Управление внешнеэкономическими связями в условиях рыночной трансформации
Владимир ЦАРЕВСКИЙ
доктор экономики, старший научный сотрудник Института экономики
Болгарской академии наук
•Нынешняя структура товарооборота, в частности экспорта,
не позволит Болгарии успешно включиться в евроинтеграционные процессы
•В ближайшей перспективе механизм валютного борда
может оказаться сдерживающим фактором развития экспорта
•Приоритетное стимулирование импорта капитала приведет
к повышению технического и технологического уровня производства, росту экспортного
потенциала и решению острых социальных
и региональных проблем
Рыночная трансформация, начавшаяся в Болгарии на рубеже 80-90-х годов, заметно
повлияла на динамику внешнеторгового товарообмена. Ведущая для этого времени тенденция
значительного сокращения объема внешнеторговых операций особенно ярко выразилась
в 1990-1992 гг. В результате к началу ХХI в. по сравнению с 1990 г. стоимостной
объем товарооборота сократился на 66,1%, а к рекордному показателю 1988 г. – на
73,5%. Если в конце 80-х годов годовой объем внешней торговли составил 30 млрд долл.,
то спустя десятилетие – не превышал 9 млрд.
Аналогичная ситуация вырисовывается и при анализе внешнеторгового оборота в физическом
выражении. Индекс этого показателя (при базе 1988 г. = 100) в 1992 г. равен 56,4;
а в 1998 г. (при базе 1992 г. = 100) – 82,3. Другими словами, налицо тенденция продолжающегося
(хотя и с замедлением) спада объемов внешнеторговых операций.
Динамика товарной структуры внешнеторгового обмена
Тенденция к снижению внешней торговли наиболее заметна в
экспорте. В 1990-1999 гг. объем экспортных поставок в стоимостном выражении снизился
почти в 3 раза, а импорта – в 2,5 раза. Сокращение физического объема продаж составило
28,4%, тогда как ввоз зарубежных товаров снизился лишь на 7,1%.Тенденция к сужению
экспортного потока логично привела к ухудшению торгового баланса.
Анализ четко показывает четыре основных периода динамики внешней торговли:
1990-1991 гг. – период активного сальдо товарообмена, хотя и с тенденцией на
понижение по сравнению с концом 80-х годов;
1992-1994 гг. – отрицательное сальдо внешнеторговых операций в умеренных размерах;
1995-1997 гг. – период незначительного преобладания экспорта над импортом;
1998-2000 гг. – значительное увеличение пассивов торгового баланса; в частности
в 1999 и 2000 гг. ежегодный дефицит составил более 1 млрд долл. В результате суммарный
размер накопленного с 1992 г. дефицита достиг примерно 3 млрд долл.
В 90-е годы наступили серьезные изменения в товарной структуре внешней
торговли Болгарии, прежде всего в экспорте. В частности, выросла доля товаров с
низкой переработкой и не требующих высококвалифицированного труда – сырья, топлива,
электроэнергии, материалов и полуфабрикатов, металла и т.д. Причем подъем в этом
секторе происходил за счет резкого снижения удельного веса товаров с высокой степенью
переработки или требующих высококвалифицированного труда, наукоемких продуктов,
таких как машины и сооружения, изделия электротехники и электроники и т.д. В результате
на рубеже веков более половины болгарского экспорта в стоимостном выражении составляли
сырье, материалы и энергетические ресурсы.
Показателен в этом отношении анализ динамики товарной структуры экспорта по отраслям.
Относительный вес промышленных изделий в этом секторе сократился с 97,3% в 1990
г. до 94,1% в 1998 г. А продажа сельскохозяйственных товаров увеличилась в 2 раза.
Характерными элементами структуры экспорта промышленных товаров явились:
•почти 4-кратное снижение относительной доли изделий машиностроения, включая
электротехнику и электронику;
•небольшое увеличение удельного веса пищевкусовой промышленности в 1991-1995
гг. и значительное падение этих товаров в 1997-1999 гг.;
•рост относительной доли изделий химической индустрии, продолжавшийся до 1996
г., а затем резкое падение ее в последующие годы, вплоть до 2001 г.;
•расширение экспорта черных и цветных металлов, текстиля и текстильных изделий.
Что же касается товарной структуры импорта, то в этом сегменте произошло
незначительное понижение удельного веса промышленных товаров – с 99% в 1990 г. до
97,9% в 1998 г. и соответственно небольшое повышение доли сельскохозяйственных товаров.
При этом в структуре импорта промышленных товаров проявились следующие наиболее
значимые тенденции:
•почти 2-кратное понижение доли изделий машиностроения;
•значительное повышение товаров химической и нефтехимической индустрии;
•существенный рост доли продовольственных товаров.
В результате перемен в экспорте и импорте в конце ХХ в. товарная структура
внешнеторгового обмена Болгарии оказалась близкой к той, которая характерна для
развивающихся стран, сравнительно бедных на внутренние энергетические и сырьевые
ресурсы. С такими показателями, в частности в экспорте, Болгария вряд ли может надеяться
на эффективное включение в евроинтеграционные процессы. Скорее, страна превратится
аграрно-сырьевой придаток будущего единого европейского хозяйства.
Переориентация товарных потоков
В ходе рыночных преобразований произошли значительные изменения
в географии внешнеторгового обмена Болгарии, что особенно заметно в экспорте. Как
видно из табл. 1, важная новая деталь – повышение относительной доли индустриально
развитых стран, прежде всего стран – членов ЕС. Этот результат достигнут за счет
«выпадения» из торговых операций бывших социалистических государств, в частности
России и других республик бывшего Советского Союза. Причиной такой «перекройки»
товарных потоков в первую очередь стал распад в начале 90-х годов социалистического
лагеря в рамках СЭВ, а также постепенное включение болгарской экономики в евроинтеграционные
процессы.
Таблица 1
Географическая структура внешней торговли Болгарии, %
| 1990 |
1992 | 1995 |
1997 | 2000 |
| экс. | имп. |
экс. | имп. | экс. |
имп. | экс. | имп. |
экс. | имп. |
ОЭСР | 10 | 15 |
42 | 44 | 50 |
45 | 58 | 47 |
67 | 58 |
в том числе ЕС | 5 | 10 |
29 | 31 | 37 |
36 | 43 | 38 |
53 | 49 |
СНГ | 64 | 60 |
22 | 29 | 17 |
33 | 18 | 33 |
9 | 24 |
в том числе Россия | - | - |
17 | 21 | 10 |
27 | 8 | 28 |
5 | 20 |
НАФТА | 10 | 13 |
5 | 5 | 2 |
3 | 3 | 3 |
4 | 6 |
Балканские страны | 4 | 3 |
12 | 3 | 13 |
4 | 6 | 2 |
8 | 1 |
Другие страны | 12 | 9 |
18 | 19 | 18 |
15 | 15 | 15 |
12 | 11 |
Если в конце 80-х годов на страны СЭВ приходилось 2/3 болгарского импорта и около
3/4 экспорта, то в конце 90-х годов их доля сократилась до 1/3 импорта и 1/6 экспорта.
Особенно заметно тенденция к снижению болгарского экспорта проявилась в отношении
СНГ, в том числе России. За счет этого относительная доля стран–членов ОЭСР выросла
с 1/10 до 2/3 в экспорте и с 1/6 до 1/2 в импорте. В этой группе наиболее высокие
темпы сохраняли торговые контакты со странами – членами Евросоюза.
В этом же десятилетии текущий счет платежного баланса страны ежегодно (за исключением
1997 г.) завершался пассивным сальдо. Накопленные суммы дефицита за этот период
достигли примерно 3 млрд долл.
Анализ динамики сальдо текущего счета показывает два основных периода.
Первый (1990-1996 гг.) характеризуется отрицательным балансом по таким
позициям, как выплаты и поступления от нефакторных (транспорт, туризм и т.д.) и
факторных услуг, а также по односторонним безвозмездным трансфертам, следствием
чего баланс текущего счета был значительно хуже по сравнению с торговым балансом.
Для второго этапа (1997-2000 гг.) характерно ежегодное положительное сальдо
по остальным операциям, включенным в текущий счет платежного баланса, что в значительной
степени объясняется активными односторонними безвозмездными трансфертами из-за рубежа
в размере 100-200 млн долл в год.
Значительный дефицит покрывался активами через нетто-приток капиталов преимущественно
в форме кредитов и прямых инвестиций из-за рубежа. В результате этого за годы трансформации
(за исключением 1990, 1993 и 1996 гг.) общий платежный баланс страны завершался
положительным сальдо, что находило выражение в росте официальных валютных резервов
Болгарского народного банка. В целом за 10 лет их сумма увеличилась до 2,4 млрд
долл., причем основная ее часть накоплена в 1997-1999 гг., после введения валютного
борда.
Активное сальдо капиталооборота с зарубежными странами в большой степени явилось
результатом успешных кредитных операций, составивших за эти годы более 3,5 млрд
долл., и обязано новым иностранным кредитам и займам, прежде всего международных
финансовых институтов, тогда как нетто-импорт прямых инвестиций едва достиг 2,3
млрд долл., или в среднем 250-260 млн в год.
Прямые иностранные инвестиции концентрируются преимущественно в сфере
индустрии, торговле и финансов (более 85% общего объема). Низка их доля в транспорте,
телекоммуникациях и совсем незаметна в сельском хозяйстве и строительстве –менее
1%.
В динамике внешнего долга страны можно выделить три периода.
Первый охватывает 1990-1993 гг., и для него характерна тенденция к увеличению
суммы задолженности до 2,8 млрд долл., т.е. около 25%. Отличительной особенностью
второго периода (1994-1996 гг.) стало существенное сокращение размера долга
на 4 млрд долл. (около 30%), что преимущественно явилось результатом его реструктуризации
со стороны банков-кредиторов Лондонского клуба. На нынешнем третьем этапе,
который начался в 1997 г., номинальный внешний долг увеличился на 660 млн долл.
(на 7%), что произошло даже несмотря на списание задолженности по процентам со стороны
двух банков бывшего СЭВ – МБЭС и МИБ.
Следует отметить, что основные условия и факторы, которые обусловили динамику
внешней торговли Болгарии в годы рыночной трансформации, были в значительной мере
противоречивы и неоднозначны как по своему поведению, так и по результатам. Они
могут быть охарактеризованы как неблагоприятные с точки зрения экономики и интересов
страны. В результате Болгария вопреки существенной либерализации импорта и отчасти
экспорта оказалась слабо подготовленной к работе с иностранными инвесторами. С другой
стороны, после введения механизма валютного управления четко проявилась тенденция
к усилению перевода финансовых ресурсов за рубеж преимущественно в форме инвестиций
в иностранные ценные бумаги, а также перевода денег на депозиты иностранных торговых
банков. «Бегство капитала» – главная причина отрицательного сальдо по движению портфельных
инвестиций. Это проблема, тяжесть которой, по всей вероятности, будет серьезно ощущаться
в ближайшие годы.
Перспективы Болгарии на мировом рынке
В обозримой перспективе внешнеэкономические связи Болгарии
будут развиваться в очень сложной и противоречивой внутренней и внешней обстановке.
Во внутренней сфере следует ожидать изменения основных акцентов экономической
политики страны, связанной с достигнутой финансовой стабилизацией, стимулированием
инвестиций в реальный сектор, ускорением темпов экономического роста, а также повышением
занятости и ростом доходов населения.
В сфере внешнеэкономических отношений будет продолжена либерализация.
Параллельно с этим будут приняты более интенсивные меры стимулирования экспорта
товаров и услуг, а также прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
Вероятно также, что до 2010 г. будет действовать механизм валютного совета. Если
фиксированное соотношение лев/евро сохранится и темпы инфляции лева окажутся значительно
выше, реальное удорожание лева неблагоприятно воздействует на экспорт.
В среднесрочной перспективе планируется ускорить создание необходимых условий
для возникновения и функционирования эффективного рынка инструментов капитала, которые
могли бы существенно дополнить стимулы привлечения капиталовложений из-за рубежа.
Ускорение либерализации движения капиталов также будет стимулировать приток иностранных
инвестиций. Одновременно произойдет усиление оттока финансовых ресурсов, преимущественно
в форме депозитов и портфельных инвестиций.
Дальнейшее развитие евроинтеграционных процессов и надежда на активное подключение
к ним болгарской экономики на основе так называемой асимметричной либерализации
приведут, с одной стороны, к облегчению доступа болгарских экспортеров на единый
европейский рынок, а с другой – усилят конкуренцию на национальном рынке со стороны
фирм-экспортеров из стран ЕС. Целесообразно интенсифицировать обмен капиталами с
заграницей и, в частности, приток внешних финансовых ресурсов в экономику в форме
прямых инвестиций и кредиты частных кредиторов.
Следует ожидать активизации торгово-экономических отношений с традиционными в
прошлом партнерами, контакты с которыми в прошедшем десятилетии значительно сокращены,
прежде всего с Россией и бывшими социалистическими странами Восточной Европы, соседними
балканскими государствами, а также арабскими и другими странами Ближнего Востока
и Северной Африки.
В этих условиях можно прогнозировать относительно устойчивую тенденцию к повышению
стоимостного объема внешнеторгового товарооборота умеренными темпами (см. табл.
2). Логично ожидать одинаковых темпов роста объемов экспорта и импорта, возможно,
с преобладанием экспорта. В результате этого отрицательное сальдо торгового баланса
начнет, хотя и очень медленно, особенно в начале периода, сокращаться. Тем не менее
в следующие 2-3 года, вероятно, оно будет держаться на высоком уровне – порядка
от 700-800 млн до 1 млрд долл. в год.
Таблица 2
Прогноз внешнеторгового товарооборота, млрд долл.
| 2002 | 2003 |
2005 | 2010 |
Товарооборот | 11,4 | 12,1 |
13,6 | 17,5 |
Экспорт | 5,2 | 5,6 |
6,5 | 8,5 |
Импорт | 6,2 | 6,5 |
7,1 | 9,0 |
Сальдо | -1,0 | -0,9 |
-0,6 | -0,5 |
С другой стороны, не исключен вариант, при котором ежегодный пассив в торговом
балансе будет держаться на (относительно) неизменном уровне до конца прогнозируемого
периода, возможно, даже несколько повысится. Этот вариант представляется маловероятным
по следующим соображениям:
•ожидаемый экономический рост первоначально может дать мощный стимул для развития
импорта, но впоследствии он приведет к увеличению темпов роста экспорта;
•рост импорта будет в значительной степени ограничен низкими доходами населения,
ограниченными финансовыми возможностями фирм реального сектора;
•повышение экспорта (особенно в конце прогнозируемого периода) может быть стимулировано
путем создания специализированных государственных институтов, как и возможной девальвации
лева или прекращением действия режима валютного совета;
•в краткосрочном аспекте можно будет ожидать умеренного снижения цен на нефть
на международном рынке;
•ожидаемые стабильные темпы экономического роста в ЕС, России и странах ЦВЕ также
должны благоприятно отразиться на болгарском экспорте.
Как видно из табл. 3, выравнивание торгового баланса страны маловероятно до конца
нынешнего десятилетия. При таком положении, вероятно, финансовый счет ежегодно будет
завершаться значительными активами, соизмеримыми с пассивами, так что величина официальных
валютных резервов останется стабильной. Это означает, что большую часть прогнозируемого
периода Болгария может рассчитывать на нетто-приток капиталов из-за рубежа в форме
кредитов и прямых инвестиций.
Таблица 3
Прогноз платежного баланса,
внешнего долга и валютных резервов,
млрд долл.
| 2002
| 2003
| 2005
| 2010
|
Платежный баланс
(текущий счет)
| -0,7
| -0,6
| -0,3
| 0
|
Официальные валютные
резервы
| 2,8
| 3,0
| 3,0
| 3,5
|
Валовой внешний
долг
| 10,2
| 10,2
| 10,0
| 9,5
|
Последние несколько лет импорт капитала в форме инвестиций связан в большой степени
с приватизацией государственных предприятий и организаций реального и финансового
секторов. Этот ресурс, однако, исчерпывается. Трудно прогнозировать с достаточной
степенью точности, насколько Болгария может рассчитывать в среднесрочной перспективе
на усиленный интерес со стороны потенциальных иностранных инвесторов после завершения
приватизации. Наиболее вероятно, что в обозримом будущем Болгария сможет рассчитывать
на новые кредиты из-за рубежа только при условии, что сумма ежегодно получаемых
новых займов будет соизмерима с суммой погашаемых обязательств. В противном случае
при значительном дефиците текущего счета и ограниченном нетто-импорте инвестиций
можно будет поставить под сомнение обслуживание внешнего долга. В ближайшие 2-3
года (как и до сих пор) можно будет рассчитывать на кредиты международных финансовых
институтов – МВФ, Мирового банка, европейских банков.
В среднесрочной и еще более вероятно в долгосрочной перспективе можно будет рассчитывать
на банковские кредиты, а также на эмиссию еврооблигаций. Но этот источник будет
действовать только при хорошо развитой инфраструктуре и нормально функционирующем
финансовом секторе, в том числе национальном рынке капитала, а также при существенном
повышении кредитного рейтинга страны.
Валовой внешний долг Болгарии в ближайшие 2-3 года, очевидно, сохранится на нынешнем
уровне. Большое увеличение задолженности нежелательно, но это и маловероятно. С
другой стороны, значительное сокращение ее объема возможно начнется не ранее середины
нынешнего десятилетия.
В такой обстановке во внешнеэкономической политике Болгарии, на наш взгляд, должны
быть определены приоритетные направления.
Во-первых, поощрение экспорта товаров и услуг всеми возможными средствами
денежной и фискальной политики, независимо от ограничений, налагаемых механизмом
валютного борда и вытекающих из обязательств, принятых международными договоренностями
(по линии ВТО, МВФ и Мирового банка), а также в ходе евроинтеграционного процесса.
Давно назрела необходимость в создании специализированного государственного или
смешанного института кредитования экспорта, а также государственного страхования
и гарантий экспортных кредитов.
Специфичные меры необходимы для стимулирования экспорта сельскохозяйственных
продуктов, включая прямое или косвенное субсидирование того, что пользуется спросом
как в ЕС, так и других индустриально развитых странах. Это особенно важно в нынешнем
кризисном состоянии аграрного сектора, характеризующегося значительной раздробленностью
обрабатываемых угодий, низким техническим и технологическим уровнем, слабой продуктивностью
и отсутствием инвестиций, которые обусловлены исключительно низкой его конкурентоспособностью.
Государство должно предпринять шаги по привлечению инвестиций в туризм, транспорт
и коммуникации с учетом повышения их потенциала как источника валютных поступлений.
Во внешнем аспекте усилия государства должны быть направлены как на облегчение
доступа болгарских фирм-экспортеров на единый рынок ЕС, так и на восстановление
наших традиционных позиций на рынках России, СНГ и бывших социалистических стран
Восточной Европы. Наряду с этим следует активизировать торгово-экономические отношения
Болгарии с государствами Ближнего Востока и Северной Африки.
Очевидно, в ближайшей перспективе механизм валютного управления останется сдерживающим
фактором в отношении экспорта. Если темпы инфляционного обесценения лева не будут
существенно сокращены, может произойти девальвация национальной валюты и даже упразднение
механизма валютного совета. В сущности, учитывая долгосрочную перспективу, последнее
неизбежно и необходимо. Вопрос сводится к тому, будет ли механизм валютного борда
функционировать до вступления Болгарии в зону евро, которое предусматривается к
концу нынешнего десятилетия, или он будет прекращен раньше.
Во-вторых, независимо от обозначившейся общей тенденции дальнейшей либерализации
импорта, по крайней мере в обозримом будущем, необходима политика умеренного, гибкого
и селективного протекционизма, особенно в отношении тех национальных отраслей и
производств, которые будут в наибольшей степени затронуты либерализацией импорта.
Не создавая искусственно благоприятные условия для национальных производителей,
такая политика должна правомерно ограничивать агрессивную и нелояльную конкуренцию
со стороны внешних сил. В этом смысле таможенная политика должна стать более гибкой,
динамичной и дифференцированной, стимулировать в наибольшей степени импорт сырья,
топлива, материалов и сдерживать закупки товаров с высокой степенью переработки,
потребительских и высококачественных продуктов.
В-третьих, принятие мер для поощрения притока иностранных инвестиций,
прежде всего в реальный сектор экономики, в условиях завершающейся приватизации.
Необходимо создавать благоприятные условия для импорта капиталов, которые ведут
к повышению технического и технологического уровня производства, увеличению занятости,
росту экспортного потенциала, решению некоторых острых социальных и региональных
проблем, развитию высших форм специализации и кооперации производства и т.д.
Было бы целесообразно проанализировать вклад иностранных инвестиций в болгарскую
экономику, в частности в рамках приватизации. На этой основе можно было бы разработать
среднесрочную программу привлечения прямых иностранных инвестиций.
В течение прогнозируемого периода государство должно эффективно контролировать
экспорт капитала, независимо от общего процесса либерализации, который неизбежно
затронет и эту сферу. С особой остротой стоит вопрос об эффективном контролировании
и регулировании импорта и экспорта портфельных инвестиций, в частности оборот краткосрочных
спекулятивных капиталов.
В-четвертых, необходимо эффективное и целенаправленное регулирование кредитных
отношений с зарубежными странами и рациональное управление внешним долгом страны.
Существенная часть усилий в этой области должна быть сосредоточена на облегчении
условий и ограничений при получении, использовании и обслуживании иностранных кредитов
со стороны болгарских фирм и финансовых институтов. Следует также создать благоприятные
условия для успешной эмиссии ценных бумаг болгарских эмитентов, вначале правительственных
и муниципальных, а в отдаленной перспективе и частных издателей международного рынка
капитала. Эта задача, вероятно, приобретет актуальность в виду объявленного намерения
о значительном реструктурировании кредитной деятельности МВФ.
В-пятых, в отношении международных торговых, экономических и финансовых
институтов – ЕС, ВТО, МВФ, Мировой банк, ЕБРР и др. – Болгария должна стремиться
к равноправному диалогу, в котором инициативы были бы взаимными и двусторонними.
Для этого было бы полезно настойчиво и аргументированно отстаивать национальные
позиции и интересы.
Проведение эффективной и успешной внешнеэкономической политики невозможно без
комплексной долгосрочной программы развития внешнеэкономических связей страны.
Она должна быть разработана и принята в ближайшее время.
|