9 октября 2003 г. в г. Подольске (Московская область) на базе
федерального унитарного предприятия «Опытно-конструкторское бюро «Гидропресс» состоялась
научно-практическая конференция на тему «Государственная собственность в переходной
экономике», организованная Международной академией менеджмента и ОКБ «Гидропресс»
при содействии Министерства имущественных отношений РФ, Министерства РФ по атомной
энергии, администрации г. Подольска. В работе форума участвовали известные
российские ученые и государственные деятели, руководители государственных предприятий,
акционерных обществ и банков, профессора и преподаватели высших учебных заведений.
Перед участниками форума, проходившего под председательством президента МАМ академика
РАН С. Ситаряна, выступили директор - генеральный конструктор ОКБ «Гидропресс» доктор
технических наук Ю. Драгунов и первый заместитель министра имущественных отношений
РФ, академик Международной академии менеджмента Ю. Медведев.
В числе информационных спонсоров конференции был международный журнал «Проблемы
теории и практики управления».
Учитывая пожелания читателей чаще и полнее освещать проблемы развития госсобственности,
редакция публикует основные положения выступления Ю. Медведева, а также обзор дискуссии
по этому докладу.
Новая модель управления госимуществом
ЮРИЙ МЕДВЕДЕВ
первый заместитель министра имущественных отношений РФ
Позади 10-летний период перехода России к рынку, и сегодня
в стране налицо все черты рыночной экономики. Страна рассталась с монополизмом государственной
собственности. Наряду с рынком товаров действуют рынки капитала, услуг, информации.
Формируется законодательство, определяющее адекватные правила игры и конкурентный
механизм экономики.
Внушают оптимизм показатели экономического развития: рост ВВП за 2001-2002 годы
составил 5% и 4,3% соответственно, по итогам 2003 г. ожидается увеличение валового
продукта еще на 6%, промышленного производства – на 6,6%, инвестиций в основной
капитал – от 6 до 7,5%. Снижаются темпы роста инфляции: если в 1999 г. она составила
36,5%, то в 2003 г., согласно прогнозам правительства, она не превысит 12%. Третий
год подряд растут доходы населения.
Таким образом, можно заключить, что вектор развития экономики страны выбран правильно.
Система управления государственной собственностью
В соответствии с логикой проводимых в России экономических
и политических реформ Президентом РФ поставлены задачи в сфере земельно-имущественных
отношений, решение которых требует новых подходов в управлении государственной собственностью.
На наш взгляд, новая модель должна быть основана на принципах:
во-первых, соответствия состава государственного имущества функциям
государства с последовательной приватизацией, реорганизацией или ликвидацией
избыточного имущества;
во-вторых, текущего и перспективного планирования при системном контроле
использования имущества.
Безусловно, наши предложения появились не на пустом месте. В 1999 г. правительством
одобрена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в стране.
Практика подтвердила обоснованность и своевременность этого шага. За эти годы проведена
инвентаризация объектов государственной собственности, налажен мониторинг их состояния.
Доходы федерального бюджета от использования федерального имущества только в 1999-2002
годы выросли более чем в 3 раза, а по сравнению с 1997 г. – почти в 50 раз. В 2003
г. поступления в бюджет превысят 125 млрд руб.
Создана система экономического анализа и планирования деятельности государственных
унитарных предприятий (ГУП). С 2001 г. часть их прибыли стала поступать в бюджет,
в 2003 г. эти платежи составят более 2,5 млрд руб. Установлен порядок и организован
аудит отчетности унитарных предприятий. В 2003 г. более 1,5 тыс. ГУП представили
в Минимущество России аудиторские заключения.
Подобная же система мониторинга действует и в акционерных обществах с
государственным участием. Количество АО, выплачивающих дивиденды, возросло с 35
в 1997 г. до 1 тыс. в 2003 г. По предварительным данным, поступления в бюджет по
этой статье составят 12 млрд руб.
Сформирован реестр федеральной недвижимости, содержащий количественные,
технические и правовые характеристики объектов. Субъектам малого предпринимательства
передано в аренду более 3,5 млн м2 помещений федеральной недвижимости.
За этот период во многом заново создана нормативная база. Разработан и вступил
в силу новый закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Началась реализация Земельного кодекса и иных законов, регулирующих вопросы оборота
земельных участков. Принятие ряда нормативных актов правительства придало импульс
развитию оценочной деятельности. В короткий срок лицензии получили более 4,5 тыс.
физических и юридических лиц, налажен систематический контроль деятельности оценщиков.
При Минимуществе создается Совет потребителей оценочных услуг.
В целом процедура управления имущественно-земельным комплексом приобретает все
более системный характер и определена в деталях на всех уровнях – от решений кабинета
министров до графика действий министерского специалиста.
Мы вышли на систему пообъектного управления. Но резервы еще есть, и немалые.
Чтобы задействовать их, потребуется более совершенная классификация федерального
имущества, на основе которой можно будет оптимизировать структуру собственности
в соответствии с ее государственными функциями. На деле это означает, что, с одной
стороны, надлежит создать условия для планового ухода государства из рыночной
«коммерческой» ниши экономики, а с другой – системно обеспечить эффективное функционирование
и развитие государственной и муниципальной собственности для деятельности, которая
возложена исключительно на государство и местную власть Конституцией РФ и федеральными
законами.
Подобное решение соответствует и мировому опыту. В частности, общественный (публичный)
сектор играет существенную роль во многих странах Европы, хотя их экономика и функционирует
на рыночных принципах. Они справедливо полагают, что в отдельных случаях рыночное
регулирование экономики должно дополняться прямым вмешательством государства.
Новый механизм управления госимуществом
В силу сложившихся в нашей стране объективных экономических
факторов и с учетом зарубежного опыта нам предстоит разработать новые механизмы
управления государственным имуществом, которые бы позволили повысить его эффективность
и защиту прав государства как собственника или участника (акционера) коммерческих
и некоммерческих организаций. Для этого нужна постоянно действующая система, базирующаяся
на утверждаемой правительством Программе управления федеральным имуществом (активами)
на очередной год и прогнозе развития этого сектора на два последующих года.
Программа управления должна состоять из трех планов – приобретения, использования
и выбытия имущества и жестко увязана с разработкой федерального бюджета, федеральной
адресной инвестиционной программы, прогнозным планом (программой) приватизации федерального
имущества на очередной год. Этот процесс должен быть вписан в систему бюджетного
планирования и соотноситься с перспективным финансовым планом на три предстоящих
года.
Построение этой системы уже началось. В основном завершено создание информационной
базы пообъектного управления имуществом. В реестре, в частности, учтено имущество
8 820 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и 36 693 государственных
учреждений (ГУ), 1 218 788 объектов недвижимого имущества, включая 25 713 земельных
участков.
В федеральной собственности находятся акции 4 183 акционерных обществ. При этом
пакеты акций по доле Российской Федерации в уставных капиталах разделены следующим
образом:
100% уставного капитала – 124 АО;
более 50% уставного капитала – 552 АО;
от 25 до 50% уставного капитала – 1 308 АО;
менее 25% – 2 199 АО, включая 492 АО, в отношении которых используется специальное
право на участие Российской Федерации в их управлении.
Кроме того, учтено 148 акционерных обществ, в отношении которых применено только
специальное право на участие Российской Федерации в их управлении (акций нет).
Как видим, состав федерального имущества разнообразен и по основаниям его включения
в федеральную собственность может быть представлен следующим образом:
имущество, изъятое из оборота (в частности имущество силовых ведомств);
имущество, ранее определенное как запрещенное к приватизации (в настоящее
время действует указ президента и более 60 законов, устанавливающих такой запрет);
стратегические предприятия, определяемые президентом (с учетом нового закона
о приватизации);
имущество, используемое для решения отдельных временных задач;
имущество, не приватизированное из-за различных, в том числе чисто технических,
причин.
И если в отношении одних объектов цели использования нормативно установлены,
то в отношении других различные ведомства высказывают прямо противоположные предложения.
Нередко перед такими предприятиями ставятся задачи, не обеспеченные финансовыми
и организационными ресурсами, что ведет к неэффективному управлению этим хозяйством.
Так, в ведении Минсельхоза России находится 403 предприятия по племенной работе.
Из-за отсутствия ресурсов значительное количество из них уже утратило свое предназначение
как племенное предприятие. Однако Минсельхоз отказывался принимать в отношении их
принципиальные решения. В итоге в бывших племзаводах ухудшились экономические показатели,
а сами они лишены возможности маневра.
По новой классификации все объекты должны быть отнесены либо к имуществу, необходимому
для осуществления функций и задач государства (условно его можно назвать функционально-целевым),
либо к имуществу, утратившему такое значение (для краткости – коммерческое). Затем
следует определить состав имущества, необходимого в качестве экономической базы
для выполнения соответствующими органами публичной власти полномочий, и установить
порядок его формирования. Такое имущество должно находиться только в собственности
того уровня публичной власти, к компетенции которого отнесено, и не может быть отчуждено
ни в результате приватизации или банкротства, ни в результате исполнительного производства.
На функционально-целевое имущество не может быть обращено взыскание по обязательствам
РФ или юридических лиц, которые им пользуются.
К сожалению, сейчас нередко происходит иное. Например, нижегородский областной
арбитражный суд ввел в ФГУП «Международный аэропорт «Нижний Новгород» внешнее управление.
В результате запрещенный к приватизации аэродромный комплекс не только выведен из
управления государства, но и находится под угрозой отчуждения.
К функционально-целевому имуществу должно быть также отнесено имущество, используемое
для решения ограниченного круга стратегических и социально ориентированных задач.
Управлять им могут структуры, обеспечивающие оборону и безопасность страны, работающие
в сфере высоких технологий, науки и охраны окружающей среды, но не получающие быстрой
коммерческой отдачи, естественные монополии, а также организации инфраструктуры
и коммунального хозяйства.
Эту комплексную межведомственную работу, не дожидаясь принятия федерального закона,
уже сейчас можно организовать решением правительства. Классификации должны подлежать
все виды федеральной собственности – предприятия и учреждения, отдельные объекты
недвижимости (в том числе земельные участки и иные природные объекты), акции (доли)
в хозяйственных обществах, имущественные права, объекты интеллектуальной собственности
и т. п.
Для анализа эффективности деятельности подведомственных ФГУП федеральными органами
исполнительной власти образованы межведомственные комиссии, к компетенции которых
предлагается отнести выработку рекомендаций в отношении федерального имущества.
На наш взгляд, подобные же структуры следует создать и для оценки деятельности федеральных
учреждений и целевого использования иного имущества, принадлежащего Федерации.
Представляется целесообразным также запретить участие государственных унитарных
предприятий в банках. Анализ показал, что такими предприятиями для приобретения
акций (долей) в банках только официально израсходовано более 2,5 млрд руб. Причем
взамен не получено ни дивидендов, ни капитализации. Возникает подозрение, что эти
банки создавались лишь для финансовых потоков предприятий.
По нашему мнению, в результате системной аналитической работы можно будет легко
определить состав и объем федерального имущества, необходимого для выполнения функций
государства. Перечни такого имущества должны утверждаться соответственно или президентом
или правительством, а изменения в этой описи производиться только путем внесения
поправок и дополнений в федеральный закон и лишь в том случае, когда будут меняться
функции государства, цели и задачи государственной политики.
Это имущество должно находиться либо непосредственно в казне соответствующего
публичного образования, либо закрепляться на праве оперативного управления за
казенными предприятиями или казенными учреждениями. Возможность создания
таких структур предусматривается законом «О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях», который позволяет субъектам РФ и муниципалитетам эффективнее осуществлять
дотируемые виды деятельности и решать социальные задачи, требующие дополнительных
ассигнований.
Серьезному анализу предстоит подвергнуть деятельность федеральных учреждений,
которых насчитывается 40 тыс. Гражданским кодексом наряду с жесткими требованиями
о необходимости финансирования собственником их деятельности по смете и невозможности
распоряжаться имуществом учреждениям предоставлено право осуществлять «приносящую
доходы деятельность» и распоряжаться имуществом, приобретенным за этот счет. Такое
разрешение им дано в период становления рыночных отношений, когда у государства
были ограниченные финансовые возможности. На практике, однако, учреждения активно
стали зарабатывать внебюджетные средства. В итоге возникло очевидное противоречие
между коренными признаками учреждения и практикой их функционирования. Оставаясь
формально бюджетополучателями, они в значительной степени стали по факту самостоятельными
коммерческими производителями услуг.
По нашему мнению, пора покончить с этой вольницей, а для этого предстоит серьезно
изменить нормативную базу существования этого сектора. В частности, нужно законодательно
установить, что закрепленное на праве оперативного управления за казенными предприятиями
и учреждениями имущество не может быть передано в аренду или быть предметом иных
гражданско-правовых сделок, если не принято решение о признании такого имущества
излишним и подлежащим высвобождению.
Как показывает мировой опыт, эффективным методом управления госимуществом является
передача его в концессию. Основное отличие передачи имущества по договору
концессии от аренды в том, что концессионеру передается право осуществления деятельности
или предоставления услуг, отнесенных Конституцией или законами к функциям государства
или местного самоуправления. И уже для обеспечения такой деятельности передается
государственное или муниципальное имущество.
Механизм концессии позволяет привлекать в общественный сектор частные инвестиции
и необходимую собственность. Что же касается приобретения или создания нового имущества,
обеспечивающего государственные функции, то для этого должны быть серьезные экономические
причины и определенные источники финансирования. Возмездное приобретение или создание
имущества должно корреспондироваться с федеральной адресной инвестиционной программой
и расходной частью федерального бюджета. Отступление от этого порядка приводит к
большим потерям. Так, в результате несогласованности адресных инвестиционных
программ с расходной частью бюджета в собственности РФ находится более 7 тыс. незавершенных
строек, причем за бюджетные деньги работы ведутся только на 224 объектах (3%), а
остальные не только теряют инвестиционную привлекательность, но и становятся опасными
для окружающих. Пример такого долгостроя – радиотелевизионные башни в гг. Екатеринбурге
и Магадане. Строительство 212-метровой телебашни в г. Екатеринбурге начато в 1984
г. и фактически прекращено в 1992 г. При этом не было должной консервации, и стройки
стали местом опасных игр детей и подростков, приведших к трагическим исходам.
Дальнейшее сохранение объектов незавершенного строительства в собственности государства
ведет лишь к дополнительным затратам и их разрушению. Многие из них еще сохраняют
рыночную привлекательность и могут быть пущены в хозяйственный оборот, в том числе
и через приватизацию. Для этого есть законные процедуры, обеспечивающие индивидуальный
подход к каждому объекту. Они предусматривают полную инвентаризацию и аудиторскую
проверку, рыночную оценку, обязательный учет стоимости земельного участка.
Комплекс мер в отношении объектов недвижимости
Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества
на 2003 г. предусматривает передачу в частные руки акции 1 978 открытых акционерных
обществ и 970 федеральных государственных унитарных предприятий. В 2004 г. намечено
к продаже еще 717 пакетов акций ОАО и 1063 ФГУП. Но пока имущество не продано, оно
должно эффективно управляться и приносить стабильный доход в виде арендных платежей,
дивидендов и иных возобновляемых доходов. Это позволит самым жестким способом запретить
предприятиям и учреждениям паразитировать на имуществе, которое не используется
для уставной деятельности.
Серьезный заслон нарушениям в этой сфере ставят балансовые комиссии, созданные
в центре и на местах. Они анализируют работу предприятий, обоснованность издержек
производства, ценовую политику, утверждают программы их деятельности. В некоторых
случаях приходится прибегать к таким крайним мерам, как обращение в правоохранительные
органы.
В этой работе серьезной поддержкой станет федеральный закон «О государственных
и муниципальных унитарных предприятиях», который определяет порядок крупных сделок
предприятия. Он требует, чтобы с собственником предварительно согласовывалось получение
кредитов (займов), их объем и направление использования. Установлена ответственность
руководителя за убытки, причиненные предприятию его действиями (или бездействием),
в том числе в случае утраты имущества. Тем самым менеджерам уже невозможно будет
превратить предприятие в кормушку.
В отношении унитарных предприятий необходимо добиться:
рассмотрения и утверждения федеральными органами исполнительной власти или территориальными
межведомственными комиссиями их производственных программ;
систематического контроля их деятельности, аудита финансовой и бухгалтерской
отчетности;
принятия обоснованных решений об использовании прибыли предприятий на собственное
развитие и перечислении ее части в федеральный бюджет.
Задача состоит в том, чтобы объединенными усилиями органов власти как в центре,
так и на местах в течение трех лет из 8,8 тыс. ФГУП реорганизовать, ликвидировать
или приватизировать 5-6 тыс.
Большая работа должна быть проведена и в отношении федеральных учреждений. К
сожалению, в последние годы в ряде министерств стало модой преобразование унитарных
предприятий в государственные учреждения, количество которых из года в год растет.
Наверное, это в некоторых случаях оправдано. Но нельзя увлекаться.
На наш взгляд, в отношении госучреждений необходимо:
выработать систему критериев и оценки деятельности, а также состав и объем необходимого
для ее осуществления имущества;
обеспечить переоценку и учет имущества по реальной стоимости, а также контроль
за ним и изъятие излишнего или используемого не по назначению;
разработать порядок приватизации государственных и муниципальных учреждений,
деятельность которых утратила значение для решения государственных задач.
В стране достигнут серьезный прогресс в управлении акционерными обществами
с государственным участием. Утвержден Регламент по реализации прав РФ как акционера,
определен порядок прогнозирования результатов деятельности обществ и контроля исполнения
решений собраний акционеров, в том числе по выплате дивидендов. Для дальнейшего
повышения эффективности этой деятельности необходимо обеспечить:
применение в повседневной жизни АО положений Кодекса корпоративного поведения,
направленных на повышение инвестиционной привлекательности и капитализации;
выработку в каждом АО рациональной дивидендной политики;
систематическую ревизию их деятельности, проведение аудита финансовой и бухгалтерской
отчетности.
В случае введения в действие хорошие результаты может дать механизм доверительного
управления находящимися в федеральной собственности акциями АО. Думается, что
в ведущих акционерных обществах, таких как «Газпром», ЕЭС России, «Транснефть» и
других, следует сохранить порядок прямого назначения государством своих представителей.
А к участию в управлении остальными АО необходимо привлекать профессионалов на конкурсной
основе, с постановкой перед ними конкретных задач, соответствующим стимулированием
и материальной ответственностью.
Значительный комплекс организационных мер предстоит провести в отношении объектов
недвижимости, в том числе в связи с вступлением в силу федерального земельного законодательства.
Чтобы представить объем предстоящей работы, приведу несколько цифр. По состоянию
на 1 января 2003 г. земельный фонд России составляет 1 709,8 млн га, из которых
1 580,8 млн (92,4 %) находятся в государственной собственности и 129 млн га (7,6
%) – в частной. В результате разграничения этой собственности появится
правовая основа для создания эффективной системы управления земельными ресурсами
и развития полноценного рынка земли и недвижимости. Для этого предстоит распределить
по уровням управления 1 500 тыс. земельных участков. Однако в Министерстве имущественных
отношений РФ есть сведения лишь по 265 тыс. участков, из которых 126 тыс. могут
быть отнесены к федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации
зарегистрировано всего на 7 678 участков.
Важнейшим направлением реорганизации земельного фонда является приватизация
участков. Она позволит не только пополнить бюджет, но и получить более эффективных
собственников. На настоящее время в частную собственность продано более 20 тыс.
земельных участков, в том числе 1 тыс. под приватизированными из федеральной собственности
предприятиями. От продажи земли в федеральный бюджет в 2003 г. уже поступило около
3 млрд руб.
Следует установить жесткий порядок использования объектов недвижимости, находящихся
в ведении государственных предприятий и учреждений. Здесь важен строгий контроль
за условиями их сдачи в аренду и поступлениями арендной платы в доходы. С целью
улучшения этой работы формируется публичный реестр недвижимости. Планируем,
что он будет содержать информацию о сданных в аренду объектах и ее условиях, а также
сведения об имуществе, которое может быть передано в аренду. Важно, чтобы этот банк
данных был доступен гражданам, субъектам малого бизнеса, другим предпринимательским
структурам. Ведение публичного реестра, несомненно, позволит более эффективно использовать
государственную недвижимость, увеличит спрос на нее и соответствующие поступления
в бюджет.
Еще одним резервом, не в полной мере использованным сегодня, является рыночная
оценка арендной платы. Эта работа уже ведется в Москве, и за счет этого в 2003
г. ожидаем рост доходов от аренды на 40%. И такой подход должен быть применен в
отношении всей федеральной недвижимости.
Таким образом, речь идет о принципиально новой модели управления госимуществом,
которая займет одно из ключевых мест в системе экономических отношений. Ее внедрение
потребует немалых усилий министерств и ведомств, правительства, поддержки региональных
и местных органов власти, ученых и практиков. Потребуется принятие ряда нормативных
правовых актов. Но эта работа будет оправдана: в результате реализации этого проекта
будет создана комплексная система управления, позволяющая добиться имущественного
обеспечения выполнения государственных функций, оптимизации состава федерального
имущества, рационального соотношения доходов и расходов федерального бюджета.
|