в приказе по тяжелой промышленности
о работе и условиях труда иностранных специалистов отмечалась их «существенная помощь
в строительстве, пуске и освоении новых видов производств на крупнейших гигантах».
Наряду с этим указывалось на неэффективность использования и текучку иностранных
кадров на некоторых предприятиях5.
<>Вместе с тем в ряде случаев советские специалисты считали, что американские
методы производства не отвечают местным условиям. Такого мнения придерживались,
в частности, некоторые нижегородские инженеры и строители в отношении методов Austin
Company – стандартизации и быстроты проектирования и монтажа зданий и оборудования.
Они сопротивлялись нововведениям, пытаясь изменить проект Нижегородского автозавода
согласно своим представлениям. Это было связано, в частности, с тем, что американская
стройиндустрия опиралась на готовые стандарты и спецификации стальных конструкций,
железобетонных изделий и т.д., а советские строители экономили подобные дефицитные
материалы. Тем не менее среди руководителей стройки преобладала точка зрения, что
«критику американских методов производства работ следует заменить тщательным изучением
их, овладением ими и переходом на них».</>
* * *
Анализ архивных документов и публикаций в советской прессе 20-х–30-х годов позволяет,
на наш взгляд, говорить о ведущей роли западных компаний в проектировании и строительстве
важнейших промышленных объектов в период первой пятилетки. Однако распространенное
на Западе мнение об исторически сложившейся «технологической зависимости» России
искажает сложный и многоаспектный процесс использования зарубежных технологий.
Отечественным вкладом в создание современных предприятий в рассматриваемый период
стало не изобретение того, что уже применялось за рубежом, а подбор проектирующих
западных компаний, участие в проектировании и оценка проектов, выбор оборудования
и его импорт. Со временем сооруженные при техническом содействии западных фирм заводы
и фабрики превратились в национальные базы развития различных отраслей промышленности,
распространения передового опыта и подготовки кадров. Они выпускали изделия и комплектующие,
необходимые не только для родственных производств, но и для всей промышленности,
– автомобили, станки, электрооборудование, трубопроводы, кабели, контрольно-измерительные
приборы и т.д. Распространение получили и современные приемы капитального строительства,
имеющие большое значение для всего народного хозяйства. Все это, как и развитие
смежных и вспомогательных производств, являлось уже сугубо внутренним процессом.
1Индустриализация
Советского Союза. Новые документы, новые факты, новые подходы / Под ред. С. С. Хромова.
Ч. II. М.: Институт российской истории. – 1999. – С. 227 – 233; Sutton A. C. Western
Technology and Soviet Economic Development, 1917 – 1930. Stanford (Calif.), Hoover
Institution Press. – 1968. – Pp. 353 – 363.
2Индустриализация Советского Союза…, С. 252 – 253.
3Россия и США: экономические отношения, 1917 – 1933. Сб. документов.
– М.: Наука. – 1997. – С. 297 – 300.
4См. За индустриализацию, 5 июля 1930 г.; Экономическая жизнь, 16 октября
1927 г.
5Индустриализация Советского Союза…, С. 246 – 250.
|