Реформирование
государственного аппарата: мировая практика и
российские проблемыВИКТОР ЛОБАНОВ кандидат политических наук, заместитель директора Института
государственной службы Государственного университета управления
• Административную реформу в России нужно
рассматривать как национальный ресурс, которым
необходимо правильно распорядиться в интересах общества • Разработка стратегии совершенствования
госаппарата требует понимания направлений его
эволюции, тенденций развития государства и общества на основе анализа мировой практики • При использовании в России зарубежного опыта
реформирования госаппарата целесообразно
проведение предварительной экспертизы
предлагаемых проектов
Составной частью проводимых во многих странах
административных реформ являются меры по
повышению эффективности работы госаппарата и
его отдельных структур.
Эффективный госаппарат
означает, что каждое министерство, ведомство или
учреждение использует свою власть и ресурсы для
достижения целей и стандартов наиболее
экономным путем.
Необходимость модернизации госаппарата России
В нынешних условиях российский госаппарат явно
не справляется с возложенными на него
обязанностями, часто не способен действовать в
новой экономической и политической среде,
выполнять в полной мере свои функции. В органах исполнительной власти РФ в 1996 г.
трудилось 971,2 тыс. человек, в том числе в
федеральных – 386,1 тыс. Если добавить занятых в
аппаратах законодательной и судебной власти, то
общее число работников в органах госуправления и
власти достигало 1093 тыс. человек. Сегодня речь
идет о том, чтобы повысить эффективность работы
этой группы служащих и соответственно более
рационально использовать государственные
ресурсы. Можно выделить две основные проблемы:
а)
слабость большинства институтов
государственной власти и управления; б)
невысокий уровень подготовки и обучения
государственных служащих. Среди негативных явлений в деятельности
госаппарата следует отметить
медленную
адаптацию
к быстро меняющейся внешней среде и
потребностям общества, неэффективный механизм
принятия решений, дефицит профессиональных
государственных менеджеров. Низок уровень
интеграции, контроля и координации как внутри
госаппарата, так и в отношении внешних
институтов, что способствует нерациональным
затратам и слабой реализации государственной
политики во многих сферах. По нашему мнению,
неэффективным является управление госслужбой и
работой госаппарата на
всех
уровнях. В сложившейся ситуации на повестку дня в России
выходит разработка такой
стратегии
модернизации госаппарата, которая позволит
вывести его по основным параметрам и результатам
деятельности на уровень большинства развитых
стран. Существуют два основных подхода к этой
проблеме, хотя грань между ними во многом условна
и часто они дополняют друг друга. Первый
(практически реализуемый сейчас в России) – идти
по пути постепенного устранения имеющихся
недостатков, решения
тактических задач
в
отдельных областях, совершенствуя функции и
методы работы; второй – разработать
стратегию
развития госаппарата, ориентируясь на
будущие
потребности
общества, решая
долгосрочные
задачи
и добиваясь выполнения
стратегических
целей. В последнем случае необходим анализ
современных тенденций в развитии государства и
общества, обобщение мировой практики, что дает
возможность определить параметры госаппарата
ХХI в.
Основные направления эволюции госаппарата:
опыт развитых стран
Изучение мировой практики позволяет выделить
характерные особенности, присущие эффективно
действующему госаппарату, и определить основные
направления его эволюции. В общем виде этот
процесс можно представить как переход от
традиционных ценностей к новым. Гибкие и эффективные системы управления,
способные легко адаптироваться к быстро
меняющейся внешней среде и предоставляющие
руководителям большую свободу действий
Проведение серьезных социальных и
экономических преобразований невозможно без
резкого повышения
качества государственного
управления. Непременным условием этого
является предоставление большей свободы
действий руководителям госучреждений в
распоряжении государственными ресурсами,
определении тактических и оперативных целей,
проведении кадровой политики и т.д. На смену бюрократической зависимости и
иерархической подчиненности приходит принцип
автономии и ответственности за выполнение
основной миссии, возложенной на
государственные структуры. В связи с этим на
первый план выходят организационная гибкость,
управление инновациями, децентрализация,
значительная свобода действий персонала. Качество госуправления во многом зависит от
деятельности
высших руководителей,
недооценка работы с которыми всегда приводила к
негативным последствиям. Признание их особой
роли в госаппарате способствовало появлению в
ряде стран (США, Австралии) отдельного института
–
службы высших чиновников, позволяющего
отбирать наиболее талантливых и компетентных
специалистов, ориентированных не на карьеру, а на
выполняемую работу. С этой же целью вводятся стандарты
профессиональной компетенции высших чиновников
в области менеджмента, от которых сейчас
требуются не только знания, но и
новые качества
государственных лидеров.
Речь идет об их
способности определять стратегические задачи и
приоритеты; понимать политический контекст и
институциональные факторы, присущие любой
ситуации; учитывать позиции и интересы различных
групп и изменять баланс сил в нужную сторону;
оценивать этические аспекты и социальные
последствия решений; обеспечивать соблюдение
демократических норм и ценностей; управлять
политическими и организационными изменениями с
учетом культурных, национальных,
институциональных факторов. Традиционные ценности
| Новые ценности
| • сложность структур
| • простота структур и процессов
| • централизация и зависимость
| • гибкость и автономия
| • оценка по затратам
| • оценка по результатам
| • управление с помощью правил и
директив
| • управление с упором на
организационную культуру и ценности
| • акцент на финансовые и
материальные ресурсы
| • акцент на человеческие ресурсы
| • ориентация на внутренние
процессы
| • учет внешних факторов и
ориентация на потребителей
|
В ряде стран (Великобритания, Канада)
переходят от жестко установленных должностных
окладов высших госслужащих к индивидуальным
окладам и контрактной системе, привязывающей
денежное вознаграждение к уровню выполнения
своих обязанностей. Четкие стандарты и современный механизм
оценки выполнения функций и полномочий в количественных показателях
Предоставление большей самостоятельности
потребовало новых подходов к системе отчетности
и контроля за госаппаратом. Если раньше основное
внимание уделялось контролю за процессом
выполнения работы и использованием
государственных ресурсов, то сейчас упор
делается на контроль и оценку
результатов и
последствий. Это развязывает руки работникам,
самостоятельно выбирающим пути и средства
достижения поставленных целей. Наряду с эффективностью деятельности
учитывается этическая сторона, а также умение
провести анализ проблем, разработать и
осуществить план действий, оценить его
результаты и последствия. Особое внимание
обращается на анализ влияния (impact analysis), смысл
которого состоит в том, чтобы на этапе
планирования учесть возможные воздействия на
отдельные организации и группы, а также
различные сферы (политические, социальные,
экономические и культурные). Развитие конкурентной среды и широкое
использование контрактной системы в государственном управлении
Повышению эффективности госаппарата мешает
монопольное положение большинства органов
госуправления. Поэтому необходима система,
обеспечивающая развитие
конкурентных
начал,
особенно в сфере предоставления услуг населению.
В связи с этим в большинстве развитых стран
проводится политика
демонополизации.
Все
большее распространение получает практика
заключения
контрактов
с негосударственными
или частными структурами на выполнение
определенного вида работ, объявляются тендеры. В
результате население имеет большую свободу
выбора, госслужащие получают стимул для
повышения качества оказываемых услуг, а в итоге
повышается результативность деятельности всего
госаппарата. Новые организационные структуры с развитыми горизонтальными связями и эффективными системами контроля и координации
Наступил такой этап, когда развитие
госаппарата за счет увеличения его масштабов и
усложнения функций подошло к критическому
рубежу как по финансовым, так и чисто
управленческим причинам. Необходим переход к
более простым и экономным оргструктурам, ведущий
к ликвидации многих промежуточных звеньев.
Эксперты Всемирного банка считают, что эти
изменения должны происходить за счет
использования конкурентных сил, участия
гражданского общества, развития политически
подотчетной административной системы,
применения новых управленческих и
информационных технологий. Сложность ситуации в том, что одновременно с
планами по сокращению аппарата и уменьшению
расходов на его содержание возникают новые
задачи, заставляющие создавать дополнительные
государственные структуры. Они отвечают за такие
области, как управление административными
реформами и
совершенствование работы
госаппарата
(применение информационных
технологий, развитие связей с общественностью,
повышение квалификации работников), а также
формирование
государственной политики
(решение
экологических проблем, развитие отношений с
международными организациями и т.д.). Прослеживается тенденция более четкого
разделения
политических и административных функций,
налаживания сотрудничества между политическими
и карьерными чиновниками. При создании
эффективно действующего госаппарата ставится
задача
обеспечить соблюдение демократических
норм и механизмов, а также сбалансировать
принцип
самостоятельности и подотчетности
государственной бюрократии. Ряд западных специалистов считает, что в
перспективе госаппарат будет основан не на
строгой бюрократической иерархии, а на
рациональном сочетании централизованного
управления с горизонтальными сетями, многими
автономными структурами, имеющими собственные
ресурсы и способными самостоятельно принимать
решения. В эту сеть наряду с государственными
организациями и учреждениями войдут также
частные структуры и общественные группы. В
результате произойдет формирование
политико-государственной
сети,
открытой для каждого гражданина. Уже в настоящее время широко применяется
практика формирования “
рабочих сетей” (network),
знаменующая переход к новым оргструктурам и
коренным образом меняющая взаимоотношения между
государством и населением. Применительно к госуправлению выделяются
следующие разновидности организационных сетей:
государственные
сети,
объединяющие различные госучреждения, их
руководителей и служащих по профессиональному
или социальному принципу;
общественные сети,
включающие обычно тех, кто обслуживает систему
госуправления (ученых, экспертов,
преподавателей);
международные сети,
быстро
развивающиеся в условиях глобализации и
создания мирового информационного пространства
(здесь можно выделить деятельность
Международного института административных наук,
а также Рабочей сети институтов и школ
госуправления в Восточной и Центральной Европе,
которая была основана в 1993 г.). Новый механизм взаимоотношений с обществом, политиками и гражданами
Усложнение социальной структуры общества,
появление различных гражданских движений и
инициатив заставляет искать новые механизмы
взаимоотношений государственных органов власти
с населением и организациями, выражающими их
интересы. Развитие идет по двум направлениям: с
одной стороны, предпринимаются усилия по
повышению качества услуг, оказываемых населению
государством (образование, здравоохранение,
социальное страхование и др.), с другой –
формируются новые механизмы вовлечения граждан
в процесс принятия и реализации государственных
решений. Это способствует эффективному
использованию ресурсов для решения социальных
проблем, более точному определению приоритетов
государственной политики. Постепенно начинают формироваться
новая
культура и новый стиль работы
государственных
органов власти с ориентацией на запросы и нужды
населения, повышение ответственности за
распределение услуг и ресурсов. Оценка их
деятельности зависит от уровня удовлетворения
граждан государственными услугами, степени их
доверия к государству и реальной возможности
участвовать в разработке и принятии решений.
Большое значение придается расширению
консультативной и информационно-аналитической
работы с общественными организациями и
населением. Важнейшим условием эффективной работы
госаппарата является гласность, публичность и
обязательность обоснования принимаемых решений,
право граждан на их разъяснение, наказание за
предоставление ложной или искаженной
информации. Новым явлением стало развитие правовых,
социальных, политических отношений между
гражданами и межгосударственными организациями
(ЕС, СНГ), а также между национальными
государствами и проживающими на их территории
негражданами. Достижение результатов при ограниченных
ресурсах и ориентация на их экономию в ходе осуществления
государственными органами своих функций
Растущее несоответствие между ограниченностью
ресурсов и ростом социальных ожиданий и
потребностей различных слоев общества ведет к
недовольству населения и отчуждению власти,
появлению новых общественных движений, кризису
политических институтов. В связи с этим
возникает вопрос о системе распределения
ресурсов. С одной стороны, она должна быть
справедливой в глазах различных социальных
групп, с другой –власть вынуждена проводить
политику экономии ресурсов и их более
рационального распределения. Одним из аспектов
данной проблемы является поиск новых моделей
принятия решений на государственном уровне по
вопросам определения целей и приоритетов
государственной политики. Профессиональная государственная служба и
эффективное управление персоналом, непрерывное
обучение и творческое развитие работников
Профессионализм госаппарата обеспечивается
рациональным использованием кадрового
потенциала и развитием института
государственной службы. В современных условиях
осуществляется переход от унифицированной к
дифференцированной
системе госслужбы, ведется работа по
кодификации
деятельности чиновников и более четкому
определению их обязанностей и прав. При сохранении длительной карьерной службы
все большее значение придается вертикальной и
горизонтальной
мобильности
чиновников.
Предпочтение отдается мобильности внутри
организации, поскольку считается, что это
способствует обмену опытом, лучшему
стимулированию работников, развитию единой
культуры, совершенствованию координации в
деятельности госаппарата. Принятие на работу и продвижение по службе
чиновников происходит на основе
“принципа
заслуг”
(принцип “merit systems”), т.е. в зависимости
от деловых и личных качеств человека. Вместе с
тем все сильнее проявляется и другая тенденция –
формирование госаппарата на основе
“принципа
равных возможностей”
с целью сделать его
более представительным и доступным для
различных социальных и демографических групп
населения. Существенные изменения происходят в системе
подготовки
персонала
госаппарата. Основная их цель –
более тесная увязка учебного процесса с задачами
административных реформ и модернизации систем
госуправления (демократизация в Испании,
дебюрократизация в Германии, децентрализация во
Франции). Большее внимание обращается на
специальные знания и навыки. Считается, что
обучение должно стать одним из главных
инструментов внедрения инноваций в
административную систему и способствовать
изменению организационной культуры и
менталитета чиновников. В министерствах Франции,
например, от 2 до 7% общего фонда заработной платы
идет на обучение персонала. Управление с ориентацией на ценностные и
культурные факторы, а не на бюрократические
правила и нормы
Процессы демократизации и децентрализации
по-новому ставят вопрос о единстве системы
государственной власти, создании нового
механизма координации всех звеньев госаппарата. Старые бюрократические процедуры во многом
утратили эффективность. С этим связано усиление
интереса к использованию культурных и
социальных факторов. В странах Северной Америки
и Европы идет процесс формирования
соответствующей
административной культуры,
которая позволит обеспечить единство действий
путем понимания всеми государственными
служащими своих социальных ролей, осознания и
принятия ими общих ценностей и норм. Одновременно создается система
управления
процессом совершенствования административной
этики. Для этого используются методы
этического обучения, разрабатываются правовые
нормы и этические кодексы, проводятся
специальные кампании по улучшению имиджа
государственной власти. В 1998 г. Организация по
экономическому сотрудничеству и развитию
опубликовала “Рекомендации по
совершенствованию этического поведения в
государственной службе”. Они содержат основные
принципы этического поведения и меры по его
стимулированию, направления по формированию
соответствующей политической, административной
и правовой среды1. Формирование аппаратов международных
организаций и интернационализация
государственной службы
В связи с процессом глобализации следует
отметить такие новые моменты, как появление
международной государственной службы и
формирование бюрократических аппаратов
международных организаций (ООН, ЕС, НАТО, АСЕАН,
СНГ); выделение оргструктур, отвечающих за
взаимоотношения с различными
межгосударственными организациями; изменение
национальных законодательств с учетом
международных соглашений. Началось создание
Европейского
административного пространства
с целью
сближения и унификации деятельности
государственных структур как теперешних, так и
потенциальных членов ЕС. В результате
общеевропейские проблемы становятся частью
ежедневной работы госслужащих, от которых
требуется знание международного и национального
законодательств, иностранных языков,
информатики, основ межкультурного общения и т.д.
Разработаны критерии и предложена стратегия
административных преобразований для новых
членов ЕС, включающая такие этапы, как
определение общих принципов государственного
устройства, разработка программы изменения
законодательства, план формирования
государственных институтов. Систематическое обновление функций и организационных структур, использование
современных методов менеджмента и
информационных технологий
Модернизация госаппарата становится
постоянной функцией и одной из основных задач
любого правительства. Речь идет о
систематическом изучении работы госаппарата,
повышении эффективности госуправления,
совершенствовании административных процедур,
развитии отношений между гражданами и органами
государственной власти. Это ведет к созданию
оргструктур, ответственных за разработку и
осуществление
административной политики.
В
их состав входят политические институты,
формирующие стратегию; исполнительные органы,
отвечающие за ее реализацию; обеспечивающая
инфраструктура (научно-информационные центры,
учебные учреждения, профессиональные ассоциации
и др.). В настоящее время используются методы
совершенствования работы госаппарата, как
правило, заимствованные из практики частного
сектора: управление тотальным качеством,
бенчмаркинг (benchmarking), реинжиниринг, управление
проектами, стратегическое управление,
организационное развитие и др. *** Таким образом, реформирование госаппарата в
развитых странах происходит в следующих сферах: • система взаимоотношений исполнительных
органов власти с другими государственными
институтами власти и управления как по
горизонтали, так и по вертикали
(конституционно-политическая сфера); • оргструктуры, механизмы координации и
контроля, включая центральную администрацию,
региональное и местное управление
(организационная сфера); • системы и методы управления,
административные процедуры и процессы
(функциональная сфера); • кадровая политика и государственная служба
(кадровая сфера); • управление государственными финансами и
исполнением бюджета ведомствами
(финансово-экономическая сфера). Зарубежный опыт в этой области, на наш взгляд,
может быть использован в России при условии
проведения предварительной экспертизы
предлагаемых проектов по модернизации
госаппарата, опираясь на следующие критерии:
адаптируемость к российским условиям и
существующей организационной культуре;
возможность широкого тиражирования;
эффективность и результативность; инновационный
потенциал; степень соответствия интересам и
ценностям отдельных социальных слоев и общества
в целом. В сегодняшних российских условиях
административную реформу можно рассматривать
как национальный ресурс, которым необходимо
разумно распорядиться в интересах общества.
1Public management forum. – 1998. – № 3.
|