Номер 2/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Стратегия поддержки экспорта

ЯН ПТАШЕК
доктор экономических наук (Польша)


• Одно из основных условий экономической безопасности и стабильности Польши – радикальное увеличение экспорта
• Сегодня польская внешняя торговля излишне концентрируется
на Европе
• Необходимо изменить стратегию поддержки экспорта государством

Преобразования, осуществленные в Польше в последнее десятилетие, дали ощутимые результаты, но ситуация во внешней торговле вызывает серьезное беспокойство. Неравновесие в товарообороте столь велико, что стране может угрожать валютный кризис. По предварительным расчетам, в 2000 г. дефицит внешней торговли достигнет 20 млрд долл., а отрицательное сальдо счета текущих операций (оборотов) – 7,5-8% ВВП. В таких условиях сохранение валютной стабильности становится очень трудным делом.

До сих пор она поддерживалась за счет средств от продажи за рубежом акций и долей польских предприятий, а также благодаря иностранным инвестициям. Однако необходимо считаться с тем, что через два-три года приток валюты из этих источников значительно уменьшится и возможности финансирования дефицита счета текущих операций резко ограничатся. Единственным рациональным решением данной проблемы в ближайшие годы может стать радикальное увеличение экспорта. Это одновременно и основное условие экономической безопасности и стабильности Польши.


Уменьшение роли экспорта


В ходе экономической трансформации развитие внешней торговли, по сути, было доверено рыночным механизмам. Произошла значительная либерализация импорта, а внутренний рынок был почти полностью открыт товарам Европейского союза. Польская экономика не была готова к этому. Либерализация опередила рост конкурентоспособности отечественных товаров.

В такой ситуации трудно было совершить перелом в экспорте. В настоящее время его доля в создании национального дохода составляет не более 20%, в то время как в Чехии – 47, Словении – 55, Ирландии – 76%. При этом экспорт на душу населения в Польше по-прежнему не превышает 700 долл., что в несколько раз меньше, чем в других странах-кандидатах на вступление в ЕС (в Венгрии – 1 800, Чехии – 2 200, Словении – 4 200 долл.).

Самое большое неравновесие во внешнеторговом обороте имеет место в электротехнике, машиностроении и химической промышленности, т.е. в отраслях, определяющих сегодня конкурентоспособность всей отечественной промышленной структуры1. Да и продажа за границу сырьевых и переработанных продуктов сельского хозяйства за десятилетие возросла только на 1 млрд долл. Это немного для государства, сельскохозяйственный потенциал которого является одним из самых больших в Европе. Так, Голландия, чьи земельные ресурсы в 10 раз меньше наших, экспортирует на мировые рынки продовольствие и другие сельскохозяйственные товары на сумму 30 млрд долл. У нее только стоимость вывозимых овощей и фруктов в 2,5 раза больше, чем весь польский сельскохозяйственно-продовольственный экспорт.

Отмечу, что в конце 1999 г. фирмы, для которых экспорт был основным источником доходов, составляли только 6,4% всех предприятий (как и в 1996 г.). Еще более узка группа крупных экспортеров, декларирующих вывоз товара на сумму более 8 млн евро ежегодно. В последнее время в нее входило всего 368 предприятий (приблизительно каждый 30-й экспортер).

Вследствие ускоренной приватизации, продажи предприятий иностранному капиталу, их реструктуризации и частичной ликвидации польская экономика значительно сузила свое торговое предложение.

Изменилась и география польской внешней торговли: она излишне концентрируется на Европе (даже по сравнению с большинством стран этого региона), 3/4 ее оборота теперь приходится на страны ОЭСР, прежде всего на ЕС. Похвально, что в ЕС Польша по размерам экспорта занимает восьмое место. Однако беспокоит, что дефицит товарооборота с этой организацией достиг 9,5 млрд долл.

Кроме того, наступил чувствительный спад торговли с Россией и другими странами бывшего Советского Союза. Причем баланс внешнеторгового оборота с ними для Польши особенно неблагоприятен. Так, в настоящее время польский экспорт на российский рынок в 5 раз меньше импорта. В 2000 г. в результате резкого роста стоимости импорта (прежде всего энергоносителей) отрицательное сальдо в торговле с Россией по сравнению с 1999 г. увеличилось почти на 90%.

Второстепенными для польской торговли стали и такие большие рынки, как американский, китайский, индийский, японский и некоторые другие. На мой взгляд, без многократного расширения присутствия на них экспорт не удастся динамизировать настолько, чтобы ограничить неравновесие во внешней торговле и отвести угрозу валютного кризиса.

Из сказанного выше вытекает необходимость изменения стратегии поддержки экспорта государством. Наращивание действий в этом направлении должно касаться не только сферы производства, но и финансовой системы поддержки экспорта, информации, принятия недостающих правовых актов, их гармонизации с соответствующими документами Евросоюза, консалтинга и переподготовки кадров, а также классических мер по продвижению товаров на внешние рынки2. Для решения перечисленных проблем правительство приняло комплексную программу.


Финансовые меры


Главная роль среди намеченных мер принадлежит эффективной системе по финансированию расширения экспорта и страхованию кредитов в этой сфере.

В настоящее время кредиты для экспортеров слишком дороги, так как коммерческие банки подходят к ним на общих основаниях без достаточного учета специфики деятельности на внешних рынках. Результатом является низкая доля кредитов в финансировании продаж товаров за границу. Из исследований министерства финансов Польши вытекает, что 2/3 экспортеров считают высокую цену кредитов основным фактором их негативной оценки данной системы.

Страхование экспортных кредитов также не получило достаточного развития. Функционирующая в этой области Корпорация страхования экспортных кредитов (KUKE SA) едва охватывает несколько процентов польского экспорта и еще более скромно включается в его поддержку на трудных и рискованных рынках.

В мире около 70-80% экспортных сделок кредитуется, а инвестиционные товары почти полностью. В Польше кредит применяется редко, составляя в основном 2-3% стоимости продаж, что не превышает 700-800 млн долл. ежегодно. Эта сумма примерно в 10 раз меньше, чем величина кредитуемого импорта. Пытаясь исправить положение, польские экспортеры уже несколько лет выступают с предложением поручить одному из государственных банков специализированные функции кредитования внешних сделок, так как это делается в ряде стран.

Опыт наших партнеров свидетельствует о большой пользе такого института, обладающего специфическими знаниями в области международной торговли и способного видеть свою роль в контексте интересов государства, а также напрямую сотрудничающего с другими звеньями системы содействия экспорту. Эффективность его деятельности, разумеется, зависит также от благоприятных условий, которые он создает для экспортеров через более результативную систему страхования задолженности банку и упрочения процедуры по получению кредитов. Для создания последней, по оценке, потребуется около 500 млн злотых.

Кроме нее предусматриваются применение в широком масштабе гарантируемого государственным казначейством страхования экспортных кредитов, погашение их процентных ставок частично или полностью из государственных средств, поручительств и гарантий финансирования проэкспортных мероприятий, а также ряда других проэкспортных инструментов для относительно слабо развитых государств.

Сегодня необходим отход от политики завышения злотого, которая подрывает рентабельность экспорта и одновременно стимулирует чрезмерный импорт (прежде всего с Запада). Ослабление злотого, имеющее место в последние месяцы, не должно вести к повышению процентных ставок, ибо это облегчает приток спекулятивного капитала и обусловливает увеличение финансовых издержек предприятий и обслуживания государственного долга.

Правительство приняло специальную программу активизации экспорта в Россию – “Россия – наш торговый партнер”, которая преследует цель улучшения внешнеторгового баланса и реальной поддержки польских экспортеров. Дорога на российский рынок пролегает через значительное расширение продаж на кредитных условиях. Зная о трудностях в функционировании российской банковской системы, польские экспортеры придерживаются безналичной формы торговли с Россией, применяют предоплату, открывают аккредитивы в банках третьих стран, что не является лучшим решением.

Подготовленная программа ставит своей целью увеличение в краткосрочном периоде экспортных кредитов со сроком погашения до одного года. Ею намечено охватить около 80% поставок на российский рынок, при этом польским предпринимателям  предлагается выгодное страхование кредитов, и они освобождаются от обременительного исследования кредитоспособности российских партнеров. Программа предусматривает благоприятствование со стороны KUKE деятельности 22 российских банков (как гарантов при погашении кредитов или посредников в финансировании импорта), имеющих достаточную кредитную достоверность, и 8 регионов, обладающих самостоятельностью во внешнеэкономическом сотрудничестве.


Содействие продвижению экспорта


В настоящее время государственные денежные средства, предназначенные для классического содействия продвижению экспорта на внешние рынки, весьма ограничены и распылены. В последнее десятилетие они никогда не превышали 10 млн долл. и были в 5 раз меньше, чем в Венгрии, в 20 – чем в Испании и в 40 – чем в Голландии. Но даже эти скромные средства являются предметом непрекращающихся споров между правительственными институтами.

Практикуемая в польской экономике доктрина следует принципу отказа от проведения активной структурной промышленной политики, т.е. нейтральности государства по отношению к структуре промышленности. Замечу, что в большинстве развитых стран данная доктрина давно считается устаревшей.

Еще одно негативное явление – распыленность информации, необходимой для экспортеров. В стране отсутствует единый центр, где они могли бы покупать оперативную, достоверную и недорогую информацию о деятельности на различных рынках. На это накладывается массовое незнание соответствующими сотрудниками малых и средних фирм правил внешней торговли, неумение правильно заключать контракты и страховать их на случай торгового риска.

Почти каждый третий польский экспортер продает только в одну-две страны (в частности, это касается более 2/3 малых фирм). Для большинства из них основным инструментом конкуренции является снижение цен (почти 40% польских экспортеров добиваются более низких цен, чем их соперники). Примерно каждое третье предприятие, осуществляющее продажи на внешних рынках, на протяжении последних лет не инвестировали достаточных средств в повышение экспортной конкурентоспособности и привлекательности своих товаров. Кроме того, общей чертой отечественных производителей является малая активность во внедрении на рынок новых или существенно модернизированных товаров. Около 40% исследованных предприятий-экспортеров не имели повсеместно признаваемых сертификатов качества продукции (среди малых фирм этот процент в 2 раза выше).

Для изменения ситуации уже в бюджете 2001 г. предусматривается увеличить средства на содействие продвижению экспорта. Они будут сконцентрированы на приоритетных для страны рынках с целью улучшения идентификации польских торговых марок и продвижения наших товаров. Расчеты показывают, что каждый злотый, направленный на содействие экспорту, дает 6 злотых прироста. К тому же поддержка и развитие экспорта являются самыми эффективными и дешевыми инструментами борьбы с безработицей. Кроме того, намечено значительно прибавить средств, идущих на участие польских предприятий в ярмарках и выставках за границей, и улучшить их возврат.

Чтобы поднять уровень знаний отечественных предпринимателей об условиях деятельности на внешних рынках, правительство приступило к созданию системы хозяйственной информации с использованием телевидения и самой современной информационной техники. Она обеспечит сотрудничество организациям, занимающимся вопросами развития экспорта, сделает возможным прямой быстрый доступ пользователей (как в стране, так и за рубежом) к актуальной информации через сайты Интернета.


Изменение условий и форм деятельности


Важным фактором в комплексе мер по увеличению экспорта служит изменение институциональных форм осуществления этой деятельности. Одним из условий эффективности такой политики является ее формулирование и координация единым центром, который должен представлять как государственные власти, так и предпринимателей.

Вне всякого сомнения распыленность внешнеторговой политики, которая имела место и до трансформации, в последнее десятилетие усилилась. Хотя примеры довольно разных стран (Италии, Ирландии, Израиля или Голландии) свидетельствуют, что не должно быть противоречия между рыночным характером экономики и сильной ролью государства в определении и поддержке целей экспортной деятельности.

Компетенции этого центра (он получил рабочее название Института развития экспорта) должны охватывать широкий объем функций – от программирования проэкспортной структурной политики до услуг, оказываемых экспортерам и государственным органам, занимающимся содействием продвижению польских экономических интересов на внешние рынки. Желательно, чтобы данный институт включил в сферу своей деятельности проблематику иностранных инвестиций как зарубежных в Польше, так и польских за границей3. Это будет правительственно-предпринимательское учреждение: безусловно, правительство обязано решительно влиять на его деятельность, однако и бизнесмены должны иметь право голоса, ибо они выполняют общее дело.

Необходима переориентация дипломатических учреждений на осуществление прежде всего экономических целей. В настоящее время ряд крупных рынков сбыта являются трудным и политизированным. Поэтому предусматривается кадровое, техническое и финансовое укрепление торговых представительств в государствах, имеющих приоритетное значение для польского товарооборота.

Веление времени – тесное сотрудничество с организациями предпринимателей, полная кооперация Государственного агентства иностранных инвестиций, Агентства техники и технологии и Польского фонда продвижения и развития малых и средних предприятий, а также лучшая координация действий между министерствами. Будут также создаваться неправительственные торговые представительства в стратегических для страны регионах мира, которые в сотрудничестве с правительственными структурами станут заботиться об отечественных интересах.

Неотложными задачами являются организация широкомасштабной аналитической и экспертной деятельности, а также обучение экспортеров.


1В последнее время в нашем экспорте отсутствует товар, который бы во всем мире ассоциировался с Польшей, как, например, кубик Рубика с Венгрией, “Лего” с Данией, “Нокиа” с Финляндией.
2Отмечу, что аналогичные шаги предпринимают другие страны-кандидаты на вступление в ЕС.
3Иностранный сектор в Польше, быстро укрепляющий свои позиции в экспорте, не только может, но и должен сыграть в нем более важную роль.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz