Номер 2/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Изменит ли Россия экономический курс?

ДЭВИД КОТЦ
профессор,
факультет экономики Массачусетского университета (США)


• Государство усиливает свою роль в регулировании и реструктуризации хозяйства
• Для России наиболее пригодна модель развития, нацеленная
на воссоздание многоотраслевой индустриальной экономики

Экономическая политика, которую начало осуществлять новое Правительство РФ, вызывает опасения со стороны лидеров стран Запада и экономистов – сторонников неограниченного действия рыночных сил. Они предсказывают, что достижения в области трансформации российской экономики будут сведены на нет, хотя весьма трудно обнаружить какие-либо экономические успехи в стране, где ВВП сократился наполовину за те 7 лет, на протяжении которых здесь строго следовали рекомендациям Международного валютного фонда (МВФ).


Основы антикризисной программы


Новое правительство РФ в первые месяцы работы довольно сдержанно высказывалось относительно своей экономической политики. Предложения выдвинуты, но не сформулированы пока во всех деталях. Вместе с тем, несмотря на характерный для современной России политический туман, некоторые новые направления уже вырисовываются. Правительство начало погашать задолженность по заработной плате и пенсиям, а также по неплатежам поставщикам. Очевидно, что в целях финансирования этих расходов оно увеличивает денежную массу. Наряду с реструктуризацией банковской системы, видимо, будет расширен государственный контроль над ней. Правительство также увеличило с 50 до 75% обязательную долю валютной выручки российских экспортеров, продаваемую на валютных торгах.

Эти меры могут составить основу эффективной антикризисной программы. Они, по существу, указывают на отказ от российского неолиберального эксперимента, результатом которого явились многолетнее падение государственных расходов и такое значительное ограничение денежной массы и кредита, что половина всех сделок осуществляется с помощью бартера. Согласно монетаристской догме, увеличение денежной массы всегда ведет к инфляции. Но в экономике, в которой используется только 50% производственных мощностей, печатание денег для выплаты заработной платы, напротив, должно привести к увеличению выпуска продовольственных товаров, одежды и других предметов первой необходимости.

Государственное вмешательство в банковскую систему может способствовать переориентации кредитных потоков на предприятия, страдающие от нехватки оборотного капитала. Валютная выручка от экспорта может быть направлена на импорт необходимых потребительских товаров и оборудования для сельскохозяйственного и промышленного производства, вместо того чтобы заноситься на счета в иностранных банках или тратиться на покупку роскошных автомобилей, как это было до последнего времени.

Будут ли успешными провозглашенные меры, зависит от реакции правительства на очевидные препятствия, с которыми оно столкнется. Российская финансовая элита, видимо, станет сопротивляться превращению своих банков из орудий спекуляции в целях личного обогащения в институты, обслуживающие производительное движение денежных средств. Правительство должно быть готово к предотвращению бегства капитала за рубеж. В противном случае рубль подвергнется дальнейшему давлению, что может обречь на неудачу всю антикризисную программу.

Если меры по подъему экономики будут успешными и приведут к увеличению доходов, то, скорее всего, возрастет импорт, а это потребует твердого контроля над валютным рынком. России предстоит вести сложные переговоры о переносе сроков погашения внешней задолженности. Вместе с тем традиционное для страны активное сальдо торгового баланса должно послужить убедительным аргументом в пользу того, что этот долг будет, в конечном счете, выплачен.


Задачи долгосрочного развития


Преследуя цель немедленного оживления экономики, правительство Примакова выдвигает новые задачи долгосрочного развития России. Оно явно отказывается от принципа невмешательства государства в экономику, проводившейся его предшественниками, в пользу активной роли государства в регулировании и реструктуризации хозяйства. Мировой опыт свидетельствует, что именно таковым является реальный путь построения сильной экономики для стран с запоздалым развитием рыночных отношений. Однако такой путь может быть успешным, если только он опирается на план, учитывающий реальные условия страны. Россия должна отбросить сегодняшнюю модель сырьевого экспортера, которая создает возможности для обогащения немногих, но не оставляет места для большинства хорошо образованного, урбанизированного населения.

Представляется, что наилучший выбор для России – это модель развития, нацеленная на воссоздание диверсифицированной (многоотраслевой) индустриальной экономики. Достижение этой долгосрочной цели потребует крупных государственных инвестиций в транспорт, коммуникации, энергетику, науку и технологию, а также в общественное благосостояние. Вместо того чтобы полагаться на действие "невидимой руки" свободного рынка, следует вложить долгосрочный капитал в сельское хозяйство и промышленность. Потребуются временные протекционистские меры в отношении ряда отраслей. Основная часть потока российских сырьевых материалов должна изменить свое направление с экспорта на внутреннее потребление. Правительству необходимо регулировать движение иностранного капитала, поощряя долгосрочные иностранные инвестиции и препятствуя дестабилизирующим потокам краткосрочного капитала.

Различные силы сделают все от них зависящее, чтобы не допустить подобной смены направлений экономической политики в стране. Сюда относятся МВФ и те деловые круги на Западе, которые заинтересованы в новой роли России как поставщика сырья и импортера промышленных товаров. Еще более жесткое противодействие окажет новый немногочисленный класс российских сверхбогачей, который обязан своим богатством неолиберальному режиму. При этом следует учитывать, что олигархи контролируют не только банки и нефтяные компании, но и почти все основные средства массовой информации в стране.

И все же есть основания надеяться на благоприятные изменения. Финансовый обвал ослабил российских олигархов. В результате мирового финансового кризиса уверенность в себе международных сил неолиберализма поколебалась. Даже в самой цитадели – Мировом банке – некоторые официальные лица подвергают сомнению верность господствующей финансовой ортодоксии. Новое правительство РФ стремится быть независимым от олигархии. Чем в конечном счете закончится игра всех этих сил, однако, остается неясным.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz