Номер 5/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Венгерский опыт трансформации собственности

В 1989-1990 гг. в Венгрии мирным путем произошла смена общественно-политического строя; в результате на место прежнего "социалистического" режима пришел новый демократический порядок, основанный на политическом плюрализме. Создана правовая и институциональная база для конституционного строя и демократии.

В настоящее время идет строительство социальной рыночной экономики, формируются новые отношения собственности с преобладанием частной. Венгрия взяла курс на интеграцию с демократическими, политическими, экономическими и культурными организациями Европы и всего мира.

Приватизация сыграла доминирующую роль в формировании нового уклада собственности. Фактически она означала не простую распродажу собственности, а была частью всеобщего процесса либерализации и дерегулирования. Одна из ее главных задач заключалась в том, чтобы перевести экономическую активность в русло частного предпринимательства. Следующие важные цели приватизации состояли в том, чтобы покончить с системой управления основной общественно-политической и хозяйственной деятельностью на базе свода устаревших административных правил, заменив его правовой системой гражданского законодательства, а также в том, чтобы сократить государственный долг, по возможности сохранив и даже увеличив стоимость приватизируемого имущества. И все это – ради более быстрого достижения конечных результатов приватизации.

В целом этот круг задач не являлся самоцелью. Скорее, их решение было направлено на то, чтобы прекратить снижение уровня производства и сократить убытки в государственном секторе, способствовать созданию таких отношений собственности, которые опирались бы на широкую социальную базу в лице сильного среднего класса как важного элемента политической стабильности.

Венгерская была сориентирована также на то, чтобы как можно быстрее перейти к рыночной экономике, обострить конкуренцию на зарождающемся рынке, распустить институциональные монополии и одновременно добиться активного участия работающих в управлении предприятиями.

Цели приватизации в Венгрии были примерно такими же, как и в других странах, где она осуществлялась, хотя ей, несомненно, присущи и некоторые своеобразные черты. В основном цели венгерской приватизации сводились к следующему:

• создание рыночной экономики, базирующейся на частной собственности с нормальными отношениями собственности;

• сокращение роли государства в управлении экономикой при одновременном увеличении поступлений в его бюджет;

• повышение эффективности в сфере экономической активности, усиление конкурентной борьбы;

• облегчение решения проблем нехватки капитала в экономике;

• сокращение государственных расходов, в первую очередь за счет прекращения субсидирования убыточно работающих предприятий;

• внедрение и эффективное использование новой, современной технологии и методов управления;

• стимулирование экономической реструктуризации;

• прекращение потери рынков, освоенных ранее, и завоевание новых рынков;

• расширение круга участников на местном рынке;

• развитие внутреннего инвестиционного рынка, привлечение в него местного и иностранного капитала, включая многонациональные компании;

• сохранение и повышение заинтересованности иностранных инвесторов в участии в венгерской приватизации;

• интенсивное участие Венгрии в международном разделении труда;

• создание слоя собственников в стране, стимулирование развития национального предпринимательства;

•сохранение функциональной дееспособности хозяйственных организаций;

• сохранение созданных рабочих мест и образование новых;

• использование поступлений от приватизации для повышения финансовой стабильности, развития технологий, реорганизации производства, борьбы с загрязнением окружающей среды и расширения экспорта;

• содействие приобретению собственности персоналом предприятий, включая менеджеров;

• расширение круга малых частных инвесторов, адекватное распределение собственности в обмен на компенсационные обязательства.


Основные принципы приватизации


Согласно этим принципам приватизация в Венгрии должна была:

в равной мере служить интересам всего общества как на уровне отдельной личности (предпринимателя), так и компании;

быть прозрачной и давать равные возможности всем участникам приватизационного процесса;

быть организованной как хозяйственный процесс, а не как кампания по возврату собственности прежним владельцам или ее "справедливому распределению";

привести к выявлению нового собственника в конкуренции с другими претендентами, сделавшим лучшее предложение в соответствии с предварительно выбранными критериями;

иметь возможность принимать решения в пользу государства как собственника имущества, если эти решения не противоречили закону и принципу открытости и честного соревнования;

быть ориентирована прежде всего на рыночную продажу, чтобы обеспечить в будущем эффективную и конкурентоспособную деятельность предложенного на продажу предприятия;

способствовать сотрудничеству с другими странами на базе международного разделения труда.

Приватизация оказала значительное влияние на всю производственную структуру страны, став в ряде случаев источником крупных поступлений в бюджет. Необходимость создания оптимальной производственной структуры обычно увязывается с долгосрочной перспективой, что в свою очередь диктует необходимость в умеренных темпах приватизации. Но потребности государства в быстрых доходах требуют быстрой продажи имущества. Поэтому опыт показывает, что важно соблюдать постоянное равновесие между долгосрочными и краткосрочными интересами партнеров.

Приватизация в Венгрии всегда рассматривалась в качестве ключевого фактора, определяющего возможности вступления страны в Европейский Союз. Успешный ход приватизации позволил Венгрии уже к середине текущего десятилетия создать структуру собственности, отвечающую требованиям рыночной экономики. За семь лет в стране была приватизирована большая часть отраслей хозяйства, включая химическую промышленность, нефтегазовую распределительную систему, электросети, банковский сектор, пищевую промышленность, розничную торговлю. Приватизирована основная часть производства электроэнергии, сельского хозяйства и воздушного транспорта. В будущем предстоит приватизировать ядерную энергетику, транспорт, включая железнодорожный, а также радиовещание.


Основные этапы приватизации


1. Спонтанная приватизация до смены политической системы (1987-1990 гг.). В этот период приватизация была начата по инициативе самих предприятий, и контроль государства над ней был незначителен, в сделках преобладал частный интерес. До конца приватизация доводилась относительно редко. Приток иностранного капитала шел медленно. Использовалось несколько форм приватизации. По одной из моделей компания приобретала часть имущества, становясь смешанным предприятием с участием иностранного партнера. Часто из состава крупного предприятия выделялась его часть в качестве самостоятельной компании, как правило, с привлечением иностранного партнера. Эта форма применялась как попытка избавиться от государства-собственника и дать возможность менеджеру сохранить свое положение на предприятии. И сами предприятия получали шанс на выживание при кооперации с банками и другими кредиторами.

2. Приватизация в рамках государственных программ (1991-1994 гг.). Второй этап венгерской приватизации, начавшийся с создания Управления государственным имуществом, ознаменовался упрочением государственного контроля над приватизационным процессом. Централизованно был разработан ряд программ. Оказывая поддержку в реализации приватизационных программ, государство пыталось найти комплексное решение экономических проблем. Были созданы приватизационные институты, темпы приватизации были ускорены, была сделана попытка заинтересовать инвесторов в участии в венгерских предприятиях.

3. Наиболее успешный год приватизации (1995 г.). Этот год охарактеризовался продажей крупных предприятий общественного пользования (энергетическая промышленность и телекоммуникации), была приватизирована большая часть банковского сектора на льготных условиях. Осторожный подход и тщательная подготовка проектов позволили получить от приватизации максимальный доход за всю ее историю (481 млрд форинтов). Доля дохода в иностранной валюте в среднем составила 76%.

4. Консолидация и завершение приватизации (1996-1998 гг.). Несмотря на то, что количество рентабельных и привлекательных для покупателя предприятий, предлагаемых в рамках приватизационных программ, постоянно снижалось, а количество трудных для реализации сделок, наоборот, возрастало, в целом этот период характеризовался слаженной и бесперебойной работой, указывающей на стабилизацию всего процесса. Доходы от приватизации в 1996 г. были на сравнительно высоком уровне, составив 176 млрд форинтов, что соответствовало намеченному показателю. В 1997 г., наоборот, доходы от приватизации резко увеличились, достигнув второго по величине показателя за всю историю приватизации в сумме 340 млрд форинтов, что почти в два раза превысило запрограммированный результат.

Данный период характеризуется следующими особенностями:

появились комбинированные методы продажи имущества;

на первый план выдвинулись инвесторы в лице организаций, включая финансовые;

в настоящее время приватизация зависит не от интересов инвесторов, а от объемов предлагаемого на продажу имущества: спрос превышает предложение;

фондовая биржа играет важную роль в приватизации: Будапештская фондовая биржа является наиболее динамично развивающимся рынком, в работе которого важную роль играет и приватизационное агентство APV RT. С участием биржи были выгодно проданы пакеты акций венгерской нефтяной компании MOL, венгерской телекоммуникационной компании MATAV и компании RABA;

успешно была проведена и приватизация венгерских компаний Hungarocamion, IKARUS и DAM;

предстоит приватизировать еще ряд крупных и важных для экономики страны предприятий, в их числе венгерская авиакомпания MALEV, судоходная компания MAHART, группа компаний VOLAN, объединение венгерских электростанций MVM;

полностью завершена приватизация венгерского банковского сектора.


Влияние приватизации на развитие рынков


Наиболее благотворно влияние венгерской приватизации сказалось, по-видимому, на развитии местных рынков капитала. В частности, наибольший выигрыш от приватизационных программ обрела Будапештская фондовая биржа. По состоянию на конец 1996 г. примерно 91% валютной рыночной капитализации пришелся на приватизированные в результате рыночных сделок государственные предприятия.

Десять крупнейших венгерских компаний, которые возглавляют список предприятий с самыми высокими котировками акций на фондовой бирже, обеспечили себе стабильное положение благодаря успешно проведенной приватизации. Тем самым приватизационный процесс явился важным фактором всеобщей капитализации рынка, в том числе и за счет привлечения иностранного капитала. Постоянный выпуск обеспеченных и надежных акций в результате приватизации привлек внимание международных инвесторов, которые считают выгодным приобретение акций венгерских предприятий. Будапештская фондовая биржа превратилась в один из самых привлекательных рынков капиталов своего региона.

Важной особенностью венгерской приватизации является высокая доля иностранных инвестиций в приватизационных проектах. Анализ структуры иностранных капиталовложений в Венгрии после 1990 г. показывает, что самая высокая доля в их общем объеме принадлежит немецким компаниям, что отвечает историческим традициям венгерской экономики. Важную роль в венгерской экономике играют также американские и французские инвесторы. В табл. 1 приводятся данные о структуре иностранных капиталовложений в Венгрии в 1990-1997 гг. В табл. 2 представлены данные о количестве венгерских компаний с участием иностранного капитала.

Общие поступления от приватизации в 1990-1997 гг. превысили 1 400 млрд форинтов. В одном только 1995 г. приватизационные поступления составили 481 млрд форинтов, из них почти 95% в виде наличных денег, причем 87% в иностранной валюте. В 1995 г. общие поступления от приватизации более чем на 38 млрд форинтов превысили аналогичный суммарный показатель за 1990-1994 гг.

Приватизационные поступления в 1994-1997 гг. превысили 1 100 млрд форинтов. Примерно 80% всего объема приватизационных поступлений пришлось на этот период.

Доходы от венгерской приватизации в иностранной валюте с 1990 по 1997 г. составили 900 млрд форинтов. За один только 1995 г., самый успешный год венгерской приватизации, инвалютные доходы более чем в два раза превысили суммарные валютные поступления в 1990-1994 гг. Поступления в инвалюте в 1994-1997 гг. превысили 724 млрд форинтов, что соответствует 80% суммарных поступлений в инвалюте за весь приватизационный период.


Нерешенные задачи приватизации


В рамках приватизации 1998 г. должен стать годом начала подведения баланса, завершения "крупных" приватизационных проектов и подготовки для последующего постоянного управления хозяйством. Приватизационные проекты большой ценности в основном были реализованы в предшествующие годы, неприватизированными остались лишь предприятия, приватизация которых была отсрочена в силу их особого статуса, по соображениям экономической политики или специфики хозяйственного управления. В дополнение к предприятиям, которые останутся в постоянной собственности государства, часть названных неприватизированных компаний будет по-прежнему контролироваться государством и после 1998 г.

Из примерно 1 900 предприятий, существовавших до начала приватизации, и из 1 703 предприятий, основанных в ходе трансформации, к концу 1997 г. остались лишь 297, в капитале которых APV RT имела долю. Но и в этой группе предприятий лишь в 151 эта государственная организация имела контрольный пакет акций, а в капитале остальных предприятий ее доля была второстепенной. Суммарная часть капитала этой организации во всех указанных предприятиях превышает 700 млрд форинтов, 55% этой суммы приходится на компании, которые подлежат приватизации.

Таблица 1

Структура иностранных капиталовложений в Венгрии в 1990-1997 гг., млн долл.
Год Всего В том числе по странам:
Германия США Франция Италия Австрия Великобритания
1990 20,2 0,1 0 0 0 0,6 0
1991 435,2 59,3 0 33,2 0 25,1 38,8
1992 491,7 195,0 79,0 21,8 8,2 63,7 38,4
1993 1 163,3 471,0 487,2 100,0 0,7 34,5 6,5
1994 102,7 27,9 19,4 4,5 0 12,3 6,4
1995 3 370,5 1 542,8 474,4 624,0 186,0 6,2 46,0
1996 61,8 21,3 12,4 7,6 2,6 3,9 1,4
1997 1 450,0 500,2 291,4 177,0 60,3 90,3 34,1
Итого 7 095,5 2 817,8 1 363,8 968,1 257,8 236,6 171,6
Доля, % 100 39,7 19,2 13,6 3,6 3,3 2,4

В соответствии с законом о приватизации 116 предприятий должны остаться в качестве постоянной государственной собственности. В 32 предприятиях из этой группы государство будет удерживать такой пакет, который дает государству специальные права. В 1998 г. основная задача государственного агентства APV RT будет состоять в том, чтобы продать подлежащее приватизации имущество, а полученные средства использовать для выполнения своих обязательств, вмененных ему различными законами. Фонды, которые должны будут использоваться для выполнения указанных обязательств, составят приватизационные поступления за 1998 г. и специальный приватизационный резерв.

Еще одна важная задача заключается в том, чтобы должным образом подготовиться для работы после завершения приватизации. В более отдаленной перспективе встанет и задача управления предприятиями, остающимися в постоянной собственности государства, и предприятиями, которые по ряду причин не могут быть приватизированы. Для управления ими будет создана специальная управленческая организация, которая будет рассматриваться, по соображениям целесообразности, в качестве правопреемника приватизационной организации.

На дату начала приватизации, т.е. на 1 января 1990 г., в Венгрии насчитывалось 1859 государственных предприятий с номинальным акционерным капиталом в 1859 млрд форинтов. На 31 декабря 1997 г. номинальная стоимость акционерного капитала действующих предприятий в собственности государства составляла 715 млрд форинтов, из которых на приватизируемую собственность приходилось 397 млрд форинтов, а стоимость имущества, которое должно постоянно оставаться собственностью государства, была равна 284 млрд форинтов.

Таблица 2

Количество венгерских компаний с участием иностранного капитала
Страна Число компаний Капитал, млрд форинтов % участия
Германия
США
Франция
Австрия
Нидерланды
Италия
Бельгия
Великобритания
Швейцария
Прочие
106
42
43
115
20
28
9
34
18
62
292,3
168,8
103,2
53,0
50,4
34,8
33,9
20,0
18,4
30,0
27,9
16,1
9,8
5,1
4,8
3,4
3,2
1,9
1,7
2,8
Размещено иностранных акций 26 244,5 23,3
Всего 503 1 049,5 100

В течение предшествующих 7-8 лет общая сумма иностранного капитала, поступившего в Венгрию, составила 16 млрд долл., что примерно равно суммарному притоку иностранного капитала в бывшие социалистические страны в те же годы.

Государственная компания APV RT планирует в 1998 г. выпустить для продажи по подписке акции на общую сумму 123 млрд форинтов и намерена получить общий доход в 134 млрд форинтов. По плану эта сумма должна составить поступления в размере 117 млрд форинтов наличными и 17 млрд форинтов в виде компенсационных ваучеров.

В государственный бюджет намечено направить 90 млрд форинтов, 17 млрд – на реорганизацию предприятий. Приватизационные издержки составят 7 млрд форинтов, а 3 млрд форинтов будет использовано для покрытия операционных издержек государственной компании APV RT.

(По материалам
Венгерского приватизационно-
имущественного холдинга)

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz