Кризис экономики и хаос цен в
РоссииВИЛЕН ПЕРЛАМУТРОВ доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института проблем рынка Российской академии наук
• В нынешней экономической ситуации в России
первейшей мерой государства должно стать
регулирование цен • Законодательно установленный порядок расчета
себестоимости пресекает искусственное
"вздувание" затрат и припрятывание прибыли
Когда со 2 января 1992 г. правительство решило
либерализовать цены, т.е. освободить от
государственного контроля, то оно рассчитывало,
что они поднимутся в 3-5 раз и остановятся. Однако
за пять с половиной лет цены возросли почти в 20 000
раз и продолжают расти. Как избежать этого в
дальнейшем? Почему и отчего так получилось? Каждое предприятие - промышленное, торговое,
строительное, транспортное - всегда стремится
увеличить свою прибыль. Есть два способа этого.
Первый - если цены в хозяйстве стабильны или мало
изменчивы, то приходится больше производить (и
продавать) продукции и снижать себестоимость.
Второй - за счет быстрого роста цен, даже
сокращая производство и реализацию товаров. Вот
этот второй способ и определяет сегодня
"правила движения" в нашей экономике. Политика цен в последние пять с половиной
лет - главный фактор раздувания
экономического кризиса в России. Без наведения
порядка в этой области кризис будет только
углубляться, мало того - перерастет в
катастрофу.
О праве государства остановить рост цен
В последние год-два все больше говорят о
кризисе бюджета государства, банков, неплатежей.
Это было бы верно, если не представлять ясно и
четко, что в основе всего лежит либерализация
цен. Сегодня оптовые цены растут раза в полтора
быстрее розничных, создавая тем самым простор и
для их последующего подъема. За прошлый год цены
повысились на 46%, что официально считается
успехом. Между тем в любой стране с современными
рыночными отношениями такой темп роста цен,
несомненно, признавался бы катастрофическим. Там
уже 3-5%-ный годовой рост считается опасным. Однако
у нас борются с ростом цен самым невероятным в
мировой экономике способом - невыплатами
зарплаты и пенсий. Общая задолженность по
выплате зарплаты составила в мае 1997 г. больше
50 трлн руб., а пенсий - почти 16 трлн. Если
учесть, что запасы товаров в розничной торговле
составили 38 трлн руб. (из-за резкого падения
производства на предприятиях), то можно сделать
вывод: невыгодно и опасно ликвидировать
задолженность перед работниками и пенсионерами. В текущем году цены поднимутся выше, чем в
1996 г. Ко всему прочему начинается их повышение
на жилищно-коммунальные услуги. Сельское
хозяйство впервые за всю историю страны стало
убыточным. Никогда еще Россия не кормилась почти
наполовину привозным продовольствием. Это уже
катастрофа. Дело идет к ситуации конца
гражданской войны: все миллионеры и почти все -
нищие... Сугубо теоретически вроде бы верно - в
рыночном хозяйстве движение цен балансирует
спрос и предложение товаров и услуг. Но это
только теоретически. В хозяйственной практике
вольного, самостийного ценообразования уже лет
двести нигде в мире нет и уже наверняка не будет.
Экономическая конъюнктура в странах бывает
разной. Если она более или менее нормальна, то и
больше свобода цен, что, впрочем, случается
крайне редко. Если же она неблагоприятна, чревата
кризисом или стала кризисной, то государственная
власть применяет отнюдь не либеральные меры -
контроль, регулирование, а то и прямое
установление уровня цен. В России еще в XVI в. при большом недороде
хлеба (то засушливое, то переувлажненное лето)
царь Борис Годунов вводил в Москве казенную цену
на хлеб - втрое выше прежней, но и вшестеро ниже
"естественно рыночной". Причем было принято
и такое правило: ежедневно до 12 ч дня торговля шла
только в розницу, чтобы спекулянты оптовыми
закупками не лишали горожан хлеба. Якобинское правительство Франции в XVIII в.
установило "хлебный максимум" - верхнюю
границу цены, превышать которую не мог никакой
купец. Несколько позднее Первый консул
республики генерал Бонапарт использовал эту
практику в Париже и тех регионах страны, где
урожай собирался ниже обычного. Во время первой и второй мировых войн воюющие
европейские государства устанавливали цены на
основные потребительские товары и их
нормированное распределение. Такой порядок был
отменен не сразу с окончанием войны, а лишь по
мере нормализации хозяйственной ситуации в
стране. В США в годы второй мировой войны цены на
важнейшие стратегические товары определяло
Государственное управление цен. В нынешней крайне тяжелой экономической
ситуации в России, если хотеть вывести хозяйство
из кризиса, первейшей мерой должно стать
государственное регулирование цен в разных его
формах.
Как действовали страны выходя из кризиса
Если сравнить наше теперешнее ценообразование
с любым другим - американским, французским,
английским, итальянским, то нигде такой
"свободы воли" в установлении цен нет.
Там рынок не понимают как хаос. Это они
"проходили" лет 200-300 назад. Ценами
занимаются специалисты и роковых ошибок не
делают. Во время великой депрессии 30-х годов в
США
президент Ф.Рузвельт ввел систему паритетных
цен: правительство постановило и следило за тем,
чтобы трактор, комбайн, удобрения и т.п. стоили не
дороже, чем зерно, и государство закупало у
фермеров зерно по таким ценам. Иначе фермеры
разорились бы, а город остался без
продовольствия. Виновные наказывались
разорительными штрафами. В послевоенные годы, когда экономика
переналаживалась на мирные рельсы (тоже ведь
своего рода кризисная ситуация), эта система была
трансформирована в то, что получило название
"система ценовых комитетов": на местных
рынках (в штатах, графствах) создавались
комитеты, куда входили представители продавцов
продукции и покупателей, а также администрации
региона. Они по взаимному согласию устанавливали
цены на товары первой необходимости на декаду,
неделю или даже один день. Все сделки
купли-продажи оформлялись именно по этой цене,
иные же признавались незаконными. Начиная знаменитую реформу 1948 г. в
ФРГ,
отец немецкого "экономического чуда"
Л.Эрхард утвердил список "социально
приемлемых цен", куда вошли самые нужные
населению товары (например, за мужские
полуботинки обычного качества торговле можно
было взять 25,5 марки и ни пфеннига больше). В 1950-1960 гг. во
Франции
на те или иные
группы товаров применялись при необходимости
"блокировки цен": государство устанавливало
максимальную цену на товар, и никто не смел ее
превысить. Позднее стали использовать систему
"контролируемой свободы цен", когда
предприниматель определяет цену сам, но
обязательно информирует о ней Государственное
управление по ценам. Если в течение 15 дней
управление не накладывает вето, то она действует.
В противном случае цену надо снижать и снова
посылать письмо в управление. Полная
либерализация цен в стране началась лишь с
1986 г. В рыночной Франции к свободным ценам шли
41 год! В Англии, Канаде, Швеции в 1940-1950 гг.
государство широко применяло то, что получило
потом название "фиксированные цены". В
Англии эта система продержалась до 1964 г.,
причем правительство пошло на уступку: торговцы
получили право снижать цену, установленную
производителем (но не повышать ее).
Себестоимость - база цены
Во всех индустриальных странах давно действует
четкий, законодательно утвержденный порядок
расчета себестоимости продукции как базы цены.
Делается это для того, чтобы пресечь всякого рода
искусственные "вздувания" затрат и тем
самым припрятывание прибыли, а следовательно -
обман налоговых ведомств при расчетах с
госбюджетом. По закону включение в затраты
"воздуха" (нереальных затрат) карается не
только многократным возмещением потерь бюджета,
но и (при крупных обманах) уголовной
ответственностью. У нас же ничего подобного
(кроме ведомственных инструкций, никого ни к чему
серьезному не обязывающих) не делается и,
насколько известно, не предполагается делать.
Неужели никто из ответственных лиц этого не
знает? А если знает, то почему все это происходит? О себестоимости продукции, ее снижении вообще
уже никто и не вспоминает. А вот в годы Великой
Отечественной войны, особенно в 1942-1944 гг.,
себестоимость военной продукции была снижена на
треть, что сберегло госбюджету 660 млрд руб. Без
этого вряд ли финансы государства вынесли бы
бремя военных расходов. А теперь только
разговоры о неплатежах, недоборах бюджета.
Все-таки, видимо, дело в том, что не хочется власть
предержащим "обижать" молодой криминальный
российский капитал. Не хочется или боязно. Иного
варианта ответа сыскать нельзя. И еще. Если вдобавок к четкому порядку расчета
себестоимости устанавливается двуставочная
налоговая система, предусматривающая более
высокие отчисления за каждый процент повышения
рентабельности и менее высокие за каждый процент
увеличения объема реализации продукции, то
создается сильнейший стимул роста производства.
А ведь сегодня у нас падение производства
представляет главную опасность - ниже падать
некуда. Такую стимулирующую систему налогообложения
проверили в нашем веке десятки стран, выходивших
из кризиса. Цепочка "цена - прибыль -
бюджет" - это ведь генеральная линия
спасения хозяйства или его окончательного
добивания. У нас все по-иному: подготовлен новый
Налоговый кодекс в составе более тысячи статей,
но ни законодательного порядка расчета
себестоимости, ни стимулирующего
налогообложения прибыли там нет. По проекту остается в действии более 40 видов
налогов. При этом чем богаче налогоплательщик,
тем меньшую долю своего дохода он заплатит в
бюджет. Если учесть, что на каждого налогового
инспектора приходится несколько десятков
предприятий и организаций, которые он должен
регулярно проверять, то много ли найдется таких
гениев налоговой работы, которые все точно и
четко проверят? Времени не найдется, чтобы во все
глубоко вникнуть. Поэтому опять будет огромный
недобор налогов.
Еще раз об опыте регулирования цен
Конечно, есть множество и других способов
регулирования цен государством в кризисных (да и
не кризисных) условиях. Достаточно установить
цены на исходные ресурсы (сырье, энергию, топливо)
и продукты конечного потребления
(продовольствие, одежду, обувь и др.), а все
остальные, промежуточные, волей-неволей придется
определять по соглашениям друг с другом,
разумеется, укладываясь в заданные границы между
нижними и верхними пределами. В ФРГ во время
послевоенной экономической реформы именно так и
поступали. Во время нефтяного кризиса 70-х годов президент
США Р.Никсон дважды замораживал цены. Он называл
это "периодом принудительной стабильности".
Действительно, если стабильность экономики не
достигается никаким иным путем, то остается
прибегнуть к мерам принудительным. В странах
Европейского союза уже много лет цены на
продовольственные товары не просто
регулируются, а устанавливаются Советом
Министров ЕС. А ведь ситуация там не то, чтобы
особенно кризисная. Однако первостепенная
значимость продовольствия и его доступность для
всех слоев населения диктуют именно такую
политику западноевропейских государств в данной
области. Есть французский способ стабилизации цен (о нем
уже было сказано). Когда производитель продукции
хочет повысить цену на нее, он посылает документы
с обоснованием своих намерений в
Государственное управление по ценам. Если в
течение двух недель управление молчит, это
означает его согласие, в противном случае цена не
повышается. Далее, современные огромные транснациональные
корпорации (их около двух десятков)
устанавливают плановые цены по всему миру. Почти
половина мировой промышленной продукции
продается по таким - отнюдь не либеральным -
ценам. Надо ли говорить, что в случае кризиса,
особенно большого кризиса в мировой экономике
(что никак не исключено), и контроль государств, и
прямое установление цен государствами и
межгосударственными корпорациями станут
повседневной реальностью. Мировой опыт учит:
экономический кризис
нельзя изжить без государственного
регулирования цен. Чем жестче кризис, тем более
властный характер носит регулирование.
Преодолели кризис - государство ослабляет
вожжи, но совсем не выпускает из рук: слишком это
было бы опасно... Так что вопрос лишь в одном:
примем ли мы, россияне, этот мировой опыт? Или, как
бывало не раз, пойдем совсем иной дорогой? В большинстве европейских стран цены на
электроэнергию устанавливают правительства. В
России ввели новый порядок - цены для
предприятий-потребителей надо снизить на 10-15%, но
... за счет подъема цен на электроэнергию в 2-4 раза
для граждан. Выдержит ли население, которому даже
нищенскую зарплату не выдают в срок? И как к этому
отнесутся местные администрации? Весьма возможно, что начинавшие преобразования
российские реформаторы не знали или слабо знали
опыт западных стран, объявляя в конце 1991 г.
либерализацию всего и вся. Не исключено также,
что их учителя и консультанты из Международного
валютного фонда и Всемирного банка деликатно о
том опыте умалчивали. Но теперь, приведя
безграничными либерализациями на грань полного
краха отечественную экономику (такого, как у нас,
падения производства в невоенное время нигде в
мире еще не было), они не могут не понимать всей
пагубности осуществляемого курса. Это же видно
всякому непредубежденному наблюдателю. После августовского Указа Президента РФ о
проведении деноминации рубля с 1 января
1998 г. появились разного рода заявления, в том
числе и официальные, о наступающей теперь
стабилизации цен в стране и победе над инфляцией.
Заявления такого рода слишком смелы. Дело не в
масштабе денежной единицы, а в покупательной
способности. Предстоящий обмен денег ничего для
повышения и стабилизации реальной покупательной
способности российской денежной единицы не даст. В Италии после высокой послевоенной инфляции
денежной реформы не проводили. Там и сегодня за
товар платят десятки и сотни тысяч лир. Но это не
значит, что российский рубль в результате
деноминации в 1000 раз станет крепче итальянской
лиры. В Японии более полувека не проводились
денежные реформы. И там за товары платят сегодня
десятки и сотни тысяч иен. Между тем иена входит в
ряд самых крепких мировых валют. Никакое изменение масштаба денег пользы (как и
вреда) ценообразованию в стране не принесет.
Считать ли на Земле расстояния в километрах,
морских или английских милях - удаленность
точек наблюдения от того не изменится. А масштаб
денежной единицы - инструмент измерения цен и
не больше. Либо государство должно взять в свои руки
ценовые вожжи, т.е. установить четкие "правила
движения" цен, либо экономика не выдержит
хаоса даже при косметического характера
денежной реформе. |