Инвестиции в
российской экономике (новые условия и подходы)ВЛАДИМИР КОССОВ заместитель министра экономики РФ
• Необходимо побудить собственника
инвестировать реальный сектор экономики • Налоговое законодательство стабилизирует
отношения предприятия с государством • Аренда оборудования и финансовый лизинг будут
стремительно развиваться
Анализ статистических данных показывает, что
между ростом экономики и динамикой капитальных
вложений существует прямая связь. Рост ВВП (в %)
легко подсчитывается по формуле: 2 + 1/2 темпа
прироста капитальных вложений. Чтобы добиться,
например, 5%-ного увеличения ВВП, капитальные
вложения должны увеличиться на 6%. Из этой формулы
ясно, что даже при отрицательной величине
капитальных вложений (допустим, –4% в год) ВВП не
снизится (получится так называемый нулевой рост). Следовательно, чтобы преодолеть кризис
производства в России, т.е. выйти на траекторию
роста ВВП, надо использовать такой рычаг, как
реальные инвестиции. Точка опоры этого
рычага – институциональные преобразования,
смысл которых – в создании условий
либерализации экономики, предельно рыночной. Чем
дальше она отходит от регулирующих мер, тем
лучше. В институциональных преобразованиях скрыт
вопрос, при ответе на который действительность
теряет очертания. Инвесторов преследует страх:
отнимут у него то, что он вложил или не отнимут,
дадут ему то, что заработал или не дадут. Первое
касается национализации или подобных мер,
ограничивающих собственника. Второе имеет
отношение больше к банковскому регулированию и
заработанным деньгам. Существует мнение, будто собственника не
допускают к управлению, о чем свидетельствуют
процессы в судах. Однако проблема здесь в другом
– в практике применения, исполнении решений
судов, когда речь заходит о защите собственности,
правда, в том случае, если собственник уже есть. А
его (не имеет значения – иностранный или
отечественный) надо побудить прийти в российскую
экономику, вложить в реальный сектор деньги,
неважно – построив либо купив и модернизировав
предприятие. Главное, чтобы он затратил деньги,
получил прибыль, предоставил рабочие места и
заплатил налоги российскому государству.
Условия, благоприятствующие деятельности
инвесторов
Устойчивый побудительный мотив для
собственника создает стабильность
экономических условий. Нельзя допускать, чтобы
человек рассчитывал, реализуя инвестиционный
проект, на одну величину прибыли, а на самом деле
получал гораздо меньшую только потому, что
изменились нормы государственного
регулирования (ставки налогов, порядок их
взимания и т.п.). Чтобы решить эту проблему, правительством была
внесена, а затем и принята в Законе об
иностранных инвестициях известная в
международном законодательстве дедушкина
оговорка. Смысл ее в том, что государство берет на
себя обязательства не ухудшать условия ведения
хозяйственной деятельности до полной
окупаемости инвестиционного проекта. Это сейчас
распространяется на отечественных инвесторов. Расшифруем, что содержится сегодня в
законодательстве о поддержке иностранных и
российских инвесторов. Коснемся двух проблем –
налогов и ограничений на работу частного
бизнеса. 1. Введено понятие
совокупной налоговой
нагрузки, включающей таможенные платежи;
прямые налоги, взимаемые с юридических лиц;
обязательные платежи, т.е. что начисляется
пропорционально заработной плате за исключением
взносов в Пенсионный фонд. Сюда не входят все
косвенные налоги – акцизы и налог на добавленную
стоимость, поскольку они не имеют отношения к
процессу производства и учитываются при продаже
товара потребителям. В каждом бизнес-плане подразумевается таблица,
показывающая, сколько налогов надо заплатить.
При этом вычитаются косвенные налоги,
добавляются таможенные платежи и подсчитывается
величина совокупной налоговой нагрузки, которую
предприниматель готов нести разворачивая
определенную деятельность. Министерство экономики будет регистрировать
бизнес-планы тех, кто хочет вкладывать деньги на
известных условиях, тем самым как бы фиксируя
совокупную налоговую нагрузку. Надеемся, что с принятием налогового
законодательства бесконечные движения по
налоговой цепочке закончатся. Допустим, в ходе реализации инвестиционного
проекта изменились налоговые и таможенные
правила. Но речь не идет об изменениях ставок по
видам налогов, появлении новых и отмене старых.
Важно, что фиксируется величина совокупной
налоговой нагрузки и понятно, сколько надо
отдать государству. Если окажется, что в каком-то
году совокупная налоговая нагрузка в расчете на
единицу вида деятельности будет больше, чем на
момент, когда стал реализовываться
инвестиционный проект, то предприниматель
заплатит казне столько же, сколько и
предусматривалось. Таким образом, инвестор
получает льготу, но не сейчас, а в будущем. Принципиально важно, что законодательно
закреплена стабильность отношений с
государством по поводу выплат. Никакие новации
любых властей здесь не могут иметь места, ибо
действует закон. Разговоры о непредсказуемости поведения
исполнительной власти в России с принятием
дедушкиной оговорки прекращаются. 2. Доступ инвестора к видам деятельности
регулируется разрешительной системой. Особенно
это касается иностранных инвесторов. Существует
два списка – виды деятельности, в которые
иностранные инвесторы не допускаются (на
казенные предприятия, например), и виды
деятельности, к которым доступ иностранных
инвесторов ограничивается, например долей в
капитале. На момент принятия решения об инвестициях
утверждается тот вид деятельности, который в
списке запретов и ограничений не значится. Потом
он уже не меняется и не следует трогать
инвестора. Данная мера защищает от
административного произвола, давления властей.
Источники инвестиций
В экономике большинства стран мира инвестиции
осуществляются за счет внутренних источников.
Среди них амортизация стоит на первом месте. В
общем объеме осуществляемых валовых вложений на
нее приходится 60-70%. В России огромные фонды, но
половина их не используется. Амортизация же как
ресурс работает, когда списывается используемый
капитал. А у нас почти столько же – капитал,
который не работает. Амортизация вместо ресурса
по неиспользуемым фондам стала бременем.
Неиспользуемые фонды надо содержать, вносить
налоги за землю и имущество, платить за охрану,
отопление и т.д. Если начислена амортизация, то
автоматически уменьшается прибыль на ее сумму. Государству необходимо приложить максимум
усилий, для создания механизма, позволяющего
переместить активы, не нашедшие применения, от
одного юридического лица к другому, который
сумеет их “пристроить”. Это может быть продажа
имущества, сдача его в аренду, финансовый лизинг,
т.е. любая из возможных схем создания среды,
позволяющей активам перемещаться. Если неиспользуемые активы в экономике РФ
оценить по остаточной стоимости и взять только 10%
их продажной цены, то получим сумму
эквивалентную 200 млрд руб. Таков масштаб. К сожалению, до сих пор весьма слабо
используется аренда. Между тем в России много
малых и средних предприятий, заинтересованых в
прямой аренде. Понятно, однако, что с ее помощью
производство трудно полностью укомплектовать
оборудованием. Где взять недостающее? Возникает
потребность в стремительном расширении
финансового лизинга на вторичное оборудование,
т.е. там, где оно не нужно, оно может быть продано
лизинговой компании, которая сдаст его в аренду
юридическому лицу. Сегодня в России 800 (а то и больше) лизинговых
компаний. Подавляющая их часть находится в
европейской части страны. Понятна важность
информации о том, где есть простаивающее
оборудование, равно как и о том, кому оно нужно.
Механизм же, через который оборудование
передается – финансовый лизинг. В лизинговую компанию могут войти все хозяева
оборудования. Тем самым они обеспечивают себе
приток живых денег. Раздувания денежной массы
здесь нет. Идет физическое перемещение активов.
Дело в том, что зачастую крайне сложно заплатить
деньгами за оборудование. Проще лизинговой
компании купить его у того, у кого оно
простаивает. Но лизинговая компания должна иметь
и свободные деньги. Где их взять? Неслучайно
закон предусматривает, что при поддержке
лизинговой деятельности требования на
собственные средства ограничены 5%. Очевидный
тогда ответ на вопрос – кредит. Однако
классическую схему “купи за деньги, возьми
кредит” отечественные предприниматели не
воспринимают. Единственная развязка состоит в
том, чтобы капитализировать свое оборудование,
сдавать в аренду и кормиться с лизинговых
платежей. Тогда не потребуется для реализации
этой схемы массированного впрыска денег, а
эволюционным процессом ее можно расширять.
Данное направление является чрезвычайно важным.
Единственное, что необходимо – организовать
дело. В США доля лизинга в капитальных вложениях
составляет 30%, ФРГ – 20, России – 2%. Если
говорить о лизинге как о форме осуществления
инвестиций вместо покупки, то об одной я уже
сказал – вторичное использование оборудования.
Вторая форма – финансовый лизинг
транспортных средств. Масштаб его незначителен,
о чем свидетельствует, в частности, такой
характерный и не единичный в экономике факт – в
1998 г. русскими компаниями куплено лишь четыре
самолета. Финансовый лизинг самолетов не
востребован, на мой взгляд, по одной причине – не
отработаны условия взаимоотношений партнеров. На опыте работы “Пермских моторов” мы
столкнулись с такой проблемой. Аэрофлот берет в
лизинг пермские моторы ПС-90, ставит на
отечественные магистральные лайнеры. Но одно
время Аэрофлот перестал оплачивать продукцию
“Пермских моторов”. Применение классических
схем лизинговых платежей в условиях России
связано с риском платежной необязательности.
Нужна была схема, которая потенциально исключала
бы такую возможность. Новый подход состоит в следующем. С каждого
контракта на перевозку фиксированный процент
перечисляется кредиторам, т.е. в лизинговом
договоре предусмотрено, что лизингополучатель
дает поручение своему банку при поступлении
денег определенный процент автоматически
списывать на кредитора. Таким образом сразу
уходим от риска неплатежей. Схема, которую придумали применительно к
лизингу самолетов, является универсальной,
годной к любым транспортным средствам, скажем,
седельным тягачам. Западные машины овладели 70%
российского рынка. Ведется работа с
компаниями-лизингодателями, чтобы организовать
достаточно широкомасштабный лизинг этих
транспортных средств и насытить российских
перевозчиков. Такой же логике, думается, надо
следовать применительно к морским и речным
судам, железнодорожному передвижному составу.
Здесь ожидается стремительное развитие. В заключение отмечу, что, на мой взгляд, может
привлечь в Россию инвесторов: первое – структура продаж, достаточно высокая
доля оплаты живыми деньгами проданной
продукции. Ясно, что чем выше доля бартера, тем
меньше желающих инвестировать; второе – экспортная составляющая в торговле с
дальним зарубежьем. Чем больше доля экспорта, тем
надежнее выручка живыми деньгами, тем
привлекательнее объект с точки зрения
инвестиций. третье – менеджмент. Деньги всегда
вкладываются в эффективную управляющую команду
и ее умение зарабатывать деньги. |