Номер 1/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Государственное управление


Вьетнам: десять лет по пути экономического обновления

– Уважаемый господин Посол, успехи экономических реформ в вашей стране общеизвестны. За последнее десятилетие, образно выражаясь, построен второй Вьетнам. Но ведь еще на рубеже 70–80-х годов – и это признавала официальная статистика – страна испытывала огромный дефицит в продовольствии, товарах народного потребления, промышленных изделиях.

– Действительно, к концу пятилетнего плана 1976-1980 гг. стали очевидными многие экономические трудности в стране. Производство продовольствия составило лишь 14,4 млн т вместо намечавшегося 21 млн. Пришлось даже ввозить рис и другие продукты питания. А в целом прирост в этой сфере составил лишь 6,45%, тогда как население увеличилось на 9,27%. Еще хуже дело обстояло в промышленности, где рост производства составил только 0,1%. Вместо намеченных 10 млн т угля было добыто только 5,3 млн, вместо 450 млн м ткани выработано 175 млн, а производство электроэнергии составило 3,68 млрд квт-ч при плане 5 млрд.

Страшные последствия войны за объединение страны, которая завершилась в 1975 г., уже больше не могли служить оправданием создавшегося положения. Некоторые говорили о кризисе, но этого термина старательно избегали в официальных речах. Указывалось лишь на ошибки в осуществлении генеральной линии. В таких условиях неопытность в экономическом управлении имела пагубные последствия. Регулирование цен, зарплаты и денег часто приводило к противоположным результатам. Так, пересмотр цен в 1981 г. вызвал лишь новый скачек инфляции. Не дали ожидаемого успеха усиление кооперирования аграрного сектора (в Южном Вьетнаме на кооперативную форму собственности предполагалось перевести 85% крестьянских дворов), а также плановое распределение сельскохозяйственной и промышленной продукции.

Основные социально-экономические структуры были практически не тронуты. Тем не менее ряд мероприятий принес некоторые результаты. Выросло, в частности,  производство потребительских товаров и прежде всего за счет внимания к кустарным промыслам, которые ранее игнорировались в пользу тяжелой промышленности. Крестьяне также получили некоторую свободу действия на своих приусадебных участках, что способствовало росту производства сельхозпродуктов.

Это улучшение было, однако, незначительным. Тем более что делу вредили другие непродуманные мероприятия. Например, госпредприятиям разрешалось осуществлять, кроме официального плана, “третий план”, ориентированный на свободный рынок. Но он тоже не принес облегчения. Внешнеторговый баланс оставался в большом дефиците. Самые серьезные искажения наблюдались в области цен, зарплаты и денег. Достаточно сказать, что в 1985 г. по сравнению с 1980 г. индекс розничных цен увеличился в 17,3 раза. На один и тот же продукт существовали различные цены в зависимости от сектора, где он производился. Зарплата покрывала лишь треть необходимых минимальных расходов рабочих семей. Экономический по происхождению, кризис принял социальный характер, разрушая фундаментальные ценности общества. За несколько лет эмигрировали 1,5 млн человек.

– Что же послужило толчком к изменению ситуации?

– Пойти по новому пути нас заставил очередной экономический просчет. В сентябре 1985 г. было решено выпустить новые банкноты, при этом стоимость новой денежной единицы в 10 раз превышала стоимость старой. Но вместо ожидавшейся стабильности эта мера дала новый всплеск инфляции.

На проходившей в декабре 1985 г. сессии парламента – Национального собрания было отмечено, что цели, поставленные пятилетним планом 1981-1985 гг., вновь не достигнуты. На той же сессии некоторые влиятельные члены правительства были освобождены от должности. Такого рода мера была предпринята впервые, что свидетельствовало о серьезном характере социально-экономического кризиса. Все эти объективные трудности заставили нас искать новые пути управления социально-экономическим процессом.

В июле 1986 г. генеральный секретарь ЦК КПВ Чыонг Тинь провозгласил политику обновления. Она подтверждала необходимость сохранения существующих частного, индивидуального и капиталистического экономических секторов с такими же законными правами, как и госпредприятия. Управление всеми экономическими секторами, включая государственный, перестало основываться на чисто политических критериях, а в основу был положен фактор прибыльности. Политическая и идеологическая мобилизация стала заменяться материальными стимулами. Приоритет тяжелой промышленности был если не отменен, то ослаблен. Большое значение придавалось кустарным ремеслам, легкой промышленности, производству потребительских товаров. Таким образом, новая экономическая политика позволяла в короткие сроки осуществить многие реформы, тем самым резко изменяя традиционные структуры и открывая еще не проторенный путь к рыночной экономике.

– Какими были первые решения в осуществлении новой экономической политики?

– Главных было два – закон об иностранных инвестициях, позволяющий зарубежным фирмам свободно вкладывать капиталы в экономику Вьетнама, и резолюция Политбюро ЦК КПВ “Контракт № 10”, закрепившая на 15 лет приусадебные участки за крестьянскими дворами и предоставившая им большую свободу освоения и коммерциализации.

Эти меры значительно стимулировали сельскохозяйственное производство, которое в то время переживало упадок. Антиинфляционные меры также оказались эффективными. А приток иностранного капитала дал толчок развитию легкой промышленности и сферы услуг. В декабре 1989 г. правительство представило Национальному собранию положительный экономический баланс, согласно которому, в частности, впервые за многие годы допускалась возможность  экспортировать свыше миллиона тонн риса, поскольку производство превышало необходимые для страны 20 млн тонн.

Вывод войск из Кампучии в конце 1989 г. и открытая экономическая политика положили конец международной изоляции Вьетнама, добавили оптимизма.

– Какие ключевые проблемы решает вьетнамская экономика сегодня?

– Одна из важнейших экономических проблем – повышение эффективности производства и конкурентоспособности вьетнамских товаров. По данным на середину 1998 г., сейчас в народном хозяйстве функционируют 24475 предприятий и компаний, из которых 5790 - государственные, 10916 – частные, 4360 – акционерные общества и фирмы с ограниченной ответственностью, а также более 700 иностранных компаний из 62 стран.

Как видим, госпредприятия по количеству составляют менее одной пятой общего числа компаний и фирм. Но этот сектор играет ведущую роль в национальной экономике. Его доля в ВВП выросла с 33% в 1990 г. до 41% в 1997 г. Госпредприятия и компании обеспечивают более 55% поступлений от внутренних источников в госбюджет. Поэтому повышение эффективности госсектора служит мощным толчком и стимулом для развития других укладов и национальной экономики в целом.

В 1998 г. проходил очередной этап реорганизации государственного сектора, основным направлением которой было акционирование предприятий. Благодаря предпринятым мерам произошло дальнейшее обновление форм управления этими фирмами, привлечены дополнительные средства на модернизацию технико-технологической базы, повышена заинтересованность трудящихся в эффективной работе. По предварительным данным, за минувший год приватизировано около 200 предприятий. Причем контрольный пакет акций всех новых АО остался за государством, а остальные акции в виде поощрения распределены в трудовых коллективах.

Один из неизменных принципов строительства СРВ – тесная увязка экономического развития с решением социальных задач. Реализуя этот принцип, в 1998 г. мы приняли государственную программу ликвидации голода и сокращения бедности на 1998- 2000 гг. Этот документ развивает идеи, заложенные в аналогичной программе, осуществленной в начале 90-х годов, и предусматривает комплекс мероприятий по созданию благоприятных условий для жизни людей. В частности, намечено выделить 10 трлн донгов (около 800 млн долл.) на поддержку наиболее бедных слоев населения с тем, чтобы они смогли наладить свое хозяйство, повысить его доход. При этом средства выделялись с таким условием, чтобы “дать людям удочку для ловли рыбы, а не саму рыбу”. Поэтому в программу входит пакет мер по предоставлению бедным семьям права пользования земельными и лесными участками, выделению кредитов через спецбанк, обучению специальности и передаче технологии, обеспечению бесплатных медицинских услуг, поощрению отличников учебы – выходцев из бедных семей, выделению пособий нетрудоспособным гражданам, привлечению международной гуманитарной помощи. Ныне во Вьетнаме доля бедных семей составляет менее 20% по сравнению с 28% в 1990 г.  Выполнение этой программы позволит сократить этот показатель к 2000 г. до 10%, а к 2010 г. полностью ликвидировать бедность.

Другая не менее масштабная социальная программа предусматривает ликвидацию безработицы. В настоящее время население СРВ составляет 76,6 млн человек, из них 41,4 млн человек трудоспособные. Подавляющая часть из этого числа занята в народном хозяйстве, однако 3,7 млн человек не могут получить работу.

К началу экономических преобразований эта цифра была значительно выше. Достаточно сказать, что только в 1991-1997 гг. трудоустроено около 6 млн человек. Но и этого, как видим, недостаточно. На период 1998-2000 гг. планируем создать 6 млн новых рабочих мест и трудоустроить еще 1 млн человек. Решение этой проблемы видится в динамичном развитии многоукладной экономики, особенно сектора средних и малых предприятий.

– Вы сказали, что одним из первых шагов на пути реформ стала либерализация инвестиционной политики, позволившая активно привлекать иностранные капиталы. В каких формах осуществлялась эта политика и каковы ее результаты?

– Замечу сразу, что закон об иностранных инвестициях, принятый в декабре 1989 г., сыграл свою положительную роль, но оказался недостаточным в новых условиях середины 90-х годов. Поэтому в ноябре 1996 г. он был заменен новым. Нынешнее законодательство СРВ предусматривает четыре формы прямых иностранных инвестиций: в виде договоров о деловом сотрудничестве, совместных предприятий, предприятий со 100%-ным иностранным капиталом и, наконец, в форме СЭП (строительство – эксплуатация – передача), СПЭ (строительство – передача – эксплуатация) или СП (строительство – передача). Согласно новому закону прибыль, полученная от проектов СЭП, СПЭ или СП, облагается налогом в 10%, а не в 25, и эта норма налога сохраняется на все время реализации проекта. Кроме того, предприятие может быть освобождено от уплаты всех налогов в течение 4-х лет, начиная с первого года получения прибыли, и выплачивать 50%-ный налог в следующие 4 года.

В результате такой политики за 10 лет количество предприятий различных форм собственности быстро выросло. Уже к апрелю 1998 г. к реализации было принято 2379 проектов с участием иностранных инвесторов, а их объем составил свыше 36 млрд долл. 76,5% этих проектов приходится на производственную сферу, остальные – на сферу услуг.

Главными нашими партнерами являются фирмы и финансовые центры Сингапура, Малайзии, Гонконга, Тайваня, Республики Корея, Франции, США, Японии. Наша страна включена также в группу из семи азиатских стран, которые могут получить финансовую помощь от кредитного фонда, созданного в 1998 г. по договоренности между Всемирным банком и правительством Великобритании для поддержки стран, попавших под воздействие финансового кризиса в регионе. Эти страны могут рассчитывать на техническую помощь, содействие в реорганизации финансового сектора, а также в решении таких социальных проблем, как безработица и бедность. Планируемый капитал фонда – от 35 до 40 млн долл.

Еще один источник прямых инвестиций – официальное финансирование развития по линии мирового сообщества. В частности, уже заключено 24 двусторонних и 15 многосторонних соглашений, а также соглашений с более чем 300 неправительственными организациями, предусматривающих выделение СРВ 8,36 млрд долл. Эти средства направляются в основном на развитие экономической и социальной инфраструктуры.

– Как известно, важным регулятором привлечения инвестиций извне служит налоговая система. Какие налоговые льготы предоставляются иностранному капиталу во Вьетнаме?

– Прежде всего скажу, что правительство СРВ подписало более чем с 40 государствами соглашения об устранении двойного налогообложения, в значительной степени облегчившие передвижение товаров и денег. В самом же Вьетнаме в соответствии с законом об иностранных инвестициях предприятия платят три основных налога: с прибыли, с оборота, замещенном с 1 января 1999 г. налогом на добавленную стоимость, и с прибыли, переводимой за границу.

Размеры налога с прибыли, в частности, колеблются в пределах от 10 до 25%, в зависимости от категории проектов. Так, норма налога в 20% применяется к проектам, которые отвечают хотя бы одному из следующих требований: экспорт не менее 50% продукции, набор 500 рабочих и служащих, выращивание или переработка сельскохозяйственных, лесных и морских продуктов, использование местного сырья или разработка природных ресурсов.

Налог с прибыли взимается за каждый квартал, причем после уплаты налога с прибыли предприятие обязано отчислить 5% оставшейся прибыли для создания резервного фонда. Когда же этот фонд будет равен 10% уставного капитала, такие отчисления перестают быть обязательными.

Что же касается налога на прибыль, переводимую за границу, то его ставка колеблется в зависимости от долевого участия иностранной стороны в уставном фонде предприятия. Для инвесторов, внесших больше 10 млн долл., она будет равна 5%, а для тех, кто вложил менее 5 млн долл., –10%.

– В недавнем прошлом Россия была в числе главных торгово-экономических партнеров СРВ. Есть ли надежда, что наша страна вновь займет достойное место в этом списке?

– Я смотрю на эту перспективу с оптимизмом. Богатый опыт многопланового взаимодействия, традиционно дружественные взаимоотношения наших стран позволяют Вьетнаму и России выйти на уровень стратегического партнерства.

К сожалению, трудности, которые переживали наши страны в первой половине 90-х годов, оказали негативное влияние на экономические связи. Достаточно сказать, что в 1997 г. объем вьетнамо-российского товарооборота составил 460 млн долл. Это всего 4% общего объема внешней торговли СРВ и в десять раз меньше, чем у Вьетнама с Японией или Тайванем. Но уже к середине 90-х годов дело сдвинулось с мертвой точки и сегодня наши экономические связи стали развиваться по восходящей. Конкретные цели совместной работы, в частности, были определены в межправительственной Декларации о содействии торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, подписанной в ноябре 1997 г. Путь к этому – активизация деловых контактов, создание эффективного механизма взаимных расчетов и удобных транспортных схем.

Прежде всего предстоит расширить масштабы взаимодействия в области электроэнергетики, добычи нефти и газа, а также утилизации попутного газа и нефтедобычи. Основой современного нефтегазового комплекса станет совместное вьетнамо-российское предприятие “Вьетсовпетро”, которое сейчас добывает свыше 11 млн т нефти в год. Это 95% всего извлекаемого во Вьетнаме углеводородного сырья, продажа которого дает стране более 60% всех валютных поступлений, а России – свыше 200 млн долл. чистой прибыли. “Вьетсовпетро” ежегодно увеличивает добычу нефти на 1 млн т.

Новый импульс деловому партнерству Москвы и Ханоя дал официальный визит Президента СРВ Чан Дык Лыонга, состоявшийся в конце августа 1998 г. По итогам переговоров на высшем уровне, а также на уровне руководителей правительств, министерств и ведомств двух стран был подписан ряд совместных документов, открывающих широкую перспективу для наращивания партнерских связей. В частности, была достигнута договоренность о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации нефтеперерабатывающего завода на территории СРВ. Это будет самое современное предприятие по глубокой переработке углеводородов (6,5 млн т в год). Оно будет сооружено в окрестностях г. Зунгкуат в Центральном Вьетнаме и должно выдать первую продукцию уже в 2001 г. Причем одним из основных условий работы НПЗ участники проекта – генеральная компания нефти и газа СРВ “Петровьетнам” и российское внешнеэкономическое объединение “Зарубежнефть” – ставят конкурентоспособность вьетнамского товара на Азиатско-Тихоокеанском рынке. Президенты Чан Дык Лыонг и Борис Ельцин подтвердили также намерение своих стран продолжить работу по созданию во Вьетнаме новых электростанций, в том числе крупнейшей в Юго-Восточной Азии ГЭС “Шонла” мощностью 3,5 тыс. МВт. На основе действующих совместных предприятий (а их 21) предусматривается развитие сотрудничества в металлургии, машиностроении, электронике, судостроении, химической, микробиологической, фармацевтической промышленности, сельском хозяйстве, рыболовстве, переработке сельскохозяйственных и морепродуктов, строительстве и связи. Будут развиваться межбанковские контакты, продолжатся переговоры по урегулированию вьетнамской кредитной задолженности России.

В области науки и техники согласовано более 20 приоритетных направлений сотрудничества. Ряд совместных разработок уже внедрен в практику. Намечено также совместное создание технологических линий пилотного и опытного производства.

Я уверен, что договоренности на высшем уровне, а также действенная работа министерств и отдельных предприятий повысят эффективность вьетнамо-российских экономических связей, сделают их надежным фундаментом для дальнейшего развития дружбы наших народов.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz