ИНТЕРВЬЮ
Лаос: политика “открытых дверей” –
фактор обновления экономики– Господин Посол, примерно 10 лет назад в Лаосе
начались радикальные экономические реформы,
получившие название политики “открытых
дверей”. Каковы результаты этой деятельности?– Программа экономического обновления страны,
действительно, разработана и принята к
исполнению во второй половине 80-х годов. Она
включала в себя комплекс политических,
социально-экономических и организационных мер,
нацеленных на радикальное преобразование всего
общества, в первую очередь экономики. Именно в
сфере народного хозяйства еще с 1986 г. по решению
Правительства ЛНДР стал осуществляться
последовательный
переход от
централизованной административно-командной
системы управления к хозрасчетным механизмам,
многоукладной и рыночной экономике при
одновременном расширении внешнеэкономических
связей,
привлечении иностранных капиталов,
в первую очередь из Таиланда, Сингапура, Японии,
Китая, Вьетнама, а также из других стран
Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго- Восточной
Азии. Такая политика отвечает современным
условиям жизни лаосского народа и общемировым
тенденциям. Благодаря реализации этой политики экономика
ЛНДР развивается довольно стабильно и
ускоренными темпами. Если в 1986-1990 гг. ежегодный
прирост ВВП составил 4,8%, то в 1991- 1998 гг. ВВП –
уже 6,58%. При этом промышленное производство
увеличилось на 8,9%, сельскохозяйственное – на 5,1,
а объем услуг – на 10,1. За этот же период
постепенно повышался уровень жизни населения: в
1986 г. среднедушевой доход составил 200 долл., а
спустя 10 лет он достиг 400 долл. Эти успехи, несомненно, стали важнейшим
фактором обеспечения политической стабильности,
порядка и спокойствия в обществе. – В последнее время многие страны
Юго-Восточной Азии, да и не только этого региона,
попали в тиски жесткого валютно-финансового
кризиса. Какое влияние он оказал на
экономическую ситуацию в Лаосе и как вашей
стране удается преодолевать последствия
кризиса?– Экономический и финансовый кризис,
разразившийся в азиатском регионе в июле 1997 г., не
обошел нашу страну и до сих пор оказывает
негативное влияние на лаосскую экономику. Паника
на фондовых и валютных рынках, крах банковских
систем наших основных торговых партнеров –
Таиланда, Японии, Сингапура, Малайзии, Южной
Кореи – привели к росту цен в нашей стране.
Упала в стоимости лаосская национальная валюта
– кип, резко вырос уровень инфляции (на 80% в 1998 г.
по сравнению с 1997 г.), больно ударив по уровню
доходов работников бюджетной сферы и
малообеспеченных слоев населения. В этих условиях правительство мобилизовало все
имеющиеся ресурсы, как человеческие и
интеллектуальные, так и природные и
материальные, чтобы свести к минимуму негативные
последствия кризиса. Главной задачей
правительства стало обеспечение населения
продовольствием. Для этого приняты
соответствующие законодательные и нормативные
акты, стимулирующие сельскохозяйственное
производство. В частности, поощряется работа
населения, занятого выращиванием домашнего
скота, овощей, фруктов и технических культур. С
другой стороны, введены более жесткие нормы
непроизводственных расходов, усилилась борьба с
контрабандой, экономическими преступлениями и
другими негативными явлениями. Большие надежды
мы возложили на привлечение иностранной помощи и
капиталов. Благодаря быстрой реализации
антикризисной программы нам удалось частично
обезопасить национальную экономику от волны
банкротств. Доказательством тому стал рост ВВП в
1998 г. на 6,7%. – Господин Ворасан, Вы назвали привлечение
иностранного капитала в качестве не только
одного из источников быстрого экономического
развития страны, но и эффективного способа
противодействия финансовому кризису. Не могли бы
Вы более подробно охарактеризовать формы и
методы сотрудничества Лаоса с зарубежными
партнерами в этой сфере?– Официальное разрешение на привлечение
иностранных капиталов в лаосскую экономику было
дано в 1988 г. В том году парламентом страны –
Национальным Собранием – принят закон “О защите
иностранных инвестиций”, а также создан Комитет
по управлению иностранными инвестициями.
Соответствующие дополнения внесены и в
Конституцию ЛНДР. Благодаря этим решениям
иностранные инвестиции в лаосскую экономику
можно привлекать в двух формах. Во-первых, путем
создания
совместных предприятий,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность по договору; во-вторых, в виде
предприятий
со 100%-ным иностранным капиталом,
зарегистрированных в соответствии с
законодательством страны. В целях стимулирования деятельности
зарубежных фирм и капиталов для них
предусмотрены следующие льготные условия: капиталы и имущество иностранных инвесторов
защищены законодательством ЛНДР; иностранная собственность не может быть
отчуждена или национализирована; первоначальный капитал и прибыль могут быть
вывезены на родину инвестора; государство не вмешивается в деятельность
иностранных предпринимателей; зарубежные фирмы не подвергаются
дискриминации по национальному признаку или
из-за принадлежности к тому или иному
государству; иностранные инвесторы пользуются различными
льготами; они могут быть освобождены от налогов
полностью или частично, для них упрощен порядок
въезда и выезда из страны. К другим факторам, влияющим на
привлекательность Лаоса в качестве объекта
вложения капиталов, можно отнести выгодное
географическое положение в центре Юго-Восточной
Азии, политическую стабильность, общественную
безопасность и правопорядок, добрососедские
отношения с ближайшими странами, дешевую
электроэнергию и рабочую силу, красивую природу
и богатые культурные традиции, отсутствие таких
стихийных бедствий, как землетрясения и ураганы. Это благоприятное сочетание объективных и
субъективных факторов и придает Лаосу
привлекательность в глазах зарубежных
бизнесменов. А результат такой: с декабря 1986 г.,
когда начали проводить политику “открытых
дверей”, и до ноября 1998 г. в нашу страну пришли
инвесторы из 36 стран. Они осуществляют 728
проектов преимущественно в таких областях, как
сельское хозяйство, промышленность и кустарные
промыслы, коммуникации, транспорт,
строительство, электроэнергетика, сфера услуг,
туризм и торговля. Общая стоимость этих проектов
– 6,9 млрд долл. Если учесть, что население Лаоса
насчитывает 4,5 млн человек, то общая сумма
иностранных инвестиций очень впечатляет. Так, на
средства Таиланда, Швейции, Норвегии и Финляндии
уже построена первая очередь ГЭС "Тхун Хин
Бун" мощностью 210 МВт, позволившая не только
удовлетворить нужды страны в электроэнергии, но
и экспортировать ее за рубкеж. Доля России в объеме иностранных инвестиций, к
сожалению, пока невелика: при техническом
содействии россиян осуществляется всего 13
проектов на сумму 18 млн долл. Но у
лаосско-российского сотрудничества хорошие
перспективы, а главное – налажены связи. Как
только экономический кризис будет преодолен, они
дадут мощный импульс деловым контактам. |