Страны СНГ: послекризисное
оживление экономикиБОРИС ПЛЫШЕВСКИЙ доктор экономических наук, профессор Государственного университета
управления (Россия)
• Выход из кризиса во многих странах
затягивается • Рост производства сопровождался снижением
реальных доходов населения • Наметились признаки финансовой стабилизации
Анализ годовых итогов развития стран СНГ дает
возможность не только оценить общие изменения в
их социально-экономическом положении и
воздействие на него процесса перехода к рынку, но
и сделать выводы более широкого плана,
касающиеся влияния на достигнутые результаты
различных моделей реформирования, а также
интеграционных процессов. Решающую роль в развитии экономической
ситуации на постсоветском пространстве в целом
сыграли события, происходившие в крупных по
своему производственному потенциалу странах
СНГ, прежде всего в России и Украине, удельный вес
которых в ВВП государств Содружества достигает
соответственно 71,8 и 12,1% (по данным за 1996 г.).
Доля Белоруссии составляет 3,7%, Казахстана –
4,8, Узбекистана – 3%, а любой из остальных стран
СНГ – менее 1%1.
Динамика производства
Особенностью общей хозяйственной конъюнктуры
в 1999 г. явилось расширение числа стран, где
отмечалось
увеличение
объемов производства.
Предшествующий год был неблагоприятным - в
целом по СНГ ВВП сократился на 3,5%, в том числе в
России – на 4,6%, Украине – на 1,7% (табл. 1). В 1999
г.
преобладающей
стала тенденция
восстановления снизившихся в ходе реформ
уровней производства. Это обусловлено в первую
очередь экономическим ростом в России, где со
второго квартала приостановилось падение уровня
деловой активности, вызванное финансовым
кризисом августа 1998 г. Как и в предшествующие годы наблюдались
заметные отличия в темпах увеличения ВВП по
отдельным странам. Во многих из них (в первую
очередь в
“малых” государствах
с
относительно небольшой численностью населения и
невысоким производственным потенциалом) кризис
1998 г. не приостановил начавшийся ранее рост. Он
продолжался в Азербайджане, Армении, Грузии,
Киргизии и Таджикистане, хотя в некоторых из этих
стран его темпы по сравнению с 1998 г. несколько
замедлились. В Киргизии темпы прироста ВВП
повысились в 2 раза. Существенно замедлилось
снижение ВВП в Молдавии. В группе стран
со средними
по масштабам СНГ
объемами производства обращают внимание
заметное (более чем в 2 раза) уменьшение темпов
прироста ВВП в Белоруссии, переход от снижения к
небольшому росту в Казахстане и сохранение
прироста ВВП на уровне 4,4 % в Узбекистане. Что касается стран с
высоким
производственным потенциалом, то в Украине темп
снижения ВВП в январе – ноябре 1999 г. был в 2
раза меньше, чем в 1998 г. Определяющее же влияние
на изменение итоговых показателей по СНГ оказало
возобновление роста ВВП в России, при этом,
однако, в течение года динамика данного
показателя имела различную направленность,
особенно в первом и втором полугодиях. Снижение квартальных объемов производства
ВВП приостановилось уже в начале 1999 г.; со второго
квартала происходило возмещение потерь,
вызванных финансовым кризисом. В январе –
июне 1999 г. объем ВВП был меньше, чем за тот же
период предшествующего года, примерно на 1%, за
девять месяцев (январь – сентябрь) получен
прирост 1,5%, а в целом за год – 3,2%. На этой
итоговой цифре существенно сказалась более
низкая база второй половины предшествующего
1998 г. Так, при сокращении объема ВВП в январе -
июне на 1%, в июле – декабре оно составило 7,8% (к
тем же месяцам 1997 г.)2.
Это обстоятельство дополнительно иллюстрирует
непрочность экономической базы
послекризисного восстановления.
Слабость таких предпосылок проявлялась
практически по всем основным параметрам,
регулирующим в условиях рыночных преобразований
динамику производства со стороны спроса (расходы
на конечное потребление, инвестиции, поставки
товаров на экспорт). Расходы на покупку товаров и услуг
со
стороны домашних хозяйств, учреждений и
организаций сектора государственного
управления в большинстве стран СНГ в реальном
выражении не увеличились или сократились. Это
относится и к инвестициям.
Капитальные
вложения
в основной капитал, по данным за
январь - ноябрь 1999 г., возросли лишь в Армении,
Казахстане, России (впервые за 90-е годы) и
Узбекистане, при этом темпы роста инвестиций
были ниже, чем в 1998 г. (кроме России). В
остальных странах Содружества расходы на
капиталовложения продолжали сокращаться. Менее
благоприятно складывались и
условия
внешнеэкономической деятельности. Если в 1998 г.
произошло увеличение экспорта, то в 1999 г. его
объем в долларовом измерении в целом сократился.
По всем странам Содружества снижение экспорта за
10 мес. 1999 г. составило 7%. Таблица 1
Динамика ВВП, продукции
промышленности и инвестиций, % (к соответствующему периоду предшествующего
года)
Страны
| ВВП
| Продукция промышленности
| Инвестиции
| 1998 г.
| 1999 г.*
| 1998 г.
| 1999 г.*
| 1998 г.
| 1999 г.*
| Азербайджан
| 110,0
| 107,1
| 102,2
| 103,1
| 145,0
| 98
| Армения
| 107,2
| 103,6
| 97,5
| 106,8
| ...
| 110
| Белоруссия
| 108,0
| 103,0
| 111,0
| 108,9
| 116
| 97
| Грузия
| 102,9
| 104,2**
| 97,3
| 103,7
| 200
| 56
| Казахстан
| 97,5
| 100,3**
| 97,9
| 101,5
| 113
| 112
| Киргизия
| 101,6
| 103,2
| 108,3
| 96,6
| 47
| 87
| Молдавия
| 91,4
| 94,7***
| 89,0
| 90,3
| 99,8
| 72
| Россия
| 95,4
| 101,5**
| 94,8
| 107,8
| 93
| 102
| Таджикистан
| 105,3
| 100,3
| 108,1
| 105,0
| ...
| ...
| Узбекистан
| 104,4
| 104,4**
| 105,6
| 106,0
| 115
| 107
| Украина
| 98,3
| 99,3
| 98,5
| 103,8
| 105
| 96
| *Январь – ноябрь. **Январь – сентябрь. ***Январь – июнь. Источники:
СНГ в 1998 г. Статистический
справочник. – М.: Межгосударственный
статистический комитет СНГ. – 1999. – С. 8, 9;
Статистический бюллетень СНГ. – 1999. –
№23. – С. 9, 21.
Увеличение объемов произведенного ВВП при
понижающем воздействии большинства факторов
конечного спроса было обусловлено главным
образом процессами
импортозамещения. В целом
по СНГ импорт в долларовой оценке за 10 мес. 1999 г.
сократился по сравнению с тем же периодом 1998 г. на
30 %, в силу чего конечный спрос в значительной
мере переместился на товары собственного
производства. Вызванное этим улучшение условий
реализации отечественных товаров на внутренних
рынках стран стимулировало расширение
производства в промышленности и в меньшей мере в
сельском хозяйстве. n Динамика
промышленного
производства
отличалась более высокими
темпами роста по сравнению с ВВП. По всем странам
СНГ прирост продукции промышленности в
январе – ноябре 1999 г. составил 6,4% (в России в
целом за год 8,5%). Указанное опережение особенно
заметно в России и Белоруссии. Помимо отмеченных
выше обстоятельств такое соотношение отражает
влияние более низкого уровня этих показателей во
второй половине предшествующего года. Особенность развития российской
промышленности в 1999 г. заключалась прежде
всего в том, что рост производства, по существу
впервые за 90-е годы, имел место не только в
сырьевых, добывающих, но и во многих
обрабатывающих отраслях, спрос на продукцию
которых расширился из-за сокращения импорта. n Менее благоприятно в
сравнении с промышленностью выглядят итоги
прошлого года в
сельском хозяйстве. Более высокий, чем в неурожайном 1998 г.,
сбор зерна получен в России (увеличение на 11,5%) и
Казахстане (рост в 2,2 раза); в Украине он снизился
на 8%, Белоруссии – на 25%. Производство
картофеля в Белоруссии примерно соответствовало
уровню 1998 г., в России уменьшилось на 2%.
Производство овощей в целом возросло.
В животноводстве суммарное по всем странам
СНГ производство мяса снизилось в 1999 г., по
предварительной оценке, на 4% (в живом весе),
молока – на 3, яиц – на 2%. Производство этих
продуктов увеличилось лишь в Узбекистане,
Киргизии и Азербайджане.
Таким образом, в 1999 г. послекризисное
оживление экономики распространялось не на все
государства Содружества, а там, где наблюдался
рост, его темпы имели заметные отличия по
странам.
Доходы и потребление населения
Положение в социальной сфере государств
Содружества в 1999 г. характеризовалось
преобладанием тенденций, сформировавшихся в
период финансового кризиса 1998 г., в частности
усилением
инфляции и снижением уровня реальных доходов
населения. Рост номинальных денежных доходов
граждан в большинстве стран перекрывался
повышением потребительских цен на товары и
услуги. В результате возобновилось
приостановленное в середине 90-х годов снижение
покупательной способности населения и емкости
потребительского рынка. Сокращение расходов
домашних хозяйств на конечное потребление
представляло главный амортизатор, посредством
которого экономика смягчала или преодолевала
последствия финансового кризиса. Снижение реальных доходов в первую очередь
затронуло лиц наемного труда и пенсионеров.
Сократилось также (в реальном выражении)
финансирование отраслей социальной сферы
(образования, здравоохранения, культуры) из
средств госбюджета. Сохранились, а в ряде случаев усилились
деформации механизма распределения и
использования доходов, образовавшиеся в 90-е годы
при либерализации экономики: резкое отставание
минимальной заработной платы и пенсий от
прожиточного минимума; рост масштабов нищеты и
бедности при одновременной концентрации все
большей части доходов у состоятельной части
населения; ставшая систематической
задолженность по выплате заработной платы и
пенсий; получение все большей части доходов от
теневых и криминальных видов деятельности;
противоречащая принципам организации рыночной
экономики натурализация оплаты труда и процесса
потребления. Осуществляемые государством меры по
социальной защите граждан в лучшем случае
возмещали лишь часть потерь, обусловленных
реформами и переходом к рынку, и были
недостаточны для компенсации издержек кризиса.
Вследствие сокращения занятости в частном
секторе экономики, ставшем преобладающим, и
ограниченности средств, имевшихся в
распоряжении государства, оно не могло
гарантировать основной части населения
приемлемых и тем более достойных условий жизни. При анализе представленных в табл.2
показателей, характеризующих некоторые
изменения в социальной сфере в 1999 г., прежде
всего обращает внимание новый всплеск инфляции
во многих странах, о котором можно судить по
динамике индекса потребительских цен. Этот
скачок наиболее заметен в Белоруссии, Киргизии,
Молдавии. В России уровень инфляции в сравнении с
1998 г. несколько уменьшился.
Что касается ускорения роста денежных
доходов населения, то, как отмечалось выше, это
отражает в первую очередь усиление инфляционных
процессов, поскольку повышение доходов лишь в
небольшой степени опиралось на увеличение
объемов производства и занятости. Кроме того,
повышение потребительских цен, как правило,
опережало рост денежных доходов, в результате
чего реальные доходы сократились.
Следует иметь в виду, что показатель
реальных денежных доходов населения имеет
усредненный характер и его динамика отражала
разнонаправленное изменение уровня главных
источников образования конечных доходов.
Величина реальной заработной платы и пенсий
уменьшилась, тогда как доходы от
предпринимательской деятельности и
собственности возросли.
В силу этого изменение условий жизни большей
части населения точнее характеризуется
показателями реальной заработной платы, которая
за 11 мес. 1999 г. уменьшилась по отношению к тому
же периоду 1998 г. в России на 26%, Украине на 6,4,
Киргизии на 10, Молдавии на 15%. В то же время в
некоторых странах уровень реальной заработной
платы за тот же период повысился (в Белоруссии на
5%, Азербайджане на 17, Армении на 20, Таджикистане
на 10%). Таблица 2
Изменение показателей,
характеризующих условия жизни населения, % (к соответствующему периоду предшествующего
года)
Страны
| Индекс потребительских цен
| Денежные доходы
| Розничный товарооборот
| 1998 г.
| 1999 г.*
| 1998 г.
| 1999 г.*
| 1998 г.
| 1999 г.*
| Азербайджан
| 99,2
| 90,8
| 115,2
| 105,1
| 109,1
| 113,5
| Армения
| 108,7
| 100,5
| 121,4
| 112,2
| 106,1
| 104,4
| Белоруссия
| 173,0
| 401,7
| 180,8
| 404,0**
| 120,6
| 107,3
| Грузия
| 111,0
| 120,0
| ...
| ...
| 111,7
| 103,9
| Казахстан
| 107,1
| 107,5
| ...
| ...
| 117,9
| 104,9
| Киргизия
| 112,1
| 135,5
| 118,7
| 129,9
| 108,4
| 101,2
| Молдавия
| 108,0
| 139,0
| 94,6
| 116,8**
| 87,1
| 79,4
| Россия
| 184,4
| 150,5***
| 103,6
| 158,7
| 95,5
| 89,1
| Таджикистан
| ...
| 125,8
| ...
| ...
| 108,2
| 108,2
| Узбекистан
| ...
| ...
| 144,5
| 161,0
| 114,0
| 110,2
| Украина
| 120,0
| 123,0
| 106,0
| 113,8**
| 95,5
| 95,8
| *Январь – ноябрь. **Январь – октябрь. ***Ноябрь. Источники:
СНГ в 1998 г. Статистический
справочник. – М.: Межгосударственный
статистический комитет СНГ. – 1999. – С.
8 -10; Статистический бюллетень СНГ. –
1999. – № 23. – С. 9, 38.
Установленный размер минимальной заработной
платы по отношению к средней номинальной
заработной плате составил в сентябре 1999 г. в
России и Белоруссии 4-5 %, Киргизии 10, Узбекистане
17,6, Украине около 40%3. Если пересчитать среднюю номинальную
заработную плату в доллары США по официальному
валютному курсу национальных денежных единиц, то
в ноябре 1999 г. она составляла в Белоруссии 89
долл., Казахстане около 80 (данные за сентябрь),
России 68, Узбекистане 76, Украине 41 долл. Таким
образом, в России долларовый эквивалент средней
номинальной заработной платы в 1999 г. был ниже,
чем в указанных странах СНГ (кроме Украины), тогда
как до финансового кризиса 1998 г. он заметно
превышал их уровень. Изменение суммарных размеров потребления
товаров в отдельных странах характеризуют
индексы физического объема розничного
товарооборота по всем каналам реализации (табл. 2,
в сопоставимых ценах). Эти индексы в целом больше,
чем индексы реальных доходов и заработной платы. В январе - ноябре 1999 г. розничный
товарооборот сократился по сравнению с тем же
периодом предшествующего года в России на 10,9%,
Украине на 4,2%. В остальных странах, как и в
1998 г., отмечалось его увеличение, при этом
наиболее высокими темпами в Узбекистане и
Азербайджане, в то время как Белоруссии,
Казахстане и Киргизии темпы резко замедлились.
Финансовое положение
В финансовом состоянии экономики ряда стран
СНГ наметилось определенное улучшение. Это стало
возможным благодаря тому, что проводившаяся в
прежние годы ограничительная денежная и
финансовая монетаристская политика была
подкреплена некоторым увеличением объемов
производства. Соответственно несколько возросли
сокращавшиеся ранее в реальном выражении объемы
создаваемого чистого дохода, доходы предприятий
и госбюджета (до этого их увеличение носило в
целом инфляционный характер, поскольку
практически полностью обусловливалось
повышением цен). В России впервые за последние три года
увеличилась сумма полученной прибыли и
повысилась рентабельность, сократилось число и
снизился удельный вес убыточных предприятий и
организаций. Госбюджет получил дополнительные
доходы, компенсировавшие недополучение средств,
обещанных МВФ в размере 6,4 млрд долл. (пятая
часть утвержденной величины доходов), из которых
поступил лишь первый транш (640 млн долл.).
Существенное влияние на укрепление доходной
базы бюджета оказало улучшение собираемости
налогов, а также повышение цен мирового рынка на
энергоносители, составляющие основу российского
экспорта. Центральный банк восстановил уменьшившиеся во
время финансового кризиса золотовалютные
резервы. Денежные расчеты стали постепенно
вытеснять бартер, взаимозачеты и обращение
денежных суррогатов. По ряду направлений
наметились признаки не фиктивной
“макроэкономической финансовой стабилизации”,
объявленной реформаторами в 1996 – 1998 гг., а
реального улучшения финансового положения
страны. Действительность, таким образом, опровергла
мрачные прогнозы радикальных либералов об
усилении в 1999 г. спада производства, угрозе
гиперинфляции, катастрофическом падении
валютного курса и покупательной способности
рубля, невозможности устранить последствия
финансового кризиса без очередных внешних
кредитов и иностранной помощи. Многие
макроэкономические показатели прошлого года
выглядят не только лучше, чем ожидалось
правительством, но и чем предполагали эксперты
международных финансовых организаций. Наблюдавшийся в большей части стран СНГ
прирост объемов производства в сочетании с
достаточно твердой финансовой политикой и
повышающейся конъюнктурой цен мирового рынка
позволил им в основном уложиться в намеченные
бюджетами границы дефицита по отношению к объему
ВВП. В России впервые был достигнут 2%-ный
первичный профицит госбюджета, что обеспечило
выполнение обязательств по обслуживанию
государственного долга, прежде всего внешнего.
Отдельные страны сумели также несколько
сократить размеры образовавшейся ранее
задолженности по финансированию учреждений и
организаций социальной сферы, Россия уменьшила
при этом задолженность по финансированию
вооруженных сил. Однако в целом финансовое положение экономики
государств Содружества
оставалось сложным и
неустойчивым. Доля убыточных предприятий в I
полугодии составила в Узбекистане около 4 %,
Белоруссии 20, России 42,5, Казахстане 50,9, Украине
58,5%. Большинство стран испытывало значительные
трудности в исполнении госбюджетов -
финансировании намеченных мероприятий,
привлечении новых кредитов и обслуживании
образовавшейся прежде задолженности (выплате
процентов и погашении основной части долга). В ряде государств заметно ускорился рост цен,
при этом наряду с увеличением потребительских
цен происходило повышение инфляции в
производственном секторе. Так, рост цен производителей в
промышленности в январе – сентябре 1999 г.
ускорился в сравнении с тем же периодом 1998 г. в
России в 1,6 раза, Белоруссии в 3,3 раза, Украине
почти в 1,3 раза. В Казахстане и Узбекистане он
остался примерно на уровне 1998 г. Замедление
темпов роста цен на продукцию промышленности
наблюдалось в Армении, а в Азербайджане
продолжалось снижение их общего уровня.
Внешнеэкономические связи
В качестве одного из главных рычагов
преодоления последствий финансового кризиса
страны СНГ использовали внешнеэкономические
связи (как источника валюты для оплаты импорта,
доходов госбюджета и обеспечения потребностей
внутреннего рынка). Основная роль отводилась
торговле с индустриально развитыми и
развивающимися странами, а экономическое
сотрудничество в рамках СНГ занимало второе по
значимости место. Об этом свидетельствует
преобладание во внешней торговле стран
Содружества (кроме Белоруссии) товарооборота с
государствами за пределами СНГ,
более
значительное снижение взаимной торговли
и
уменьшение ее доли в общей сумме их
внешнеторгового оборота. Его объем за 10 мес. 1999 г.
сократился по отношению к тому же периоду 1998 г. на
17 %, в том числе со странами СНГ - на 27%, с
остальными государствами – на 13%. Экспорт за
пределы СНГ превышал вывоз товаров в страны
Содружества в 3,8 раза, импорт из стран вне
Содружества - соответственно в 1,6 раза. Таблица 3
Внешняя торговля стран СНГ, % (январь - октябрь 1999 г. к соответствующему
периоду 1998 г.)
Страны
| Экспорт
| Импорт
| Сальдо*
| в страны СНГ
| за пределы СНГ
| в страны СНГ
| за пределы СНГ
| в страны СНГ
| за пределы СНГ
| Азербайджан
| 80
| 158
| 82
| 108
| -107,1
| -238,5
| Армения
| 53
| 123
| 95
| 89
| -96,2
| -347,2
| Белоруссия
| 67
| 121
| 74
| 71
| -309,9
| -39,8
| Грузия
| 105
| 134
| 77
| 51
| -99,2
| -4,3
| Казахстан
| 53
| 117
| 73
| 83
| -190,2
| 1 618,3
| Киргизия
| 79
| 96
| 58
| 76
| -51,4
| -34,0
| Молдавия
| 50
| 108
| 49
| 51
| 13,1
| -101,1
| Россия
| 72
| 99,7
| 66
| 63
| 1 566,0
| 29 789,9
| Таджикистан
| 158
| 97
| 104
| 61
| -125,8
| 160,1
| Украина
| 72
| 91
| 85
| 66
| -2 019,5
| 2 877,4
| *Млн долл. Источник:
Статистический бюллетень СНГ. –
1999. – № 23. – С.46.
В торговле со странами вне СНГ, по данным за 10
мес., экспорт увеличили шесть государств (включая
Белоруссию и Казахстан), в России его стоимость
практически осталась на уровне того же периода
1998 г.; расширение импорта отмечено лишь в
Азербайджане. Торговый баланс в большинстве государств
Содружества сложился с превышением импорта над
экспортом (табл. 3). Во взаимной торговле сальдо
торгового баланса было положительным лишь в
России и Молдавии. В торговле со странами вне СНГ
превышение экспорта над импортом обеспечивалось
помимо России также Казахстаном, Украиной и
Таджикистаном. В целом же положительный торговый
баланс в значительных размерах имел место только
в России и Казахстане. n Состояние внешней торговли
дает основание говорить, что
экономическая
интеграция государств СНГ в 1999 г. ослабла и мало
способствовала решению задач стабилизации
национальных хозяйств. Сокращение объемов
взаимного товарооборота подтверждает
продолжающийся кризис механизма сотрудничества
в рамках Содружества. Оно по-прежнему
осуществляется преимущественно по линии
двусторонних связей предприятий, организаций и
органов государственного управления. Что
касается подписанных соглашений о
сотрудничестве на многосторонней основе с
участием всех или большинства государств СНГ, то
как и в прежние годы основная их часть не
выполнялась. Среди соглашений такого рода
наиболее значимыми для формирования общего
экономического пространства являются
договоренности о создании зоны свободной
торговли и образовании таможенного союза. Однако
ратификация этих соглашений и их практическая
реализация в течение прошлого года не были
завершены. Трудности в налаживании взаимного
экономического сотрудничества проявились, в
частности, в развитии его механизма главным
образом в форме так называемой многоуровневой
интеграции, а также в обособлении в рамках
Содружества отдельных региональных организаций.
Одновременно и параллельно с работой по
формированию зоны свободной торговли и
таможенного союза осуществлялись меры по
налаживанию сотрудничества стран
Центрально-Азиатского региона (Узбекистана,
Казахстана, Киргизии, Туркмении, Таджикистана),
членов ГУУАМ (Грузии, Украины, Узбекистана,
Азербайджана, Молдавии), интеграции России и
Белоруссии (в декабре 1999 г. подписан договор об
образовании союза двух стран с перспективой
создания ими общего союзного государства). Все эти процессы в известной мере можно считать
реализацией принятой странами идеи
разноскоростной интеграции, отражающей
неодинаковую готовность отдельных государств к
участию в осуществлении общих интеграционных
мероприятий. В то же время сам факт участия 12
стран Содружества в нескольких региональных
организациях при оформлении их самостоятельных
структур отражает нарастание процессов
дезинтеграции экономик бывших союзных
республик. Одобренная в 1997 г. Концепция экономического
интеграционного развития СНГ во многом уже
устарела. Пути и способы преодоления отмеченных
противоречий должны быть определены в
разрабатываемой в настоящее время Программе
действий по развитию СНГ на период до 2005 г. *** В заключение отметим следующее. n Изменения в экономическом
положении государств Содружества не
укладываются в общие схемы – ситуация
практически в каждой из стран имеет заметные
отличия. Итоговые показатели, рассчитываемые в
среднем по СНГ, относятся, по существу, к
неоднородной совокупности, составляющие которой
отличаются размерами экономики,
производственной специализацией и техническим
уровнем, типами осуществляемых реформ. В этом
отношении можно провести аналогию с Россией, где
средние показатели заметно варьируются по
отдельным районам, экономический потенциал
которых во многих случаях выше, чем потенциал
бывших союзных республик. n Если попытаться дать
сравнительную оценку изменения ситуации в
государствах Содружества, реализующих разные
схемы рыночных реформ (одна группа –
либеральную, другая – дирижистскую), то среди
крупных и средних стран по совокупности основных
экономических показателей лучше выглядели те,
кто придерживался умеренно либерального курса
(Узбекистан, в меньшей степени Казахстан и,
несмотря на усиление инфляции, Белоруссия, где
продолжался рост производства и доходов
населения). В состав этой группы в истекшем году
по многим параметрам экономической политики
вошла и Россия, руководство которой после
финансового кризиса 1998 г. отказалось от
упрощенных рецептов радикального либерализма.
Корректировка практики российских реформ
выразилась в усилении госрегулирования
экономики, поддержке отечественных
производителей, проведении более осмотрительной
финансовой и денежной политики, большей увязке
институциональных и структурных преобразований
с социальными требованиями. n Хотя по ряду индикаторов
развития производства в целом по СНГ итоги 1999 г.
выглядят лучше, чем в предшествующем году, это
еще не свидетельствует о создании надежных
предпосылок послекризисного оживления
экономики и переходе к общему подъему.
Большинство стран находилось под преобладающим
влиянием различных проявлений длительного
экономического кризиса. Некоторый рост объемов
производства основывался главным образом на
конъюнктурных факторах – повышении
экспортных цен, девальвации национальных
денежных единиц. Из долговременных факторов
удалось задействовать импортозамещение и
активизацию деловой активности в отдельных
секторах экономики. Инвестиционная деятельность
оставалась недостаточной, институциональные и
структурные преобразования шли медленно. В
экономике практически всех стран сохранялись
(хотя и в разной степени) источники
неустойчивости, и это не исключает возможности
ухудшения в дальнейшем общей ситуации
(финансовая несбалансированность, большие
размеры неплатежей, узость внутренних рынков,
отток капитала, уход многих видов деятельности в
сферу теневой экономики и др.). Представляется, что решение антикризисных
задач и упрочение стабилизационных процессов
предполагают критический подход к формуле
“ускорение рыночных преобразований” и
формирование каждой страной эффективной
политики реформ, включающей регулирование еще не
отлаженного во многих звеньях механизма рынка.
1Статистический бюллетень
СНГ. – 1999. – № 19. – С.128. 2Вопросы статистики. – 1999. – № 9. –
С. 48. 3Статистический бюллетень СНГ. - 1999 - №
19. - С.28. |