Номер 5/02 Главная Архив К содержанию номера

Вьетнамская экономическая реформа: достижения и проблемы

НГУЕН ВАН МИНЬ
кандидат экономических наук
докторант кафедры предпринимательства
Тульского государственного педагогического университета
имени Л.Н.Толстого


• Успеха можно добиться, если государственная социально-политическая концепция реформ базируется на всенародной поддержке, при стабильной общественной обстановке, без всяких “шоковых” действий
• В результате перехода от сельскохозяйственного к промышленному развитию сформировался новый облик народного хозяйства Вьетнама
• Важнейшей задачей является разработка модели рыночной экономики с социалистической ориентацией

Второе десятилетие во Вьетнаме идет широкомасштабная экономическая реформа. Ее основные направления:

переход от централизованной плановой экономики, базирующейся на всенародной и коллективной собственности, к товарной с различными формами собственности, функционирующей на основе рыночного механизма, значительное место в котором занимает государственное регулирование. В результате постепенно формируется модель рыночной экономики с социалистической ориентацией;

демократизацию общественных и экономических отношений, последовательное формирование правовой системы, присущей “всенародному государству, государству народа и для него”;

проведение политики “открытых дверей”, укрепление международного сотрудничества и партнерства под девизом “Вьетнам всегда готов сотрудничать со всеми странами, которые поддерживают путь мира, независимости и развития”.

На VI съезде Коммунистической партии Социалистической Республики Вьетнам, состоявшемся в декабре 1986 г., провозглашается государственная программа экономических преобразований. Она предусматривает:

развитие в долгосрочной перспективе различных форм собственности (укладов). Это значит, что власть признает важность частного сектора в народном хозяйстве страны и тем самым ставит государственный сектор в равную зависимость от рыночной конкуренции, рассчитывая на повышение его эффективности;

подтверждение решающей роли рыночных отношений в производстве, товарообмене, сфере услуг и экономике в целом;

опору на три основных направления развития – сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и услуг, усиление экспорта и расширение экономических международных связей;

стабилизацию социального и экономического положения, главным условием которого является снижение темпов инфляции;

регулирование государственного бюджета путем сокращения его расходов, существенное повышение жизненного уровня народа.

Результаты преобразований демонстрируют рис. 1 и 2 и табл. 1.

Таблица 1

Изменение структуры ВВП за 1991-2001гг.
(в ценах 2001г., %)
ГодСельское хозяйство ПромышленностьСфера услуг
199140,4923,79 35,72
199233,9427,26 38,80
199329,8728,90 41,23
199427,4328,87 43,70
199527,1828,76 44,06
199627,7629,73 42,51
199725,7732,08 42,15
199825,7832,49 41,73
199925,4334,49 40,08
200024,3036,61 39,09
200123,3037,75 38,95

Источник: http://www.vneconomy.com.vn/statistic/vn/

Следует, однако, заметить, что в стране после войны за независимость сложилась тяжелейшая внешняя и внутренняя обстановка, для которой характерны:

бедность и низкий уровень жизни и образования населения;

несовместимость северной социалистической и южной капиталистической экономических систем, четко обозначившаяся после их слияния;

нехватка продовольствия в сельскохозяйственной по сути стране;

нулевая социально-экономическая инфраструктура;

низкий уровень развития промышленности и науки;

систематический глубокий дефицит государственного бюджета, главным источником дохода которого были в прошлом займы или дотации со стороны СССР, стран восточной Европы, Китая (незначительные и в настоящее время);

замкнутая экономика, почти не имеющая связей с внешнем миром, кроме стран социалистического лагеря.

Кроме того в последние годы на экономику большое влияние оказали финансовые кризисы в ряде азиатских государств и нестабильное положение в мировой экономике.

Несмотря на это Вьетнам сделал большой шаг вперед. За 1991-2000 гг. ВВП увеличился более чем в 2 раза. Полностью ликвидирован товарный дефицит благодаря собственному производству, уверенно растет экспорт – с 2,4 млрд в 1990 г. до 15,1 млрд долл. в 2001 г. Отмечается также активное перемещение центра тяжести в структуре ВВП. Если в 1990 г. продукция сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг в ВВП страны составляла соответственно 38,74%; 22,67 и 38,59%, то в 2001 г. зафиксирован сдвиг в сторону промышленности и услуг – соответственно 23,3%; 37,75 и 38,95%. Это значит, что осуществлен переход от сельского к промышленному развитию. Есть также успехи в формировании и совершенствовании социально-экономической инфраструктуры, особенно в энергетике, связи, на транспорте, а также в банковской и страховой сферах.

Закладывается таким образом основа для производства, привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор.

Рис.1. Динамика и темпы роста ВВП за 1995-2000 гг. (в ценах 1994 г.) Рис.2. Структура ВВП в 2002 г. по секторам (в текущих ценах)

Во Вьетнаме успешно реализуется модель рыночной экономики с социалистической ориентацией, главными элементами которой являются:

существование различных форм собственности, которые можно разделить на государственный и негосударственный секторы. Первый играет ключевую роль в развитии экономики страны. Интенсивно идет процесс модификации, реконструкции государственных предприятий, создания мощных стратегических государственных корпораций. Бурно развивается и негосударственный сектор. Именно здесь создается большое количество рабочих мест, постепенно формируется экономическая и юридическая база для развития частного предпринимательства, среднего и малого бизнеса;

контроль со стороны правительства над монополиями, использующего методы государственного регулирования, а также рыночные инструменты – налоговую политику, банковскую ставку, бюджетное планирование и т.д.;

оптимальное сочетание плановых и рыночных механизмов – планирование на макростратегическом уровне; свободное и самостоятельное функционирование на уровне хозяйствующих субъектов.

Ощутимый результат дает политика “открытых дверей”. Визиты президента США Б. Клинтона в конце 2000 г. и президента России В. Путина в 2001 г. наглядно подтверждают потепление отношений Социалистической Республики Вьетнам с внешним миром, утверждая роль и место страны в восточно-азиатском регионе. Вступление Вьетнама в AСЕАН дает новый импульс для подъема экономики и поддержания стабильности в регионе. Открытый и конструктивный диалог с другими странами во всех сферах является приоритетной стратегией Вьетнама во взаимовыгодном международном сотрудничестве.

Существенно повысился уровень жизни людей. За 5 лет (1994 – 1999 гг.) доход на душу населения в месяц увеличился вдвое – с 168,1 тыс. донгов до 295 тыс. Хотя этот показатель является еще очень низким по сравнению с мировыми стандартами, но темп его роста впечатляющий. Заметны позитивные сдвиги в образовании, социально-медицинском обеспечении, научной и культурной сферах и т.д.

Опыт экономической реформы Вьетнама и Китая показывает, что успеха можно добиться только в том случае, если государственная социально-политическая концепция базируется на всенародной поддержке, при стабильной общественной обстановке, без “шоковых” действий, направлена на процветание народа, опираясь на собственные силы.

Однако, несмотря на отмеченные положительные изменения, Вьетнам остается бедной и отсталой страной по сравнению прежде всего с государствами – членами АСЕАН.

Основными проблемами современной вьетнамской экономики являются следующие.

Низкоэффективное и неконкурентоспособное производство. По официальной статистике на конец 2001 г. в стране образовано 94 государственные крупные корпорации, в которые входит более 1 600 хозяйствующих субъектов (предприятий), или 28,4% их общего количества. Кроме того, корпорации объединяют 65% общего основного капитала и 61% общего числа занятых в государственном секторе. В 2001 г., несмотря на приоритетные льготные условия, предоставленные государством, доход этих компаний вырос на 28% по сравнению с 2000 г., но прибыль уменьшилась на 40%. Это говорит о крайней неэффективности деятельности промышленных предприятий государственного сектора. Причин тому много, но назовем самые главные:

• отсутствует единое государственное экономико-правовое регулирование производства; не совместимая с реальностью и слабая правовая система; налоговая база не создает предпосылок для стимулирования хозяйственной деятельности предприятий, а во многих случаях, наоборот, рождает заметные проблемы; тяжелая бюрократическая машина на всех уровнях государственной власти;

• неэффективное государственное регулирование и управление. Не найден оптимальный способ использования механизма “планирование – рынок – регулирование”;

• промышленные предприятия работают по устаревшей технологии с высокими затратами на инфраструктуру (энергетика, вода, транспорт), нет источников инвестиций, на 80% используется импортное сырье и полуфабрикаты. К тому же, идет жесткая конкурентная борьба на внутреннем рыке (в основном с китайскими производителями), труден выход на мировой рынок в условиях интенсивной глобальной интеграции. Низка квалификация работников. Все это сказывается на конкурентоспособности продукции вьетнамской промышленности, имеющей высокую конечную стоимость при невысоком качестве.

Бюджетный дефицит. Ясно, что экономическое благосостояние страны во многом зависит от стратегии, методов регулирования государственного бюджета.

По данным табл. 2, дефицит бюджета в 2001г. составлял 34,42% всей его доходной части и 10,16% ВВП. Если не принять адекватных мер, то экономику Вьетнама трудно будет назвать самостоятельной, так как главным источником покрытия дефицита государственных расходов являются внешние займы.

Таблица 2

Некоторые статьи государственного бюджета за период 1997-2001 гг.
Статьи
бюджета
На конец года, млрд донгов
1997199819992001
1. Доходная часть65 35272 96578 48986 275
2. Расходная часть78 05781 99595 972115 975
3. Дефицит12 70512 14518 52429 700
4. Доля дефицита в ВВП, % (в ценах 1994 г.)5,54,96 7,2310,16

Отсутствие четкого механизма развития модели экономики с различными укладами и социалистической ориентацией. Государство не смогло его создать, а слабая устаревшая банковская система не способна выполнить роль гаранта и стимулирования бизнеса.

Сложившаяся система образования в эпоху информационных технологий имеет много недостатков, в первую очередь слабое качество подготовки специалистов. В образовательных учреждениях часто встречаются такие негативные явления, как бюрократизм, коррупция.

Высокая безработица во всех секторах национальной экономики (табл. 3) Эту социальную проблему, создающую потенциальную угрозу общественной стабильности обостряют распространение наркотиков, проституция, СПИД и т. д.

Таблица 3

Динамика безработицы среди лиц трудоспособного возраста, %
Территория1996 г.1997 г. 1998 г.1999 г. 2000 г.2001 г.
По всей стране5,886,01 6,857,406,44 6,13
г. Ханой7,718,56 9,0910,317,95 7,30
г. Хошимин5,686,13 6,767,046,48 5,94
Равнина р. Хонг
(север Вьетнама)
7,577,56 8,259,347,34 6,93
Равнина р. Кылонг
(юг Вьетнама)
4,734,72 6,356,536,15 5,93

Рис. 3. Валовой доход промышленности страны за 1995-2000 гг. (в ценах 1994 г.)

Понимание сложностей, стоящих перед страной, обязывает принять неотложные меры для их устранения. Предыдущий анализ позволяет среди них выделить следующие.

1. Разработать теоретические и практические основы для внедрения модели рыночной экономики с социалистической ориентацией, особенно в правовом и финансовом аспектах; реформировать систему государственного регулирования с целью создания благоприятных условий для свободного и равного развития всех экономических укладов.

2. Чтобы выполнить стратегию “догнать и перегнать”, необходимо выработать такой механизм, который каждому члену общества позволяет работать творчески и с полной отдачей. Это значит, что в условиях современной экономики, когда знания, технологии, информация являются основным и бесценным видом капитала, нужно прежде всего совершить прорыв в человеческих отношениях. Самым главным видом производства теперь является производство интеллектуально развитого человека. Поэтому, на наш взгляд, приоритет надо отдать реформированию, совершенствованию системы образования, ориентированной на вызовы эпохи.

3. Продолжить реформирование экономики на новом этапе, с новыми задачами. Вьетнам переходит сразу от феодализма к рыночному социализму без капиталистических преобразований в экономике и социальной жизни. Именно это усложняет трансформацию экономики. Страна, в которой 90% населения занимается сельским хозяйством, должна жить и работать в рыночном пространстве, где царят очень жесткие, а порой и жестокие правила игры.

4. Нынешнее состояние вьетнамской экономики можно рассматривать с двух сторон. Одна отражает фактический переход от феодализма к рыночной экономике и включает в себя сельское хозяйство и некоторые отрасли промышленности. Здесь важно решить такие задачи, как повышение производительности труда, конкурентоспособности продукции, эффективности производства. Это вопросы, которые были решены развивающимися странами. Вторая сторона – те сферы экономики, которые ориентированы на требования постиндустриальной экономики – современные технологии, знания и образование. Это – создание и развитие интеллектуального капитала, повышение производительности работников умственного труда, формирование условий для обучающегося общества.

Успех экономической реформы во многом зависит от того, насколько государство сможет управлять с учетом этих двух сторон в единой динамике развития, т.е. сделать так, чтобы они дополняли друг друга на пути процветания национальной экономики.

Экономика Вьетнама как “черный ящик”, где на входе находятся фактические возможности, характерные для начала эпохи индустриальной революции (в начале XX в.), а на выходе – требования XXI в., эпохи постиндустриализации. Как быть в этой ситуации? Найти ответ на вопрос, по нашему мнению, является главной задачей отечественной экономической науки, управленческих кадров.

Необходимо обеспечить политическую стабильность и предпринять решительные шаги в борьбе с коррупцией, бюрократизмом. Как правило, чем сложнее административные барьеры, тем сильнее коррупция. Власть должна сделать все, чтобы экономика страны стала прозрачной и контролируемой, чтобы народ искренне понимал и поддерживал политику власти.

Универсальные слагаемые эффективного менеджмента и маркетинга

На отечественном рынке книжной продукции наблюдается лавинообразный рост количества литературы по бизнес-тематике. Некоторые из книг стали мировыми бестселлерами. Их авторы подчеркивают те положения, которые не упомянуты в классических программах обучения на Западе (равно как и в нашей стране). В ряде случаев это сделано весьма рельефно и афористично, благодаря образности, краткости и емкости формулировок.

Пренебрегать подобной информацией недальновидно.

Сейчас отдельные группы специалистов проводят семинары с использованием картотечной методики, когда из нескольких книг извлекаются 200-300 слагаемых (какой-либо принцип, метод, прием, совет и т.п., применение которого обусловило значимый эффект в практике автора; фрагмент цифровых данных с указанием первоисточников). По отзывам обучавшихся, данный метод весьма эффективен, правда, выяснилось также, что многие затрудняются самостоятельно находить подобные слагаемые в необработанных, оригинальных текстах. В традиционной системе образования их этому не обучали, видимо, полагая, что такое умение сформируется «само собой».

Ограничимся малой толикой рекомендаций, которые содержатся в работах выдающихся в мире бизнеса личностей как Ли Якокка, Питер Друкер, Герберт Кэссон, Боб Файфер, Пол Хокен и других. В отличие от семинарских занятий (когда слушателей информируют об авторстве той или иной рекомендации) для того, чтобы читательский оценочный эксперимент был более “чистым”, все нижеприводимые слагаемые будут упомянуты без ссылок на конкретное имя. Это делается для того, чтобы избежать предвзятых симпатий (антипатий) к тому или иному автору.

Вот эти слагаемые.

• безделье секретарей – признак загнивания учреждения

• не объединяй силы двух неудачников

• всю свою жизнь сокращал все что угодно на 5%, и никто этого не замечал

• на первое место ставил вопрос управления фирмой (как она управляется), а не вопрос владения (кто собственник)

в ходе дискуссий очень часто говорил собеседникам:

• “Давайте определимся в терминах!” – это касается не только специфических терминов, но и таких, казалось бы, вполне понятных слов как: “контролировать”, “мы”, “справедливая” (например, оплата труда), “государство” (это кто?), “удовлетворительно”, “естественно” и т.д., поскольку разные люди под одними и теми же словами зачастую подразумевают совершенно различный смысл

• “Это – гипотеза, а не факт!” (часто выдаваемые за факты вещи, либо кажущиеся таковыми, на самом деле оказываются не более чем гипотезами)

Продолжение

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz