Содействие экономическому развитию в Германии
(на примере федеральной земли Бранденбург)
КУРТ РУДОЛЬФ
доктор экономических наук, профессор,
главный научный сотрудник МНИИПУ
• После объединения Германия столкнулась с историческим вызовом – необходимостью
выравнивать социально-экономические условия жизни населения в обеих частях страны
• В связи с расширением ЕС Берлин-Бранденбург может полнее использовать функцию
моста между Центральной и Восточной Европой
• Функцию локомотива в Бранденбурге выполняет сфера услуг, где создано 2,8 тыс.
рабочих мест
Федеративная Республика Германия – одна из самых развитых в промышленном отношении
стран. Ее валовой национальный доход, равный 2 054 трлн евро, обеспечивает ей в
глобальной экономике 3-е место, а ВНП в расчете на душу населения (около 25 158
евро) – 7-е место. Впечатляющие цифры, приведенные в таблицах и схемах, не
должны, однако, затушевывать две основополагающие проблемы германской экономики
– высокий уровень безработицы, который в 2002 г. вырос еще больше и равен 4 млн
чел., и значительный социально-экономический разрыв между старыми и новыми федеральными
землями.
Объединение Германии –
вызов следующим десятилетиям
После исторического воссоединения страны в октябре 1990 г. объединенная Германия
столкнулась с глобальным вызовом – необходимостью выравнивать социально-экономические
условия жизни населения в обеих частях страны, прежде разъединенных политически
и по-разному организованных в экономическом отношении. Несмотря на огромные
усилия, предпринимаемые политиками и экономистами, волю и энергию самих немцев,
разрыв между восточной и западной частью страны по-прежнему существует. По
мнению автора, причины этого разрыва, в частности, заключаются: а) в историческом
измерении воссоединения. Обе части Германии в течение 40 лет развивались в рамках
различных базовых политических и союзнических систем, в которых экономические, социальные
и правовые регуляторы в соответствии с общественно-идеологическим контекстом были
диаметрально противоположными, качественно и количественно расходились в развитии.
Например, если производительность труда в 1989 г. в ФРГ взять условно за 100%, то
в ГДР она составляла лишь 40%. Понятно, что для преодоления этого разрыва потребуется
значительное время. Как показывают расчеты, условия функционирования экономики и
жизни людей на востоке и западе Германии сравняются лишь к 2020 – 2030 гг.;
б) переход на валюту ФРГ в соотношении 1:1. Введение германской марки
в новых федеральных землях в соотношении 1:1 было политически обязательным шагом.
Однако экономически это означало быстрое обрушение многих предприятий бывшей ГДР
вследствие бурного роста издержек производства. Большинство предприятий этого региона
действовало на восточном рынке, который, сам находясь в кризисе, не смог справиться
с возникшими трудностями и рухнул. Добиться консолидации здесь можно было только
в результате длительной и интенсивной поддержки экономики; в) необходимые
структурные изменения и безработица. Экономика бывшей ГДР была централизованной
и экстенсивной, ее основу составляли крупные хозяйственные единицы. Поэтому ей была
необходима радикальная структурная перестройка, особенно в добывающих секторах,
металлургии, энергетике, химической промышленности. Эта трансформация должна была
идти параллельно с децентрализацией и закрытием крупных предприятий, экономически
не пригодных для функционирования в рамках международного рынка, и означала высокий
уровень безработицы. Появление новых промышленных предприятий, создание мелких и
средних фирм не могли компенсировать утрату тысяч рабочих мест, особенно в моноиндустриальных
районах; Таблица 1
Национальный доход, располагаемый доход и денежное сальдо, млрд евро*
Показатели | 1999 г.1 |
2000 г.1 | 2001 г.1 |
Заработная плата брутто | 855,37 |
883,71 | 902,09 |
+ Взносы работодателей | 203,95 |
206,70 | 208,72 |
= Вознаграждение наемных работников | 1059,32 |
1090,41 | 1110,81 |
+ Нереализованные излишки производства/доход лиц ненаемного труда |
411,37 | 415,79 | 422,98 |
+ Чистый налог с оборота | 212,06 |
216,77 | 216,99 |
= Чистый внутренний продукт | 1682,75 |
1722,97 | 1750,79 |
+ Первичные доходы (в отношениях с прочими странами мира) |
-12,29 | -7,64 | -8,43 |
= Первичный доход (чистый национальный доход) | 1670,46 |
1715,33 | 1742,36 |
+ Текущие перечисления из остальных стран мира | 9,60 |
10,09 | 9,64 |
– Текущие перечисления в пользу остальных стран мира |
29,40 | 29,67 | 29,51 |
= Располагаемый доход | 1650,66 |
1695,75 | 1722,49 |
– Потребление | 1527,96 | 1567,30 |
1611,28 |
= Сбережения | 122,70 | 128,45 |
111,21 |
+ Движение имущественных активов из остальных стран мира |
2,83 | 18,78 | 2,13 |
– Движение имущественных активов в остальные страны мира |
2,94 | 3,45 | 2,92 |
– Валовые инвестиции | 429,53 | 450,23 |
421,64 |
+ Амортизация | 291,55 | 302,53 |
312,21 |
= Финансовое сальдо | -15,39 | -3,92 |
9,99 |
Справочно: Располагаемый доход частных домохозяйств |
1265,31 | 1300,90 |
1346,41 |
Сбережения частных домохозяйств | 125,73 |
127,89 | 138,22 |
г) различная роль и различный характер средних предприятий. В Германии
99,5% всех предприятий – это фирмы среднего размера с менее чем 500 работниками,
на которых трудятся 63% всех занятых в промышленности, и их доля в валовом социальном
продукте составляет примерно 45%. В старых федеральных землях средний бизнес успешно
действует давно, в новых же землях его еще нужно было создать. Кроме того, он существенно
различается по размерам (в новых землях средний бизнес, как правило, складывается
из малых и микропредприятий) и наличию собственного капитала, доля которого в большей
части фирм на востоке страны ниже на 10%, чем на западе. Поэтому в период экономического
спада и структурных изменений именно эти предприятия оказываются особенно уязвимыми;
д) объективные и субъективные ошибки. Во многом объективные упущения связаны
с недооценкой последствий трансформационного процесса и непредсказуемостью ситуации
в мировой экономике. Субъективные ошибки возникали прежде всего там, где в погоне
за прибылью “инвесторы” устраняли нежелательную конкуренцию или предпочтение отдавалось
рекомендациям некомпетентных советников, а не собственным творчески мыслящим специалистам.
К сожалению, “менеджмент с опорой на собственные силы” был одним из методов, который
в наименьшей мере применялся при санации и консолидации производства. Перечень
упомянутых проблем не претендует на полноту, а их наличие ни в коем случае не принижает
достигнутого успеха. Они свидетельствуют о сложности и дифференциации процесса,
необходимости дальнейшей конкретизации политики содействия экономическому развитию.
Земля Бранденбург –
мост между Западом и Востоком
Бранденбург – это равнина, которая является прекрасным местом для размещения
производства, осуществления инфраструктурных проектов, проведения досуга и отдыха.
В то же время это крупнейший столичный регион, в центре которого расположена столица
государства Берлин. Бранденбург по территории равен Бельгии, а по количеству населения
– Швейцарии. В 1994 – 1998 гг. Бранденбург добился самых высоких темпов экономического
роста среди новых федеральных земель и стал одним из наиболее динамичных центров
в Европе. С точки зрения экономической стратегии этому способствует растущая значимость
оси Восток–Запад (Лондон – Брюссель – Берлин – Варшава – Москва) и оси Север–Юг
(Стокгольм – Берлин – Дрезден – Прага – Вена – Будапешт). В связи с расширением
ЕС Берлин-Бранденбург сможет полноценно осуществлять функцию моста между Центральной
и Восточной Европой. Уже сегодня сотрудничество с соседней Польшей открывает многочисленные
возможности, например в снабжении сырьем, переработке давальческого сырья и сбыте.
Университеты Бранденбурга, расположенные в Котбусе, Франкфурте-на-Одере и
Потсдаме, пять высших технических школ и 18 технологических центров дополняют те
возможности, которые предоставляет Берлин, и по числу исследовательских учреждений
превращают Бранденбург в самый плотный регион Германии. С этой точки зрения Бранденбург
приобретает особое практическое значение прежде всего в таких отраслях, как производство
транспортного оборудования, микросистем, энергетической и строительной техники,
электроники, оптики, оборудования для химической промышленности и охраны окружающей
среды. Бранденбург предлагает инвесторам одновременно как услуги, так и прекрасные
финансовые стимулы. Благодаря дотированию инвестиций экономия капиталовложений достигает
50% их объема. Рынок труда. В сентябре 2001 г. уровень безработицы
составил 18,3%, т.е. соответствовал среднему показателю для новых федеральных земель.
Численность безработных 227 296 человек. Число частично занятых (безработные + вторичный
рынок труда) в Берлине-Бранденбурге уменьшилось с 555 358 в сентябре 1991 г. до
278 125 человек в сентябре 2001 г.
Основные показатели
и тенденции развития
Экономический рост. В 2000 г. ВВП земли Бранденбург вырос на 0,3%, что
ниже среднего показателя (1,1%) для новых федеральных регионов, а тем более для
всей Германии, где эта цифра составила 3%. Между тем в перерабатывающей промышленности
темпы роста добавочной стоимости, равные 6,5%, опережали средние данные по стране
(5,7%). Уровень занятости в обрабатывающей промышленности вырос на 1%, однако
в добывающей отрасли, напротив, продолжал резко падать (-18,1%). Прирост наблюдался,
в частности, на предприятиях деревообработки (11,0%), машиностроения (6,6%), в производстве
грузовиков и запасных частей к ним (5,6%), металлов и металлообработки (4,1%), издательской
деятельности, полиграфии и копировальных услугах (4,5%), Внешнеэкономические
связи. В 2000 г. экспорт впервые преодолел рубеж в 8 млрд марок ФРГ, т.е. увеличился
на 21,4%. В региональной торговле среди крупных групп стран исключение составили
только страны Центральной и Восточной Европы, рост торговли с которыми значительно
превысил средний показатель 37,7%, а также страны СНГ, сокращение торговли с которыми
(3,4%) намного ниже соответствующего среднего показателя. Развитие промышленности.
Темпы роста оборота в обрабатывающей промышленности удвоились в 2000 г. по сравнению
с предшествующим годом (10,3% против 5,1%). Промышленность в целом, включая добывающую,
демонстрировала рост соответственно 4,4 и 8,2%. Из 10 отраслей, в которых отмечался
наибольший рост, каждая вторая относилась к числу особо ориентированных на инновации
или активных в отношении экспорта, а именно: автотранспортное машиностроение и авиастроение,
производство радио-, телевизионной техники, а также средств связи, электрогенерирующего,
электрораспределительного оборудования, медицинских, измерительных и оптических
приборов, техники автоматического регулирования и т.д. Строительство.
В этом секторе продолжилось падение производства. Так, в 2000 г. на 15,1% сократилось
число рабочих часов по сравнению с предшествующим годом. Число занятых в отрасли
продолжало сокращаться (-12,4%). Особенно велики потери при новом строительстве
(-16,2%), в 2001 г. эту негативную тенденцию также не удалось преодолеть.
Туризм. Благодаря приросту числа используемых гостиничных мест (6,7% против
1999 г.) Бранденбург в 2000 г. снова превысил средний показатель по стране. Около
3 млн туристов из ФРГ и из-за границы забронировали примерно 8,4 млн гостиничных
мест в бранденбургских гостиницах и пансионах (с числом мест более девяти), т.е.
каждый посетитель провел в среднем 2,8 дня в этой федеральной земле.
Содействие экономическому развитию
в Бранденбурге
Первым учреждением и лоцманом в сфере содействия экономическому развитию была
Wirtschaftsf`rderung Brandenburg GmbH (WFB). Эта организация утвердилась
не только как профессиональный консультант для сотен германских и зарубежных предприятий,
но и взяла на себя функцию посредника при контактах с государственными организациями
ФРГ и низовыми административными структурами, а также с потенциальными финансовыми
донорами. Благодаря посредничеству WFB потенциальные инвесторы получали,
с одной стороны, важную информацию о территориальном размещении объектов, их отраслевой
принадлежности и сфере деятельности, а с другой – необходимые лицензии, соответствующее
финансирование и содействие, вступали в контакт с нужными специалистами.
WFB всегда чутко реагировала на экономические требования земли Бранденбург;
в начале 90-х годов она содействовала размещению новых предприятий, затем сохранению
региональных промышленных центров и компаний. В последующие годы она стала обращать
внимание на фьючерсные рынки, создание экспортных линий и развитие кооперационных
связей между малыми и средними предприятиями ФРГ. Таблица
2
Основные экономические показатели, млрд евро*
Показатели | 1999 г.1 |
2000 г.1 | 2001 г.1 |
Валовая добавленная стиомость2 | 1838,32 |
1886,03 | 1920,60 |
Сельское и лесное хозяйство, рыболовство | 21,70 |
22,00 | 23,2 |
Производственная деятельность, кроме строительства | 453,09 |
477,33 | 483,77 |
Строительство | 100,64 | 95,92 |
90,96 |
Торговля, гостиничное хозяйство и транспорт | 321,85 |
333,05 | 342,71 |
Финансирование, аренда и услуги предприятий | 546,69 |
560,47 | 575,37 |
Государственные и частные услуги | 394,35 |
397,26 | 404,54 |
Валовой внутренний продукт2 | 1974,30 |
2025,50 | 2063,00 |
Потребительские расходы:
частные домохозяйства
частные некоммерческие организации
государство | 1527,96
1112,16
37,40
378,40 | 1567,30
1144,02
38,81
384,47 | 1611,28
1178,20
39,91
393,17 |
Валовые инвестиции в основной капитал:
оборудование
сооружения
прочие инвестиции | 426,04
159,35
245,29
21,40 | 438,09
174,80
240,62
22,67 | 417,81
167,22
226,97
23,62 |
Валовой национальный доход (валовой социальный продукт)2 |
1962,01 | 2017,86 |
2054,57 |
Сумма доходов домохозяйств | 1464,17 |
1505,81 | 1531,11 |
в т.ч. возмещение наемным работникам | 1058,29 |
1089,24 | 1109,74 |
Заработная плата брутто | 854,61 |
882,86 | 901,27 |
Ежемесячная заработная плата наемного работника, евро |
2090 | 2120 | 2160 |
Валовой внутренний продукт:
в ценах 1995 г. | 1911,10 |
1968,50 | 1979,60 |
Динамика ВВП в ценах 1995 г., % | 1,8 |
3,0 | 0,6 |
*По состоянию на 27 февраля 2002 г.
1Промежуточные данные
2В соответствующих ценах Важную роль в развитии экономики
федеральной земли Бранденбург до 2000 г. сыграли также Technologie- und Innovations-Agentur
Brandenburg GmbH (TINA), Brandenburgische Energiespar-Agentur GmbH (BEA).
К сожалению, привлекать крупных инвесторов все сложнее. Это объясняется тем, что,
во-первых, объем крупных инвестиций не наращивается и в международном плане,
во-вторых, острой проблемой становится конкуренция крупных инвестиций, возрастают
затраты на территориально-хозяйственный маркетинг. Например, чтобы добиться инвестиций
в обрабатывающую промышленность, необходимо установить связь с неменее 15 потенциальными
инвесторами и в течение более чем двух лет находиться под их пристальным наблюдением.
Тем не менее в 2000 г. удалось реализовать 66 инвестиционных проектов, объем
которых составил 1,2 млрд марок ФРГ и благодаря которым создано 3,8 тыс. рабочих
мест. Средний объем капиталовложений в расчете на производственную единицу составил
примерно 18 млн марок. В 2000 г. функцию локомотива выполняла сфера услуг,
где было создано около 2,8 тыс. рабочих мест. Новые предприятия с более чем 100
новыми рабочими местами появились в Шведте, Франкфурте-на-Одере и Котбусе. Особый
рост отмечен в средствах массовой информации Бранденбурга, как ведущий центр германского
кино- и телевизионного производства выделялся Потсдам-Бабельсберг. Компания
ТINA выступает инициатором земельного инновационного и технологического развития.
Она способствует созданию хозяйственных структур, ориентированных в будущее, стабилизации
новых технологических компаний. Опекаемые фирмой предприятия это главным образом
мелкие и микропредприятия с числом работников не более десяти человек. Тем не менее
с помощью TINA появилось 199 новых рабочих мест в сфере передачи знаний и
технологий, содействия патентному делу, а также устройства на работу выпускников
высших учебных заведений. В целом объем инвестиций компании достиг 4,2 млн марок.
В рамках работы над проектами привлечены также внешние источники, которые расширили
возможности TINA и повысили эффективность земельных предприятий. В
последние годы удалось успешно осуществить ряд проектов, среди которых: •
программа обучения менеджменту на инновационных, технологически ориентированных
предприятиях, которая составлена с учетом опыта, накопленного в 1998-1999 гг., и
оценивалась на сумму 626,7 тыс. марок. Основной упор в проекте делался на мероприятия
по повышению уровня предпринимательства, воздействия на хозяйственные процессы и
качество продукции, выявление и устранение недостатков в стратегическом менеджменте,
коммерческой области, маркетинге и организации предприятия, а также вовлечение в
кооперационные конкурентные сети. • проект "ProMoTe – Project Monitoring Technique“,
который содействовал принятию решений при финансировании высокотехнологичных предприятий
и проектов. С его помощью бранденбургские предприятия смогли получить доступ к частному
и государственному рисковому капиталу. С начала 1998 г. компания TINA, опираясь
на проект "ProMоTe“, поддерживала более 75 проектов, из которых 33 в 2000 г.
Таблица 3
Новые инвестиции в обрабатывающую промышленность
Предприятия | Инвестиции,
млн марок ФРГ | Число созданных
рабочих мест |
Biodiesel Schwarzheide GmbH Iris Ceramica Deutschland GmbH Vetschau
Kunz Faserplattenwerk Baruth GmbH Sachsenring Lausitz GmbH Massen |
43,0 97,7 146,4 25,0 |
42 100 131 100 |
В последние годы укрепилось межрегиональное сотрудничество. Так, компания
TINA участвует в трех проектах ЕС по развитию инновационных стратегий в Польше,
Румынии и Венгрии и развивает сотрудничество с Центром технического сотрудничества
в г. Химки (Московская область). Третьей опорой в содействии экономическому
развитию на земельном уровне стала компания BEA, которая занимается некоммерческими
проектами. Она выступает партнером жилищных предприятий, коммун, промышленных и
промысловых предприятий, а также предприятий, осуществляющих централизованное теплоснабжение,
в качестве посредника между клиентами и инженерными организациями. При решении этих
задач компания тесно сотрудничает с торгово-промышленными палатами, предпринимательскими
союзами, потребительскими центрами, энергохозяйством и консультантами в области
энергетики. В лице BEA экономика Бранденбурга и его коммуны видят партнера,
который ставит своей целью эффективное использование энергии и развитие возобновляемых
источников энергии. При этом компания не идет на поводу у тех, кто предлагает энергоносители
и энерготехнологии, сохраняет нейтралитет в отношении политических институтов и
целевых групп.
Новые пути содействия
экономическому развитию
Начиная с 2001 г. земля Бранденбург осваивает новые пути в политике содействия
экономическому развитию. С созданием Zukunfts- Agentur Brandenburg (ZAB)
как единого агентства по оказанию услуг впервые в федеральной земле под одну крышу
сведены важнейшие учреждения этой сферы. Учреждая эту компанию, земельное правительство
стремилось сконцентрировать и сделать более прозрачными соответствующие услуги в
регионе. Именно так Бранденбург отреагировал на обострение конкуренции с другими
экономическими центрами в стране и на международном рынке. Средства содействия не
могут больше выполнять функцию основного двигателя, которым могли бы восторгаться
инвесторы и предприниматели. Все большее значение приобретает смешанная политика,
опирающаяся на жесткие и мягкие территориально-хозяйственные факторы. В этом смысле
земля Бранденбург вместе с ZAB как многоцелевым агентством служит позитивным
примером. “Мы содействуем развитию экономики” – лозунг, который провозглашает
ZukunftsAgentur. При этом на первый план выдвигаются две основные стратегические
задачи. Во-первых, агентство ZAB предоставляет в распоряжение инвесторов
соответствующие структуры по оказанию услуг. Во-вторых, оно прокладывает предприятиям
пути на выгодные для них межрегиональные и международные рынки. Территориально
ориентированная стратегия по привлечению новых инвесторов, с одной стороны, и содействие,
оказываемое местным предприятиям, – с другой, приобретают, таким образом, однонаправленность.
При этом создаваемые региональные центры и конкурентоспособные структуры поддерживают
развитие предприятий и дают важные импульсы хозяйственному обороту. Особая
роль в этом процессе принадлежит мелким и средним предприятиям как важной основе
бранденбургской экономики. Поэтому ZAB стремится к тому, чтобы внести эффективный
вклад в совершенствование здорового, самообеспечивающегося среднего бизнеса.
Подразделения, занимающиеся экономикой промышленности и инфраструктурой в рамках
ZukunftsAgentur Brandenburg GmbH, Инвестиционный банк земли Бранденбург
(ILB), а также Brandenburg Capital GmbH на основе договоров о сотрудничестве
работают под одной крышей с ZukunftsAgentur Brandenburg. Преимущество такого
союза в том, что клиент имеет дело с одним партнером, который сопровождает его начиная
с первого запроса о финансировании до реализации проекта. Партнером для мелких фирм
выступает менеджер проекта, для крупных предприятий или проектов создаются команды,
которые в состоянии предоставить комплексное консультирование или сопровождение.
Следовательно, Бранденбург становится для инвесторов и предпринимателей той федеральной
землей, где принимаются быстрые и квалифицированные решения, что во многих случаях
оказывается существенным конкурентным преимуществом. |