Управление
персоналом
О национальной управленческой
концепции, качестве персонала и модели
управления в начале ХХI в.ВАЛЕРИЙ ЯНЧЕВСКИЙ доктор экономических наук, профессор Академия управления при Президенте Республики
Беларусь
• Развитие экономики должно базироваться на
национальной концепции управления • Залог успеха - качественно новый персонал
управления • Новые условия ХХI в. требуют соответствующей
модели управления
Управление является важным ресурсом нации. По
мнению патриарха американского менеджмента
Питера Друкера, исторические успехи нации на 80%
определяются не природными ресурсами и
технологиями, а эффективностью управления.
Поэтому одни страны прогрессируют, а другие нет.
Однако, как свидетельствует мировой опыт, такая
роль управления может быть реализована лишь при
благоприятных внутренних и внешних условиях. Это
в первую очередь опора на объективные
экономические законы, опробованные принципы
рыночного хозяйствования, мировая практика
успешного ведения бизнеса, здравый смысл. Определяющим внутренним условием успеха
менеджмента в развитии страны является
трансформация сложившейся культуры
управленческой деятельности и корпоративной
этики на уровень современных достижений,
выработанных мировой практикой стандартов.
Начало ХХI в. должно быть ознаменовано
переходом
от человека экономического к человеку
корпоративному,
когда интересы совместной
деятельности доминируют над личными. Однако
следует учесть, что это сложная задача и требует
разнообразных многолетних усилий общества для
ее решения.
Необходима национальная концепция управления
экономикой
Ясная национальная концепция управления
экономикой должна выполнять роль важнейшего
фактора долговременного объединения нации для
построения благополучного общества и служить
стимулирующим условием развития менеджмента.
Такая концепция должна являться частью системы
макроуправления, пронизывать ее содержание,
теоретически обосновывать экономический строй
данного общества. В качестве основных принципов мировая практика
выработала следующие: • рынок признается средством обеспечения
достойной жизни населения страны, пути к
свободному, эффективному, стабильному обществу; • экономика главным образом ориентируется на
социальные нужды людей, а не на
военно-промышленное производство; • социально ориентированное хозяйство
рассматривается как средство устранения
недостатков рыночных механизмов хозяйствования
и социальной напряженности; • доходы граждан выравниваются мерами по их
перераспределению, введением прогрессивного
налогообложения; • признание равенства не доходов, а
возможностей всех граждан страны для участия в
хозяйственной жизни как источника их активности
и инициативы; • признание свободы, справедливости,
общепризнанных норм морали в качестве базы
взаимоотношений граждан и государства; • экономическая политика приспосабливается к
человеку, а не наоборот, ориентирована на
обеспечение полной занятости и
социально-экономический прогресс; • в стране гарантируются свобода внешней
торговли, расширение международного разделения
труда. Одной из актуальнейших задач менеджмента
является
соединение науки с
предпринимательством.
Это требует
формирования в стране широкой сети малых научных
предприятий по доведению разработок до уровня
опытных образцов продукции, венчурных фондов и
организаций с целью создания оригинальных
товаров и технологий. Мировой опыт подтверждает
более высокую эффективность малых научных
предпринимательских фирм по сравнению с
крупными за счет их узкой специализации,
маневренности и быстроты решения насущных
проблем, связи науки и производства. В условиях ХХI в. обновлению должна быть
подвержена и сама система организации
управления. Традиционно основой деятельности
органов управления был функциональный принцип,
ориентирующий на реализацию специализированных
управленческих работ. Критерием оценки при этом
служит степень выполнения этих работ по объему и
срокам. Повышение результативности систем
управления экономикой связано с переходом от
традиционного функционального подхода
к
проблемно-ориентированному.
Это не означает,
что функциональный подход изжил себя. Но в то же
время он потерял роль главенствующего и должен в
системах управления обеспечивать реализацию
проблемно-ориентированного подхода. Суть его
заключается
в упреждающем выявлении
социально-экономических проблем и разработке
программ, проектов по их разрешению.
В области организационных структур управления
станет закономерным массовый переход к
органическим структурам, основанным на
следующих формах управленческой деятельности: широком использовании в системах управления
автономных рабочих групп; самостоятельном принятии решений рабочими
группами и координации деятельности по
горизонтали; замене жестких управленческих связей
бюрократического типа на гибкие; привлечении для разработки и решения задач
сотрудников разных подразделений в виде
комитетов, комиссий и иных целевых групп; ориентации на управление базовыми процессами и
проблемами в отличие от традиционной
функциональной организации управления. Интеграционные процессы в экономических
системах будут усиливаться. В производственной
сфере в мировой экономике интеграция
приобретает тенденцию перехода от крупных
деловых организаций к сети более мелких, глубоко
интегрированных. Сетизация базируется на
сужении собственной производственной
деятельности. Осуществляется замена
пирамидальных структур на структуры
горизонтального типа с минимальным числом
уровней. Причем их внутреннее построение
ориентируется на базовые процессы. В качестве основного критерия рыночной
эффективности принимается не прибыльность, а
степень удовлетворения интересов конкретных
потребителей. Управленческие кадры в
организациях рассматриваются как главный ресурс
знаний и умений, как своеобразные центры
определенных высокопрофессиональных
способностей, доступные для всех работников
организации.
Качественные изменения в персонале управления
Стержневым элементом системы управления
экономикой являются люди. Стране нужна когорта
профессиональных управленцев, способных вывести
ее из кризиса. Они должны обладать принципиально
новыми качествами в отличие от постулатов
классической теории рациональной бюрократии
Вебера, Хейнса, Мэсси. В первую очередь это умение
интегрировать интеллект людей, пробуждать в них
инициативу, творчество, новаторство, стремление
к успеху, оригинальным, самостоятельным
действиям и решениям, а также способность
привлекать в организации профессионалов и
удерживать их, формировать атмосферу истинной
заинтересованности всего персонала в успехе
дела, работать на уровне высоких стандартов. Главными требованиями к
менеджерам-руководителям становятся высокий
профессионализм, знание механизмов
функционирования рынка в сочетании с владением
современными информационными технологиями, в
том числе использование в этих целях Интернета.
Решение этой задачи связано не только с
углублением подготовки в школах и вузах в
области экономики, бизнеса и менеджмента, но и с
созданием по опыту зарубежных стран
общественной структуры (ассоциации) по
формированию в стране института (категории)
профессиональных менеджеров, деловая репутация
которых удостоверялась бы этой структурой в
качестве независимой экспертизы. Критериями оценки менеджеров должны быть
творческий склад ума, стратегический тип
мышления, склонность к инновациям, умение
аккумулировать энергию и способности многих
участников совместной деятельности.
Интеллектуальная культура специалиста
управления включает способность к методическому
мышлению как фактору высокой результативности
этой деятельности. Это означает, что менеджер
уверенно владеет современными методами
программно-целевого,
информационно-аналитического, прогнозного,
проектного управления. Сильная управленческая культура - это и
умение формировать управленческие концепции,
программы, проекты, уважение к государственным и
общественным организациям, законам, нормам
морали, а также разработка и успешная реализация
эффективных управленческих технологий,
аккумулирующих знания, опыт, энергию, инициативу,
творчество многих личностей. Необходимо учитывать, что источником и
условием инициативы и предприимчивости является
интеллектуальная свобода личности, базирующаяся
на гарантии права частной собственности. Так как
способные управленцы представляют собой
“золотой фонд нации”, важнейшей задачей должно
быть формирование в стране института
высокопрофессиональных специалистов по
управлению, создание условий для удержания их в
сфере активной деятельности посредством
действенных методов мотивации к труду на благо
страны, поддержания их высокого общественного
статуса. В современном мире быстрыми темпами может
развиваться
только та страна, которая создаст
благоприятные возможности для максимального
роста интеллекта специалистов в области
менеджмента и в целом интеллектуального
потенциала управления.
Примером тому является
Япония, менеджмент которой общепризнанно уже
сейчас представляет собой модель ХХI в. Японцы,
покупая в США предприятия, как правило, не меняют
технику, а только системы управления, социальную
организацию, мотивацию, подсистему обучения,
наращивают потенциал интеллектуальной
деятельности.
Менеджмент ХХI в. - это
социальный менеджмент.
Эффективное использование
проблемно-ориентированного алгоритма
менеджмента возможно лишь при условии, когда
выявление возможностей и проблем основывается
на достоверной и оперативной информации о
состоянии развития экономики, общедоступной для
широкой научной общественности, не говоря уже о
структурах, непосредственно занятых этим делом.
Информация, как и анализ экономической ситуации,
должны быть беспристрастными, а вырабатываемые
решения на их основе отличаться глубиной и
обоснованностью. Причем следует придерживаться
правила классиков экономической мысли, что
простые решения ведут в тупик. Для перехода к более высокому уровню
управленческой деятельности необходимо
овладение руководителями методологией
системного менеджмента и практическими навыками
ее использования во всевозможных сложных
ситуациях рыночного хозяйствования. Это
означает умение всегда видеть взаимосвязь,
взаимовлияние, взаимозависимость и
взаимообусловленность явлений и процессов в
многообразной управленческой практике. Успех в
основном решают не сугубо администраторские
способности руководителей, а оптимальная
стратегия и ситуационная тактика, базирующаяся
на системной методологии. Эффективный менеджмент базируется на знаниях,
умениях и информации. Поэтому роль подготовки
специалистов в данной области постоянно должна
возрастать, наполняться современными идеями и
подходами.
Переход к новой модели управления
Становится необходимым переход к новой научной
модели управления, основанной на следующих
положениях: главным критерием оценки деятельности деловых
организаций будет не прибыльность, а степень
удовлетворения интересов конкретных
потребителей; увеличение влияния на эффективность
управления интеграционных процессов как внутри
системы менеджмента, так и ее связей с внешним
окружением; сокращение и минимизация иерархических
уровней в организационных структурах деловых
организаций, трансформация пирамидальных
структур в плоские; ориентация горизонтальных структур на
управление базовыми процессами деловых
организаций в отличие от традиционной
функциональной организации управления; переход от крупных организаций к сети глубоко
интегрированных между собой, распространение
сетизации как принципа сужения собственной
производственной и управленческой деятельности; привлечение в новые структуры лучших
исполнителей как реализация принципа
“элитаризация сотрудничества и руководства”; распространение виртуального управления
деятельностью, не требующего физического
присутствия исполнителей. Новые тенденции в научном менеджменте
потребуют нетрадиционных подходов в деле
повышения экономической и управленческой
культуры менеджеров. В этих целях целесообразно,
на наш взгляд, повсеместно ввести в вузах и
академиях курсы повышения квалификации
специалистов, на которых раскрывались бы
возможности реального экономического
потенциала отраслей народного хозяйства, пути
роста наукоемкости продукции, снижения ее
энергоемкости и материалоемкости. Необходимо
также создать систематизированную
республиканскую программу практических
действий по развитию образования в области
экономики, бизнеса, менеджмента. Все это поможет существенно повысить
качественный уровень управленческого
потенциала республики. |