Возможности регулирования
миграции населения Республики АрменияВЛАДИМИР ХОДЖАБЕКЯН академик Национальной академии наук
Республики Армения
• В Армении излишек рабочей силы сохранится
и в ближайшем будущем • В настоящее время необходима разработка
научных основ миграционной политики
Для современной Армении характерны большие
масштабы миграции. Согласно расчетам,
отрицательное сальдо внешней миграции за
1991-1997 гг. составило около 1 млн человек, т.е.
треть населения. Среди них и армяне,
депортированные из Азербайджана после 1988 г.
(за эти годы зарегистрировано 381,5 тыс. беженцев и
вынужденных переселенцев, а проживает в
настоящее время лишь примерно 290 тыс.), и
постоянное население республики. Часть из них
легально, другая нелегально нашла убежище в
странах ближнего и дальнего зарубежья, сохранив,
однако, прописку в Армении. И если они, а также
армяне, проживающие в других странах, в ближайшем
будущем захотят вернуться на родину, Армения
окажется в чрезвычайно затруднительном
положении в плане расселения, обострения и без
того сложной ситуации на рынке труда, увеличения
численности безработных и усиления социальной
напряженности. В Армении имеет место излишек рабочей силы,
который, по моему мнению, сохранится и в
ближайшем будущем. На некоторых этапах его
размеры могут увеличиваться. Это обусловлено
прежде всего ожидаемой в республике
демографической ситуацией, а также наличием
сотен тысяч нелегальных мигрантов. Дальнейший ход развития внешних миграционных
процессов населения Армении будет зависеть от
ряда условий, часто непредсказуемых. Отмечу
прежде всего социально-экономическую и
геополитическую ситуации как в республике, так и
в странах-“партнерах”, состояние
международного рынка труда и мирового хозяйства
в целом (в частности всеобщие экономические,
энергетический и прочие кризисы). Поэтому
миграционная политика должна отражать общие
нужды всех заинтересованных стран, а не только
локальные потребности одной из них. Кратко рассмотрим факторы, которые могут
обусловливать эмиграцию и иммиграцию населения.
Тенденции эмиграции
Исследования позволили выделить следующие
основные предпосылки исхода населения из
Армении на пороге ХХI в. 1.
Ожидаемая демографическая ситуация.
С
середины 1990 г. республика находится на таком
этапе демографического развития (он продлится
примерно до 2005 г.), когда увеличивается
численность экономически активного населения: а) растет абсолютная численность вступающих в
трудоспособный возраст и нуждающихся в работе; б) снижается численность тех, кто переходит
пенсионный рубеж, вследствие чего в ближайшей
перспективе будет меньше освобожденных
вакансий. Рост предложения рабочей силы и порожденная
этим напряженность на рынке труда с середины
1990 г. обусловлены вступлением в
трудоспособный возраст поколения, родившегося в
течение 80-х годов, когда ежегодно появлялось на
свет в среднем 79-80 тыс. детей. Согласно прогнозам 10-летней давности, в
1996-2005 гг. в трудоспособный возраст в Армении
должны вступать каждый год около 80 тыс. юношей и
девушек. Однако из-за большого отрицательного
сальдо миграции населения их количество,
по-видимому, составит 50-55 тыс. человек, что для
нашей республики также является внушительным
числом. Причем происходят повышение удельного
веса вступающих в трудоспособный возраст, что в
свою очередь будет способствовать омолаживанию
населения, которое по причине значительной
эмиграции в 90-е годы существенно постарело, и
увеличение численности тех, кто находится в
трудоактивном возрасте (25- 45-летние).
Предполагалось, что в 1996- 2005 гг. количество
последних в среднегодовом исчислении будет
составлять 1,3 млн человек (в 1986-1990 гг. 1 млн).
Несмотря на то что в силу эмиграции данный
показатель будет несколько ниже, тем не менее он
сохраняет высокий уровень. Ситуация на рынке труда обострится не только в
результате нехватки рабочих мест, но и из-за
чрезвычайно низкого спроса экономики на
профессионально-квалифицированный труд
работников и морального обесценивания
профессионализма. Все указанные факторы, еще больше усиливая
напряженность на рынке труда, станут причиной
расширения масштабов эмиграции. Поэтому в
целевых программах экономического развития
Армении и в иммиграционной политике особое
внимание надо уделять проблемам квалификации и
занятости молодежи трудоспособного возраста (за
рубежом 2/3 вступающих в трудоспособный возраст
получают квалификацию). Необходимо разработать
систему мероприятий, обеспечивающих занятость
молодежи на современных предприятиях,
конкурентоспособных по культуре и уровню
организации труда и производства, качеству
продукции. Неслучайно, в таких странах, как
Япония, Южная Корея и некоторых других
преданность труду и выпуск высококачественной
продукции служат критериями проявления
патриотизма каждым работником. Старение населения трудоспособного возраста
вновь начнется после 2005 г. Тогда абсолютная
численность вступающих в данную группу лишь
немногим будет превышать переходящих пенсионный
рубеж, что в какой-то мере облегчит ситуацию на
рынке труда. Дело в том, что в трудоспособный
возраст будут входить дети, родившиеся в 90-х
годах, а их численность в ежегодном исчислении на
40 тыс. меньше, чем у появившихся на свет в 80-х (в
1990 г. в Армении родилось 79,8 тыс., а в
1998 г. – лишь 39 тыс. детей). Как следствие, по
сравнению с предыдущим 10-летием предложение
рабочей силы на рынке труда значительно
уменьшится. Вместе с тем пенсионной планки
достигнут родившиеся в 40-е годы, численность
которых очень мала, так как на первую половину
того периода пришлось военное лихолетье. Таким
образом, начиная с 2006 г. уменьшение
предложения рабочей силы на рынке труда будет
сопровождаться меньшим числом вакансий по
сравнению с предыдущим периодом и снижением
спроса на рабочую силу. Тем не менее ситуации на
рынке труда не будет присуща прежняя
напряженность. 2.
Развитие рыночной экономики, базирующейся
на функционировании различных форм
собственности.
Это ведет к свертыванию
неприбыльных и неэффективных производств,
сужению масштабов их деятельности, формированию
новых предприятий. 3.
Интенсивное развитие общественного
производства, НТП, стремление в этой сфере к
мировым стандартам; процессы технологического
перевооружения предприятий, их модернизации и
коренных преобразований отраслевой структуры
национальной экономики.
Задействование данных
факторов приведет к развертыванию конкуренции,
повышению производительности труда, а
следовательно, банкротству и выходу из сферы
деятельности некоторых производственных
звеньев, сокращению численности работников.
Отсюда предпосылки к росту безработицы. Наибольшие шансы оказаться безработными имеют
люди старшего трудоспособного возраста (50 лет и
выше), значительная часть которых в условиях
технического прогресса не в состоянии решить
проблемы профессиональной переквалификации.
Именно их новое прогрессивное производство
вытесняет из сферы труда в первую очередь. Замечу также, что в 1991-1995 гг. при условии
большой численности эмигрирующего населения
размеры безработицы увеличились; причем
примерно в том же масштабе. В 1992 г. статус
безработного имели 56,3 тыс. человек, в 1993 г. –
102,6 тыс., в 1995 г. – 131,7 тыс., в 1996 г. –
159,3 тыс., в конце 1997 г. – 174,4 тыс. человек. 4.
Диспропорции социально-экономического
развития.
Речь идет не только о высокогорных
районах, пограничье и зоне бедствия, но и о малых
городах республики. Многие из них имеют
одностороннее развитие, в частности, связанное с
отраслями тяжелой или перерабатывающей
промышленности на базе импортируемого сырья. Эти
города по сей день остаются очагами эмиграции. 5.
Увеличение количества вузов и численности
студентов.
Данная тенденция не отвечает
современным требованиям экономики. Нарушено и
соответствие между специальностями, полученными
в вузах (профессионально-квалификационной
структурой), и запросами экономики. В результате
многие выпускники вузов, не найдя своего места в
жизни, пополняют ряды дипломированных
безработных, а это важный фактор, ускоряющий
процесс “утечки умов”. Таким образом, Армения за
счет своих средств готовит кадры для других
стран (гораздо более богатых), которые принимают
наших специалистов и пополняют нехватку
собственных кадров, избегая огромных затрат на
их обучение. 6.
Интенсивное развитие в ближайшем будущем
сельского хозяйства.
Оно обусловит вытеснение
из аграрной сферы производства части работников
и, поскольку будет сопровождаться увеличением
численности вступающих в трудоспособный
возраст, приведет к формированию “излишка”
населения в сельских местностях. Ситуация, сложившаяся в республике, в
определенной степени повлияла не только на
резкую смену традиционных направлений, но и на
весь ход внутриреспубликанского движения
населения. Замедлился рост численности
переезжающих из сельских районов в города.
Данное явление связано с приватизацией на селе и
нынешней напряженной социально- экономической
ситуацией в городах. Оно, несомненно, будет
носить временный характер. Тем не менее в
ближайшем будущем миграция сельского населения
в города не активизируется: отсутствует сфера
труда, низка стоимость рабочей силы, обострена
жилищная проблема. Приватизация земли на короткий период стала
объективным фактором в плане уменьшения
миграции сельского населения в города (а также из
горных и предгорных зон в равнинные). В этом же
направлении действует и обострение в городах
ряда проблем, прежде всего жилищная, рост цен на
электроэнергию, топливо и воду, работа систем
отопления и санитарной гигиены, их тарифы и т.д.
Интенсивное развитие сельскохозяйственного
производства и увеличение численности
населения, вступающего в трудоспособный возраст,
с течением времени приведут к относительной
перенаселенности села. В результате вновь
активизируется миграция населения из сел в
города. Проблемы градостроительства и экологии
сохранят свою злободневность и в начале ХХI в.
Насущной задачей при расширении городов и
строительстве новых предприятий станет
обеспечение безопасной био- и атмосферы. На
повестке дня останется вопрос размещения
вредных для здоровья промышленных объектов
вдали от жилых массивов. Используя экономические
рычаги, необходимо разгрузить Ереван от
промышленных предприятий, поощрять их
строительство в сельских районах и малых городах
(особенно предприятий, перерабатывающих
сельскохозяйственное сырье). При проектировании
развития городов надо учитывать и отдаленную (50-
100-летнюю) перспективу, чтобы строящиеся в наши
дни предприятия в будущем не оказались бы в черте
жилых массивов. Все это связано с развитием
автострад, транспортной и коммуникационной
сетей, что требует серьезной проработки. Вообще, необходимо выделить в каждой
формирующейся области Армении определенные
города и превратить их в реальные центры
социальной системы. Такие города при создании
нормальной транспортной сети позволят сочетать
среди окрестного сельского населения
центростремительный и центробежный процессы.
Центростремительный – в смысле обеспечения
населения близлежащих сел соответствующей
работой, тем самым намного уменьшив их миграцию в
крупные города и другие страны. Центробежный – в
смысле вовлечения сельского населения, живущего
в данной городской агломерации, посредством
маятниковой миграции в труд
несельскохозяйственного характера. Сельский
житель, работая в соседнем городе, с
удовольствием останется жить в своем доме с
приусадебным земельным участком, что позволит
ему сочетать сельскохозяйственные занятия с
несельскохозяйственными. В этом смысле надо поощрять и на
законодательной основе предоставлять
определенные привилегии предпринимателям,
создающим в малых городах благоприятные условия
труда и способствующим развитию транспортной и
коммуникационной систем. Преобразованные таким
образом города начнут притягивать к себе не
только сельскую, но и городскую молодежь,
вступающую в трудоспособный возраст, уменьшат
эмиграцию в другие страны и будут способствовать
улучшению жизненных условий населения,
активизации его воспроизводственных функций.
Тенденции иммиграции
Процессы иммиграции в ближайшей перспективе
будут идти под воздействием следующих факторов. 1.
Продолжающаяся социально-экономическая
напряженность в республике.
Для ее снятия
чрезвычайно важно: развитие производительных сил в стране; развертывание межгосударственной
экономической интеграции (на базе
внутригосударственной); обеспечение конкурентоспособности
отечественной экономики на мировом рынке
посредством повышения производительности труда
и качества продукции; смягчение социальной напряженности и
масштабов безработицы посредством претворения
целевой политики занятости, создания новых
рабочих мест; приостановление обесценивания
квалифицированной рабочей силы; выравнивание стоимости рабочей силы и
минимального уровня зарплаты с прожиточным
минимумом, а также решение других злободневных
проблем. 2.
Формы и условия разрешения карабахского
конфликта.
Процесс может иметь двоякое
проявление. При положительном решении вопроса
дипломатическим путем с позиций Карабаха будет
иметь место эмиграция из Армении в Карабах. В
обратном случае может повториться то, что имело
место в 1988-1991 гг.; с другой стороны, обострение
карабахского вопроса может также стать поводом
миграции армянского населения из других
государств. 3. Проведение миграционной политики,
соответствующей международным нормам, в
отношении нелегальных армянских мигрантов.
4.
Происходящее в других странах:
уровень социальной обеспеченности и занятости
легальных мигрантов; отсутствие или какие-либо проявления
национальной и социальной дискриминации; степень претворения международных норм по
правам человека, а также множество других
проблем, имеющих место в разных странах в разные
периоды времени. 5.
Периодические кризисы мирового хозяйства.
В
подобных обстоятельствах любая страна озабочена
обеспечением своих граждан рабочими местами и
решением экономических и социальных проблем. 6. Заинтересованность в иммиграции легальных
армянских мигрантов, имеющих гражданство, из
дальнего зарубежья, по-видимому, будет слабо
выраженной и не носящей массовый характер. 7.
Процессы социально-экономического и
политического развития, а также ситуация на
рынке труда стран СНГ и прежде всего РФ.
Во-первых, в настоящее время некоторые действия
сопричастных стран, в частности России, ведут к
уменьшению источников доходов десятков тысяч
семей в Армении. Во-вторых, они усиливают
напряженность нашего и без того
несбалансированного рынка труда. Не секрет, что
сегодня в Армении предложение рабочей силы в
несколько раз превышает ее спрос. Подобное
явление чревато расширением масштабов
безработицы, углублением социальной
напряженности. В-третьих, события могут
развиваться по более нежелательному руслу с
точки зрения экономических и социальных проблем,
беспрепятственное решение которых ожидалось еще
год назад и в перспективе согласно конвенциям
между Россией и Арменией. 8.
Величина заработка легальных и нелегальных
армянских мигрантов за рубежом.
Незначительное
смягчение социальной напряженности в Армении в
определенной степени обусловлено средствами,
присылаемыми мигрантами родственникам домой.
Правда, пока они никак не содействуют глобальным
сдвигам в экономике страны, в особенности
созданию рабочих мест, так как расходуются лишь
на потребительские нужды. Проблема заключается в
инвестировании части этих средств в
производство. 9.
Наличие жилья – фактор, стимулирующий
иммиграцию.
Значительная часть легальных и
нелегальных армянских эмигрантов сохранили свои
квартиры в республике. В преддверье нового века
республика вряд ли будет в состоянии за счет
собственных средств принять большие потоки
иммигрантов и создать полноценные условия для
возвращения нелегальных мигрантов. 10.
Недопущение крайностей в образовательной
системе республики.
Речь идет о сотнях тысяч
детей из числа постоянного населения Армении,
вместе с родителями пребывающих в настоящее
время в странах СНГ и дальнем зарубежье.
Возвратившись, они могли бы продолжать обучение
по собственному желанию либо в армянских школах,
либо в учебных заведениях с русским, английским
или французским уклоном при условии глубокого
изучения родного языка. Примеры проявления
крайностей налицо: несколько лет назад учащиеся
русских школ принудительно были переведены в
армянские. Разумеется, у них возникли сложности с
накоплением знаний, так как все внимание ученика
направлено исключительно на изучение языка. При
обучении в русских школах станет возможным
сопряжение знаний на русском языке с изучением
родного языка. 11.
Четкая политика интеграции населения.
Ее
необходимо срочно разработать. Причем
интеграция должна происходить без ущемления
интересов постоянного местного населения. Это
означает, что права, предоставляемые тем или иным
группам граждан, должны иметь четкую
аргументацию. Иммиграции препятствуют также следующие
факторы – низкий уровень жизни, трудности
создания новых рабочих мест, рост безработицы,
чрезвычайно низкий уровень заработной платы,
большой размах профессиональной деквалификации,
неспособность государственного бюджета в
решении многочисленных социальных вопросов,
слабо выраженная политика государственного
протекционизма по отношению к собственным
производителям, множество требующих решения
проблем в сфере налоговой, таможенной политики и
т.д. *** Тщательное изучение вышеупомянутых проблем в
целях разработки научных основ миграционной
политики является сегодня злободневным. Это
позволит проводить такую государственную
политику, которая повлияет на структуру
иммиграции и эмиграции с целью сохранения
профессионально-квалификационной структуры
населения страны. Анкета читателей, P.S.
Помещая анкету читателей на сайте журнала
(www.ptpu.ru) редакция рассчитывала на живой отклик.
Около 100 заполненных анкет, присланных из разных
городов России (Тюмени, Н.Новгорода,
С.-Петербурга, Кирова, Перми, Воронежа, Саранска,
Омска и др.), дают основания сделать некоторые
выводы. Самый, на наш взгляд, важный, что журнал
пользуется спросом и отвечает интересам тех, кто
занимается малым и средним бизнесом, работает в
сфере производства и услуг, консалтинговых
фирмах, учебных заведениях,
научно-исследовательских институтах, финансовых
учреждениях и др.
Возраст читателей, зафиксированный в
анкетах, – от 16 (!) до 52 лет. Подтвердилось, что
публикуемые материалы охотно используют
студенты и аспиранты. Промолчали профессора и
академики (хотя с журналом они знакомы, о чем
свидетельствует постоянное общение с авторами
при подготовке статей к печати). Подавляющая
часть ответивших – практики.
Библиотека, подписка, покупка в розничной
сети, Интернет (полагаем, и рекомендации коллег)
– источники знакомства с изданием. 1/3 ответивших
читают его 4-10 лет, еще 1/3 - 2-3 года, остальные –
и того меньше. Все подчеркивают, что журнал
помогает в работе. Многие отмечают нужность
рубрик, посвященных региональному управлению,
теории управления, экономической политике,
управлению инвестиционной и инновационной
деятельностью.
Чаще всего пожелания относятся к освещению
в журнале проблем менеджмента (разных аспектов –
стратегического, операционного, финансового),
маркетинга и управления предприятием
(антикризисного, реструктуризации,
реорганизации).
Предлагают ввести новые рубрики:
менеджмент-консалтинг, управление муниципальным
предприятием, математические методы и
информационные технологии в управлении,
управление проектами, теория организации.
Рекомендуют шире освещать вопросы,
связанные с налоговыми реформами, управлением
персоналом, бюджетированием, реинжинирингом,
мониторингом хозяйственной деятельности,
оценкой инвестиционных проектов, историей
предпринимательства и др.
Название журнала обязывает придерживаться
определенной тематики, хотя и не без исключений.
Считаем целесообразным, например, публикацию
материалов, так или иначе затрагивающих
проблемы, порождаемые ускоряющимися темпами
глобализации и интернационализации, появлением
новых отраслей знаний со своей терминологией,
распространением новейших технологий. Возникает
необходимость переосмысления и должного
понимания проявляющихся тенденций, процессов и
закономерностей в мире. Никакое управление без
общего представления о том, какие изменения
происходят в экономике не будет эффективным.
Если и появляются статьи с содержанием, прямо не
связанным с профилем журнала, то лишь из этих
соображений.
Вряд ли будут опубликованы материалы, в
которых слишком расширительно понимается термин
управление (применительно, например, к движению
транспортных средств), продолжается философский
спор о первичности духа и материи,
просматривается апелляция к политическим
лидерам. Журнал все-таки научно-практический,
отражающий главным образом управление
экономикой на разных уровнях.
Конечно, какие-то изменения в содержание
будут внесены, над этим думаем. Проблемами
глобализации, экспансии компьютерных
технологий, нарастающих техногенных процессов
озабочен весь мир. Видим свою задачу в том, чтобы
не запутать в этих и других масштабных вопросах
читателей, показать ориентир в работе в первую
очередь тем, кто занимается или намерен
заниматься управлением.
Благодарим всех отозвавшихся.
Редакция
|
|