Приграничное
сотрудничество: возможности малых и средних
предприятий в Бранденбурге и ПольшеМАНФРЕД ШТОЛЬПЕ премьер-министр земли Бранденбург
• Укрепление экономического потенциала
региона путем формирования производственных
сетей и взаимного переплетения интересов • Роль Бранденбурга в европейском
объединительном процессе • Развитие инфраструктурного канала Париж -
Берлин - Варшава - Минск - Москва вызовет
распространение экономических импульсов на
другие регионы
Земля Бранденбург выступает решительным
поборником возможно более быстрого включения
восточноевропейских стран в западноевропейские
структуры. Подобная заинтересованность
определяется общим историческим опытом,
многовековыми культурными связями, а также
экономическим и политическим значением для нас
Центральной и Восточной Европы. Бранденбург как новая федеральная земля, как
регион ЕС, граничащий с Польшей, и как транзитная
территория между Парижем и Москвой, Стокгольмом
и Будапештом, безусловно, заинтересован в
тематике данного симпозиума: в качестве новой федеральной земли Бранденбург
вместе с Берлином стоят перед перспективной
задачей реорганизации и формирования,
увязывания и совмещения экономических
потенциалов и придания таким образом этому
региону собственного, неповторимого облика; в качестве региона ЕС с 250-километровой
границей с восточным соседом - Польшей
Бранденбург имеет возможность уже сегодня путем
развития своих экономических, научных и
культурных связей подготавливать вхождение в ЕС
стран Центральной и Восточной Европы, обладающих
сейчас статусом ассоциированных членов; и, наконец, речь идет о том, чтобы, опираясь на
формирование трансграничных надрегиональных и
масштабных территориальных инфраструктур,
возводить мосты между соседями и тем самым
вносить вклад в интенсификацию экономического и
общественного развития в Европе. Все три задачи объединены ключевым словом
“сращивание” - сращивание экономики,
создание соответствующих инфраструктур для
поддержания взаимоотношений между
хозяйственными субъектами, налаживание
трансграничных кооперационных связей,
формирование транспортных и коммуникационных
инфраструктур, служащих артериями для экономики
наших стран и населения. Создание, развитие и реорганизация
экономического потенциала Бранденбурга
В 1990 г. в Бранденбурге, как и в Восточной
Германии в целом, отсутствовала
конкурентоспособная промышленная структура.
Необходимая перестройка экономики
сопровождалась закрытием предприятий, их
банкротством, ликвидацией и отпочкованием новых
предприятий. В народном хозяйстве обнаруживались
моноструктурные признаки; в нем превалировали
крупные предприятия с низкоэффективной
производственной и управленческой структурой;
явно недоставало малых и средних предприятий.
Основные фонды были сильно изношены и в большей
части морально устарели. Предприятия выпускали
чрезвычайно материало- и трудоемкую продукцию,
соответственно низкими были производительность
и рентабельность. Поскольку производство
ориентировалось на план, а не на рынок, качество
продукции зачастую оставляло желать лучшего. На первом этапе перестройки и формирования
новой экономики Бранденбурга перед структурной
политикой прежде всего стояла задача поддержать
переломный процесс путем продажи предприятий,
реструктуризации, реприватизации и создания
новых предприятий. Так, с одной стороны,
возникало большое число новых, молодых
предприятий; с другой - в ходе поглощения
некогда крупных “народных” предприятий ГДР
западногерманскими концернами бранденбургские
заводы превращались в “продленные цеха”
западногерманских предприятий, которые
осуществляли здесь исключительно переработку
сырья. Вместе с тем в процессе передачи предприятий
удалось благодаря созданию новых производств
сломать моноструктуру и начать некоторую
территориальную диверсификацию хозяйственной
структуры. Уже около 20 пунктов в земле
Бранденбург обрели собственный, неповторимый
облик и стали центрами роста с определенной
индустриальной направленностью, будь то
бумажная промышленность, производство
упаковочной тары и нефтехимия в Шведте,
сталеплавильная промышленность и использование
вторичного сырья в Айзенхюттенштадте или
производство железнодорожного подвижного
состава и металлургия в Хеннингсдорфе. На примере этих географических пунктов
становится ясно, что укрепление промышленных
ядер и распространение малых и средних
предприятий являются двумя сторонами одной
медали. Благодаря связям крупных предприятий с
малыми и средними фирмами успешно развивается
система взаимных поставок, к налаживанию которой
мы стремились осуществляя в Бранденбурге нашу
структурную политику. В настоящее время такие концерны, как Daimler-Benz,
BMW-Rolls Royce, Adtranz, MTU, DWA, Tryssen, укрепляют свои
управленческие функции в Берлине и тем самым
одновременно повышают значимость
соответствующих
производственно-территориальных центров в
Бранденбурге. Для этих предприятий, находящихся в самом
центре Европы, характерны высокие темпы роста,
равно как и для многочисленных, часто
традиционных поставщиков транспортной техники
(например, в Бранденбурге - это заводы по
производству трансмиссий и железнодорожных
стрелок в Кирхмезере). Почти каждое второе
промышленное предприятие в Бранденбурге
благодаря диверсификации прямо или косвенно
стремится отыскать новые шансы в производстве
транспортных средств. Сейчас имеется уже более 300
предприятий, действующих в этом секторе и
создающих относительно надежные рабочие места. Интенсивные взаимосвязи между предприятиями
одной отрасли и кооперация между предприятиями
взаимодополняющих отраслей содействуют
укреплению экономического региона Берлин -
Бранденбург. При этом размещение предприятий,
ориентированных на экспорт и инновации, в
значительной мере зависит от того, имеется ли у
них уже в данном регионе соответствующая сеть
поставщиков и фирм по оказанию услуг, через
которую можно осуществлять выгодные сделки с
предприятиями-смежниками. Таким образом, решающим фактором становится
соответствующая территориальная смычка между
производителями и поставщиками. Ведь
“установление связей” и “сращивание”
предполагают наличие смежных отраслей как по
вертикали, так и горизонтали. Иначе говоря,
необходимы устойчивые взаимоотношения между
исполнителем работ на предшествующей
технологической стадии, поставщиком и
“системным организатором”, равно как между
промышленностью, производителем промышленных
услуг, экспедиторами, финансовыми учреждениями,
а также не в последнюю очередь разработчиками и
пользователями проектов в области транспорта
(начиная от местных перевозок и кончая
скоростными), туристическими фирмами,
авиакомпаниями, аэропортами, железнодорожными
вокзалами и туристскими центрами. И хотя во всем этом, конечно, присутствуют
элементы будущего, экономический потенциал
региона Берлин - Бранденбург можно укреплять в
конкуренции с другими регионами Европы только
восстанавливая нарушенные десятилетиями
кооперационные связи между местными
предприятиями путем формирования
производственных сетей, налаживания
взаимоотношений на базе поставок продукции и
взаимного переплетения интересов.> В нашу задачу по-прежнему входит создание в
Бранденбурге структур, нацеленных на придание
предприятиям региона самостоятельности и
жизнеспособности и упразднение долгосрочной
зависимости от трансферта или дотаций. Чтобы
добиться этого, наша технологическая и
структурная политика содействует формированию
системного мышления, ориентированного на
взаимодействие, и поддерживает образование
региональных и отраслевых информационных сетей,
охватывающих малые и средние, а также крупные
предприятия. Создание подобных “кластеров” облегчается
благодаря наличию недавно введенной
министерством экономики Бранденбургской
информационной системы территориального
маркетинга (BASIS). В ее базе данных накапливаются
информация, имеющая территориальную значимость,
конъюнктурные и структурные данные, информация о
деятельности, содействующей развитию земли,
размещению производств, передаче технологии и
т.д. Эти данные предоставляются различными
земельными административными органами и
учреждениями, а также коммерческими и
общественными организациями. С помощью имеющихся данных можно в кратчайшие
сроки предоставить различную информацию по
территориям и инфраструктуре и установить
контакты с другими хозяйственными и научными
субъектами (например, с университетами в
Потсдаме и Котбусе), различными технологическими
центрами и пр. Эта информационная система
является предпосылкой для проектирования и
подготовки сращивания инфраструктур на
земельном уровне. Транснациональное сращивание инфраструктур
Как пограничной территории ЕС Бранденбургу
выпала роль субъекта, который путем
приграничного сотрудничества ведет
подготовительную работу по интеграции Польши в
Европейский союз и осуществлению европейского
объединительного процесса в целом. Следует подчеркнуть, что нам очень близки
европейские параметры подобного сотрудничества;
и поэтому мы прилагаем усилия к реализации
специальной программы содействия трасграничной
кооперации между страной - членом ЕС и страной,
не входящей в него, и пытаемся использовать
поддержку со стороны ЕС по установлению
трехсторонней кооперации. Примерами здесь являются проекты в области
конверсии и переработки вторичного сырья, в
которых задействованы Бранденбург, Познаньское
воеводство и провинция Северный Брабант
(Нидерланды), а также проекты в области
коммунального хозяйства между городами Врицен,
Мешковице и одной из общин в Бельгии. Глава польского воеводства Зелена-Гура,
граничащего с землей Бранденбург, Мариан Эккерт
подсчитал, что лишь за пять лет после подписания
германо-польского договора о добрососедстве
установлено вдоль границы (или, вернее сказать,
трансгранично) более 2 тыс. деловых контактов
или иным образом институционализированных
связей между немцами и поляками. Такая цифра
свидетельствует о том, что нам все лучше удается
налаживать повседневное сотрудничество в
приграничном районе и что за последние пять лет
германо-польские отношения приобрели новое
качество. С 1990-1991 гг. добрососедское сотрудничество
породило ряд примечательных и перспективных
проектов. Германские и польские общины и низовые
территориальные образования объединились в
“еврорегионы” и приступают к тому, чтобы
совместно решать трансграничные проблемы и
задачи. Наилучшим примером расширяющихся связей,
имеющих особую, стратегическую значимость для
будущего наших отношений, является то, что именно
молодые немцы и поляки ежедневно приобретают
опыт нормального общения друг с другом. В
двуязычных школах и детских садах маленькие дети
и школьники изучают язык друг друга, а в
Европейском университете Виадрина в
г. Франкфурте-на-Одере на общих занятиях
немецкие и польские студенты готовятся стать
юристами, экономистами и специалистами по
культуре. Экономическое сотрудничество между
Бранденбургом и Польшей, разумеется, имеет
особую значимость для развития региона,
расположенного на внешней границе ЕС. Это
обстоятельство учитывается в экономической
политике Бранденбурга. В ее рамках
поддерживаются малые и средние предприятия в их
усилиях по поиску польских партнеров для
создания совместных предприятий или
осуществлению прямых инвестиций в Польше. В 1994 г. образовано Германо-Польское общество
содействия экономике, имеющее целью
стимулировать двустороннее экономическое
сотрудничество по обеим сторонам границы путем
развития предпринимательской кооперации, а
также поддерживать инвесторов в размещении
капиталов в приграничном районе. Это общество
предоставляет информацию о территориальном
размещении производств, национальных и
международных программах содействия и
финансовой помощи, устанавливает контакты с
центральными, региональными и местными властями,
палатами и союзами и разрабатывает типы
территориальной хозяйственной ориентации,
поддерживая таким образом трасграничное
экономическое сращивание. За время своего существования общество помогло
установить 900 германо-польских контактов и нашло
признание по обе стороны границы. С принятием
программы предоставления гарантий создан также
инструмент, обеспечивающий инвестирование
средних предприятий из Бранденбурга. Для средних предприятий открываются хорошие
возможности для кооперации на польском рынке,
особенно при экспорте консалтинговых и
инжиниринговых услуг, направленных на поддержку
развития инфраструктуры, а также транспорта и
материально-технического обеспечения.
Интересные связи с Польшей в области энергетики
и охраны окружающей среды могут возникнуть у
бранденбургских предприятий, занимающихся
технологическими разработками и
предоставлением услуг. Высокие темпы роста польской экономики
являются показателем постепенного формирования
эффективных предприятий в стране. Подобную
предпринимательскую деятельность мы можем
поддержать развивая признанный со стороны ЕС
инфраструктурный канал Париж - Берлин -
Варшава - Минск - Москва. Если нам удастся
консолидировать ресурсы пограничного района
реки Одер путем поддержки ремесленничества и
промыслов, то он, будучи расположенным вдоль
транспортной и инфраструктурной оси, может
превратиться в перспективный развивающийся
регион. Возникающие при этом экономические импульсы
распространятся и на другие регионы, а затем в
долгосрочном плане и на Белоруссию и Россию.
Наряду со строительством автомагистралей,
модернизацией железнодорожной сети и
налаживанием телекоммуникаций следует
содействовать развитию промыслов в выборочных
узловых пунктах, которые в свою очередь могут
обеспечить создание предпринимательских и
технологических центров вдоль этой
трансъевропейской трассы. Таким образом, связи между опытными и новыми,
региональными и международными предприятиями (а
в лучшем случае между совместными) создали бы
благоприятные предпосылки для того, чтобы новые
предприятия стран Центральной и Восточной
Европы смогли легче присоединиться к
международной снабженческо-кооперационной сети. |