Номер 1/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Проблемы развития аграрного сектора экономики Монголии

МОЛОМЖАМЦ ДЭМЧИГЖАВЫН
доктор экономических наук (Монголия)


• В сегодняшней Монголии уровень и темпы развития сельского хозяйства во многом определяют важнейшие народнохозяйственные пропорции
• Реорганизацию сельскохозяйственных объединений следовало
бы осуществлять поэтапно: сначала преобразовать их в компании
с ограниченной ответственностью, а потом приватизировать
их собственность в соответствии с долями членов

Сельское хозяйство всегда составляло основу экономики Монголии. В условиях перехода к рынку его значение увеличилось. В нем занято 50% населения страны (в 1950 г. – около 80%), оно дает более 40% ВВП. По поголовью скота на душу населения мы занимаем 3-е место в мире, уступая только Австралии и Новой Зеландии.

До начала 40-х годов, когда промышленность сформировалась в самостоятельную сферу, сельское хозяйство являлось единственной отраслью материального производства в стране. Еще в 1950 г. в нем производилось 60% национального дохода. Далее его доля сокращалась: в 1970 г. – до 25%, в 1975 г. – до 22,4% . В настоящее время она несколько выросла – почти до 30%. При этом свыше 50% экспортной продукции приходится на сельскохозяйственное сырье, а с учетом изделий из него – свыше 70%.

Уровень и темпы развития сельского хозяйства во многом определяют важнейшие народнохозяйственные пропорции. От его состояния полностью зависят такие традиционные отрасли промышленности, как легкая и пищевая, поскольку затраты на сельскохозяйственное сырье составляют основную часть их издержек производства. Кроме того, сельское хозяйство является крупным источником накоплений.


Животноводство


Особенность монгольского сельского хозяйства – преобладание животноводства. На долю последнего приходится почти 90% всех занятых в отрасли и подавляющая часть основных производственных фондов. Его продукция занимает наибольший удельный вес в экспорте и, следовательно, служит главным источником получения иностранной валюты. Кроме того, она является сырьем для большинства отраслей легкой и пищевой промышленности. Такие производства, как валяльное, войлочное, шорное, обувное, овчинное и кожевенное, целиком базируются на животноводческом сырье. В целом на базе животноводческого сырья выпускается до половины промышленной продукции страны.

Территория Монголии обширна при сравнительно небольшой численности населения. По данным Национального статистического управления, она на 1 января 2000 г. составила 2438,2 тыс. человек, т.е. всего лишь 0,88 человека на 1 км2. В то же время, по итогам переписи, проводившейся в конце декабря 1999 г., поголовье скота пяти видов достигло 33,3 млн голов (что на 418,2 тыс. больше, чем в 1998 г.). В частности, зарегистрировано 15 млн голов овец, 3,1 млн – крупного рогатого скота, 3,8 млн – лошадей, 11 млн – коз и 354,1 тыс. – верблюдов. По сравнению с 1998 г. поголовье овец увеличилось на 362,2 тыс. голов, лошадей – на 83,9 тыс., крупного рогатого скота – на 74,4 тыс. Лишь количество коз сократилось на 99,8 тыс., что объясняется массовым их убоем из-за роста цен на шкуры. В целом на одного человека приходится 13,65 головы различных видов скота, в том числе верблюдов – 0,15, лошадей – 1,56, крупного рогатого скота – 1,27, овец – 6,15, коз – 4,51.

Ведущей отраслью животноводства в Монголии является овцеводство, которое дает более 50% всей его товарной продукции. Основными здесь являются грубошерстное и мясное направления.

Второе место по вкладу в валовую продукцию принадлежит разведению коз. За 10 лет их поголовье увеличилось в 4 раза, что позволило производить около 3 тыс. т кашемира в год. В последние годы на мировом рынке цены на козий пух и изделия из него возросли, в связи с этим цена на козий пух-сырец в стране повысилась в несколько раз и достигла 35 тыс. тугриков/кг. Сегодня Монголия вторая после Китая по производству и экспорту козьего пуха. Немалым спросом пользуются и козьи шкурки с пухом, цена которых в настоящее время достигает 10 тыс. тугриков.

Третье место занимает разведение крупного рогатого скота. Главное направление – мясное. В Монголии преобладает неспециализированная некрупная порода со средним живым весом 300-350 кг и чистым выходом мяса немногим более 50%. В производстве мяса на экспорт скотоводство уступает лишь овцеводству.

Коневодство – одна из традиционных, экономически значимых и перспективных отраслей животноводства. По численности лошадей Монголии принадлежит одно из первых мест в мире. Коневодство дает 7-8% товарной продукции животноводства. В последнее время конское мясо становится одним из важных экспортных ресурсов. В начале 90-х годов построен завод по его переработке. Кроме того, лошади широко используются на различных внутрихозяйственных работах и являются незаменимым транспортным средством пастухов.

Разведение верблюдов играет важную роль в экономике страны, хотя их удельный вес в общем поголовье и невелик – 1,06%. Оно дает 6% товарной продукции животноводства. От верблюдов получают мясо, шерсть, молоко, кожу. Верблюжья шерсть классифицируется как полугрубая и высоко ценится на мировом рынке. Средний ее настриг с животного составляет 5-6,5 кг. Молоко и мясо верблюдов – одни из важнейших видов питания жителей Монголии. К сожалению, поголовье верблюдов с каждым годом уменьшается: в 1989 г. их было 530,5 тыс., в 1999 г. – 354,1 тыс. (т.е. за 10 лет оно сократилось на 176,4 тыс. голов). Наиболее развитой зоной верблюдоводства являются аймаки, расположенные в южных и юго-восточных регионах страны.

Кооперирование аратства

Естественно, что сельское хозяйство всегда привлекало пристальное внимание руководства страны. В последние 70 лет в нем, прежде всего в животноводстве, проведено несколько экспериментов. Один из них – кооперирование аратства – рассмотрим подробнее.

До конца 40-х годов скот принадлежал аратам. Потом в стране началось его обобществление как средства производства, а араты-скотоводы стали членами сельскохозяйственных объединений (СХО). Уже в 1960 г. кооперированием охвачено 99,6% аратских хозяйств, 72% всего поголовья скота перешло в собственность СХО.

Главной целью кооперирования было повышение эффективности животноводства, поднятие его экономического значения. Причем оно осуществлялось в то время, когда экономический потенциал страны был еще сравнительно низким для обеспечения необходимого уровня капиталовложений в сельское хозяйство.

При аратском (единоличном) ведении хозяйства не было базы для восстановления плодородия пастбищ, аратов к земле не привязывали никакие экономические затраты. Развитие животноводства выдвинуло вопрос об улучшении пастбищ. В рамках старой системы решить этот вопрос было невозможно. Интересы государства и единоличных, к тому же недостаточно мощных, чтобы взять на себя хотя бы часть расходов на улучшение пастбищ, хозяйств пришли в противоречие.

Действительно, кочевые аратские хозяйства были в основной массе мелкотоварными. В условиях их господства невозможно было осуществить землеустройство как государственную систему закрепления земель за отдельными хозяйствами. Это привело к стихийному закреплению земель, не обязывающему аратов заботиться об их плодородии. Переустройство в данной сфере начали реализовывать уже при всенародной собственности на землю, пользование которой согласно Конституции являлось бесплатным. Это определило высокий уровень концентрации угодий в СХО, что создало возможность для организации плановых перекочевок скота в крупных масштабах и постановки вопроса о рационализации землепользования в рамках государства.

Правительство постоянно уделяло большое внимание развитию СХО, в том числе укреплению их материально-технической базы. Одним из каналов, по которым велась такая помощь, было повышение (с 1959 по 1990 г. – в несколько раз) заготовительных и закупочных цен на их продукцию.

Закон о животноводческом налоге, принятый в декабре 1959 г., также был нацелен на усиление концентрации материальных средств в СХО. По нему от уплаты налога полностью освобождались все добросовестно работающие члены сельхозобъединений. Такой порядок существовал до 1990 г. (до их распада). За эти годы государство несколько раз списывало с членов объединений недоимки по поставкам животноводческой продукции и соответствующему налогу.

Кроме того, государство выделило средства на укрепление машинно-животноводческих станций, включив натуральную оплату за их работу для СХО в счет государственных поставок. Оно финансировало подготовку кадров для объединений, а также их медицинское и ветеринарное обслуживание. Государство также взяло на себя выплату части заработной платы председателям СХО.

Особое внимание уделялось росту поголовья скота в личных хозяйствах членов СХО. Если в конце 1959 г. в личной собственности на одно аратское хозяйство в среднем по стране приходилось 33 головы скота, то в 1989 г. – 75. Таким образом, еще до распада объединений и приватизации скота (по состоянию на 31 января 1989 г.) 20% его поголовья находилось в личной собственности.

С переходом экономики к рынку (в 1990- 1991 гг.) все имущество СХО, включая скот всех видов, передано в частную собственность путем приватизации.


Приватизация в аграрном секторе


С начала 90-х годов правительство Монголии начало осуществлять политику либерализации экономики и приватизации государственной собственности. В целом это был правильный шаг.

В мае 1991 г. в Монголии принят закон о приватизации. Он нацелен на денационализацию средств производства, находившихся в тот момент в собственности СХО и госхозов. С этого времени в данной сфере развернулись широкомасштабные радикальные преобразования производственных отношений. Для проведения приватизации избрана ваучерная схема, с целью дать каждому гражданину равные возможности.

Фактически закон о приватизации предрешал вопрос о судьбах социалистического кооперативного движения в монгольской деревне (до 1991 г. там насчитывались 360 сельскохозяйственных объединений и более 60 госхозов), хотя формально государство оставляло право выбора за самими аратами, неоднократно подчеркивая свою либеральную позицию. Расчет был верен, так как опирался на извечное стремление аратов иметь в личной собственности как можно больше скота в качестве залога благополучной жизни. В результате на первом этапе приватизации они по ваучерам забирали скот, а на втором – помещения, оборудование, сельскохозяйственные машины, жилье, построенное на средства объединений и т.д. В итоге уже к концу 1992 г. в их собственности сконцентрировано более 90% поголовья скота.

Таким образом, летом 1991 г. начались интенсивный роспуск сельскохозяйственных объединений и превращение госхозов в раздробленные мелкие производственные единицы. Практически эти процессы завершились в конце 1992 г. (позже в основном урегулировались отдельные рецидивы, вызванные нарушениями правил приватизации). Столь быстрое решение задач приватизации в сельском хозяйстве объясняется, по моему мнению, следующими причинами. Во-первых, более легкой “делимостью” средств производства в аграрном секторе (действительно гораздо проще выделить арату скот в соответствии с ваучером, чем провести акционирование какого-либо промышленного предприятия). Во-вторых, недостаточным пониманием существа проводимой кампании и ее последствий.

В целом приватизация в аграрном секторе привела к полной смене форм собственности. На базе бывших объединений, госхозов и кормовых хозяйств образованы акционерные компании.

Сейчас ученые и практики по-разному оценивают кооперирование аратских хозяйств. Одни исходят из того, что оно было важным шагом в развитии кочевого и раздробленного натурального хозяйства. А другие видят в кооперировании отход от традиционного ведения животноводства и считают это большой ошибкой. По моему мнению, отчасти правы и те и другие. Однако реорганизацию СХО следовало бы осуществлять поэтапно: сначала преобразовать данные объединения в компании с ограниченной ответственностью, а потом приватизировать их собственность в соответствии с долями участия членов в их создании.


Природно-климатические условия последних лет и кризис


Как известно, развитие сельского хозяйства (и животноводства и земледелия) во многом зависит от природно-климатических условий. 1999-2000 гг. были очень неблагоприятны для сельского хозяйства Монголии. Из-за знойного лета и раннего снегопада, сплошь покрывшего пастбища на территориях ряда аймаков, сложилась критическая ситуация, приведшая к бескормице и массовому падежу скота. Чтобы свести к минимуму дальнейшие потери, государственные административные организации и госслужащие создали движение по оказанию помощи скотоводам.

С соответствующим призывом к министерствам, ведомствам и народу в феврале 2000 г. обратился Президент Монголии Н. Багабанди. В нем он отметил, что отдельные общественные и государственные организации, политические партии и граждане уже начали оказывать материальную и финансовую помощь скотоводам. Но на недостаточном уровне в масштабе страны находится координирование инициатив по ее оказанию. Он выразил уверенность, что самоотверженным трудом и железной волей, унаследованной от предков, сельчане смогут преодолеть период стихии с наименьшими потерями скота и материальных ценностей.

Государственным организациям всех ступеней, особенно хуралам гражданских представителей городов, аймаков и сомонов и их президиумам и руководителям местных администраций предстоит ответственная работа по реализации положения Конституции о том, что скот является национальным достоянием и находится под государственной защитой.


Земледелие


В конце 50-х годов начало развиваться земледелие. В рамках программы освоения целинных и залежных земель созданы первые госхозы, которые сыграли важную роль в обеспечении страны зерновой и другой земледельческой продукцией. В 1985 г. земледелие производило уже более 30% всей продукции сельского хозяйства. Тогда в стране насчитывалось более 60 госхозов и почти 30 кормовых хозяйств. К сожалению, в первые годы приватизации они были раздроблены и распроданы, что явилось началом упадка отрасли.

Действительно, до 90-х годов Монголия обеспечивала себя земледельческой продукцией полностью. В частности, в 80-е годы выращивалось в среднем 600 тыс. т пшеницы, в разгар освоения целины рекордный урожай зерновых достиг 746,3 тыс. т. Но после раздробления крупных государственных хозяйств и образования многочисленных мелких компаний земледельческое производство пришло в упадок: в 1999 г. урожай составил всего 190 тыс. т, т.е. производство зерна сократилось более чем в 3 раза. В то же время при сохранении нынешних темпов прироста численность населения страны к 2010-2015 гг. достигнет 3,1-3,2 млн человек. Чтобы его прокормить, потребуется по крайней мере 540- 600 тыс. т зерновых, 160-180 тыс. т картофеля и 110-120 тыс. т овощей в год.

Правительственные программы по поднятию сельского хозяйства

Для исправления создавшегося положения правительство разработало и начало реализацию программ “Возрождение земледельческого производства” и “Зеленая революция”. В 1999 г. этими программами были охвачены 2 500 хозединиц, более 110 тыс. семей, в том числе 34 тыс. бедных и 14 тыс. беднейших. В соответствии с ними ставится задача увеличения к 2005 г. посевных площадей до 700-800 тыс. га, доведения урожая зерновых в среднем до 450-500 тыс. т и производства 250- 300 тыс. т муки.

Для обеспечения растущих потребностей населения в продовольствии требуется внедрение новых высокопродуктивных сортов земледельческих культур и комплексных противоэрозийных технологий. Поэтому с весны 1999 г. начаты работы в данном направлении, в частности по задействованию в главных житницах страны – аймаках Дархан-Уул и Сэлэнгэ – опыта американского штата Монтана по применению комплексной технологии защиты посевных площадей. Ее суть заключается в переходе к системе защиты почв от эрозии, покрытии посевов защитным слоем соломы и эффективной организации работ по использованию плодородия почв и влаги.

В результате проведения такой политики и появления конкурентоспособных частных хозяйственных единиц земледельческое производство в стране стало возрождаться. Сейчас в Монголии действуют более 400 крупных и мелких частных земледельческих хозяйств.

Теперь правительство ставит задачу обеспечить на основе внедрения интенсивных методов устойчивый рост сельскохозяйственной продукции с целью более полного удовлетворения потребностей народа в продуктах питания, а промышленности сырьем. Эта задача может быть успешно решена только путем укрепления материально-технической базы сельского хозяйства и его инфраструктуры, повышения уровня менеджмента.

***

Подводя некоторые итоги развития аграрного сектора экономики, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в условиях перехода к рынку роль сельского хозяйства в экономике Монголии усиливается. В настоящее время оно дает более 40% ВВП и путем интенсификации производства можно еще более увеличить эту долю. Для устранения негативных явлений необходимо провести крупномасштабные мероприятия по укреплению его материально-технической базы, внедрить научную систему ведения хозяйства, развивать животноводство в сочетании с земледелием, подготовить условия для превращения последнего в современную высокодоходную отрасль экономики.

Во-вторых, как уже отмечалось, развитие сельского хозяйства во многом зависит от погодных условий, поэтому следовало бы найти новый подход к его страхованию от стихийных бедствий. Для того чтобы поднять земледелие, нужно принять ряд мер, в частности вести продажу сельскохозяйственных угодий частным лицам, выделить больше средств на восстановление ранее освоенных земель и т.д.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz