Освоение минерально-сырьевых ресурсов в условиях глобализации
ВЛАДИМИР КАЛИТИН
президент
АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВ
первый вице-президент – главный управляющий
ЕВГЕНИЙ ЧЕРНЫЙ
директор аналитического центра
АК “АЛРОСА”
Россия)
• Единая точка зрения о влиянии минерально-сырьевой базы
на дальнейшее развитие и прогресс земной цивилизации отсутствует
• Разведанные запасы минерального сырья являются типично рыночным товаром и представляют
собой дорогостоящие материальные ценности
• Процессы глобализации освоения минерально-сырьевой базы, которые значительно интенсифицировались
в последние годы, требуют проведения особой государственной политики
Во все времена месторождения алмазов были достаточно редкими. До средних веков
они добывались в основном в Индии; в XVIII в. – первой половине XIX в. – в Бразилии;
во второй половине XIX в. – первой половине XX в. – в ЮАР; во второй половине XX
в. – в ЮАР, России, Ботсване, Австралии, Демократической Республике Конго, Канаде
и некоторых других странах. Благодаря уникальным свойствам и исключительной популярности
алмазы посредством многократных перепродаж растекались по всему миру. Из сказанного
можно сделать интересный вывод, что они как вид минерального сырья одними из первых
были вовлечены в процессы глобализации. Ведущую роль в этом сыграли торгово-гранильные
центры, которые в древние века размещались предположительно в Индии, в XV-XVI вв.
возникли в Париже, Венеции, Амстердаме и Антверпене. В настоящее время крупнейшие
объемы огранки бриллиантов и торговли ими и необработанными алмазами сосредоточены
в Бельгии, Израиле, Индии, США и России. По добыче природных алмазов Россия
в конце XX в. стабильно закрепилась на втором месте в мире: по натуральному объему
– после Австралии, по стоимости – после Ботсваны (причем по стоимости мы их производим
примерно 1/4 мирового объема). По изготовлению бриллиантов страна занимает пятое
место (8-10% мирового стоимостного объема).
Глобализация освоения минерально-сырьевых ресурсов
В последние годы около 75% мировой добычи природных алмазов сосредоточено в руках
нескольких крупных горнодобывающих компаний: “Де Бирс” (совместно с “Англо-Америкэн”),
АК “АЛРОСА”, “Рио-Тинто” и “Би-Эйч-Пи”. По нашему прогнозу, в ближайшие 3-5 лет
такая ситуация сохранится. Из перечисленных только АК “АЛРОСА” является, по сути,
национальной компанией, остальные представляют собой крупные транснациональные гиганты.
Именно на их примере удобно рассмотреть основные проблемы глобализации освоения
минерально-сырьевых ресурсов. Не требует особых доказательств утверждение,
что степень использования минерально-сырьевого потенциала планеты возрастает по
мере развития научно-технического прогресса. В большинстве случаев благосостояние
народов и стран, их экономическая и социально-политическая независимость, а также
геополитическое положение в мировом сообществе определяются богатством недр соответствующих
регионов. Конечно, при этом не последнюю роль играет наличие комплекса финансовых
и технических средств и технологий, необходимых для более выгодного освоения и применения
имеющихся минеральных ресурсов (как в национальных интересах, так и при участии
в международной минерально-сырьевой интеграции). Однако единая точка зрения о влиянии
минерально-сырьевой базы на дальнейшее развитие и прогресс земной цивилизации отсутствует.
Более того, данная проблема в течение последних лет вызывает острые дискуссии.
По их ходу выявились две крайние точки зрения. Первая – минерально-сырьевая
база планеты при систематическом росте потребления природных ресурсов, который особенно
ярко проявился в конце прошлого века, быстро исчерпается и человечество уже к середине
XXI в. попадет в тиски сырьевого голода. Противоположная точка зрения утверждает,
что проблема заключается не в действительном ее истощении, а в отсутствии теоретических
знаний и технических возможностей для более полной реализации имеющегося потенциала
земных недр, в том числе с использованием нетрадиционных источников сырья и технологий
его добычи. И все же некоторые аспекты при более тщательном анализе проблемы
вызывают определенную обеспокоенность. Во-первых, все виды минерального
сырья характеризуются неравномерным территориальным распределением, что обусловлено
различной специализацией отдельных геологических структур. Во-вторых,
повышение детальной геологической изученности и опоискованности территорий большинства
стран приводит к уменьшению перспектив открытия новых месторождений. В-третьих,
по мере вовлечения в отработку месторождений в сложных условиях объективно происходит
удорожание как геологоразведочных работ, так и добычи минерального сырья.
В-четвертых, полезные ископаемые относятся к невозобновляемым природным ресурсам,
в силу чего являются конечными. Учитывая возможность задействования нетрадиционных
источников сырья и применения современных технологий добычи, их исчерпание состоится,
по видимому, в довольно отдаленном периоде. Однако полное использование наиболее
богатых и технологичных типов месторождений, по крайней мере по наиболее расходуемым
видам сырья, может произойти в обозримые сроки. Итак, изначальная неравномерность
распределения природных ресурсов по регионам, резкое сокращение их запасов из-за
интенсивной отработки в ряде стран, а также постепенное исчерпание перспектив открытия
месторождений, залегающих в благоприятных горно-геологических условиях, с одной
стороны, и закономерно возрастающая потребность мирового сообщества в различных
полезных ископаемых – с другой, неминуемо способствуют глобализации в этой сфере,
так или иначе ведут к формированию общемировой минерально-сырьевой базы.
Важнейшая роль в глобализации освоения минерально-сырьевой базы планеты принадлежит
трем факторам – усилиям правительств промышленно развитых стран по обеспечению национальных
потребностей в природных ресурсах; деятельности международных экономических структур;
активной работе транснациональных горнодобывающих корпораций. Наиболее эффективным
примером воздействия на указанный процесс первой группы факторов является деятельность
администрации США. На сегодняшний день эта страна – крупнейший мировой потребитель
минерального сырья, что требует от ее руководства постоянного внимания к данной
проблеме. Следует признать, что как внутренняя, так и внешняя политика США по вопросам
минерально-сырьевого комплекса в высшей степени рациональна и полностью отвечает
национальным интересам. Там задействован широкий круг мер: от консервации на своей
территории месторождений по отдельным видам минерального сырья до активной работы
с руководством стран-экспортеров тех ресурсов, в импорте которых США кровно заинтересованы.
Примером стимулирующего и регулирующего воздействия второй группы факторов на
формирование общемировой базы углеводородного сырья служит деятельность ОПЕК. Роль
этой организации не всеми субъектами рынка воспринимается с должным пониманием,
однако необходимость увязки интересов экспортеров и потребителей сырья очевидна
и вряд ли требует дополнительных доказательств.
Усиление роли
транснациональных корпораций
Особое внимание с точки зрения глобализации освоения природных ресурсов необходимо
уделить ТНК, которым на протяжении последних 10-15 лет принадлежит ключевая роль
в выявлении, разведке и освоении объектов минерального сырья в масштабе планеты.
Эти структуры имеют доступ к значительным финансовым средствам. Они владеют новейшими
технологиями проведения геологоразведочных работ и располагают квалифицированными
менеджерами и специалистами. У них накоплен опыт работ в различных странах и налажены
широкие международные связи. Все это способствует открытию новых месторождений полезных
ископаемых, концентрации в их собственности крупнейших запасов сырьевых ресурсов
и своевременному вовлечению последних в эксплуатацию. Опыт показывает, что
в ведущих ТНК наивысшая эффективность достигается за счет значительной концентрации
капитала и объемов добычи, что дает возможность маневрировать финансовыми и материальными
ресурсами, а также позволяет поддерживать стабильное состояние даже в условиях мировых
спадов производства и привлекательный кредитный имидж. Экономическая стабильность
и финансовая устойчивость ТНК обеспечивается благодаря: а) горизонтальной
диверсификации в различные сырьевые отрасли и виды деятельности. Каждая корпорация
работает как минимум по 7-10 направлениям, наиболее прибыльные из которых часто
существенно отличаются от основной специализации; б) вертикальной диверсификации
по технологическому принципу в пределах одной отрасли. Это позволяет проводить углубленную
переработку сырья и получать крупные дополнительные доходы (“Би-Эйч-Пи” добывает
железные руды, выплавляет из них сталь и производит сталепродукты, которые и приносят
корпорации наибольшую прибыль); в) широкому рассредоточению районов деятельности
и сфер интересов по различным странам, регионам и континентам (“Англо-Америкэн”
работает в 20, “Де Бирс” – в 19, “Рио-Тинто” – в 25 странах). У АК “АЛРОСА”
эти характеристики выглядят следующим образом: а) горизонтальная диверсификация
– более 10 направлений; б) активная вертикальная диверсификация. В
частности, геологоразведка – добыча алмазов – огранка бриллиантов; добыча – переработка
нефти; заготовка – переработка леса; строительство энергетических сооружений – их
эксплуатация и т.д.; в) рассредоточение стран и районов деятельности
(Россия – Западная Якутия, Эвенкийский национальный округ, Иркутская область, Ханты-Мансийский
автономный округ, Архангельская область, Воронежская область; Ангола – трубка Катока
и прилегающий район). ТНК значительную часть прибылей направляют на финансирование
геологоразведочных работ. Так, “Англо-Америкэн” ежегодно расходует на это 120-150
млн долл., “Би-Эйч-Пи” (до объединения с “Биллитоном”) – 120-130 млн, “Де Бирс”
– 140- 150 млн, “Рио-Тинто” – 150-190 млн долл. У АК “АЛРОСА” расходы на геологоразведочные
работы скромнее: до 2000 г. они составляли 25-30 млн долл. в год; в 2001-2002 гг.
эта сумма увеличилась до 42-45 млн. Осознавая, что успешная алмазодобыча как в ближней,
так в среднесрочной и дальнесрочной перспективе возможна только при надежном состоянии
минерально-сырьевой базы на 2003-2005 гг. предусмотрено финансирование поисково-разведочных
работ в объемах соответственно 44 млн, 48 млн и 51,5 млн долл. В эпоху активной
глобализации освоения природных ресурсов резко возросла конкуренция за обладание
их источниками, так как все операторы понимают, что победа на рынке того или иного
сырья достанется тому, кто при прочих равных условиях обладает более крупной и более
качественной базой – разведанными запасами сырья. Отметим, что сегодня ТНК уже не
удовлетворяет положение, когда их сырьевая база пополняется лишь за счет собственных
геологоразведочных работ. Проведение последних помимо значительных рисков требует
длительного времени – в отдельных районах от начала поисков до освоения выявленных
месторождений проходит 10-15 лет и более. Кроме того, финансовые риски и невозможность
прогнозирования момента открытия месторождений значительно усложняют планирование
добычи. В силу названных причин транснациональные компании в последние годы
приступили к активной скупке запасов сырья в уже разведанных месторождениях. Так,
в конце 2000 г. “Де Бирс” стала владельцем богатого (2 кар./т) неосвоенного месторождения
алмазов в Канаде, для чего выкупила все акции проекта “Снэп-лейк” (в октябре у “Винспер”
– 67,76% , в декабре у “Абер даймонд” – 32,24%). Это месторождение характеризуется
высоким качеством сырья – 118 долл./кар. Кроме того, “Де Бирс”, дополнительно приобретя
50%-ный пакет акций проекта “Венешиа”, превратилась в единоличного владельца одноименного
месторождения. Данная ТНК также увеличила на 20% свою долю в месторождении “Финш”.
Еще пример. “Рио-Тинто” после жестокой схватки с “Де Бирс” приобрела “Эштон майнинг”.
В результате к ней под контроль практически полностью (99,8%) перешли рудник “Аргайл”,
а также коренное месторождение алмазов – трубка “Мерлин” в Австралии, крупная алмазоносная
россыпь “Кемпака” в Индонезии, месторождение алмазов “Куанго” в Анголе и ряд алмазоносных
площадей в Канаде, Финляндии и Мавритании. Перечисленные сделки свидетельствуют,
что разведанные запасы минерального сырья являются типично рыночным товаром и представляют
собой дорогостоящие материальные ценности.
Проблемы развития минерально- сырьевого комплекса России
Процессы глобализации освоения минерально-сырьевой базы, которые значительно
интенсифицировались в последние годы, требуют проведения особой государственной
политики. Для России это очень важно, так как природоресурсный комплекс и, в частности,
горнодобывающая промышленность имеют приоритетное значение в социально-экономическом
развитии страны и обеспечении ее экономической, сырьевой и энергетической безопасности.
Причем политика в данной сфере не может, на наш взгляд, быть эффективной без всестороннего
учета последствий глобализации освоения природных ресурсов и определения роли страны
в будущей мировой минерально-сырьевой интеграции. Россия по-прежнему является
одним из крупнейших мировых производителей минерального сырья и занимает ведущее
место по его экспорту. По запасам многих полезных ископаемых страна занимает лидирующее
положение в мире. Это позволяет нам уже в ближайшие годы войти в мировую минерально-сырьевую
интеграцию, для чего необходимо заблаговременно организовать эффективное сотрудничество
с другими странами – потенциальными лидерами в будущем обеспечении мира минеральным
сырьем. Однако отечественный минерально-сырьевой комплекс, несмотря на его
огромный потенциал и более высокую устойчивость к выживанию по сравнению с другими
отраслями экономики, в условиях крупномасштабных реформ оказался в критическом состоянии.
Основная причина этого – отсутствие долгосрочной государственной стратегии использования
и изучения недр и действенного механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Значительное сокращение в последнее десятилетие объемов геологоразведочных работ
привело к тому, что сырьевая база по многим полезным ископаемым существенно истощилась,
а открытие крупных месторождений случается все реже. Отмена с 2002 г. ставок на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, основного источника финансирования геологоразведочных
работ и выполнения территориальных программ ее воспроизводства, еще более усугубляет
положение. Все это ведет к замедлению экономического развития и ослаблению минерально-сырьевой
и энергетической безопасности государства. В связи с изложенным проблемы эффективного
недропользования, опережающего воспроизводства минерально-сырьевой базы и восполнения
стратегических запасов полезных ископаемых должны занять важное место в государственной
политике России. Их решение невозможно без существенного увеличения инвестиций в
минерально-сырьевой комплекс. В Советском Союзе минерально-сырьевой комплекс
создавался за счет государственных средств и передавался для эксплуатации практически
бесплатно. Начиная с 1990 г. добыча большинства видов минерального сырья в стране
обеспечивается в основном сформированным ранее заделом запасов полезных ископаемых.
А приросты запасов (практически все) получены за счет использования поискового задела.
Однако при этом погашение запасов при добыче компенсировалось не полностью. В результате
по большинству полезных ископаемых в общей структуре запасов существенно возросла
доля разведанных и подготовленных, тогда как доля оцененных запасов и прогнозных
ресурсов значительно снизилась. Если учесть, что последние определяют поисково-разведочный
задел и, следовательно, реальные возможности развития минерально-сырьевой базы на
перспективу, то создавшееся положение является тревожным сигналом. Отмена
ставок на воспроизводство минерально-сырьевой базы в условиях крайне ограниченных
бюджетных средств, как и ожидалось, полностью лишила минерально-сырьевой комплекс
важнейшего источника финансовых ресурсов для выполнения геологоразведочных работ.
Это уже поставило на грань выживания научно-исследовательские и производственные
геологические организации страны. Отметим, что мелкие добывающие предприятия не
имеют достаточного количества денег на проведение полномасштабных поисковых и разведочных
работ, а крупные структуры часто под тем или иным предлогом не желают вкладывать
средства в пополнение запасов и обеспечение долгосрочных перспектив. Учитывая это,
возлагать особые надежды на возрождение в полном объеме доперестроечного минерально-сырьевого
комплекса не приходится. В отличие от России ни одна страна мира не практикует
поиск и разведку месторождений полезных ископаемых за счет бюджетных средств с их
последующей бесплатной передачей собственным и иностранным горнодобывающим компаниям.
В странах с рыночной экономикой коммерческие структуры сами финансируют и осуществляют
поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, а потом либо отрабатывают их,
либо продают. При этом рыночные цены на разведанные запасы полезных ископаемых при
продаже превышают суммарные выплаты по применяющимся в России (и Советском Союзе)
ставкам возмещения затрат за весь период эксплуатации в 8-10 раз и более.
Учитывая вышеизложенное, России для поддержания на принятом в мире уровне минерально-сырьевой
базы (разведанных запасов) необходимо изыскать надежный бюджетный источник финансирования
геологоразведочных работ или законодательно закрепить за добывающими компаниями
обязательства по поиску новых месторождений и восполнению запасов добываемого минерального
сырья с периодической отчетностью перед государственными контролирующими ведомствами.
Во втором случае добывающим организациям должен быть снижен налог на добычу, в состав
которого по версии Государственной думы входит 50% прежней ставки на воспроизводство
минеральной базы, на эту величину и рекомендуется снизить размер налога. С
другой стороны, введение с 2002 г. единого для каждого вида полезного ископаемого
налога на добычу без учета экономико-географических и горно-геологических условий
эксплуатации конкретного месторождения приведет к вовлечению в разработку только
высокорентабельных месторождений. В результате многие предприятия лишатся дополнительных
источников сырья из менее эффективных месторождений, находящихся в зоне их действий.
Отметим, что единый налог был принят Государственной думой несмотря на мнение подавляющего
числа недропользователей о целесообразности применения дифференцированных (в зависимости
от экономических показателей эксплуатации) ставок на добычу минерального сырья.
Следствием этого станет дальнейшее существенное сокращение запасов сырья как в уже
разведанных, так и в перспективных для изучения месторождениях. Для алмазодобывающей
отрасли России такое решение чревато серьезными негативными последствиями – так,
уже в недалеком будущем объем добычи алмазов может значительно (в 2 раза) уменьшиться.
Представляется, что подобная ситуация складывается и по многим другим ценным видам
полезных ископаемых. Поэтому для месторождений отдельных стратегически важных для
народного хозяйства сырьевых ресурсов целесообразно уже в ближайшее время законодательно
предусмотреть возможность снижения фискальной нагрузки на их отработку с целью повышения
инвестиционной привлекательности. Кроме того, отечественные горнодобывающие
предприятия находятся в неравном налоговом положении с другими производственными
и торговыми структурами. Помимо общих для всех товаропроизводителей налогов (на
доход, прибыль, имущество и добавленную стоимость) они дополнительно облагаются
сборами за выдачу лицензий, платежами за пользование недрами, рентными платежами
и т.д. Суммарный размер последних порой превышает общую сумму налогов от производственно-хозяйственной
деятельности. Это крайне ограничивает возможности недропользователей (особенно мелких
и средних) в развитии минерально-сырьевой базы и своевременном обеспечении прироста
запасов. В таких условиях наряду с высказанными выше предложениями представляется
целесообразным обстоятельно рассмотреть вопрос об ограничении максимального размера
суммарных налогов (от объема реализации или балансовой прибыли) на недропользователя.
Еще один момент, касающийся непосредственно алмазодобычи, а также других сырьевых
отраслей. При определении направлений геологоразведочных работ на алмазы в Западной
Якутии (особенно – для постановки детальных поисков) АК “АЛРОСА” в значительной
степени опирается на наработки предыдущих лет (советского периода). Однако при выходе
за пределы данного региона у компании таких возможностей, как правило, нет (там
до настоящего времени целенаправленные поиски алмазов не проводились). Поэтому приходится
начинать с обоснования оценок прогнозных ресурсов и разработки научного обеспечения
поисков. А это не только не стимулирует вложение средств, но значительно снижает
эффективность поисков. По нашему мнению, первые шаги по обоснованию перспектив алмазоносности
районов, оценке прогнозных ресурсов и разработке научных рекомендаций по проведению
поисков должно принять на себя государство, с тем, чтобы лицензии на геологическое
изучение недр выдавались более обоснованно. Возможными путями повышения эффективности
развития отечественной минерально-сырьевой базы являются также разработка кадастра
месторождений полезных ископаемых и взимание рентных платежей. Благотворное влияние
должны оказать подготовка и внедрение Горного кодекса России. Выполнение названных
мер позволит, наш взгляд, восстановить прежний потенциал минерально-сырьевого комплекса
России и повысить его инвестиционную привлекательность. А в итоге Россия может стать
одним из потенциальных лидеров в будущем обеспечении потребностей мирового сообщества
ценнейшими видами минерально-сырьевых ресурсов, в том числе и природными алмазами.
|