Номер 2/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Реформа таможенной системы и эффективность экономики

МИХАИЛ ВАНИН
председатель Государственного таможенного комитета РФ


• Глобализация торговли непременно влечет за собой серьезную трансформацию таможенных органов
• Совершенствование законодательства облегчит внешнюю торговлю
и повысит контроль за перемещением грузов через границу
• Введение поощрительных пошлин позволит привлечь иностранные инвестиции

Экономический суверенитет в России во многом смещается. Основные экономические функции государства постепенно переходят к региональным и наднациональным институтам, созданным для управления панрегиональными или международными экономическими альянсами. Обладатели капитала сами выбирают государства и территории, в которых имеются предпосылки для выгодного размещения финансовых ресурсов. В современной ситуации таможенная политика призвана обеспечить тонкую настройку всего механизма регулирования импорта и экспорта на всех уровнях управления, нацелить его на интересы отечественного производства, не нарушая правил, признанных мировым торговым сообществом.


Составные части таможенной политики


Под воздействием глобальных процессов в торговле, активной интернационализации производства, с развитием информационных технологий, все сильнее вовлекающих страны в мирохозяйственные отношения, старая таможня изживает себя и не в состоянии ответить на вызовы грядущих изменений, требований к ней со стороны государства и торгового сообщества. Поэтому учитывая, что таможенные службы и в обозримом будущем останутся в числе наиболее важных институтов, ускоряющих развитие национальной экономики и внешней торговли, в ближайшие годы должны произойти серьезные качественные трансформации в структуре, содержании функций и характере деятельности таможенных органов на всех уровнях. И такие преобразования государство обязано учесть при формировании экономической политики.

Неотъемлемой частью долгосрочной стратегии страны должна стать четкая таможенная политика, цель которой – решение торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития и структурной перестройки национальной экономики.

В таможенной политике мы выделяем несколько важных составных частей. Социально-экономическая и тарифная составляющие, направлены на обеспечение экономических, социальных интересов государства и общества; поддержание и развитие гармоничных отношений с мировым торговым сообществом, международными торговыми и таможенными организациями; таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Другая часть – правоохранительная – обеспечивает равные права участников внешнеэкономической деятельности, их защиту от произвола, пресечение контрабанды и торгового мошенничества, отмывания капитала, полученного незаконным путем. Технологическая и коммуникационная части способствуют упрощению таможенных процедур, ускорению потоков товаров и услуг, транспорта, людей и капитала, созданию эффективных внутренних и внешних информационно-коммуникационных сетей. Наконец, культурная составляющая таможенной политики нацелена на формирование и поддержание общих и профессиональных этических норм и ценностей в сфере таможенного обслуживания участников внешнеэкономической деятельности и внутри самой службы.

В 2000 г. мы начали, а в 2001 г. предполагаем завершить реформирование таможенной системы страны. Решением правительства России основными задачами этой реформы являются:

• стимулирование интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей;

• содействие структурной перестройке экономики;

• обеспечение эффективного выполнения фискальной функции таможенных пошлин.

Для выполнения правительственных решений по реформированию таможенно-тарифной системы, нам предстоит завершить работу по поэтапному снижению и унификации ставок пошлин, ликвидировать налоговые и таможенные льготы, поднять на качественно более высокий уровень практику таможенного администрирования. В частности, в 2000 г. практически все 25 и 30%-ные ставки ввозных пошлин уже снижены до 20%. Правительством приняты и поддержаны предложения об унификации ставок в рамках групп однородных товаров, обладающих схожими характеристиками. Это коснулось более чем 1 500 товарных позиций. Продолжается работа по оптимизации таможенных платежей. В ближайшей перспективе все больше будут применяться так называемые селективные методы регулирования внешнеэкономической деятельности, основанные на использовании особых видов пошлин – антидемпинговых, компенсационных, специальных. Другими словами, в результате мы должны получить тариф с максимальной сбалансированностью фискальной, протекционистской и регулятивной функций таможенных платежей.

Пока же трудности с формированием доходной части бюджета вызывают заметный дисбаланс таможенно-тарифного регулирования в пользу чисто фискальных задач и в ущерб торгово-политической и торгово-экономической составляющим.

В последние годы таможенные налоги и сборы составляют от 30 до 40% доходной части федерального бюджета. С одной стороны, это хорошие показатели, с другой – они нас не очень радуют, потому что мировой опыт свидетельствует: прямое использование средств таможенно-тарифного регулирования в целях пополнения государственного бюджета в долгосрочном плане вступает в противоречие с целями оптимизации и повышения эффективности внешней торговли и всего национального хозяйства.


Угрозы экономической безопасности


Одна из главных задач современной таможенной политики – ее направленность на обеспечение экономической безопасности государства. Наиболее серьезную угрозу представляют следующие факторы:

преобладание сырьевых товаров в российском экспорте при ограничениях на дальнейшее расширение сырьевого экспорта с точки зрения ресурсных возможностей и эффективности;

дискриминация со стороны промышленно развитых стран российского экспорта товаров высокой степени переработки, ослабление позиций России на традиционных рынках сбыта военной и машиностроительной продукции;

усиление влияния западных стран и международных финансовых организаций на экономическую политику России;

углубление зависимости страны от импорта продовольствия, товаров народного потребления, комплектующих изделий для машиностроения, современных технологий;

ухудшение геополитического положения России в связи с необходимостью транзита внешнеторговых грузов через территории бывших советских республик, включая страны СНГ, и потерей выходов к ряду морских портов в Черном и Балтийском морях;

ослабление торгово-экономических отношений со странами СНГ.

В этой связи таможенная система призвана стать важнейшим элементом экспортного контроля, способствующим сохранению и дальнейшему росту отечественного экономического потенциала, обязана защитить внутренний рынок и отечественных товаропроизводителей от нежелательного иностранного вмешательства. С этой целью ее действия должны быть направлены на эффективную поддержку конкурентоспособных экспортоориентированных и импортозамещающих производств, создание условий для накопления ими финансовых и иных средств, необходимых для успешной работы на внешнем рынке.

Задача защиты интересов внутреннего рынка должна также рассматриваться как первостепенная на переговорах, связанных со вступлением России во Всемирную торговую организацию, при разработке и подписании двусторонних торгово-экономических соглашений, осуществлении любых других мероприятий, обеспечивающих интеграцию страны в мировое хозяйство.

Еще одна самостоятельная проблема современной таможенной политики – защита российского рынка от некачественной продукции, ввозимой из-за рубежа. Для ее успешного выполнения требуется совершенствование системы технических барьеров во внешней торговле, усиление санитарно-ветеринарного и экологического контроля.

Важным элементом таможенной политики становится обеспечение защиты интеллектуальной собственности России и ее граждан. Интернационализация хозяйственных связей и совершенствование методов тиражирования привели к значительному увеличению объемов международной торговли контрафактной продукцией, использованию недобросовестными фирмами товарных знаков уже зарекомендовавших себя изделий и известных компаний. Основные принципы защиты интеллектуальной собственности известны: они содержатся в Соглашении Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (соглашение ТРИПС). Задача таможенных органов – по заявлению потерпевшего или по собственной инициативе оградить права обладателей интеллектуальной собственности от посягательств посторонних лиц при перемещении ее через таможенную границу.


Приоритет – привлечение иностранных инвестиций


Эффективная таможенная политика обязана стать важным фактором, определяющим степень привлекательности государства для иностранного капитала. Ведь значительная доля этих средств реализуется путем ввоза технического оборудования, сырья и материалов на таможенную территорию страны. Поэтому создание условий, обеспечивающих максимально возможное привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику, является еще одним из приоритетов таможенной политики.

Разумеется, в этой сфере не все зависит от таможенных органов. Для оперативного привлечения капиталовложений из-за рубежа в реальный сектор экономики необходимо, во-первых, ускорить принятие законодательных актов, определяющих порядок установления и применения так называемых поощрительных пошлин, которые будут использоваться в отношении товаров инвестиционного назначения, ввозимых на таможенную территорию РФ в рамках соответствующих инвестиционных соглашений. Во-вторых, важнейшим условием проведения государством активной таможенной политики является наличие должного нормативно-правового обеспечения внешнеэкономической деятельности. Особо остро стоит вопрос о разработке и принятии новой редакции Таможенного кодекса РФ. Эта потребность продиктована практическими проблемами развития экономики и внешней торговли России, отставанием правовой базы, регулирующей деятельность таможенных органов, от значительно обновившегося федерального законодательства. Речь идет, в частности, об отсутствии норм в отношении защиты интеллектуальной собственности, несбалансированности прав и обязанностей таможенных органов, с одной стороны, и законопослушных участников внешнеэкономической деятельности – с другой.

Успех во многом зависит и от эффективных таможенных технологий, способных максимально облегчить условия легальной торговли, обеспечить соответствующий уровень контроля за перемещением товаров. Стремление к международному согласованию и упрощению таможенных процедур, коммерческой документации и информационных требований в целом, включая стандарты и протоколы обмена электронными данными, позволит сопоставить импортные и экспортные характеристики, а в конечном счете повысит их достоверность и надежность при передаче через таможенную границу.

Понятно, что успешная реализация таможенной политики в основном зависит от работы ГТК РФ, его органов, всей национальной таможенной системы, признания ее авторитета и компетентности международным торговым сообществом, а также от широкой социальной поддержки внутри страны. Этот тезис красной нитью проходит через все разделы целевой Программы развития таможенной службы РФ на 2001-2003 гг., принятой вторым Всероссийским совещанием руководителей таможенных органов в конце 2000 г. В этом документе определены стратегические рубежи, которых намерена достичь таможенная служба России, чтобы в полной мере соответствовать требованиям XXI в.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz