В марте 2000 г. на заседании Совета
управляющих МВФ новым директором-распорядителем
этой международной организации избран
представитель Германии ХОРСТ КЁЛЕР. Его
кандидатуру поддержали более 90% стран мира. С
точкой зрения нового главы МВФ на мировые
экономические процессы читатели журнала могут
познакомиться прочитав его статью, любезно
предоставленную нам немецким издательским домом
“Internationale Politik”, написанную им во время работы в
должности президента Европейского банка
реконструкции и развития.
Экономическая
стратегия для Центральной и Восточной Европы:
роль ГерманииХОРСТ КЁЛЕР директор-распорядитель МВФ
• Реструктуризация приватизированных
предприятий прошла успешно в тех случаях, когда их выкупу предшествовали
открытые торги • Существенное препятствие развитию малых и
средних предприятий – ограниченный доступ к
капиталу • Для будущего Европы расширение ЕС имеет
ключевое значение
Последние 10 лет научили нас тому, что далеко
идущие социально-экономические изменения,
институциональная реорганизация и
перераспределение ресурсов сопровождаются
кризисами
и спадами. Снижение темпов трансформационного
процесса в странах Центральной и Восточной
Европы особенно заметно с 1997 г. После
широкомасштабных и ярко выраженных
преобразований первых лет (например,
приватизации и отмены государственного контроля
над ценами) сегодня внимание во многих странах
обращено главным образом на
институциональные
реформы, такие, как создание эффективной
банковской системы и правовых рамочных условий.
Они во многом сложнее переломных сдвигов первого
этапа и требуют больше времени. Следовательно,
замедление реформирования можно было
предвидеть. Однако эту задержку усугубили также
внешние факторы и локальные кризисы. Трансформация многолика. Но на первом плане
стоят открытие и либерализация рынков,
реструктуризация и приватизация предприятий,
улучшение экономических рамочных условий,
развитие финансовых рынков и рынков капиталов.
Поддержка и инвестиции Германии будут и впредь
необходимы для успешного завершения реформ во
многих странах.
Утверждение рыночной экономики
Открытие рынков и освобождение цен от
государственного контроля в большинстве
осуществляющих реформы стран продвинулись
далеко вперед. Лишь в энергетическом секторе и
сфере государственных и муниципальных
организаций тарифы все еще в основном
определяются государством. Тем временем
приватизация и прежде всего реструктуризация
государственных предприятий продвигаются более
медленно. Хотя приватизация малых предприятий
практически завершена, правительства некоторых
стран еще медлят с продажей крупных предприятий,
а также предприятий, которые они считают
стратегически важными. Многие предприятия продолжают пользоваться
поддержкой государства. Правда, прямые субсидии
в промышленность в значительной степени уже
отошли в прошлое. Однако задолженность по
налогам и другим сборам, к примеру по платежам за
электричество, во многих странах допускается.
Это приводит в конечном счете к искусственной
поддержке на плаву практически
неплатежеспособных и почти не имеющих шансов на
выживание предприятий. Обнаружилось также, что
приватизация не ведет автоматически к коренным
изменениям системы управления и структуры
предприятия.
Реструктуризация
приватизированных предприятий успешнее прошла в
тех случаях, когда их выкупу предшествовали
открытые торги,
в которых участвовали как
отечественные, так и иностранные стратегические
инвесторы. Это отчетливо показывает, что для успешной
реструктуризации предприятий большое значение
имеют западный капитал и ноу-хау. Германские
предприятия, чьи прямые капиталовложения в 1998 г.
в государства Центральной и Восточной Европы
составили более 8 млрд марок, принадлежат к числу
важнейших
прямых инвесторов в этих странах. Однако для
германской экономики регион Центральной и
Восточной Европы как объект капиталовложений
играет сравнительно незначительную роль. Лишь
около 6% от общего числа иностранных инвестиций
Германии направлено в 1998 г. в эти страны, причем
более 80% этой суммы пришлось на долю трех
государств – Польши, Чешской Республики и
Венгрии. Такая концентрация отражает в основном
стратегические интересы германских
предпринимателей и в небольшой степени –
недостаточный инвестиционный потенциал других
стран, проводящих реформы. Остается надеяться,
что успешное продвижение реформ и улучшение
инвестиционного климата сделают в недалеком
будущем и другие государства более
привлекательными для германских инвесторов.
Экономические рамочные условия
Движущей силой подъема на Востоке до сих пор
были прежде всего малые и средние, а также вновь
созданные предприятия. Для успешного
хозяйствования этим предприятиям нужна не
только стабильная макроэкономическая
обстановка (например, устойчивые валютные курсы,
низкие темпы инфляции), но и хорошие
институциональные рамочные условия. Однако чрезмерное и порой непредвиденное
вмешательство государства, высокий уровень
преступности, коррупция, недостаточная защита
прав собственности, плохая инфраструктура
мешают предпринимательству и инвестициям. Кроме
того, существенным препятствием именно для малых
и средних предприятий является затрудненный
доступ к капиталу. Однако в странах, проводящих
реформы,
дефицит венчурных капиталов и
выгодных долгосрочных кредитов выражен особенно
ярко, поскольку финансовый сектор там
недостаточно развит. Банки в большинстве своем
являются небольшими, слабыми в финансовом
отношении и, как правило, не имеющими опыта в
кредитовании. Поэтому стабильное улучшение инвестиционного
климата и укрепление финансового сектора
являются важнейшими предпосылками успешных
преобразований в Центральной и Восточной Европе.
Европейский банк реконструкции и развития и
другие кредитные организации, оказывающие
экономическую помощь, также проявляют особую
активность в этой области. Свой вклад вносит и
Германия.
Включение в мировую экономику
Следующий важный этап преобразований –
открытие восточноевропейских рынков по
отношению к внешнему миру – в большинстве стран,
проводящих реформы, практически завершен. Это
касается как ликвидации торговых барьеров, так и
конвертируемости валют. Кроме того, многие
государства уже присоединились к ВТО или вскоре
должны будут в нее вступить. Это является важным
формальным основанием для включения стран
Центральной и Восточной Европы в мировую систему
торговли. Открытие рынков сопровождается
переориентацией торговых связей: место старых
партнеров по СЭВ занимают западные
индустриальные государства. Германия играет в
этом процессе центральную роль. Для Польши,
Чешской Республики и Венгрии она является
важнейшим торговым партнером. Но и для
Федеративной Республики Германия страны
Центральной и Восточной Европы – сегодня
серьезные торговые партнеры. В 1998 г. на долю
этого региона пришлось более 10% германского
внешнеторгового оборота – почти 200 млн марок. Тем
самым Германия стала для них более важным
торговым партнером, чем Северная Америка. Первостепенное значение для экономического
оживления государств Центральной и Восточной
Европы имеет дальнейшее открытие западных
рынков для экспорта из стран, проводящих реформы.
Трансформация их экономик находится в сильной
зависимости от притока западного капитала, а
экспорт необходим для обслуживания связанных с
этим обязательств перед иностранными
партнерами. В повестке дня в качестве следующего шага в
направлении интеграции по крайней мере для
государств, более других продвинувшихся по пути
реформ, – значится
вступление в ЕС. С более
интенсивной интеграцией в Европу,
опосредованной вступлением в ЕС, претенденты не
в последнюю очередь связывают надежды на
улучшение доступа к европейским рынкам,
увеличение прямых инвестиций и повышение
экономической и политической стабильности.
Правда, пропасть между требованиями к членству в
ЕС и фактическими условиями в странах-кандидатах
на вступление еще никогда не была столь глубока,
как на предстоящем этапе расширения союза.
Принятие на себя действующих в ЕС рамочных
обязательств предполагает огромные правовые,
институциональные и структурные усилия всех
кандидатов. Только в области экологии размеры
адаптационных инвестиций оцениваются более чем
в 100 млрд долл. Поэтому расширение ЕС на Восток
требует много времени, денег и терпения. Германия
как страна с самой сильной экономикой в рамках ЕС
и как один из ведущих торговых партнеров
Восточной Европы может и должна выполнить в ходе
предстоящих переговоров важную посредническую
функцию. Однако это требование выявляет и ахиллесову
пяту дальнейшей европейской интеграции.
Расширение ЕС понимается часто как улица с
односторонним движением. В то же время в
отношении готовности и способности к реформам
такие трансформирующиеся страны, как Польша,
Венгрия и Чешская Республика, отнюдь не уступают
прежде всего крупным государствам – членам ЕС
(Германии, Франции, Италии), даже наоборот. А ведь
в эпоху глобализации, в эпоху
информационно-коммуникационного общества эти
готовность и способность к реформам важны как
никогда. Германии в силу ее размеров и
географического положения в Европе уготована
судьба и впредь оставаться двигателем развития
континента. Однако этот двигатель явно дает сбой.
В конкретном воплощении германской политики
уже слишком долго доминирует установка на
сохранение достигнутого – вместо стремления к
смелой раскрепощающей перспективе.
Многие
реформаторы в самих трансформирующихся странах
говорят о своем собственном видении “социальной
рыночной экономики”. Однако справедливо (и
печально) то, что при этом они смотрят на Германию
90-х годов больше со страхом, а не с готовностью
подражать ей. Для будущего Европы политика расширения ЕС
имеет ключевое значение. Это правильно, что
комиссия ЕС под руководством Романо Проди и
Гюнтера Ферхойгена отказалась от
дискриминирующей концепции “первой волны”
(Польша, Венгрия, Словения, Эстония, Чешская
Республика, Кипр). Включение Болгарии, Латвии,
Литвы, Румынии, Словакии и Мальты в
непосредственный процесс переговоров по вопросу
расширения ЕС окажет благоприятное воздействие
на политическое и экономическое развитие
Центральной и Юго-Восточной Европы. Германии
следовало бы со всей настойчивостью поддержать
концепцию
расширения по “принципу регаты”, когда время
финиширования в точности соответствует
квалификации. Однако тогда, безусловно, в
первую очередь от Германии нужно будет ожидать
творческих подходов при разработке концепций и
одновременно лидерства в вопросе углубления
интеграции и в области давно назревших
институциональных реформ в ЕС. Расширение
принесет пользу всем, если оно будет
сопровождаться принятием основного закона для
Европы, строго ориентированного на
субсидиарный
принцип, а также если западноевропейские
страны приступят, наконец, к проведению смелых
реформ в налоговой сфере, системе пенсионного
обеспечения и на рынке рабочей силы с тем, чтобы
добиться стабильного улучшения своей
конкурентоспособности и динамики
экономического роста. Германии следовало бы
разработать для этого четкую концепцию и подать
пример собственными убедительными реформами.
Восстановление на Балканах
Быстрое восстановление балканского региона
после войны в Косово абсолютно необходимо как из
гуманитарных, так и из экономических
соображений. При этом нельзя забывать, что наряду
с Югославией также пострадали – отчасти тяжело
– и экономики соседних стран – Албании, Боснии,
Болгарии, Хорватии, Македонии и Румынии, которые
продолжают нести убытки от развала региональной
торговли. Поэтому
усилия по восстановлению
должны охватить весь регион. В действиях по восстановлению Юго- Восточной
Европы Германия взяла на себя
руководящую
роль, которая всячески приветствуется. В
частности, пакт стабильности для Юго-Восточной
Европы – солидно обоснованная программа
долгосрочного развития региона – восходит к
одной из инициатив, выдвинутых Германией еще во
время ее председательства в Совете ЕС.
Стабилизация Юго- Восточной Европы в
долгосрочной перспективе является задачей,
требующей небюрократического и эффективного
сотрудничества всех участников процесса, а также
оптимального использования существующих
контактных сетей и программ. Каждая организация
и каждая страна должны внести в это развитие свой
вклад по мере сил и возможностей. На первом этапе непосредственное внимание
большинства стран-кредиторов, в том числе и
Германии, направлено прежде всего на оказание
экстренной помощи и удовлетворение самых
насущных нужд. Важность этих мер бесспорна, особенно с учетом
надвигающейся зимы. Однако опыт других кризисных
регионов показывает, что
для экономического
подъема в долгосрочной перспективе гуманитарной
помощи недостаточно. Для устойчивого
долгосрочного развития необходимы также и
структурные меры – “помощь для самопомощи”.
Новый этап
Достигнутый прогресс был бы невозможен без
финансовой и технической поддержки
международного сообщества. Это партнерство
следует превратить в организационную базу, и
Германия может сыграть здесь важную руководящую
роль. Необходимо, в частности: • расширение торговых связей с Западом на
основе открытия рынков при одновременном
содействии региональной торговле. В силу своего
географического положения Германия может внести
ценный вклад в оба эти направления; • увеличение иностранных прямых инвестиций в
проекты с солидным экономическим потенциалом.
Германские инвесторы уже занимают здесь
передовые позиции, однако возможности вложения
капитала (за исключением таких признанных
партнеров, как Польша, Венгрия и Чешская
Республика) используются еще крайне
непоследовательно; • интенсификация технического сотрудничества,
к примеру для улучшения рамочных условий
рыночных отношений и поддержки малого и среднего
бизнеса. Германские организации, оказывающие
помощь развивающимся странам, и их партнеры, в
том числе ЕБРР, уже проводят работу в этой
области, которую следует продолжать и по
возможности расширять; • однако прежде всего Германия должна осознать
свою ответственность и провести в собственной
стране раскрепощающие реформы в налоговой и
социальной областях, а также на рынке рабочей
силы, придав тем самым содержательную
убедительность цели утверждения социальной
рыночной экономики в Европе и для Европы в
условиях новой мировой конкуренции. Усиление экономической интеграции Центральной
и Восточной Европы, конечная цель которой
вступление в ЕС (чего и добивается большинство
реформируемых государств), требует адаптации
всех участников этого процесса. В краткосрочной
перспективе для этого необходимы определенные
затраты. Однако в долгосрочном плане
политическое и экономическое открытие внешнему
окружению стран Центральной и Восточной Европы
является существенным вкладом в обеспечение
мира, стабильности и экономического прогресса.
Посему правильно понятый собственный интерес
Германии состоит в том, чтобы содействовать
этому процессу. |