Приватизация в России:
необходимость и содержание новых подходовВИТАЛИЙ КОШКИН доктор экономических наук, профессор, ректор Высшей школы приватизации и
предпринимательства (Россия)
• Необходимо переориентировать
приватизацию на инвестиционно-реструктуризационную • При выкупе государственной собственности
работники должны использовать не только
заработную плату, но и часть созданной прибыли
Главный недостаток модели приватизации на
первом этапе реформ в России состоит в том, что
переход госсобственности в частные руки не был
непосредственно связан с улучшением
экономического состояния предприятий. Не
оправдались надежды, что “автоматически” будет
решена проблема эффективности хозяйствующих
субъектов и экономики в целом. После принятия в 1997 г. нового закона о
приватизации продажа госсобственности имеет
преимущественно
фискальный
характер и
направлена на выполнение “плана по
наполнению госбюджета”. При этом, по
существу, игнорируется необходимость
инвестирования средств от приватизации в
производство, что не позволяет использовать ее в
качестве инструмента экономического роста. Приватизация теряет статус социально
ориентированной программы. Широкие слои
населения участия в ней не принимают, что
укрепляет позиции частного и номенклатурного
капитала и вытесняет большую часть граждан в
сферу наемного труда. Перспектива создания
среднего класса отодвигается на неопределенный
срок. Используемые методы приватизации и
действующая нормативно-законодательная база не
ориентируют на подъем реального сектора
экономики. Известно, что с 1990 по 1999 г. ВВП РФ и объем
промышленного производства снизились более чем
в 2 раза, а в отдельных отраслях промышленности,
например легкой, объем производимой продукции
уменьшился в 6-7 раз. Главные объекты приватизации
в производственной сфере — государственные и
муниципальные предприятия — морально и
физически устарели, обременены, как правило,
долгами. Крайне важной становится их
предприватизационная (предпродажная)
подготовка. Но следует иметь в виду, что в частном
секторе России в настоящее время отсутствуют
финансовые ресурсы, необходимые как для
обеспечения участия в приватизации, так и
предпродажной подготовки государственных
предприятий. Сегодня нужна приватизация не фискальная, а
инвестиционно-реструктуризационная, с целью
оздоровления предприятий, оживления и подъема
производства. Это предполагает, что государство
устанавливает рыночные правила игры и выступает
продавцом госимущества, внесет существенные
коррективы в действующую модель. В числе
наиболее радикальных мер могли бы быть: введение механизма продажи госимущества с
длительной рассрочкой платежей. Правительство, с
одной стороны, отказывается от требований
немедленных всеобъемлющих платежей и должно
искать иные средства сокращения бюджетного
дефицита. С другой стороны, в порядке компенсации
правительство прекращает выдачу всех видов
субсидий предприятиям, участвующим в выкупе в
рассрочку; инвестирование приватизируемых предприятий,
предпродажная подготовка и
постприватизационная поддержка за счет средств
от продажи госпредприятий и госпакетов акций на
возвратной основе; внедрение механизма капитализации и
конвертации кредиторской задолженности
предприятий перед государством; участие в процессах приватизации и
реструктуризации производства и согласование
интересов государства, крупного частного
капитала и основной массы населения. Последние
должны иметь преференции, включая льготы и
рассрочки на приобретение государственного
имущества и госакций. Вовлекая владельцев
крупного частного капитала и населения в
процессы приватизации и реструктуризации,
правительство получает доступ к финансовым
ресурсам, сосредоточенным в их руках, включая
денежные средства, выведенные из реального
оборота. Перечисленные и иные меры подобного рода
должны вводиться одновременно и оказывать
комплексное воздействие на процессы
приватизации и реструктуризации.
Методы приватизации
С учетом приоритетности
инвестиционно-реструктуризационных целей могут
применяться следующие методы приватизации. 1.
Предприятия, акции которых ликвидны на
рынке и их продажа даст реальные денежные
средства, приватизируются согласно
действующей модели.
При этом не менее 30%
средств от приватизации отчисляются
предприятиям на инвестиционные цели, а 20%
акций выделяются для первоочередной продажи
населению (включая работников предприятия) со
скидкой, дифференцированной в зависимости от
сроков приобретения акций. 2.
Приватизация путем выпуска ценных бумаг.
В настоящее время в РФ функционируют
предприятия, акции которых весьма
привлекательны и ликвидны и их стоимость, как
показывают конъюнктурные исследования и
экспертные оценки, через 2-3 года (с учетом
тенденций развития финансового рынка) может
возрасти в несколько раз. Следовательно, продажа
акций таких предприятий в настоящий момент
экономически нецелесообразна. С точки зрения
государства более выгодно собирать их пакеты
в “корзины”, выпуская облигации
приватизационных займов. При этом решаются две
ключевые задачи: мобилизуются необходимые финансовые средства
для реконструкции и оздоровления предприятий
в целях повышения их рыночной стоимости; формируется надежный источник
дополнительных поступлений в бюджет. Для запуска системы
облигационно-приватизационных займов уже есть
определенная инфраструктура — это и накопившие
опыт работы с ваучерами и ценными бумагами
различные инвестиционные институты, и
широкая сеть почтовых отделений и отделений
сбербанков на всей территории РФ. 3.
Приватизация по земельно-инвестиционной
схеме.
В уставный капитал эффективно
функционирующих АО вносится рыночная стоимость
занимаемых ими земельных участков или
капитализированная аренда последних на срок от 25
до 50 лет. Организуется массовая продажа акций
таких АО для населения и юридических лиц. При
этом населению отдается приоритет при продажах и
устанавливаются скидки на покупку в зависимости
от сроков приобретения акций. По данной схеме не менее 50% средств, поступающих
от продажи акций, направляется для целевого
инвестирования на предприятие. Государство,
таким образом, “разморозит” собственность на
земельные участки, предприятия получат
дополнительный инвестиционный ресурс, инвесторы
и население приобретут высоколиквидные акции. 4.
Выкуп государственной собственности в
рассрочку с предпродажной подготовкой
предприятий. Данным способом приватизируются
предприятия, нуждающиеся в существенном
реформировании производственно-технологической
базы и финансовом оздоровлении. Он применим к
предприятиям со 100%-ной госсобственностью,
акционерным обществам, в уставном капитале
которых государство имеет пакет акций, а также к
предприятиям, проходящим процедуру банкротства.
Технологически это наиболее сложный способ
приватизации, предполагающий последовательное
осуществление ряда специальных процедур.
Рассмотрим их.
Капитализация и конвертация кредиторской
задолженности
В процесс приватизации предприятия должны
вступать с “прозрачными”, очищенными от
долговых обязательств балансами. Попытки государства принудительно взыскать
долговые обязательства путем безакцептных
списаний задолженности по налогам, применения
процедур банкротства к должникам по оплате
сырьевых и энергетических ресурсов, других
материальных ценностей, работ и услуг успеха не
приносят, поскольку в соответствии с российским
законодательством взыскание обращается в
основном на имущество должников, а спрос на это
имущество, как правило, полностью отсутствует
или крайне низок. Выход из положения заключается в оказании
государственной поддержки через механизм
капитализации и конвертации кредиторской
задолженности, который позволяет конвертировать
одну часть задолженности в доли государства в
акционерных обществах, а другую — перезачесть
на соответствующие суммы дебиторской
задолженности. Конвертация кредиторской задолженности может
быть осуществлена путем дополнительной эмиссии
обыкновенных и/или привилегированных акций
приватизированных предприятий на сумму их
кредиторской задолженности перед федеральными,
региональными и местными бюджетами, а также
перед предприятиями теплоэнергоснабжения1. Долги, капитализированные и конвертированные в
акции (доли) предприятий, при данном способе
приватизации, обратно выкупаются хозяйственными
обществами-должниками по текущей на момент
обратного выкупа курсовой стоимости акций или
рыночной стоимости долей. Разница между
стоимостью акций и долей, учтенной при
переоформлении (капитализации) задолженности и
применяемой при обратном выкупе, представляет
собой сумму процентов или иных форм материальной
выгоды государства за предоставление
своеобразной отсрочки погашения долговых
обязательств.
Включение процесса приватизаци в экономику предприятия
Отметим здесь роль конкурсов
предпринимательских проектов (программ,
охватывающих взаимосвязанные
организационно-финансовые мероприятия по
реконструкции, включая выкуп собственности в
рассрочку, посредством привлечения частных
инвестиций и задействования государственных
гарантий и налоговых льгот). Конкурсы должны
проводиться соответствующими органами
управления госимуществом с обязательной
независимой экспертизой. Главные критерии отбора победителей конкурса
— качество и реалистичность проектов
использования имущественных комплексов.
Претендент (менеджер, группа менеджеров или
предпринимательская структура) должен не только
представить стратегический план перестройки
производства, оживления бизнеса, технического
перевооружения и т.п., но и обеспечить
мобилизацию 20% не облагаемых налогами средств на
реализацию проекта. С победителем конкурса заключается контракт о
назначении его на должность руководителя ОАО, в
котором 100% акций принадлежат государству. Все
акции на период реализации проекта передаются
победителю в доверительное управление (траст),
оставаясь в государственной собственности. На первый план, таким образом, выходит не
формальная процедура смены собственника, а
реальные проблемы функционирования и вывода
предприятия из кризиса. Органы государственного
управления не вмешиваются в текущую
деятельность предприятия, сохраняя, однако,
право вето на изменения в уставе, принятие
решений, касающихся организационно-правовой
формы, ликвидации предприятия, контроля за ходом
выполнения предпринимательского проекта.
Государственное участие
Данный способ предполагает поддержку
государством мер по реструктурированию и
приватизации предприятия, четко зафиксированные
взаимоотношения между Правительством РФ,
администрациями субъектов Федерации и
муниципальных образований как продавцами
госимущества и покупателем предприятия
(победителем конкурса предпринимательских
проектов), участвующим в разгосударствлении. Федеральные, региональные и муниципальные
органы государственной власти аккумулируют
финансовые ресурсы за счет: • средств от продажи госимущества; • проведения инвестиционно-приватизационных
займов; • залога ликвидной государственной
собственности, включая зарубежную. Эти ресурсы через государственные банки на
возвратной основе выделяются предприятиям под
предпринимательские проекты (на 80% их совокупной
стоимости) на специальные блокирующие счета. В
каждом конкретном случае решается вопрос о
льготах по банковскому кредиту и контролю за его
целевым использованием. Средства, инвестированные в
предпринимательские проекты, освобождаются от
всех видов налогов до полной окупаемости
вложений, но не более нормативно утверждаемого
расчетного срока.
Выкуп государственной собственности в рассрочку и приобщение к управлению работников
предприятия
В данном случае государственная собственность
выкупается с рассрочкой платежей на срок
реализации предпринимательского проекта
исключительно по рыночной стоимости. Цена
объекта может быть высокой. Работникам необходимо предоставить право
использовать при выкупе не только заработную
плату, но и часть созданной прибыли. Одновременно
должен заработать льготный механизм
кредитования и налогообложения для сотрудников,
выкупающих у государства право собственности на
предприятие. Если работники принимают решение
участвовать в выкупе своего предприятия в
рассрочку, то они создают товарищество
(ассоциацию), которое занимается выкупом и
получает следующие льготы: а) уменьшаются на 50% ставки по кредитам (в
результате банк устанавливает более низкий
процент для получения ссуды); б) снижается налогообложение дивидендов
работников и сокращаются налоги на прибыль
предприятия при формировании акционерного
капитала (на период выкупа). Принимая на себя роль кредитора и продавца
госсобственности в рассрочку, правительственные
структуры уходят от риска, что им навяжут продажу
предприятий за символическую цену “чистым
капиталистам” (стратегическим инвесторам),
представляющим элиту. По завершении
реструктуризации победителям конкурса
предпринимательских проектов может
предоставляться право на получение до 10% акций
приватизируемого предприятия безвозмездно.
Таким образом, объективно оценивается
интеллектуальный и организационный вклад в
реконструкцию приватизируемого объекта. Наделение работников акциями само по себе не
заставляет их мыслить и действовать как
собственников. Мировая практика указывает на
необходимость задействования трех
дополнительных факторов изменения психологии
работников. Во-первых, должны работать долгосрочные и
краткосрочные материальные стимулы.
Долгосрочные
(накопление капитала, рост стоимости акций)
являются результатом реинвестирования,
обновления основных фондов и более высокой
производительности. В американских программах
ЭСОП долгосрочные стимулы реализуются и в форме
ощутимого вознаграждения при выходе на пенсию.
Краткосрочные
стимулы (дивиденды, участие в распределении
прибыли) зависят от условий рынка и успеха данной
корпорации на рынке. Во-вторых, надо дать возможность работникам
участвовать в принятии решений. Конечно, ни одна
компания с собственностью работников не
передает управление целиком в руки трудового
коллектива. Но менеджеры обязаны быть
внимательными к предложениям
работников-собственников по улучшению работы
фирмы. Для этого в советы директоров следует
включать представителей трудового коллектива,
создавать цеховые комиссии из числа рабочих и
управляющих, занимающихся проблемами
производства. В-третьих, должно быть налажено
соответствующее систематическое
бизнес-обучение персонала, нацеленное на
освоение знаний, которые помогают им как
собственникам трудиться с позитивной отдачей. Характеризуя предлагаемый способ приватизации
в целом, отметим, что он позволяет не только
задействовать мотивационные двигатели
структурной и технологической перестройки
производства, но и сделать этот процесс
управляемым со стороны государства, причем
управленческое воздействие органично
сопрягаемо с рыночными принципами. Ключевое
преимущество способа — создание в лице
менеджеров и работников приватизируемых
предприятий мощного слоя активных и
компетентных сторонников экономических реформ в
России.
1Методика проведения расчетов по
капитализации и конвертации долгов предприятий
разработана в Высшей школе приватизации и
предпринимательства.
|