Номер 3/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Первая Европейская академия предпринимательства в Германии

МАНФРЕД ПУШМАНН


• Вновь образуемые компании, как правило, вносят свежую струю
и динамику в экономическую жизнь
• Обучение и повышение квалификации в области теории и практики создания новых компаний крайне необходимы для дальнейшего эффективного развития народного хозяйства стран Европы

В любом эффективно функционирующем народном хозяйстве имеет место здоровое сочетание крупных, средних и малых предприятий. Как правило, свежую струю и динамику в экономическую жизнь привносят вновь образуемые компании. Причем независимо от процессов концентрации и централизации они возникают преимущественно в виде средних и малых предприятий. “Новички”, опираясь на рвение в работе, воплощают самые современные идеи. Они, не поддаваясь профессиональному пессимизму, активно добиваются доступа на рынки, вырабатывают способность быстро и гибко реагировать на рыночные и ценовые сигналы. И в большинстве случаев у них это происходит быстрее, чем у давно существующих крупных компаний.

Однако путь к самостоятельности – не просто приятная прогулка, на нем отсутствуют какие-либо гарантии успеха. “Человек, создающий новую компанию, – по мнению профессора Хайнца Клендта, руководителя первой в Германии кафедры управления процессом создания новых компаний и предпринимательством в Европейской школе бизнеса (Эстрих-Винкель) – должен осуществить что-то такое, что доставляло бы ему удовольствие и могло бы его воодушевить. Должно присутствовать ощущение радости, ведь на начальном этапе существования компании у ее учредителя возникает так много проблем, что необходимо наличие этой дополнительной мотивации. Он должен срастись с поставленной задачей. Кроме того, каждый предприниматель должен ясно осознавать, что самостоятельная хозяйственная деятельность подразумевает и очень напряженную работу. Это значит нужно ощущать себя предпринимателем 24 ч. в сутки и 365 дней в году, предпринимательство становится частью твоей личности. Нигде в экономике не существует аналогичных возможностей”1.

И все же неоспоримо, что история предпринимательских успехов в германской экономике в значительной мере написана малыми и средними предприятиями. Именно они обеспечивают экономический рост и занятость почти во всех отраслях экономики. Их доля в общем объеме создаваемой стоимости достигает 52%. На них приходится около 45% всех валовых инвестиций, а трудится примерно 20 млн человек (это почти 67% всех рабочих мест). Аналогична ситуация в других странах ЕС (там последний показатель чуть ниже – около 66%).

В ЕС с февраля 1998 г. действует единое определение малых и средних предприятий, опирающееся на такие критерии, как численность наемных работников, оборот, балансовый итог и степень хозяйственной самостоятельности (см. таблицу).

Численность занятых является неизменно заданной (причем предприятия с менее чем 10 занятыми считаются мельчайшим), по балансовому итогу и размеру чистого дохода с оборота возможны отклонения. Более того, оба этих критерия каждые пять лет приводятся в соответствие с тенденциями экономического и финансового развития. Что касается хозяйственной самостоятельности, то предприятие, которым на 25% или более владеет одна или несколько крупных компаний, уже не причисляется к малым или средним.

Итак, с одной стороны, малые и средние предприятия считаются движущей силой экономического роста и “конъюнктурными локомотивами” народного хозяйства. В качестве их основных козырей выдвигаются гибкость и быстрая реакция на требования рынка. С другой стороны, критикуется система подготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих работников малых и средних предприятий, прежде всего потенциальных учредителей и владельцев новых компаний. Эта критика вполне обоснованна, поскольку данная система не нацелена на достижение предпринимательской самостоятельности. Кроме того, она в странах Западной и Восточной Европы либо слабо, либо вовсе не развита. Вследствие этого почти половина всех банкротств приходится на первые четыре года после основания компании.

В чем же слабость “новых” компаний? Типичными для них являются следующие недостатки:

недостаточная осведомленность в части организационных основ, неправильное ведение бухгалтерского учета, неудовлетворительное перспективное видение, неточности в расчетах;

упущения в планировании, слишком высокие управленческие расходы, несоответствующая квалификация сотрудников;

финансирование долгосрочных обязательств за счет краткосрочных кредитов, неверная оценка рыночных тенденций, недостаточная способность к адаптации в условиях негативного влияния конъюнктуры;

отсутствие общего обзора и ошибки, связанные с быстрым развитием.

Так, на стадии становления компании (во многом решающей) от консультаций экспертов по налогообложению и вопросам предпринимательства, советов юристов или опытных отраслевых специалистов отказываются девять из десяти учредителей. Связано это с предпринимательским азартом и завышенной самооценкой. Помощь на старте при осуществлении определяющих шагов в направлении хозяйственной самостоятельности – вот одно из условий успеха тех, кто берется за создание новой компании.


Учебный центр на Мюггельзее


Решению данной проблемы содействует Учебный центр на Мюггельзее (Берлин). Он проявил себя как компетентная организация и в сфере повышения квалификации и при осуществлении исследований2. Центр регулярно устраивает международные конференции, в своей деятельности опирается на значительные ноу-хау. В частности, входящие в его состав Академия международной экономики и Семинарский центр с начала 90-х годов проводят:

курсы ЕС для заместителей руководителей компаний по внешней торговле и связям со странами Западной Европы;

курсы для заместителей руководителей компаний по деловым связям со странами Восточной Европы;

курсы для специалистов по деловым связям с Китаем;

курсы профессиональной подготовки экономистов на малых и средних предприятиях;

семинары и профессиональные курсы для руководящих работников из Китая;

семинары и профессиональные курсы для руководящих работников из России.

Кроме того, ведется подготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников из Польши, Монголии, Белоруссии, Болгарии, стран Балтии. Начиная с января 1999 г. в Учебном центре действуют также курсы по менеджменту в рамках инициативы президента РФ.

Опираясь на накопленный опыт, Учебный центр на Мюггельзее вместе с другими организациями основал в ноябре 1999 г. Европейскую академию предпринимательства (ЕАП). Она призвана стать центром профессиональной подготовки и повышения квалификации в области теории и практики создания новых компаний и имеет цель содействовать обретению и закреплению хозяйственной самостоятельности. Одновременно для молодых профессионалов и руководящих работников, представляющих малые и средние предприятия, академия является форумом по обмену мнениями.

Бесспорно, обучение и повышение квалификации в данной области крайне необходимы для дальнейшего эффективного развития народного хозяйства стран Европы. Это важно и для структурных изменений на западноевропейском внутреннем рынке и для передачи ноу-хау, требующихся для создания новых компаний в странах Восточной Европы. Причем речь идет о длительном историческом процессе, который отнюдь не равнозначен разукрупнению больших организационных единиц, что само по себе нередко ведет лишь к снижению экономической эффективности.

 

Число занятых

Балансо-вый итог

Оборот

Малые предприятия

Менее
50 чел.

Макс.
7 млн евро

Менее 5 млн евро

Средние предприятия

Более 50, но менее 250 чел.

Макс.
40 млн евро

Менее
27 млн евро

Поэтому ЕАП стремится соответствовать современным требованиям, предъявляемым к производственному потенциалу территориально-хозяйственных единиц в странах Западной и Восточной Европы, как возможности для экономического роста, повышения конкурентоспособности и создания рабочих мест через формирование новых компаний. К данным требованиям относятся следующие:

увязывание концепции социальной рыночной экономики с постоянными экологическими усилиями;

глобализация экономики, растущее давление конкуренции, углубление и расширение международного разделения труда и сотрудничества;

введение евро и расширение внутреннего европейского рынка на Восток;

применение передовых технологий и использование ориентированных на производство услуг.


Основные принципы
функционирования академии


Деятельность ЕАП по своей концепции, содержанию и в технико-организационном смысле ориентируется на четыре основных постулата.

Европеизм с сильной ориентацией на Восток. В соответствии с международной спецификой ЕАП опирается не только на национальный, но и на весь европейский опыт в части практического создания новых компаний. В ее работе накопленные Востоком и Западом компетентности взаимоувязаны, причем использование опыта последнего является условием содействия в достижении предпринимательской самостоятельности и развития малых структур в восточноевропейских странах.

Образование новых малых и средних компаний. История успешного и эффективного развития немецкой и западноевропейской экономики в значительной степени связана с предприятиями этих категорий. Они почти во всех отраслях являются позитивной движущей силой роста, создания рабочих мест и инноваций. Преобладание же в странах Восточной Европы крупных предприятий как формы хозяйствования практически не допускало в них предпринимательской самостоятельности и возникновения средних и малых предприятий. Как следствие, там отсутствовало эффективное разделение труда между различными (смешанными) самостоятельными компаниями. Именно поэтому в центре внимания ЕАП находится помощь в создании новых предприятий и работе молодых предпринимателей.

Сильные стороны европейского менеджмента. Упор делается на активное содействие в достижении предпринимательской самостоятельности, помощь средним и малым предприятиям в странах Восточной Европы в контексте европейского видения социальной рыночной экономики. Имеются в виду следующие краеугольные камни стабильности народного хозяйства в западноевропейских странах – открытые рынки, демократические правительства, суверенное гражданское общество и опора на такие элементы (стороны) менеджмента, как системы ценностей, социальное партнерство, кооперация (как форма хозяйственной деятельности), компетентность в области плановой и организаторской деятельности, опыт участия в трансформации, настойчивость в решении социальных и экологических проблем.

Практическая направленность, междисциплинарный характер и сотрудничество. Имея целью обучение всему необходимому для создания новых предприятий и накопление опыта в этой области, ЕАП видит перспективу своей деятельности в прямой выгоде партнера. Используемые в обучении программы составлены с учетом междисциплинарного подхода и нахождения общих путей разрешения проблем. Опираясь на кооперационную сеть и практический подход на местах (на предприятиях и в органах управления), а также благодаря различным формам взаимодействия с государственными и частными учреждениями системы образования можно добиться синергического эффекта, тем самым ощутимее станет практическая ценность обучения.


Целевые группы обучаемых в ЕАП


Исходя из основных принципов академия ориентируется на три целевые группы.

Первая – молодые предприниматели, специалисты и руководящие работники, представляющие средние производственные предприятия и компании сферы услуг, а также государственные и частные организации стран Восточной Европы.

Вторая – западноевропейские и немецкие предприниматели, а также специалисты и руководящие работники средних предприятий, действующих или намеревающихся действовать самостоятельно в странах Восточной Европы.

Третья – молодые люди из стран Западной и Восточной Европы, создавшие собственные компании или стремящиеся к образованию совместных структур, в первую очередь имеются в виду технологические предприятия экологической и регионально-структурной ориентации.


Направления обучения


Содержание и формы профессионального обучения и повышения квалификации в области теории и практики создания новых предприятий должны отвечать не только современным требованиям, но и специфическому характеру целевых групп. Обучение ведется по следующим основным направлениям:

управление созданием и развитием нового предприятия (по стадиям: накопления первичного опыта, планирования, стартовой, роста), конфликты в данном процессе, выявление и стимулирование связанной с этим психологической ориентированности, программы создания и развития малых и средних предприятий в Германии и странах Западной Европы;

рынок и инструменты управления предприятием, маркетинг и международные стандарты, конкуренция, хозяйственное и трудовое право, социальное законодательство в ЕС, общие условия налогообложения;

управление процессом общения (ведение переговоров, язык бизнеса и т.д.);

основы общественно-политического развития восточноевропейских стран и специфический страновой опыт создания новых предприятий;

управление приватизацией и реструктуризация в духе рыночной экономики, кризисное управление и санация, помощь в создании новых предприятий и рыночной ориентации, процедуры, связанные с началом предпринимательской деятельности, управление проектами;

управлением образованием новых структур применительно к трансграничным предприятиям и предприятиям преимущественно инновационного и технологического характера с экологической ориентацией, программы развития технологических компаний на внутреннем рынке ЕС, национальные программы и программы ЕС по содействию.


Формы профессионального обучения
и повышения квалификации


Формы дифференцированы в зависимости от характера целевой группы. Среди них хотелось бы отметить следующие:

передача ноу-хау в части знаний и навыков в ходе семинаров и заседаний рабочих групп, а также на местах – на предприятиях и в органах управления;

передача опыта, информирование и установление необходимых контактов посредством консультаций на среднего размера производственных предприятиях и предприятиях сферы услуг, в отраслевых союзах и других организациях, участие в работе бирж по установлению контактов, консультационных бюро по созданию новых предприятий или в органах по трудоустройству;

консультации в рамках экономических и политических представительств восточноевропейских стран и во внешнеторговых палатах;

формирование предложений, касающихся производства продукции и предоставления услуг, и доведение их до уровня предпринимательских концепций, разработка конкретных планов финансирования, обучение составлению бизнес-планов, определение степени полезности проектов для заказчика, рыночного потенциала и концепции сбыта, образование в Интернете контактных бирж.

***

В интересах повышения эффективности деятельности ЕАП предполагается создать ее филиалы в партнерских организациях, расположенных в восточноевропейских странах.


1Цит. по: Wirtschaftsbericht 99. Bundesministerium fur Wirtschaft und Technologie. Berlin 1999, S. 34.
2Проблемы теории и практики управления. – 1995. – № 1. – С. 61.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz