Номер 3/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера
ИНТЕРВЬЮ

Лаос: политика “открытых дверей” – фактор обновления экономики

– Господин Посол, примерно 10 лет назад в Лаосе начались радикальные экономические реформы, получившие название политики “открытых дверей”. Каковы результаты этой деятельности?

– Программа экономического обновления страны, действительно, разработана и принята к исполнению во второй половине 80-х годов. Она включала в себя комплекс политических, социально-экономических и организационных мер, нацеленных на радикальное преобразование всего общества, в первую очередь экономики. Именно в сфере народного хозяйства еще с 1986 г. по решению Правительства ЛНДР стал осуществляться  последовательный переход от централизованной административно-командной системы управления к хозрасчетным механизмам, многоукладной и рыночной экономике при одновременном расширении внешнеэкономических связей, привлечении иностранных капиталов, в первую очередь из Таиланда, Сингапура, Японии, Китая, Вьетнама, а также из других стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго- Восточной Азии. Такая политика отвечает современным условиям жизни лаосского народа и общемировым тенденциям.

Благодаря реализации этой политики экономика ЛНДР развивается довольно стабильно и ускоренными темпами. Если в 1986-1990 гг. ежегодный прирост ВВП составил 4,8%, то в 1991- 1998 гг. ВВП – уже 6,58%. При этом промышленное производство увеличилось на 8,9%, сельскохозяйственное – на 5,1, а объем услуг – на 10,1. За этот же период постепенно повышался уровень жизни населения: в 1986 г. среднедушевой доход составил 200 долл., а спустя 10 лет он достиг 400 долл.

Эти успехи, несомненно, стали важнейшим фактором обеспечения политической стабильности, порядка и спокойствия в обществе.

– В последнее время многие страны Юго-Восточной Азии, да и не только этого региона, попали в тиски жесткого валютно-финансового кризиса. Какое влияние он оказал на экономическую ситуацию в Лаосе и как вашей стране удается преодолевать последствия кризиса?

– Экономический и финансовый кризис, разразившийся в азиатском регионе в июле 1997 г., не обошел нашу страну и до сих пор оказывает негативное влияние на лаосскую экономику. Паника на фондовых и валютных рынках, крах банковских систем наших основных торговых партнеров – Таиланда, Японии, Сингапура, Малайзии, Южной Кореи – привели к росту цен в нашей стране. Упала в стоимости лаосская национальная валюта – кип, резко вырос уровень инфляции (на 80% в 1998 г. по сравнению с 1997 г.), больно ударив по уровню доходов работников бюджетной сферы и малообеспеченных слоев населения.

В этих условиях правительство мобилизовало все имеющиеся ресурсы, как человеческие и интеллектуальные, так и природные и материальные, чтобы свести к минимуму негативные последствия кризиса. Главной задачей правительства стало обеспечение населения продовольствием. Для этого приняты соответствующие законодательные и нормативные акты, стимулирующие сельскохозяйственное производство. В частности, поощряется работа населения, занятого выращиванием домашнего скота, овощей, фруктов и технических культур. С другой стороны, введены более жесткие нормы непроизводственных расходов, усилилась борьба с контрабандой, экономическими преступлениями и другими негативными явлениями. Большие надежды мы возложили на привлечение иностранной помощи и капиталов. Благодаря быстрой реализации антикризисной программы нам удалось частично обезопасить национальную экономику от волны банкротств. Доказательством тому стал рост ВВП в 1998 г. на 6,7%.

– Господин Ворасан, Вы назвали привлечение иностранного капитала в качестве не только одного из источников быстрого экономического развития страны, но и эффективного способа противодействия финансовому кризису. Не могли бы Вы более подробно охарактеризовать формы и методы сотрудничества Лаоса с зарубежными партнерами в этой сфере?

– Официальное разрешение на привлечение иностранных капиталов в лаосскую экономику было дано в 1988 г. В том году парламентом страны – Национальным Собранием – принят закон “О защите иностранных инвестиций”, а также создан Комитет по управлению иностранными инвестициями. Соответствующие дополнения внесены и в Конституцию ЛНДР. Благодаря этим решениям иностранные инвестиции в лаосскую экономику можно привлекать в двух формах. Во-первых, путем создания совместных предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность по договору; во-вторых, в виде предприятий со 100%-ным иностранным капиталом, зарегистрированных в соответствии с законодательством страны.

В целях стимулирования деятельности зарубежных фирм и капиталов для них предусмотрены следующие льготные условия:

капиталы и имущество иностранных инвесторов защищены законодательством ЛНДР;

иностранная собственность не может быть отчуждена или национализирована;

первоначальный капитал и прибыль могут быть вывезены на родину инвестора;

государство не вмешивается в деятельность иностранных предпринимателей;

зарубежные фирмы не подвергаются дискриминации по национальному признаку или из-за принадлежности к тому или иному государству;

иностранные инвесторы пользуются различными льготами; они могут быть освобождены от налогов полностью или частично, для них упрощен порядок въезда и выезда из страны.

К другим факторам, влияющим на привлекательность Лаоса в качестве объекта вложения капиталов, можно отнести выгодное географическое положение в центре Юго-Восточной Азии, политическую стабильность, общественную безопасность и правопорядок, добрососедские отношения с ближайшими странами, дешевую электроэнергию и рабочую силу, красивую природу и богатые культурные традиции, отсутствие таких стихийных бедствий, как землетрясения и ураганы.

Это благоприятное сочетание объективных и субъективных факторов и придает Лаосу привлекательность в глазах зарубежных бизнесменов. А результат такой: с декабря 1986 г., когда начали проводить политику “открытых дверей”, и до ноября 1998 г. в нашу страну пришли инвесторы из 36 стран. Они осуществляют 728 проектов преимущественно в таких областях, как сельское хозяйство, промышленность и кустарные промыслы, коммуникации, транспорт, строительство, электроэнергетика, сфера услуг, туризм и торговля. Общая стоимость этих проектов – 6,9 млрд долл. Если учесть, что население Лаоса насчитывает 4,5 млн человек, то общая сумма иностранных инвестиций очень впечатляет. Так, на средства Таиланда, Швейции, Норвегии и Финляндии уже построена первая очередь ГЭС "Тхун Хин Бун" мощностью 210 МВт, позволившая не только удовлетворить нужды страны в электроэнергии, но и экспортировать ее за рубкеж.

Доля России в объеме иностранных инвестиций, к сожалению, пока невелика: при техническом содействии россиян осуществляется всего 13 проектов на сумму 18 млн долл. Но у лаосско-российского сотрудничества хорошие перспективы, а главное – налажены связи. Как только экономический кризис будет преодолен, они дадут мощный импульс деловым контактам.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz