Китай: 20 лет политики реформ и
открытости– Чем объяснить экономический успех Китая?
Какой Вы видите страну в начале XXI в.?– Прошедшие 20 лет – период глубочайших
изменений в Китае, прежде всего в экономике. Так,
с 1978 по 1998 г. валовой национальный продукт
увеличился с 362,4 млрд юаней до 7 955,3 млрд, а темпы
годового экономического роста в среднем
составили 8%. Это один из самых высоких
показателей в мире. Средний доход на душу
населения в городах поднялся с 343,4 до 5 425 юаней, а
в сельской местности – с 133,6 до 2 160 юаней. Хотя
считать цифры – довольно скучное занятие,
однако они нагляднее всего дают представление об
экономической ситуации в стране. С этим не
расходятся и оценки, высказанные экспертами
Всемирного банка. По их мнению, китайцам
понадобился лишь период жизни одного поколения,
чтобы достичь успехов, на которые другие страны
потратили несколько столетий. Практика показывает, что нынешние достижения
Китая являются результатом того, что в ходе
реформ и открытости, модернизации создана новая
теория строительства социализма с китайской
спецификой – теория Дэн Сяопина. Следуя этим
курсом, китайский народ и добился нынешних
результатов. Мы уверены, что XXI в. откроет перед нами новые
горизонты. Вместе с тем финансовый кризис,
охвативший Азию и весь мир, а также международная
ситуация предостерегают нас: новый век отнюдь не
обещает быть спокойным. Но китайский народ
стремится к тому, чтобы в новом столетии был
установлен справедливый и разумный
международный политический и экономический
порядок, а все страны получили благоприятные
возможности для мирного развития. Как
развивающееся государство, в котором
формируется новый тип общественного строя, Китай
должен будет удвоить усилия, чтобы, участвуя в
новом туре глобального соперничества, сохранять
инициативу. С этой целью Китай определил цели
своего развития до 2050 г.: в первые 10 лет достичь
удвоения ВНП по сравнению с 2000 г., создать более
совершенную систему рыночной экономики и на этой
основе значительно повысить благосостояние
народа. Усилия следующего десятилетия мы
намерены посвятить подъему народного хозяйства
на новый уровень и совершенствованию всех
систем. Таким образом, к середине XXI в. в основном
будет завершена модернизация экономики и
построено богатое и могучее демократическое
государство. – Какие радикальные управленческие действия
правительства КНР позволили эффективно
реформировать экономику?– В ходе реформ мы придерживались критерия
“три пользы”. Первая польза – развитие
производительных сил, вторая – наращивание и
укрепление совокупной мощи государства,
третья – повышение жизненного уровня
населения. В связи с этим представлением ставили
цель построить систему рыночной экономики,
активно продвигая вперед реформы рыночной
ориентации. Достигнуты очевидные успехи в
продвижении рыночных отношений в сферу
материальных ресурсов при одновременном
усилении и совершенствовании
макрорегулирования, налаживании взаимосвязей
всех участников процесса реформ, стабильном
осуществлении преобразований. Примером этих управленческих решений
может быть механизм внедрения рыночных начал в
народное хозяйство, укрепление фундаментальной
роли рынка в эффективном использовании ресурсов.
В результате этой трансформации директивное
планирование устранено полностью из сферы
сельскохозяйственного производства, а в
промышленности оно сократилось с 120 видов
продукции в 1980 г. до 4, что составляет лишь 4,1%
общего объема промышленного производства.
Рыночные правила играют ведущую роль и в
регулировании цен. Так, в 1997 г. в розничной
торговле удельный вес цен, устанавливаемых
правительством, составил 5,5%, а доля цен,
регулируемых правительством, – 1,3%, тогда как
рынок устанавливал 93,2% цен. По мере дальнейшей
либерализации торговли сельхозпродукцией,
промтоварами и производственными материалами
роль товарного рынка еще больше возрастет. С каждым днем расширяются права предприятий
местного самоуправления. В частности, в сфере
внешних инвестиций и внешней торговли полностью
ликвидировано директивное планирование общего
объема экспорта и импорта, т.е. созданы условия
для рыночных преобразований, благодаря чему
экономическая жизнь приобрела дополнительную
активность. Одновременно с энергичным реформированием
экономической системы и созданием рыночной
экономики мы активно занимаемся формированием
правового поля реформ, совершенствуем
юридические методы управления экономикой и
макрорегулирования. Так, приняты законы о
промышленных предприятиях общественной
собственности, банкротстве предприятий
(экспериментальный), компаниях,
поселково-волостных предприятиях, предприятиях
товариществ, действуют положения о городских
предприятиях коллективной собственности и
частных предприятиях. Разработан закон о
бюджете, позволивший ввести в нормативные рамки
такие сложные вопросы, как разграничение
компетенции в управлении бюджетом. В частности,
это касается его доходно-расходных разделов,
порядка составления, утверждения, выполнения и
корректировки бюджета, подведения баланса и
контроля за его исполнением. Парламентом страны принят закон о Народном
банке Китая, четко определивший ведущее место
НБК в банковской системе страны. Народному банку
под руководством Государственного совета
поручено разрабатывать и осуществлять денежную
политику, контролировать движение финансов.
Столь же четко разработано законодательство в
сфере управления налоговыми поступлениями. – Какую роль в развитии экономики играют
государственный, частный и смешанный секторы и
как правительству удается добиваться их
эффективного взаимодействия?–
Государственная экономика
держит под
своим контролем жизненные артерии народного
хозяйства, играя ведущую роль в развитии
народного хозяйства и общества. Это воплощается
главным образом в ее контрольных функциях.
Экономика,
не относящаяся к общественной собственности,
является важной составной частью
социалистического рыночного хозяйства Китая,
ей принадлежит заметная роль в развитии
конкуренции, удовлетворении повседневных
потребностей народа, создании новых рабочих
мест, усилении жизнеспособности народного
хозяйства. Экономика смешанной формы собственности
появилась
в процессе привлечения иностранного капитала.
Быстрое развитие этого сектора способствует
более успешному использованию зарубежных
финансовых средств, передовых технологий и
управленческого опыта, содействует поднятию
планки качества отечественной продукции. С началом проведения политики реформ и
открытости Китай придерживался курса на
совместное
развитие различных экономических секторов
при
доминирующей роли общественной собственности.
При этом постоянно идет поиск эффективных путей
использования общественной собственности,
включая систему акционерного сотрудничества.
Примером этому могут служить те разделы
Конституции КНР, в которых четко указано, что
индивидуально-частные
и другие хозяйства, не принадлежащие к системе
общественной собственности, являются важной
частью социалистической рыночной экономики.
Эта запись в Основном законе внесла существенные
изменения и в структуру собственности. 20 лет назад экономика страны в основном была
представлена системой общественной
собственности. В 1978 г. в этом секторе произведено
99% ВВП и 77,6% валовой промышленной продукции. Но
уже с 1979 г. пропорции между государственным и
другими секторами стали быстро меняться.
Общественную собственность решено было
поддерживать как основу экономики страны. Но и в
этом случае госпредприятиям предоставлялась
свобода активного поиска эффективных форм
деятельности. Параллельно с этим индивидуальный,
частный и другие формы негосударственный
собственности также получили условия для
проявления инициативы. Благодаря такой
трансформации уже в 1996 г. в промышленности на
сектор общественной собственности пришлось 67,5%
выпущенной продукции, что оказалось на 10% меньше,
чем в дореформенный период. Индивидуальные
хозяйства города и деревни произвели 15,5%
промышленной продукции и 17% – другие секторы.
Причем в общественном сегменте экономики
госпредприятия дали 42%, тогда как
коллективные – 58%. Общее развитие экономики
разных форм собственности стало играть важную
роль в ускорении роста народного хозяйства,
удовлетворении многообразных потребностей
народа, увеличении числа рабочих мест. Особенно быстрый подъем отмечен в работе
поселково-волостных предприятий. Прирост
продукции, производимой в этом секторе, достиг
39,4% общего промышленного производства, что
составило 24,1% ВВП. В 1999 г. на сессии парламента КНР в Конституцию
страны внесены изменения, согласно которым
индивидуальные, частные и другие формы, не
охваченные системой общественной собственности,
стали именоваться важной составной частью
социалистической рыночной экономики. – Из печати известно, что за годы реформ КНР
удалось привлечь иностранных инвестиций на
сумму до 500 млрд долл. В каких формах это
происходит и на какие цели направляются
зарубежные капиталы?– В 1983 г. китайское правительство провело
первое рабочее совещание, посвященное
иностранному капиталу в стране. С этого времени
работа по привлечению зарубежных инвестиций
стала рассматриваться как важная составляющая
государственной политики, предусматривающей
открытие страны внешнему миру. В середине 90-х
годов в основном сформирована законодательная
база использования иностранного капитала. В
частности, разработаны законы, регламентирующие
механизм организации и функционирования
совместных предприятий с китайским и
иностранным капиталом, предприятий, созданных
при сотрудничестве китайцев и иностранцев, а
также предприятий с иностранным капиталом.
Приняты правила учреждения акционерных компаний
с ограниченной ответственностью с иностранными
инвестициями и другие юридические акты. В декабре 1997 г. в Пекине состоялось второе
рабочее совещание, проанализировавшее состояние
дел и перспективы этой деятельности. К этому
времени Китай уже вышел на второе место в мире по
привлечению иностранных капиталов, и свыше 170
государств и районов имели у нас свои
капиталовложения. В 1979-1997 гг. в общем объеме
использованного в КНР иностранного капитала
прямые инвестиции из-за рубежа составили 220,18
млрд долл., заемные кредиты – 139 млрд, а средства,
вложенные в иностранные ценные бумаги, – 13 млрд
долл. В Китае уже санкционировано создание 300 тыс.
предприятий с иностранным капиталом. Из 500
крупнейших в мире производственных ТНК 300
компаний инвестировали свои средства в Китае. В
целом же иностранные инвестиции сегодня
составляют 14% вложений в основной фонд страны, а
стоимость продукции, выпущенной на предприятиях
с иностранным участием, достигла 14%
промышленного производства КНР. Из этих данных
видно, что
привлечение иностранного капитала
стало неотъемлемой частью политики реформ и
открытости Китая. На первых порах инвестиции зарубежных
предприятий направлялись главным образом на
развитие обрабатывающей промышленности. Потом
они постепенно распространились на
фундаментальные отрасли, вкладываются в
реконструкцию старых предприятий и на создание
фирм, ориентирующихся на внешний рынок. Сегодня
иностранные инвестиции охватили торговлю,
финансы, информатику, консалтинг, недвижимость.
Благодаря этим средствам в обрабатывающей
промышленности начался
переход от
трудозатратных предприятий к
высокотехнологичным.
Более того, иностранные
инвестиции
постепенно из краткосрочных акций
трансформировались в долгосрочные,
ориентированные на капитальные объекты в
электроэнергетике, развитие автомобильных и
железных дорог, портов, реконструкцию старых
городских районов и коммунально-бытовое
строительство. Прекрасный инвестиционный климат и высокая
отдача от вложенных средств заметно укрепляют
уверенность инвесторов. Поэтому очень многие
иностранные компании наращивают объем
капиталовложений в КНР, расширяют производство,
а некоторые крупные фирмы даже приняли средние и
долгосрочные планы инвестирования в нашу страну.
Благодаря этому сроки инвестиционного
сотрудничества становятся все более
длительными, а экономическое положение
приобретает большую стабильность. – Какую роль в развитии страны играют
внешнеэкономические связи КНР? Как Вы оцениваете
состояние российско-китайского
торгово-экономического сотрудничества и его
перспективы?– Во все годы реформ внешнеэкономические связи
и торговля всегда выступали как важная составная
часть внешней открытости Китая, как движущая
сила ускоренного развития народного хозяйства.
Еще в 1994 г. обнародован целый ряд положений,
определивших механизм управления и реализации
импортных и экспортных товаров, порядок борьбы с
демпингом и дотациями. Эти правовые акты помогли
усовершенствовать систему управления внешней
торговлей, навели порядок в области
внешнеэкономических связей. Понятно, что эти законодательные акты
способствовали постоянному росту доли внешней
торговли в ВНП. Например, в 1979 г. народное
хозяйство Китая зависело от экспортно-импортной
торговли лишь на 8,8%, а в 1998 г. этот показатель
приблизился к 40%. Открытость и быстрое развитие
экономического сотрудничества с зарубежными
странами создали для Китая 30 млн рабочих мест,
увеличили налоговые поступления и получение
иностранной валюты. Благодаря этому запасы
твердой валюты КНР достигли 146,5 млрд долл. и по
этому показателю наша страна заняла 2-е место в
мире. Непрерывно укрепляется статус Китая в
глобальной торговой системе. В 1998 г. объем
китайского экспорта составил 183,7 млрд долл. (9-е
место в мире), а объем импорта достиг 140,1 млрд (10-е
место). Китай уже установил
торгово-экономические связи более чем с 220
странами и районами мира. Практика последних 20 лет подтверждает, что
осуществление внешней открытости и активная
внешняя торговля содействуют полному
использованию внутреннего и международного
рынков, создают благоприятные условия для
маневрирования материальными ресурсами. Вместе
с тем они благоприятствуют техническому
прогрессу, повышают уровень производства и
управления, способствуют росту
производительности труда и интенсификации
производства. В этом заключается
фундаментальная государственная политика,
которой мы будем придерживаться на протяжении
длительного времени и в будущем. Что же касается отношений Китая с Россией, то
между нашими странами установились равноправные
доверительные отношения стратегического
взаимодействия и партнерства, обращенные в XXI в.
Наши связи находятся на этапе благоприятного
развития, что создает прекрасные условия для
развертывания взаимовыгодного
торгово-экономического сотрудничества. С начала 90-х годов КНР и Россия постоянно
выступают как важные торговые партнеры. Все
более оживленным становится двустороннее
технико-экономическое сотрудничество и
торгово-экономическая связь между регионами. В
1993 г. объем взаимной торговли достиг 7,4 млрд долл.
Но в последние годы из-за изменения рыночной
конъюнктуры в обеих странах объем торговли
сократился и в 1998 г. превысил лишь 5 млрд. Поэтому
как по масштабам, так и по качеству нынешнее
состояние деловых связей далеко не
соответствует потенциалу обоих государств. Правительство КНР уделяет большое внимание
этой проблеме. Так, во время визита в Россию в
феврале 1999 г. премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи
подписаны несколько десятков соглашений и
контрактов, призванных дать мощный импульс
взаимовыгодным экономическим связям. В
настоящее время стороны активно занимаются
определением путей и методов дальнейшего
расширения контактов, принимают меры к улучшению
структуры экспорта и импорта, увеличению доли
товаров, в том числе высокотехнологичных и с
высокой добавленной стоимостью. Мы уверены в благоприятной перспективе
китайско-российского сотрудничества и будем
совместно прилагать усилия к дальнейшему
развитию этих связей. – Очевидно, что путь реформ не был усыпан
розами. Какие трудности возникли при
реформировании экономики и какими методами КНР
удается решать эти проблемы?– При преобразовании плановой экономики в
рыночную мы столкнулись со многими проблемами.
Соответственно и методы их решения также были
разнообразными. Однако надежной базой нам
служили правильные ответы на два принципиальных
вопроса: во-первых, как с помощью реформ
содействовать развитию и стабильности;
во-вторых, как проводить реформы,
ориентированные на рынок, и одновременно
усиливать макрорегулирование экономики. Реформы – это мощная движущая сила
формирования экономики и общества; их цель –
дальнейшее освобождение и развитие
производительных сил. Только с помощью реформ, и
в особенности преобразований рыночной
ориентации можно вдохнуть новую жизнь в
экономику, найти решение социальных проблем. К
примеру, чтобы повысить эффективность
государственных предприятий, покончить с их
трудностями, потребовалось создать
новую
систему управления, предусматривающую слияние
и стимулирование производств, реконструкцию и
переоснащение старых заводов и фабрик,
институирование банкротства нерентабельных
фирм, поэтапное сокращение и переобучение лишних
работников. Чтобы смягчить давление проблемы
трудоустройства, пришлось развивать
индивидуальный и частный бизнес, создавать новые
рабочие места, постепенно формировать систему
социального обеспечения, отвечающую требованиям
социалистической рыночной экономики. Однако наряду с проведением реформ,
ориентированных на рынок, важно было не упустить
из виду и усиление
макрорегулирования. Это
достигалось путем активизации рыночных
механизмов, использования преимуществ рынка для
налаживания экономики и повышения ее
эффективности с целью улучшения жизненного
уровня населения. 20-летняя практика реформ и открытости дает нам
ряд уроков, которые нельзя забывать в
повседневных делах.
Первое. Там, где роль
рыночных механизмов велика, наблюдается быстрое
развитие производства, достигается нужный успех.
Если же экономические законы нарушаются, не
учитываются требования рынка, то это
оборачивается замедлением развития и
возрастанием трудностей.
Второе. В условиях
социалистической рыночной экономики следует
усиливать макрорегулирование, совершенствовать
его методы, механизм координации, правильно
определять степень государственного
вмешательства, преодолевать изъяны и недостатки
рынка, успешнее осуществлять фундаментальную
роль рыночного управления материальными
ресурсами.
Третье. Следует постоянно
разрешать острые противоречия и проблемы,
возникающие в экономике и общественной жизни,
эффективно содействовать последовательному и
быстрому развитию народного хозяйства. |